«Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании».
методическая разработка по зож (1 класс)
Работа была представлена на областной этап конкуса «Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Название конкурсной работы | «Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании». |
Автор (ФИО полностью) | Дашкина Зяйтюня Равиловна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории |
Телефоны автора | 8 9270925525 |
Должность | учитель начальных классов |
Место работы: школа, район | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области |
Адрес электронной почты | ziaytunia@eandex.ru _личная почта mousoh1srel почта школы |
Возраст учащихся | 7 -8 лет 1 класс |
Используемая часть программы «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания» | Первая часть программы «Разговор о правильном питании» |
Стаж работы в программе | 1год |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Характеристика основных видов деятельности ученика по теме |
1 | Знакомство с жителями «Страны Здоровья». | Познакомить учащихся с новым курсом |
2 | Если хочешь быть здоров. | Беседа « Как пища влияет на наше здоровье?». Дать информацию о важности правильного питания, необходимости заботиться о своем здоровье.
|
3 | Самые полезные продукты. | Сюжетно – ролевая игра «В магазине» Игра – соревнование «Кто больше назовёт полезных продуктов?» |
4 | Как правильно есть О. Емельянова «Курица в гостях у свиньи». | Составление синквейна «Правила питания». |
5 | Удивительное превращение пирожка. Э.Хогард «Мафин печёт пирог» |
Демонстрация «Что произошло с пирожком». |
6 | Вместе весело гулять | Игра «Прогулка по городу Здоровья» |
7 | Из чего варят кашу? Как сделать кашу вкусной? А.Тимофеевский «Богатырская каша» | Беседа «Почему на завтрак мы должны есть кашу?» Конкурс «Чем можно украсить кашу?». |
8 | Плох обед, когда хлеба нет. Белорусская народная сказка «Легкий хлеб» | Чтение сказки, составление меню обеда
|
9 | Плох обед, когда хлеба нет | Праздник « Хлеб – батюшка, водица — матушка.» |
10 | Время есть булочки. Рассказ «Молоко» И.Ревю | Беседа «Зачем нужен полдник и каким он должен быть?» Разгадать ребусы «Её величество молоко». Конкурс рисунков «Молоко и молочные продукты» |
11 | Пора ужинать. Чтение сказки-притчи «Принцесса яблонь» |
Работать с пословицей «Всякому нужен обед и ужин». |
12 | Где найти витамины зимой. Проект «Огород на подоконнике». | Посадить зелёный лук, проращенную пшеницу, укроп. Познакомить с разнообразием овощей, их полезными свойствами. |
13 | Веселые старты | Игра соревнование «Веселые старты» |
14 | На вкус и цвет товарищей нет. | Познакомиться с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов. Формировать практические навыки распознавания вкусовых качеств продуктов. Практическая работа «Какой вкус». |
15 | Как утолить жажду. Чтение стихотворения С.Олеговой Что такое вода? «О воде» Матвиенко И. | Обсуждение проблемного вопроса «Зачем мы пьём воду?» Формировать представления о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.
|
17 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Проект «Мой режим питания». | Выяснять, как зависит калорийность пищи от образа жизни. Получить представление о связи рациона питания и образа жизни. Игра «Меню спортсмена».
|
18 | Что помогает быть сильным и ловким | Чтение сказки Шульгиной Я. О. «Волшебный нос» |
19 | Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты. | Игра «Поле чудес» Конкурс загадок. Игра «Готовим запасы на зиму». |
20 | Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты. | Чтение и обсуждение сказки «про витамины и здоровье» И.Ревю |
21 | Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты. | Игра – путешествие по городу «Витаминия» Разгадывание кроссворда, отгадывание загадок |
22 | Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. | Игра- путешествие «Овощи и овощная зелень». Познакомить с разнообразием малознакомых и редко используемых овощей.
Творческая работа « Мой любимый фрукт». |
23 | Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. | Игра- путешествие «Овощи и овощная Творческая работа « Мой любимый фрукт». |
24 | Праздник здоровья | Веселые спортивные состязания |
Описание системы работы по программе
На сегодняшний главной и самой важной задачей современного общества является сохранение здоровья учащихся. Задача современного учителя - научить самого ребенка ответственно относиться к своему здоровью, развивать представления о правильном питании, формировать полезные навыки и привычки. Важную роль в реализации этой задачи играют использование образовательных, информационных, художественно-творческих технологий развивающих программ во внеурочной и воспитательной направлениях работы с учащимися начальных классов. Одной из них является программа "Разговор о правильном питании", разработанная в 1998 году специалистами Института возрастной физиологи Российской академии образования под руководством Безруких М.М., директора этого Института, академика РАО.
Я в 2017-2018 учебном году на основе раздела "Разговор о правильном питании» разработала систему внеурочных мероприятий для учащихся с использованием художественной литературы. Занятия строились в соответствии с основой программой, которая носила информационно-практическую направленность: формирование у учащихся школы 1 ступени правильных представлений о важности правильного, сбалансированного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья. Акцент в реализации работы строился в популяризации правильного питания, в умении выбирать правильную пищу. Я в ходе занятий я стараюсь избегать такого резкого деления, ведь при этом оценки, сделанные учителем в ходе занятия, могут противоречить традициям питания, сложившимся в семье. Конечно же нельзя школьнику говорить о вреде бутербродов с колбасой, если дома он обычно ест их на завтрак и ужин. И в этом мне на помощь пришла художественная литература. На своих занятиях я использую самые любимые учениками начальных классов сказки, стихотворения, басни, загадки. Через художественную литературу знакомство с обычными продуктами происходит в более нетрадиционном виде. При проведении занятий ребёнок является не только слушателем, но и участвует в театрализованных моментах, игровых формах, в проектной деятельности. Мои ученики любят выполнять практические задания. Большую помощь при выполнении таких заданий мне оказывают родители. Часто с детьми мы устраиваем уже игры – путешествия. Конечно, для учителя это большая предварительная работа. Чтобы дети сделали из игры правильные выводы нужно искать материал, тщательно продумывать каждую станцию готовить раздаточный и иллюстративный материал. Я считаю, что данная система внеурочных мероприятий как для учащихся, так и для родителей помогает проявить активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, умений организации меню школьника начальных классов, понятий о витаминном составе продуктов, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона..
Конспект занятия на тему «Принцесса яблонь» Л. Скребцовой
Цель: познакомить со сказкой – притчей «Принцесса яблонь» Л. Скребцовой, познакомить с полезными свойства яблок, сформировать желание питаться правильно.
Планируемые результаты: узнают о пользе яблок для организма, какие витамины есть в яблоках, научаться отличать сказку от притчи, выражать свое отношение к поступкам героев, правильно отвечать на вопросы учителя, совместно с родителями приготовят яблочный сок .
- Мотивация учебной деятельности
Здравствуйте ребята, уважаемые родители! Как всегда начинаем наше занятие со стихотворения И. Загоруйко
Если хочешь быть здоровым,
Не хандрить и не болеть,
Все проблемы эти в жизни,
Можно с честью одолеть!
Вкусной, правильной едою,
Что энергию несет,
Она дарит нам здоровье,
Силу, бодрость придает!
Так давайте впредь ребята,
С такой пищею дружить,
И тогда проблемы в жизни,
Будет проще пережить!
- Актуализация знаний и целеполагание.
Итак, мы продолжаем наш разговор о правильном питании. О чем пойдет речь вы узнаете из стихотворения. Пожалуйста, Мадина. (Читает подготовленный ученик)
«Летний сад»:
Как хорош он, летний сад, Фруктами всегда богат. Вишен стройных целый ряд –
Рубином ягоды горят. Рядом здесь растёт и слива, Плодами сочными красива. Груш и яблок аромат, Съесть одно бы каждый рад.
Кто догадался о чем мы будем говорить на нашем сегодняшнем занятии? Правильно о фруктах. О каком фрукте именно вы узнаете отгадав загадку
Загляни в осенний сад
Чудо-мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок.
Догадались о чем пойдет речь? Правильно о яблоках.
- Работа со сказкой. 1). Словарная работа Ребята, прежде чем начать читать сказку-притчу Л. Скребцовой «Принцесса яблонь» я хочу предложить поработать со словами, которые встретятся вам в тексте. Перед вами лежат листочки, на которых вы должны будете соединить слово с его значением
Диета | совещание нескольких ученых одной или различных специальностей |
Консилиум | Запеканка из крупы, мучных изделий, творога с фруктами, сладостями или иными приправами. Сухарный пудинг, яблочный пудинг |
Авитаминоз | Специально подобранный по количеству, химическому составу, калорийности и кулинарной обработке рацион питания; определенный режим питания |
Пудинг | Заболевание, вызванное резким недостатком витаминов в организме человека или животного. |
Джем | Сладкое студенистое кушанье из фруктовых соков, сливок, сметаны, приготовляемое с желатином. |
Желе | Густое варенье из фруктов или год, представлющее собой однородную массу Яблочный джем Фруктовый джем |
А теперь давайте проверим, что у вас получилось. И последнее что я хотела вам сказать это о значении слова притча. Притча- это краткий поучительный рассказ.
2) Чтение текста. Итак, сядьте поудобнее и подготовьтесь слушать сказку- притчу. (читает учитель).
3) Работа по тексту - Ребята, вам понравилась сказка? - Назовите главного героя сказки? - Какой сад был у принцессы? - Почему так сильно заболели король с королевой и все придворные? - Какую диету предложила маленькая принцесса, чтобы вылечить больных? - Чем оказались полезными яблоки? - Давайте вспомним, какую пользу принесли яблоки королевству. – Скажите мне пожалуйста, если очень долгое время питаться одними яблоками они могут принести вред? – Чему учит нас сказка?
4. Физкультминутка
Вот так яблоко, оно соку сладкого полно Руку протяните, яблоко сорвите Стал ветер веточку качать Трудно яблоко сорвать Подпрыгну, руку протяну, И быстро яблоко сорву.
5.Продолжение работы по теме урока. А теперь проведем конкурс рисунков. В следующем задании нам помогут наши мамы. К каждой группе подсаживаются мамы. Первая группа готовит яблочный сок и угощает всех, вторая группа демонстрирует яблочный джем и рассказывает процесс приготовления, третья- желе.
6. Итог занятия. Рефлексия. – Ребята, с какой сказкой мы познакомились на занятии? - Какие полезные витамины содержат яблоки?
Перед вами лежат яблоки красного, зеленого и желтого цветов. Вам нужно повесить их на нашу яблоню. Если у вас все получилось возьмите красное яблоко, если в чем-то сомневаетесь – зеленое, и если вам не понравилось наше занятие - желтое.
Литература:
1. Витамины / Под ред. Смирнова М. П.— М.: Медицина, 1974. 140 с.
2. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. О. Возрастная физиология. М., 2002, 414 с.
3. Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. М.: АВР, 1996. 556 с.
4. Ермакое Б. С. Лесные растения в вашем саду (плодово-ягодные деревья и кустарники / Справочное пособие. М.: Экология, 1992. 159 с.
5. Ладодо К. С., Отт В. Д., Фатеева Е. М. и др. Основы рационального питания детей. Киев, 1987. 256 с.
6. Лихарев В. С. Лекарства с огорода. Саратов: Детская книга, 1993. 352 с.
7. Надеждина Н. А. Во саду ли, в огороде... М.: Детская литература, 1972.
8. Ирис Ревю. Сказка про витамины и здоровье
9. Сборник А. Лопатина, Л.Скребцовой «Сказочный справочник Здоровья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».
Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы «Разговор о правильном питании» по формированию универсальных учебных действий у учащихся при работе с первой частью программы.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы «Разговор о правильном питании» по формированию универсальных учебных действий у учащихся при работе с первой часть...
Правила здорового питания. Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы "Разговор о правильном питании" по формированию универсальных учебных действий у учащихся
Данная разработка предназначена для учащихся 2 класса. Вместе со сказочными героями они совершают путешествие в город Здоровья. Учащиеся работают в группах, формулируют правила здорового питания и офо...
Роль культуры питания при формировании навыков здорового образа жизни в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»
Роль культуры здорового питания. Цели и задачи культуры здорового питания. Пути реализации программы для 1 - 4 классов...
«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»
Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью ц...
Паспорт методического конкурса «Реализация программы «Разговор о правильном питании» как направление воспитательной работы педагога».
Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 кл.Внеурочная деятельность "Разговор о правильном питании"Конспект занятия изучения нового материала на ...
Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании
Данная модель программы направлена на формирование у обучающихся сознательного отношения к собственному здоровью, полезных навыков и привычек, связанных с правильным питанием и здоровым образом жизни ...