Рабочая программа по внеурочной деятельности " Здоровячок" 1 класс
рабочая программа по зож (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Здоровячок" 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Капыревщинская средняя школа

                                       

 

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом                                                

Протокол

от  30 .08. 2016г.№  1

УТВЕРЖДЕНО:

Директор школы __________Н.С.Потягова

Приказ от   __________№  ____

               

                                         Рабочая программа

                               по внеурочной деятельности

                                           «Здоровичок»

                                               1 класс

                 Направление «Спортивно- оздоровительное »

                                 2016 –2017 учебный год

Учитель: Коршункова Дина Яковлевна

Квалификационная категория: первая

Рассмотрено на заседании ММО учителей  начальных классов  

Протокол  от « 29 »  августа   2016 г   № 1

Руководитель ММО _________( Ларченкова И.В.)

                                    Капыревщина 2016 год

1.Пояснительная записка  

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровичок»      для  1 класса  на 2016-2017 учебный год составлена на основе   Федерального государственного образова-тельного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  планируемых результатов начального общего образования и авторской программы  Л.А. Обуховой «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» для 1-4 классов,    и соответствует образовательной программе МБОУ Капыревщинской СШ для начальной школы.

       Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, актуальная задача современного образования. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важнейший показатель его личного успеха. Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье. Необходимо проведение уроков здоровья, на которых следует закладывать гигиенические навыки, негативное отношение к вредным привычкам, обучать навыкам правильной организации режима.

Общие цели и задачи

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровичок» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:  

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

  1. Формирование:
  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития; формировать у учащихся  необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у учащихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  1. Обучение:
  • осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

упражнениям сохранения зрения  

        Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному  направлению «Здоровичок» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 1 класса и рассчитана на проведение  1 часа в неделю, 33 часа в год, Продолжительность занятий в 1 классе 35минут. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ Капыревщинской СШ  на 2016/2017  учебный год и календарным учебным графиком. Срок реализации программы : 1 учебный год.

                           

                                  Список  учебно - методической литературы  

  1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2010  Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
  2. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2011 г. - / Мастерская учителя.
  3. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2011 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
  4. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2010. - 85 с.
  5. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
  6. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2011. – 124 c.
  7. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2012 г. – / Мастерская учителя.
  8.  Обухова Л.А. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. М.: ВАКО, 2011 г.

                          2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности  

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей и значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются предметные, метапредметные (регулятивные, познавательные,

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровичок»  является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровичок» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

   3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.  

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов , которые распределяются по трем уровням.

В 1 классе  происходит освоение только первого уровня воспитательных результатов.

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

Формы и средства контроля

-Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

-Тест

                3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.  

п/п

Тематический блок,раздел курса

Основное содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации занятий

Основные виды учебной деятельности

Количество часов

1

 Введение.  Вот мы и в школе.

Тема 1.    Дорога к доброму здоровью. 

Тема 2.     Здоровье в порядке - спасибо зарядке.

Тема 3.     В гостях у Мойдодыра.

                 

Тема 4.  Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» Текущий контроль знаний- круглый стол

Коллективная

Просмотр презентаций, кукольного спектакля, выполнение рисунков к произведению Чуковского.

Откуда берутся грязнули? (игра-путешествие) Праздник чистоты.

Понимание важности здоровья для человека.

Анализ игровой ситуации, стадии мытья и вытирания рук, оздоровительная минутка. Проведение  сравнений, выбор правильного ответа.

4

2.

                                      

Питание и здоровье

Тема 1.    Витаминная тарелка на каждый день.

Тема 2.   Культура питания.

Тема 3.   Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться)

Тема 4.   Как и чем мы питаемся

Тема 5.    Красный, жёлтый, зелёный. (Текущий контроль знаний- викторина)

Коллективная  

Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» . Практическая работа «Сервировка стола»,  просмотр спектакля Ю.Тувима «Овощи» Беседа: «Поговорим о пище» Экскурсия в столовую. Конкурс рисунков  «Кухня моей семьи» Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой- экскурс в историю.

Использование

основных

представлений о

режиме питания, о

значении питания для

человека.

Обобщение и

систематизация знаний

о здоровой пище.

5

3.

 Моё здоровье в моих руках

Тема 1. Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим.

Тема 2.Полезные и вредные продукты.

Тема 3. Кукольный театр. Стихотворение «Ручеёк»

Тема 4. Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек».

Тема 5. Как обезопасить свою жизнь.

Тема 6.День здоровья «Мы болезнь победим, быть здоровыми хотим».

Тема 7. В здоровом теле здоровый дух.  Текущий контроль знаний(Викторина)

Коллективная

Просмотр  спектакля кукольного театра. Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек». Разучивание    комплекса физических упражнений

Составление  режима дня.

Спортивные мероприятия

Сообщения о лекарственных растениях нашего края

Обсуждение условий

жизни, влияющих на

здоровье.

Знакомство с

поведением в ходе

проведения экскурсии.

Моделирование

(составление маршрута

экскурсии).

7

4.

   Я в школе и дома

 

Тема 1. Мой внешний вид - залог здоровья . 

Тема 2. Зрение – это сила

Тема 3. Осанка – это красиво

Тема 4. Весёлые переменки

Тема 5. Здоровье и домашние задания

Тема 6Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим. Текущий контроль знаний.

 

Коллективная/индивидуальная

 Весёлые переменки. Беседы: «Зрение – это сила . Осанка – это красиво» Составление алгоритма умывания.

Практическая работа: «Приемы проверки внимания и памяти»  Беседа: «Полезные и вредные привычки.»Подвижные игры.

Рассуждения об  условиях

жизни, влияющих на

здоровье.

Знакомство и

применение основных

правил личной

гигиены.

6

5.

Чтоб забыть про докторов

Тема 1. Хочу остаться здоровым

Тема 2. Вкусные и полезные вкусности

Тема 3. День здоровья  «Как хорошо      здоровым быть»

Тема 4.«Как сохранять и укреплять свое здоровье». Текущий контроль знаний- круглый стол

 

Коллективная/индивидуальная

Комплекс физических упражнений. Практикум «Витамины нашего сада и огорода». Составление режима дня

Разучивание подвижных  игр.    Почему полезно есть рыбу.  Рыба и рыбные  блюда. Спортивные  эстафеты. Практическая работа: Измерение пульса. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах.

Обсуждение условий

жизни, влияющих на

здоровье. анализ ситуаций

4

6.

Я и мое ближайшее окружение

Тема 1 Моё настроение. Передай улыбку по кругу.  

Тема 2. Вредные и полезные привычки.

Тема 3.        Я б в спасатели пошел”. Текущий контроль знаний- ролевая игра

Коллективная/индивидуальная

Выставка рисунков «Моё настроение»

Просмотр презентации: «Полезные и вредные привычки.» Беседа: «Будем делать хорошо и не будем плохо»

 Подбор пословиц. Ролевая игра.

Установление

признаков сходства и

отличия людей друг от

друга.

Обсуждение проблем

,связанных с

взаимоотношениями

между людьми.

3

7.

 Вот и стали мы на год взрослей

Тема 1.        Опасности летом (просмотр видео фильма)

Тема 2.Первая доврачебная помощь

Тема 3 .       Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»

Тема 4 .       Чему мы научились за год. Итоговый контроль знаний- тест.

Коллективная/индивидуальная

Опасности летом (просмотр видео фильма) Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»

Первая доврачебная помощь в летний период. Сюжетно-ролевые игры «Умеем ли мы правильно питаться» и  «Я выбираю кашу»

День здоровья – праздничная программа

Проведение сравнений,

выбор правильного

ответа.

Работа с источниками

информации.

Обсуждение проблем,

связанных с

безопасностью в своём

доме, на дороге, на

водоёмах, при общении

с незнакомыми

людьми.

Моделирование опасностей

4

Итого:

33

4.Тематическое планирование

№ п/п

            Тема раздела

Всего,

час.

I

Введение  «Вот мы и в школе».

4

II

Питание и здоровье

5

III

Моё здоровье в моих руках

7

IV

Я в школе и дома

6

V

Чтоб забыть про докторов

4

VI

Я и моё ближайшее окружение

3

VII

«Вот и стали мы на год  взрослей»

4

Итого: 

33

5. Календарно – тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Всего,

час.

Дата по плану

 Дата факт.

I

Введение  «Вот мы и в школе».

4

1.1

Дорога к доброму здоровью

1

1.2

Здоровье в порядке- спасибо зарядке

1

1.3

В гостях у Мойдодыра

Кукольный спектакль         

К. Чуковский «Мойдодыр»

1

1.4

Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»

1

II

Питание и здоровье

5

2.1

Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»

1

2.2

Культура питания

Приглашаем к чаю

1

2.3

Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться)

1

2.4

Как и чем мы питаемся

2.5

Красный, жёлтый, зелёный

1

III

Моё здоровье в моих руках

7

3.1

Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим

1

3.2

Полезные и вредные продукты.

1

3.3

Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»

1

3.4

Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»

1

3.5

Как обезопасить свою жизнь

1

3.6

День здоровья

 «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим»

1

3.7

 В здоровом теле здоровый дух

1

IV

Я в школе и дома

6

4.1

Мой внешний вид –залог здоровья

1

4.2

Зрение – это сила

1

4.3

Осанка – это красиво

1

4.4

Весёлые переменки

1

4.5

Здоровье и домашние задания

1

4.6

Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим

1

V

Чтоб забыть про докторов

4

5.1

“Хочу остаться здоровым”.

1

 5.2

Вкусные и полезные вкусности

1

 5.3

День здоровья

 «Как хорошо      здоровым быть»

1

 5.4

 «Как сохранять и укреплять свое здоровье»

1

VI

Я и моё ближайшее окружение

3

6.1

Моё настроение Передай улыбку по кругу.  Выставка рисунков «Моё настроение»

1

6.2

Вредные и полезные привычки

1

6.3

“Я б в спасатели пошел”

1

VII

«Вот и стали мы на год  взрослей»

4

7.1

Опасности летом (просмотр видео фильма)

1

7.2

Первая доврачебная помощь

1

7.3

Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»

1

7.4

Чему мы научились за год.  Диагностическая работа

1

Итого: 

33

                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ

Тестовый материал

1 класс    Тест «Правильно ли Вы питаетесь?»

1.        Как часто в течение дня Вы питаетесь?

а)        Три раза в день.

б)        Два раза.

в)        Один раз.

2.        Всегда ли Вы завтракаете?

а)        Всегда.

б)        Не всегда.

в)        Никогда.

3.        Из чего состоит Ваш завтрак?

а)        Каша и чай.

б)        Мясное блюдо и чай.

в)        Чай.

4.        Часто ли Вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом
ужином?

а)        Никогда.

б)        Один-два раза в день.

в)        Три раза и более.

5.        Как часто Вы едите овощи, фрукты, салаты?

а)        Три раза в день.

б)        Один-два раза в день.

в)        Два-три раза в неделю.

6.        Как часто Вы едите жареную пищу?

а)        Один раз в неделю.

б)        Три-четыре раза в неделю.

в)        Каждый день.

7.        Как часто Вы едите выпечку?

а)        Один раз в неделю.

б)        Три-четыре раза в неделю.

в)        Каждый день.        

8.        Что Вы намазываете на хлеб?

а)        Маргарин.

б)        Масло с маргарином.

в)        Только масло.

9.        Сколько раз в неделю Вы едите рыбу?

а)        Три-четыре раза.

б)        Один-два раза.

в)        Один раз и реже.

10.        Как часто Вы едите хлебобулочные изделия?

а)        Менее трёх раз в неделю.

б)        От 3 до 6 раз в неделю.

в)        За каждой едой.

11.        Сколько чашек чая или кофе выпиваете за день?

а)        Одну-две.

б)        От трёх до пяти.

в)        Шесть и более.

12.        Прежде чем приступить к употреблению в пищу мясного блюда, с
мяса нужно:

а)        убрать весь жир;

б)        убрать часть жира;

в)        оставить весь жир.

Ключ: а - 2 балла, 6-1 балл, в - 0 баллов.

Подсчитайте сумму баллов. Если Вы набрали:

0-13 баллов - будьте внимательны, есть опасность для здоровья;

14 -17 баллов - надо улучшить питание;

18 - 24 балла - отличный режим и качество питания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...