"Формирование ценности здоровья, как главный аспект профилактики ЗОЖ"
статья по зож
Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в начальной школе, т.к. именно в ней ребёнок получает базовые знания многих наук, в том числе и о своём организме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование ценности здоровья,
как главный аспект профилактики ЗОЖ.
Проблема формирования культуры здоровья и основ ЗОЖ особо актуальна для младшего школьного возраста, поскольку в этот период происходит становление собственной программы жизнедеятельности.
Сегодня школа является главным звеном в формировании общей культуры и культуры здоровья человека, так как именно через школу проходит все население страны.
Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в начальной школе, т.к. именно в ней ребенок получает базовые знания многих наук, в том числе и о своем организме. На этом этапе происходит понимание и принимание ребенком ценности здорового образа жизни.
Здоровье наших детей необходимо беречь. Поэтому формирование культуры здоровья и основ ЗОЖ у младших школьников необходимо.
В своей работе я исхожу из предположения, что деятельность воспитателя по формированию культуры здоровья ЗОЖ будет наиболее эффективной, а здоровье детей будет крепким, если при проведении внеклассных мероприятий используются здоровьесберегающие приемы и средства.
Задачи:
∙ Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
∙ Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
∙ Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
∙ Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
∙ Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
∙ Дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
∙ Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
∙ Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
∙ Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
∙ Сформировать представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
∙ Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Основными компонентами здорового образа жизни являются:
∙ оптимальный двигательный режим;
∙ тренировка иммунитета и закаливание;
∙ рациональное питание;
∙ психофизиологическая регуляция;
∙ рациональная организация жизнедеятельности (рациональный режим жизни);
∙ отсутствие вредных привычек;
∙ валеологическое самообразование.
Существует несколько направлений формирования ЗОЖ: физкультурно-оздоровительное, реабилитационно-профилактическое, общегигиеническое, культурно-просветительное.
Считаю, что суть физкультурно-оздоровительного направления – в признании огромного значения для здоровья двигательной активности а, реабилитационно-профилактическое направление предполагает понимание и умение востонавливать здоровье после болезни, предупреждать ее возобновление и осложнения.
Цель культурно – просветительного направления – доказать, что посещение различных учреждений культуры, получение дополнительного образования отучают школьников от множества негативных привычек, наносящих непоправимый вред здоровью.
Думаю, что именно в младшем школьном возрасте реализация общегигиенического направления ЗОЖ: включает школьников в гигиеническое обучение и воспитание школьников в семье и школе, показывает престиж здоровья, формирует привычки и навыки ЗОЖ.
Здоровый образ жизни детей имеет прямую зависимость от той среды, в которой он находится, а это, как правило, семья и школа. В семье дети самостоятельны, активны, проявляют большую инициативу к осуществлению здоровьесберегающих действий, но взрослые не всегда обладают достаточным опытом и знаниями для решения проблем, связанных со здоровьем. Именно поэтому необходимо построение воспитательного процесса таким образом, что обе его стороны – школа и семья – активны, деятельны.
Статистика показывает что, одна из самых частых причин пропусков занятий – простуда.
Поэтому я знакомлю ребят и их родителей с простыми закаливающими процедурами. Если погода позволяет, то проводим оздоровительные прогулки и динамические паузы на свежем воздухе. Закаливание не только оздоравливает, но и способствует выработке у них силы воли, решительности.
Развиваю интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
Чтобы сформировать у детей культуру здоровья, нужно рассматривать не только физиологический, но и психологический, нравственный аспект здоровья.
Можно выделить следующие критерии сформированности культуры здорового образа жизни: отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности; наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения; сформированность гигиенических навыков и привычек; наличие физической и умственной активности; умение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Забота о здоровье и его укрепление – естественная потребность культурного человека.
Свою деятельность я строю так, чтобы донести до детей, что для того чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни. Забота о здоровье и его укрепление – естественная потребность культурного человека.
В своей работе я использую элементы из методик профессора В.Ф Базарного. Включаю в уроки динамические паузы с активизацией рецепторов стопы ног с помощью индивидуальных ковриков для ног, тропы здоровья, профилактику близорукости с помощью простейших офтальмотренажёров, расширение зрительно-двигательной активности – проведение физминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве или движущихся ориентиров. Разнообразие дыхательных гимнастик в сочетании с детскими шутливыми стишками, которые читают с интонацией грусти, испуга, радости приносит пользу и снимает психологическое напряжение, движение по классу со сменой направления, изображения различных животных развивает фантазию. Стараюсь разнообразить динамические паузы, для того, чтобы они не стали формальными, и дети каждый раз ждут, какое будет задание на этот раз. Это:
- упражнения для формирования правильной осанки;
- упражнения для укрепления зрения;
- упражнения для укрепления мышц кистей рук;
- упражнения для укрепления «мышечного корсета»;
- релаксационные упражнения для мимики лица (И.В.Чупаха);
- упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;
- массаж специальных точек на лице для профилактики простудных заболеваний.
Таким образом, формирование культуры ЗОЖ – это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья, изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья привычек, овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести ЗОЖ, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными. Дети узнав о том как необходимо заботиться о своем здоровье постепенно начинают придерживаться необходимых основ здорового образа жизни.
Заключение
Известно, что вода и камень точит, следовательно, при создании образовательной среды направленной на единую цель возможно сформировать у учащихся школы ценностное отношение к своему здоровью. Данная образовательная среда может быть ориентирована на физиолого-психологические особенности развития ребенка, то есть обучение должно быть доступным, научным, содержать игровые и познавательные ситуации с созданием заданий направленных на субъективную оценку личности и деятельности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках по физической культуре как средство достижения личностных результатов, реализующая интеграцию начальной и основной ступени образования в условиях внедрения ФГОС»
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех ...
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни как одна из задач воспитывающей среды образовательного учреждения
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни как одна из задач воспитывающей среды образовательного учреждения ...
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ УРОКОВ МОРДОВСКОГО (МОКША) ЯЗЫКА
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ УРОКОВ МОРДОВСКОГО (МОКША) ЯЗЫКА"...
Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни, как направление сохранения и улучшения здоровья воспитанников специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида ,
Подпрограмма воспитания здорового образа жизни "Здоровье"...
“Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в начальной школе”.
Целью данной работы является изучение принципов и составляющих здорового образа жизни, а также переосмысление с...
Принципы и направления работы учителя начальных классов по формированию ценности здоровья у детей.
Работа учителя начальных классов по формированию ценности здоровья у младших школьников должна представлять собой целенаправленную и системную деятельность, строящуюся на основе прогаммы воспитания об...
Статья из сборника методических материалов "Модель формирования ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса и её методическое обеспечение." Региональная инновационная площадка. ГБОУ школа-интернат № 49. Санкт-Петербург 2016 г.
Статья "Здоровьесозидающий потенциал учебной исследовательской деятельности в начальной школе"....