“Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в начальной школе”.
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Целью данной работы является изучение принципов и составляющих здорового образа жизни, а также переосмысление собственного опыта на основе полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zozh_.doc | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
Целью данной работы является изучение принципов и составляющих здорового образа жизни, а также переосмысление собственного опыта на основе полученных знаний.
“Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
в начальной школе”.
Сапунова Татьяна Валерьевна
учитель начальных классов,
председатель методического объединения
ГБОУ СОШ № 172
Введение
В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признают его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которых является здоровье человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.
Целью данной работы является углубленное изучение принципов и составляющих здорового образа жизни, а также переосмысление собственного опыта на основе полученных знаний.
Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 “Закона об образовании”.
Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов резко снизился по сравнению с 70-80ми годами.
Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутри школьных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д.
Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке.
Приведение этих условий в соответствии с санитарными нормами и правилами абсолютно необходимо. Однако педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только созданием экологической комфортности образовательной среды. Непременным условием также является обеспечение определённого уровня валеологической грамотности детей, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни.
Одним из основных источников психологического, психического, а затем и физического здоровья детей является применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода к обучению школьников.
Теоретический раздел
Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье:
“Здоровье необходимо. Это базис счастья… Добыть здоровье проще, чем счастье.
Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю…
Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.
Здоровье состоит из нескольких компонентов:
Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.
Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.
Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.
Ребенка можно назвать здоровым, если он:
В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
В нравственном плане – честен, самокритичен,
В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Сам термин “здоровье” рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова).
В последнее время часто упоминается и социальное благополучие, потому что перемены, произошедшие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Ребенок-это барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Как никогда, остается актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего детства.
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Таким образом, все используемые на уроке учителем технологии, педагогические приемы могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье учащихся.
Задачи школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков. Для этого совершенно недостаточно теоретических знаний, получаемых учениками в рамках школьной программы. Основная цель работы учителя в данном направлении - воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни и его принципы.
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы.
Образ жизни должен меняться с возрастом, он должен быть обеспечен энергетически, предполагать укрепление здоровья, иметь свой распорядок и ритм.
В биологических принципах ЗОЖ необходимо отметить: питание, солнечный свет, тепло, двигательная активность, уединение и даже игры (преимущественно в детстве). Но человек разумен. Он живет в обществе (в социуме) и для его образа жизни недостаточно одних биологических принципов.
К социальным принципам здорового образа жизни относятся:
-эстетичность;
-нравственность;
-присутствие волевого начала;
-способность к самоограничению.
Эстетика ЗОЖ.
Эстетика (от греческого чувствующий, чувственный) – это наука о прекрасном.
Эстетическое воспитание – это высшая форма человеческого воспитания, в основе которого лежит искусство, понятие о красоте.
Нравственность ЗОЖ.
Нравственность – это особая форма индивидуального сознания, определяющая принципы межличностных отношений, один из основных способов регулирования действия человека в обществе.
Присутствие волевого начала и способность к самоограничению говорят сами за себя.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие:
-отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);
-рациональное питание;
-оптимальный двигательный режим;
-закаливание организма;
-личная гигиена;
-положительные эмоции.
Школа должна способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни.
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
-воспитание культуры поведения;
-физическая культура;
-учебно-воспитательная работа;
-работа с родителями;
-лечебно-профилактические мероприятия;
-оздоровительные мероприятия.
Практический раздел
В нашей школе мною и моими коллегами проводится следующая работа по формированию здорового образа жизни:
Воспитание культуры поведения:
Гигиена тела;
Культура питания;
Культура общения;
Воспитание нравственности;
Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.
Для проведения занятий мы привлекаем медицинских работников ( гигиена тела), специалистов Детско-юношеского лектория ( цикл бесед по культуре общения и воспитанию нравственности), психолога ( умение оценивать поступки людей).
Физическая культура и спорт:
Дни здоровья;
Занятия в спортивных секциях;
Участие в спартакиадах и соревнованиях, знакомство с различными видами спорта;
Встречи со спортсменами.
Работа с родителями:
Совместная систематическая работа школы и семьи;
Физкультурные праздники “Папа, мама, я – спортивная семья!”;
Родительские собрания, беседы, лекции;
Дни открытых дверей, полная информация о развитии ребёнка.
Учебно-воспитательная работа:
1. Через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ):
Профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;
Простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);
Привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, использование носового платка при чихании, кашле и т.д.).
2. Через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:
Физкультминутки во время занятий;
Проветривание и влажная уборка помещений;
Аромотерапия, витаминотерапия;
Функциональная музыка;
Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.
Помимо всего вышеизложенного, хочу обратить особое внимание на роль личности учителя в формировании ценности здоровья младших школьников. Одним из важнейших факторов является личный пример классного руководителя.
Посещая спортзал регулярно 2-3 раза в неделю, я использую полученные знания во время работы с детьми. Информация о правильном дыхании и питании , осанке, множество интересных упражнений , опробованных мною на занятиях йоги и др., -все это помогает мне на практике ощутить пользу ЗОЖ и поделиться знаниями с моими учениками. Для детей очень важна информация “из первых рук”, дети с интересом вникают в примеры из жизни, и это служит для них дополнительным стимулом к освоению новых упражнений
( упражнения на релаксацию, концентрацию внимания, тренировка зрения ) и формированию ЗОЖ.
Я регулярно провожу анкетирование детей, с 1 по 4 класс отслеживая их мнение по поводу собственного здоровья, уровня тревожности, отношения к вредным привычкам и пр. Эти анкеты позволяют наблюдать и корректировать процесс изменения мировоззрения детей на протяжении всего обучения в начальной школе. На родительских собраниях мы в доброжелательной обстановке обсуждаем результаты анкет вместе с родителями. После нескольких обсуждений родители изъявили желание подготовить и провести цикл классных часов, чтобы поделиться с детьми своими профессиональными знаниями в области здоровья ( мама - медсестра, папа - спортсмен ). Привлечение родителей к участию в школьных мероприятиях дает детям дополнительную мотивацию для формирования ценности здоровья.
Далее в качестве примера я привожу результаты анкетирования в моем классе , кроме того, прилагаю общие результаты по начальной школе, обобщенные мною как председателем методического объединения учителей начальных классов.
Самооценка школьных ситуаций
( оценка тревожности)
Инструкция для ребенка :
-оцени каждую ситуацию в баллах , в зависимости от того, насколько она может вызвать у тебя тревогу ( 0 – не волнует, 1 – слабо волнует, 2 – очень волнует).
1.Ответ у доски
2.Разговор с директором или завучем
3.Учитель раздумывает – кого спросить
4.Тебя критикуют, в чем-то упрекают
5.Выполнение контрольной работы
6.Учитель называет оценки за контрольную работу
7.Ожидание родителей после родительского собрания или после беседы с учителем
8.Участие в соревнованиях и конкурсах
9.Непонимание объяснений учителя
10.Неожиданный вопрос учителя
11.Не получается домашнее задание
12.Принятие важного, ответственного решения.
Самооценка школьных ситуаций
Результаты анкетирования (1 класс, ГБОУ СОШ № 172)
Фамилии учащихся не указаны по этическим причинам | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | |
2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | |
1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | |
1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | |
1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
1 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | |
1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | |
0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 1 | |
1 | 2 | 1 | 0 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 0 | 2 | |
1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 | |
1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | |
0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | |
2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | |
1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 2 | 0 | |
2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 2 | 2 | 0 | 2 | |
1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | |
0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | |
0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | |
1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 2 | 2 | |
Итого | 23 | 36 | 15 | 22 | 18 | 24 | 19 | 16 | 33 | 19 | 12 | 23 |
Выводы :
- больше всего первоклассники тревожатся по поводу беседы с директором или завучем ( 36 баллов), кроме того, их волнует непонимание объяснений учителя ( 33 балла), что говорит о нацеленности на учебу;
-менее всего их волнует выполнение домашнего задания ( в первом классе вообще практически нет д/з) ;
-раздумья учителя - кого спросить также не тревожат детей, как и участие в конкурсах и соревнованиях.
Самооценка школьных ситуаций
Результаты анкетирования учащихся начальных классов ГБОУ СОШ № 172
Вопросы (баллы от 0 до 2 в зависимости от степени тревожности):
1.ответ у доски
2.разговор с директором или завучем
3.учитель раздумывает- кого спросить
4.тебе критикуют, в чем-то упрекают
5.выполнение контрольной работы
6.учитель называет оценки за контрольную работу
7.ожидание родителей после собрания или после беседы с учителем
8.участие в соревнованиях и конкурсах
9.непонимание объяснений учителя
10.неожиданный вопрос учителя
11.не получается д/з
12.принятие важного, ответственного решения
Вопросы | 1а | 1б | 2а | 2б | 2в | 3а | 3б | 3в | 4а | 4б | 4в |
1 | 23 | 15 | 11 | 25 | 9 | 17 | 10 | 25 | 15 | 13 | 19 |
2 | 36 | 26 | 31 | 21 | 21 | 32 | 19 | 45 | 25 | 15 | 36 |
3 | 15 | 20 | 10 | 24 | 9 | 13 | 9 | 36 | 16 | 11 | 16 |
4 | 22 | 22 | 27 | 32 | 27 | 18 | 15 | 27 | 27 | 20 | 13 |
5 | 18 | 19 | 26 | 36 | 20 | 25 | 12 | 33 | 22 | 23 | 31 |
6 | 24 | 22 | 32 | 29 | 17 | 30 | 19 | 38 | 27 | 28 | 30 |
7 | 19 | 26 | 19 | 26 | 16 | 18 | 14 | 25 | 17 | 13 | 22 |
8 | 16 | 19 | 21 | 19 | 13 | 20 | 12 | 21 | 17 | 17 | 18 |
9 | 33 | 24 | 26 | 25 | 23 | 24 | 10 | 28 | 17 | 23 | 28 |
10 | 19 | 15 | 22 | 24 | 24 | 27 | 14 | 29 | 19 | 19 | 27 |
11 | 12 | 24 | 23 | 33 | 17 | 22 | 12 | 22 | 22 | 16 | 30 |
12 | 23 | 25 | 21 | 29 | 22 | 27 | 16 | 34 | 24 | 21 | 37 |
итого | 260 | 257 | 269 | 323 | 218 | 273 | 162 | 363 | 248 | 219 | 307 |
Количество детей | 28 | 22 | 22 | 22 | 18 | 19 | 15 | 25 | 21 | 20 | 22 |
Коэффициент тревожности (количество баллов разде лить на кол. детей) | 9 | 12 | 12 | 15 | 12 | 14 | 11 | 14 | 12 | 11 | 14 |
Результаты анкетирования учащихся начальных классов
Первоклассники обоих классов больше всего тревожатся по поводу беседы с директором или завучем ( 1 «а» - 36 баллов, 1 «б» – 26 ) . Это дети самого младшего школьного возраста, они лично не знакомы с администрацией и не представляют себе этого общения. Кроме того, их волнует непонимание объяснений учителя (1 «а» - 33 балла, 1 «б» – 24 ) , что говорит о нацеленности на учебу. У учеников 1 «б» класса вызывает тревогу ожидание родителей после собрания (высок авторитет родителей и их влияние на детей).
Менее всего учеников данного возраста волнует выполнение домашнего задания ( в первом классе вообще практически нет д/з) .Раздумья учителя -кого спросить также не тревожат детей, как и участие в конкурсах и соревнованиях.
Анкеты второклассников показали, что для большинства детей самыми волнительными ситуациями оказались :
-разговор с администрацией;
-учитель называет оценку за к/р.
Также вызывает тревогу критика и замечания в свой адрес, непонимание объяснений учителя и выполнение д/з, когда оно не получается. Слабо волнует ожидание родителей после собрания, участие в соревнованиях. Дети не боятся работать и отвечать у доски, что говорит об ситуации комфортности на уроках.
Анкеты третьеклассников показали следующее: наибольшие переживания вызывает неопределенность в ситуации: предполагаемая беседа с администрацией, ожидание – кого спросит учитель, неожиданный вопрос учителя.
Сильные переживания вызывает публичное оценивание учащихся : ответ у доски, критика. Анкета показала, что дети боятся плохо справиться с жизненными трудностями, недооценивают свои возможности и способности. Их эмоциональный фон сильно зависит от одобрения или неодобрения со стороны окружающих. Часто дети ориентируются на мнение группы, нуждаются в поддержке.
Четвероклассники в своих анкетах выразили следующее : дети переживают из-за оценок за контрольные работы, волнение присутствует и при написании контрольных работ. По мнению учителей, дети редко переспрашивают, если что-то не поняли на уроке, а результаты анкеты демонстрируют тревожность по этому поводу. Значит, следует обратить внимание на то, что ученики стесняются, боясь показаться глупыми.
Многие ребята тревожатся по поводу принятия важного решения; дети этого возраста уже понимают свою ответственность за поступки.
В каждом классе есть дети с высоким коэффициентом тревожности, который обусловлен не влиянием школьной обстановки, а сформировался в семье, стал чертой характера. Классным руководителям следует уделять особое внимание таким ученикам.
Анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья
Результаты анкетирования в 1 классе, ГБОУ СОШ № 172
1.Помогает ли тебе школа заботиться о своем здоровье ?
да 19
нет -
затрудняюсь ответить 6
2.Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках ?
безразличие 4
заинтересованность 14
усталость 8
сосредоточенность 13
беспокойство 4
3.Как, по-твоему, влияют учителя на твое здоровье ?
заботятся о моем здоровье 19
наносят вред здоровью методами преподавания -
подают хороший пример 13
учат – как беречь здоровье 14
им безразлично мое здоровье -
4.Помогли ли тебе занятия в школе создать полезный для здоровья образ жизни ?
да 19
нет 1
затрудняюсь ответить 5
5.Как вся обстановка в школе влияет, по-твоему, на твое здоровье ?
не оказывает никакого влияния 7
плохо влияет -
хорошо влияет 14
затрудняюсь ответить 4
Выводы:
- большинство ответов положительные, однако учителю следует обязательно обратить внимание на типичные состояния детей на уроках: усталость, безразличие и беспокойство
(они не доминируют, но присутствуют).
Самооценка школьниками факторов риска ухудшения здоровья
Результаты анкетирования учащихся начальных классов ГБОУ СОШ № 172
1.Помогает ли тебе школа заботиться о своем здоровье? Да | 136 |
Нет | 20 |
Затрудняюсь ответить | 43 |
2.Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках? Безразличие | 7 |
Заинтересованность | 76 |
Усталость | 21 |
Сосредоточенность | 49 |
Беспокойство | 34 |
3.Как, по-твоему, учителя влияют на твое здоровье? Заботятся о моем здоровье | 87 |
Наносят вред своими методами преподавания | 3 |
Подают хороший пример | 55 |
Учат-как беречь здоровье | 61 |
Им безразлично мое здоровье | 4 |
4.Помогли ли тебе занятия в школе создать полезный для здоровья образ жизни? Да | 150 |
Нет | 15 |
Затрудняюсь ответить | 33 |
5.Как вся обстановка в школе влияет, по-твоему, на твое здоровье? Не оказывает никакого влияния | 30 |
Плохо влияет | 13 |
Хорошо влияет | 84 |
Затрудняюсь ответить | 47 |
Результаты анкетирования учащихся начальных классов ГБОУ СОШ № 172
В анкетировании участвовали учащиеся начальной школы с 1 по 4 класс , всего 199 человек. На основании полученных данных можно сделать вывод, что дети в основном положительно оценивают влияние школы на их здоровье.
136 человек из 199 считают, что школа помогает им заботиться о здоровье , 150 человек дали положительный ответ на вопрос “ Помогли ли тебе занятия в школе создать полезный для здоровья образ жизни?“
Крайне мало негативных ответов на вопрос “ Как влияют учителя на твое здоровье?” Дети отметили, что учителя подают хороший пример (55 чел), учат – как беречь здоровье (61 чел), заботятся о здоровье детей ( 87 чел).
Следует отметить высокий процент неопределенных ответов (“затрудняюсь с ответом”), особенно на вопрос “Как вся обстановка в школе влияет на твое здоровье ?” Очевидно, дети в силу возраста никогда не задумывались над этим вопросом – и он озадачил их.
Учителям необходимо обратить пристальное внимание на ответы детей по вопросу “Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?” Лидируют положительные ответы (заинтересованность – 76 чел, сосредоточенность – 49), однако высок процент негативных ответов (беспокойство – 34 чел, усталость – 21). Лишь 7 человек ответили - “безразличие”.
В целом результаты анкеты производят благоприятное впечатление, однако учителям необходимо обращать больше внимания на связь с жизнью тех знаний о ЗОЖ , которые дети получают на уроках. Детям нужно выработать привычку заботиться о своем здоровье постоянно, и задача учителя – помочь им в этом.
Учителям нужно уделять внимание способам снятия усталости, учить детей умению расслабляться и избегать стрессовых ситуаций.
Заключение
Пропаганда здорового образа жизни, формирование валеологической грамотности осуществляется в нашей школе через множество различных мероприятий : родительские лектории, выпуск стенгазет, проведение Декады здоровья, чествование спортсменов, участие в акциях “Всемирный день борьбы с наркоманией”, “Всемирный день здоровья”, лекции врачей для детей , учителей и родителей, через привлечение родителей - врачей к проведению бесед в классах, классные часы, проведение семейных мероприятий на спортивные темы.
Здоровый ребёнок является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития. Сотрудничество здорового ребёнка и учителя рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития, расширения психофизиологических возможностей человека. Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.
Формирование здорового образа жизни – это, с одной стороны, формирование знаний о средствах и методах диагностики, сохранения и укрепления здоровья, с другой – организация здорового образа жизни (репродуктивной и воспитывающей среды) как отдельного индивидуума, так и общества в целом.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой.
“Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.
( Сократ )
Список литературы
1.Журнал «Начальная школа»
2. Бурлуцкая Л. “Йога – гармония жизни”. ( “Рипол Классик”, Москва, 2003)
3.Гелева П. А. “Упражнения йоги для глаз”. (“ФАИР-ПРЕСС, Москва, 2003)
4.Киколов А. И. “Обучение и здоровье “.
5.Лаптев А. П. “ Закаливайтесь на здоровье”. (“ Медицина “, Москва, 1991)
6.Смирнов Н. К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы”. (“Аркти “, Москва, 2003.)
7.Чупаха И. В. , Пужаева Е. З., Соколова И. О. “ Здоровьесберегающие технологии “.