ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ УРОКОВ МОРДОВСКОГО (МОКША) ЯЗЫКА
статья на тему
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ УРОКОВ МОРДОВСКОГО (МОКША) ЯЗЫКА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ УРОКОВ МОРДОВСКОГО (МОКША) ЯЗЫКА
Трушкова Оксана Николаевна,
учитель мордовского (мокша) языка
МОУ "Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 38"
г.о. Саранск
Наблюдайте за вашим телом, если хотите,
чтобы ум работал правильно. (Р.Декарт).
В последнее время обоснованную тревогу вызывает здоровье школьников. А ведь здоровье - один из основных компонентов, определяющих не только качество жизни самого ученика, но и благосостояние страны в целом. Часто я задаю себе вопрос: можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? В процессе обучения детей в школах разного типа врачи-педиатры утверждают, что появляются негативные изменениях в организме учащихся, такие как: нервно-психические расстройства; нарушения зрения, болезни костно-мышечной системы.
Школа несет немалую долю ответственности за здоровье подрастающего поколения, так как дети большую часть времени проводят в школе.
Двадцатый век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные способы и средства лечения болезней. Однако двадцатый век принес уменьшение объема двигательной активности человека, увеличение нервно-психического и других видов стресса, химического загрязнения внешней и внутренней среды и другие негативные явления, связанные с научно-техническим прогрессом. Реже обращают внимание на существенные изменения в стиле и укладе самой жизни.
Задача педагога в наше время является не только образовательный процесс, но и формирование ценностного отношения к здоровью своих учеников.
Работа по сохранению и укреплению здоровья может осуществляться на каждом уроке.
Мой небольшой педагогический опыт показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и способствует укреплению здоровья. На уроках можно использовать не только физминутки, но и доброжелательность, чувство юмора в допустимых размерах, разнообразный темп ведения урока, неожиданные для детей виды работ, которые формируют здоровье и умственное развитие детей.
На уроках мокшанского языка учащиеся расширяют свой кругозор, обогащают словарный запас, пополняют знания о физкультуре и спорте, совершенствуют устную и письменную речь, составляют предложения и рассказы о различных видах спорта, подвижных играх.
Например, в 1 четверти при изучении темы: «Фкя-Фкянь мархта содамась. Знакомство друг с другом.», на 4 уроке по изучении нового материала: «Личные местоимения множественного числа: Минь. Тинь. Синь.», учимся любить и ценить спорт. Как правильно желать здоровья на мокшанском языке (Уледа шумбрат! Ульхть шумбра!). А также при изучении нового материала запоминает и показываем, что надо делать, чтобы быть здоровым.
Нят стирня и цёраня. Синь тиихть зарядка, - дети показывают зарядку.
Нят стирня и цёраня. Синь ласькондихть, - дети показывают бег.
Стирнясь и цёранясь курькснихть соксса, - дети показывают, как они катаются на лыжах.
Цёранятне налкихть хоккейса, - мальчики показывают, как они играют в хоккей.
«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - убеждал педагогов в значительной пользе такого кратковременного отдыха еще К.Д.Ушинский (1948).
На каждом уроке проводиться физкульминутка на выполнение физических упражнений, для движения, чтобы дети отдохнули и отвлеклись на несколько минут от умственной деятельности. Например:
Фкя, кафта –
Пилькнень ладяйть тяфта.
Колма, ниле, вете –
Кяттнень вяри кепотть.
Ниле, вете, кота, -
Фкя аськолкста потак.
Сисем, кафкса, вейхкса –
Цяпайть кяттнень вельхкссот.
- Фкя, кафта –
Комотнеда тяфта.
Проводя эту физминутку, я решаю сразу две задачи, во-первых образовательную, дети при ее проведении запоминают числа на мокшанском языке и при повторении они уже запомнят счет от 1 до 9, во вторых, здоровьесберегающую задачу, ученики делают зарядку и развиваются физически.
После письма я провожу разминку для рук, которая помогает детям не только отдохнуть и расслабить пальцы и кисти рук, но запомнить название предметов. Например:
Тянди – шаваня,
Тянди – куцюня,
Тянди – цянгоня,
Тянди – кшиня и т.д.
В своей практике я применяю игровую деятельность во время урока. При организации игровой деятельности младших школьников следует помнить о том, что правила игр, проводимых на уроках, должны быть достаточно простыми, а участие детей – возможно более массовым.
На уроках не нужно допускать повышенных физических нагрузок. Игры большой интенсивности чрезвычайно возбуждают детей, они не успевают успокоиться и перейти к уроку и переключиться на учебную деятельность.
Например: игра «Команда девочек и команда мальчиков».
Дети становятся в две шеренги (девочки отдельно, мальчики отдельно) и внимательно слушают команды учителя. Если на сигнал «Мальчики, прыгайте!» действие ошибочно выполняет кто-то из девочек, она выбывает из игры и садится на место. Выигрывает та команда, в которой будет меньше выбывших детей.
Работу с половицами использую на каждом уроке, и всегда работу с ней провожу не на одном и том же этапе, этапы уроков меняю при работе с пословицей.
Пословицы: Молодой слабее умом, старый – здоровьем (морд).
При обсуждении пословицы дети высказывают свое мнение и отстаивают свою точку зрения на спорт и здоровье.
В своей дальнейшей работе я буду проводить с детьми различные виды работ по сохранению здоровья детей. Разнообразные физкультминутки таких видов как, упражнения для кистей рук; дыхательную гимнастику; упражнения для снятия общего или локального утомления; гимнастику глаз; упражнения, корректирующую осанку; гимнастику слуха и упражнения на релаксацию направленные на снятие усталости не только физического, но и умственного состояния, усталости отдельных частей тела. Так же продолжать различные виды бесед про здоровье и виды спорта.
Хотело бы, чтобы дети были здоровыми, умными и довольными.
(Тезисы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках по физической культуре как средство достижения личностных результатов, реализующая интеграцию начальной и основной ступени образования в условиях внедрения ФГОС»
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех ...
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни как одна из задач воспитывающей среды образовательного учреждения
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни как одна из задач воспитывающей среды образовательного учреждения ...
Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни, как направление сохранения и улучшения здоровья воспитанников специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида ,
Подпрограмма воспитания здорового образа жизни "Здоровье"...
Урок мордовского (эрзянского) языка "Волшебство мордовской сказки"
Презентация и конспект открытого урока "Волшебство мордовской сказки"...
“Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в начальной школе”.
Целью данной работы является изучение принципов и составляющих здорового образа жизни, а также переосмысление с...
Принципы и направления работы учителя начальных классов по формированию ценности здоровья у детей.
Работа учителя начальных классов по формированию ценности здоровья у младших школьников должна представлять собой целенаправленную и системную деятельность, строящуюся на основе прогаммы воспитания об...
Статья из сборника методических материалов "Модель формирования ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса и её методическое обеспечение." Региональная инновационная площадка. ГБОУ школа-интернат № 49. Санкт-Петербург 2016 г.
Статья "Здоровьесозидающий потенциал учебной исследовательской деятельности в начальной школе"....