ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ УРОКОВ МОРДОВСКОГО (МОКША) ЯЗЫКА
статья на тему

Трушкова Оксана Николаевна

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ УРОКОВ МОРДОВСКОГО (МОКША) ЯЗЫКА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ УРОКОВ МОРДОВСКОГО (МОКША) ЯЗЫКА

Трушкова Оксана Николаевна,

учитель мордовского (мокша) языка

МОУ "Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 38"

г.о. Саранск

Наблюдайте за вашим телом, если хотите,

чтобы ум работал правильно. (Р.Декарт).

В последнее время обоснованную тревогу вызывает здоровье школьников. А ведь здоровье - один из основных компонентов, определяющих не только качество жизни самого ученика, но и благосостояние страны в целом. Часто я задаю себе вопрос: можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? В процессе обучения детей в школах разного типа врачи-педиатры утверждают, что появляются негативные изменениях в организме учащихся, такие как: нервно-психические расстройства; нарушения зрения, болезни костно-мышечной системы. 

Школа несет немалую долю ответственности за здоровье подрастающего поколения, так как дети большую часть времени проводят в школе.

Двадцатый век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные способы и средства лечения болезней. Однако двадцатый век принес уменьшение объема двигательной активности человека, увеличение нервно-психического и других видов стресса, химического загрязнения внешней и внутренней среды и другие негативные явления, связанные с научно-техническим прогрессом. Реже обращают внимание на существенные изменения в стиле и укладе самой жизни.

Задача педагога в наше время является не только образовательный процесс, но и формирование ценностного отношения к здоровью своих учеников.

Работа по сохранению и укреплению здоровья может осуществляться на каждом уроке.

Мой небольшой педагогический опыт показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и способствует укреплению здоровья. На уроках можно использовать не только физминутки, но и доброжелательность, чувство юмора в допустимых размерах, разнообразный темп ведения урока, неожиданные для детей виды работ, которые формируют здоровье и умственное развитие детей.

На уроках мокшанского  языка учащиеся расширяют свой кругозор, обогащают словарный запас, пополняют знания о физкультуре и спорте, совершенствуют устную и письменную речь, составляют предложения и рассказы о различных видах спорта, подвижных играх.

Например, в 1 четверти при изучении темы: «Фкя-Фкянь мархта содамась. Знакомство друг с другом.», на 4 уроке по изучении нового материала: «Личные местоимения множественного числа: Минь. Тинь. Синь.», учимся любить и ценить спорт. Как правильно желать здоровья на мокшанском языке (Уледа шумбрат! Ульхть шумбра!). А также при изучении нового материала запоминает и показываем, что надо делать, чтобы быть здоровым.

Нят стирня и цёраня. Синь тиихть зарядка, - дети показывают зарядку.

Нят стирня и цёраня. Синь ласькондихть, - дети показывают бег.

Стирнясь и цёранясь курькснихть соксса, - дети показывают, как они катаются на лыжах.

Цёранятне налкихть хоккейса, - мальчики показывают, как они играют в хоккей.

«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - убеждал педагогов в значительной пользе такого кратковременного отдыха еще К.Д.Ушинский (1948).

На каждом уроке проводиться физкульминутка на выполнение физических упражнений, для движения, чтобы дети отдохнули и отвлеклись на несколько минут от умственной деятельности. Например:

Фкя, кафта –

Пилькнень ладяйть тяфта.

Колма, ниле, вете –

Кяттнень вяри кепотть.

Ниле, вете, кота, -

Фкя аськолкста потак.

Сисем, кафкса, вейхкса –

Цяпайть кяттнень вельхкссот.

- Фкя, кафта –

Комотнеда тяфта.

Проводя эту физминутку, я решаю сразу две задачи, во-первых образовательную, дети при ее проведении запоминают числа на мокшанском языке и при повторении они уже запомнят счет от 1 до 9, во вторых, здоровьесберегающую задачу, ученики делают зарядку и развиваются физически.

После письма я провожу разминку для рук, которая помогает детям не только отдохнуть и расслабить пальцы и кисти рук, но запомнить название предметов. Например:

Тянди – шаваня,

Тянди – куцюня,

Тянди – цянгоня,

Тянди – кшиня и т.д.

В своей практике я применяю игровую деятельность во время урока. При организации игровой деятельности младших школьников следует помнить о том, что правила игр, проводимых на уроках, должны быть достаточно простыми, а участие детей – возможно более массовым.

На уроках не нужно допускать повышенных физических нагрузок. Игры большой интенсивности чрезвычайно возбуждают детей, они не успевают успокоиться и перейти к уроку и переключиться на учебную деятельность.

Например: игра «Команда девочек и команда мальчиков».

Дети становятся в две шеренги (девочки отдельно, мальчики отдельно) и внимательно слушают команды учителя. Если на сигнал «Мальчики, прыгайте!» действие ошибочно выполняет кто-то из девочек, она выбывает из игры и садится на место. Выигрывает та команда, в которой будет меньше выбывших детей.

Работу с половицами использую на каждом уроке, и всегда работу с ней провожу не на одном и том же этапе, этапы уроков меняю при работе с пословицей.

Пословицы: Молодой слабее умом, старый – здоровьем (морд).

При обсуждении пословицы дети высказывают свое мнение и отстаивают свою точку зрения на спорт и здоровье.

В своей дальнейшей работе я буду проводить с детьми различные виды работ по сохранению здоровья детей. Разнообразные физкультминутки таких видов как, упражнения для кистей рук; дыхательную гимнастику; упражнения для снятия общего или локального утомления; гимнастику глаз; упражнения, корректирующую осанку; гимнастику слуха и упражнения на релаксацию направленные на снятие усталости не только физического, но и умственного состояния, усталости отдельных частей тела. Так же продолжать различные виды бесед про здоровье и виды спорта.

Хотело бы, чтобы дети были здоровыми, умными и довольными.

(Тезисы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках по физической культуре как средство достижения личностных результатов, реализующая интеграцию начальной и основной ступени образования в условиях внедрения ФГОС»

      Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех ...

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни как одна из задач воспитывающей среды образовательного учреждения

Формирование ценности здоровья   и здорового образа жизни как одна из задач воспитывающей среды  образовательного учреждения ...

Урок мордовского (эрзянского) языка "Волшебство мордовской сказки"

Презентация и конспект открытого урока "Волшебство мордовской сказки"...

“Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в начальной школе”.

Целью  данной  работы  является  изучение  принципов  и  составляющих  здорового  образа  жизни, а  также  переосмысление   с...

Принципы и направления работы учителя начальных классов по формированию ценности здоровья у детей.

Работа учителя начальных классов по формированию ценности здоровья у младших школьников должна представлять собой целенаправленную и системную деятельность, строящуюся на основе прогаммы воспитания об...