Педагогический проект "Ключик к здоровью"
проект
Данный педагогический проект представляет систему работы учителя начальных классов по формированию здоровой среды,здорового образа жизни младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2.docx | 34.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект на тему «Ключик к здоровью»
Содержание
- Актуальность проблемы.
- Постановка проблемы.
- Цель и задачи.
- Принципы оздоровительной работы.
- Нормативно-правовое обеспечение проекта.
- Этапы реализации проекта.
- Реализация проекта.
- Показатель результативности
- Прогнозируемый результат
- Список литературы
Тип проекта: практико-ориентированный.
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Актуальность проблемы
« Береги платье снову, а здоровье смолоду !»
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, поэтому формирование ценностного отношения к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Основополагающая задача школьного образования: помочь сформировать у ребёнка навыки здорового образа жизни. Стать не просто школой, а школой здоровья для ребёнка, где наряду с обучением особое внимание уделяется максимальной реализации физического, психологического, социального потенциала и детей, и взрослых.
Следует признать, что современная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. Ситуация усугубляется тем, что уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов учащихся. К четвёртому классу число практически здоровых детей резко снижается.
Отсюда следует, что необходима системная профилактическая работа по формированию здоровой среды, здорового образа жизни, убеждения, что легче предотвратить болезнь, чем потом долго её лечить.
Постановка проблемы
- Несоблюдение режима дня
- Загрязнённый воздух помещений
- Пропуски уроков по болезни
- Слабая работоспособность – слабая успеваемость
- Перегрузка учащихся
- Отсутствие мотивации в учении
Цель:
Пропаганда и формирование у учащихся необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни и сознательной заботы о своём здоровье.
Задачи:
- сформировать у ребёнка необходимые ЗУН по здоровому образу жизни;
- сформировать у ребёнка чувство ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- организовать активный спортивный досуг;
- привлекать родителей, медиков к вопросам оздоровления детей.
Принципы оздоровительной работы:
- Сознательности и активности (высокая степень самостоятельности, активности, инициативы, творчества)
- Наглядности
- Систематичности и последовательности (взаимосвязь знаний, умений, навыков)
- Принцип «Не навреди!»
- Принцип повторения (выработка динамических стереотипов)
- Постепенности (преемственность одной ступени с другой)
- Доступности и индивидуализации
- Непрерывности
- Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих
- Стиль учителя – быть примером в формировании ЗОЖ.
Нормативно – правовое обеспечение проекта:
- Конституция РФ.
- Конвенция «О правах ребенка».
- Закон РФ «Об образовании».
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Устав образовательного учреждения.
- Учебный план.
- Учебные программы.
Этапы реализации проекта
1 этап: Подготовительный.
• Формирование проблемы.
• Определение задач.
• Изучение методической литературы по данной теме.
2 этап: Основной.
• Организация работы над проектом.
3 этап: Заключительный.
• Анализ результатов проекта.
• Спортивное развлечение «Праздник спорта и здоровья»
• Оформление выставки рисунков: «Быть здоровым – здорово!»
• Оформление книги «О здоровье всерьез!»
Реализация проекта
1 этап: Подготовительный.
- Проанализировать имеющиеся в научной литературе подходы к формированию у младших школьников здоровье сберегающего поведения;
- Выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у участников проекта и круг их интересов, соблюдение элементарных правил ЗОЖ.
- Определить темы, цель и задачи, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Создание комитета по пропаганде ЗОЖ;
- Распределение обязанностей между участниками проекта.
2 этап: Основной.
В комитет по пропаганде ЗОЖ входят:
- учитель физической культуры;
- школьный фельдшер;
- школьный библиотекарь;
- родители;
-обучающиеся;
- классный руководитель.
Формы работы с учителем физической культуры:
- помощь в организации и проведении спортивных праздников и соревнований;
- участие в акциях по пропаганде ЗОЖ;
- консультации по формированию физического здоровья.
Формы работы со школьным фельдшером:
- беседы по профилактике вирусных заболеваний;
- организация профилактических медицинских осмотров;
- мониторинг заболеваемости обучающихся.
Формы работы со школьным библиотекарем:
- обеспечение необходимой литературой участников проекта;
- организация тематических выставок;
- помощь в организации и проведении викторин.
Формы работы с родителями:
- анкетирование и опрос родителей с целью ознакомления с индивидуальными особенностями учащихся;
- родительские собрания на темы «Режим дня школьника», «Учебные нагрузки и здоровье ребёнка», «Питание школьника в семье и школе», «Профилактика вредных привычек;
- участие родителей в школьных и классных оздоровительных мероприятиях.
Работа с детьми начинается с создания тематических творческих групп. Задача творческих групп выступить в роли волонтёров по пропаганде здорового образа жизни, как в своем классе, так и в других классах начальной школы. Группы могут иметь следующие названия:
- «Неболейки»
- «Спортики»
- «Витаминки»
Участники проекта | Направление работы | Формы работы | Продукт деятельности |
«Неболейки» | Что такое здоровье? | 1.Беседы. 2.Консультации. 3.Проектная деятельность. 4.Дидактические игры. 5.Экскурсии в учреждения здравоохранения. 6.Встречи с медицинскими работниками. 7.Путешествия. 8.Тематические рейды. 9.Классные часы. 10.Практические занятия. 11.Знакомство с детскими произведениями о здоровье. 12.Викторины. | 1.Памятка 2.Буклет 3.Презентация 4.Стенгазета 5.Стихи собственного сочинения. 6. Выставка литературных произведений на тему «Здоровье». |
Чистота и здоровье. | |||
Правила сохранения здоровья. | |||
Закаливание. | |||
Микробы. | |||
Почему мы болеем? | |||
Гигиена . | |||
Кожа- защита организма. | |||
Осанка – стройная спина. | |||
Вредные привычки. | |||
Режим дня. | |||
«Спортики» | Значение спорта в жизни людей. | 1.Акции. 2.Спортивные праздники. 3.Спортивные соревнования. 4.Экскурсия в спортивную школу. 4.Экскурсии на стадион. 5.Конкурс рисунков. 6. Спортивные эстафеты. 7. Вертушки игр. 8. Семейные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». 9.Походы. 10. Лыжные вылазки. | 1.Книжка «Физминутки» 2.Сборник подвижных игр. 3. Проект «Мы выбираем спорт». 4. Оформление уголка «Наши спортивные достижения». 5.Оганизация и проведение спортивного праздника среди учащихся начальной школы. |
Виды спорта. | |||
Подвижные игры. | |||
Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья. | |||
Здоровье в порядке – спасибо зарядке. | |||
Подвижные игры. | |||
Физминутки и динамические паузы на уроках. | |||
Подвижные перемены. | |||
Дни здоровья. | |||
Олимпийские игры. | |||
Спортивные соревнования и конкурсы. | |||
«Витаминки» | Питание -необходимое условие для жизни человека. | 1.Классные часы. 2.Викторины. 3.Создание проектов. 4.Дидактические игры. 5.Беседы. | 1.Мини-проект «Моё меню». 2. Конкурс рисунков. 3. Памятка «Витаминная семейка» |
Здоровая пища для всей семьи. | |||
Вредоносные продукты. | |||
Витамины на твоём столе. |
3 этап: Заключительный.
- Анализ результатов проекта представляет собой анкетирование среди родителей и обучающихся по ЗОЖ;
- Мониторинг уровня заболеваемости обучающихся, наблюдение его в динамике;
- Родительское собрание в виде круглого стало на тему «Что дал проект моему ребёнку».
- Спортивное развлечение «Праздник спорта и здоровья»
- Оформление выставки рисунков: «Быть здоровым – здорово!»
- Оформление книги «О здоровье всерьез!»
Показатель результативности
воспитательный | развивающий | учебный |
Учащиеся понимают: здоровье – важный показатель благополучия человеческой жизни. здоровье – одна из ценностей человеческого бытия. каждый человек ответственен за свое здоровье. сохранение и приумножение здоровья требует определенных знаний о нем. | Учащиеся характеризуют: называют основные правила личной и общественной гигиены. объясняют, как можно передать свои знания о здоровье другим людям (дать совет или оказать практическую помощь) | Учащиеся узнают: что здоровье свойство их организма. о здоровье физическом и душевном. теоретические и практические знания, которые они приобрели , можно использовать для сохранения и укрепления физического и духовного здоровья |
Планируемый результат
- Дети знают, как сохранить и укрепить своё здоровье, стремятся к активному применению и пропагандесвоих знаний в повседневной жизни.
- Проявляют активность при реализации здоровьесберегающих технологий в режимных моментах, спортивных праздниках и досугах.
- Дети умеют оценивать свои спортивные достижения.
- Дети имеют более высокие показатели по физическому развитию.
- Педагоги приобретают опыт работы с детьми по физическому развитию, накапливают методические материалы.
- Снижение уровня заболеваемости.
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения.
Список литературы
- Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы)»
- Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет, Ярославль,2003.
- Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
- Здоровье наших детей. Начальная школа, № 8,9 – 2004.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя под ред. А.Б. Воронцова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. - (Стандарты второго поколения).
- Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» №4 2010.
- Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома / В.Ф.Базарный.-М.:АРКТИ,2005.-176с.
- Введение ФГОС начального общего образования второго поколения: опыт и проблемы: методическое пособие/под ред. Н.В.Калининой, А.П.Мишиной, В.В.Зарубиной. – Ульяновск:УИПКПРО, 2011.-84 с.
- Здоровье детей – основа процветания России: сборник статей / под общ. Ред. Е.В.Спириной. _ Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-84 с.
- Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: Методическое пособие/ И.В.Абрамова, Т.И.Бочкарёва. Самара: СИПКРО, 2004. - 138 с.
- Новые родительские собрания:1-4классы. – М.:ВАКО,2006.-336с.
- Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении: система работы, мониторинг/сост. М.А.Павлова, О.С.Гришанова, Е.В.Гусева. –Волгоград: Учитель, 2010.-248с.
- Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни. М: 2000.
Приложение
Анкета «Моё здоровье»
Цель: выявить отношение школьников к своему здоровью, понимание важности физического совершенства.
1.Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?
2.Делаешь ли ты утром физзарядку?
3.Регулярно ли ты посещаешь уроки физической культуры?
4.Занимаешься ли ты на уроке физкультуры:
а) с полной отдачей
б) без желания
в) лишь бы не ругали
5.Занимаешься ли ты спортом длительно?
6. Бывают ли физминутки на ваших уроках?
Режим дня в жизни школьника.
Анкетирование учащихся класса.
-В котором часу ты встаешь утром?
- Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?
- Ты встаешь охотно или с трудом?
- Какие процедуры входят в твой утренний туалет?
- Делаешь ли ты зарядку по утрам?
- Ты делаешь ее один или с родителями?
- Как долго ты делаешь уроки?
- Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?
-Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашнее задание?
-В котором часу ты идешь спать?
Анкетирование родителей учащихся класса.
- Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнение им режима дня?
- Ваш ребенок встает сам или вы его будите?
- Он встает охотно или с трудом?
- Как вы на это реагируете?
-Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребенка?
-Делает ли ваш ребенок зарядку?
- Являетесь ли вы для него в этом примером?
-Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?
- Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
-Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?
- Как долго, по-вашему, делает уроки ваш ребенок?
- Каков ежедневный ритуал ухода ко сну вашего ребенка?
- Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?
Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?
Полезные советы на каждый день.
Анкетирование учащихся класса.
- Тебе нравятся уроки физической культуры?
- Какие упражнения тебе нравятся больше всего на уроках физической культуры?
-Какую отметку ты чаще всего получаешь на уроке физической культуры?
-Тебе нравится ваш учитель?
- В каких кружках и секциях тебе хотелось бы заниматься?
-В каких спортивных мероприятиях класса ты хотел бы участвовать?
-Что бы ты хотел в себе исправить с помощью уроков физической культуры?
-Что бы ты хотел пожелать учителю физической культуры?
- О чем хотел бы попросить родителей по данной теме?
Анкетирование родителей учащихся класса.
-Нравятся ли вашему ребенку уроки физической культуры в школе?
-Позволяете ли вы себе забирать своего ребенка с урока физической культуры, если вам это необходимо?
-Считаете ли вы урок физической культуры равноценным по значимости с другими предметами?
- Присутствовали ли вы когда - ни будь на уроке физической культуры?
-Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию в школе или вне школы?
-Что вы знаете о спортивных достижениях вашего ребенка, если таковые имеются?
-Какой вы видите организацию спортивной работы в классе, в котором учится ваш ребенок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Жить здорово!
Разработка проекта в рамках начальной школы....
Педагогический совет "Культура здоровья учащихся в образовательном процессе"
Данный материал можно использовать для вступительного слова на педагогическом совете...
Педагогический проект "Наше здоровье в наших руках".
Данный проект направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные пре...
Психолого-педагогические основы воспитания здорового ребёнка в семье
1. Психолого-педагогические основы воспитания здорового ребёнка в семье. 2. Обобщение опыта взаимодействия семьи и образовательных учреждений в процессе физического ...
Педагогический проект В здоровом теле – здоровый дух
Педагогический проект...
Педагогические технологии формирования здорового образа жизни обучающихся (методическое объединение учителей начальных классов).
Методическое бъединение учителей начальных классовФорма проведения - деловая играТема. Педагогические технологии формирования здорового образа жизни обучающихся.Цель: Создание усло...