Психолого-педагогические основы воспитания здорового ребёнка в семье
статья (1 класс) на тему
1. Психолого-педагогические основы воспитания здорового ребёнка в семье.
2. Обобщение опыта взаимодействия семьи и образовательных учреждений в процессе физического развития и воспитания младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические основы воспитания здорового ребёнка в семье
«Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, передавая ему свой жизненный опыт, другое, более важное, он получает сам.»
(Э.Тельман)
1. Психолого-педагогические основы воспитания здорового ребёнка в семье. 2. Обобщение опыта взаимодействия семьи и образовательных учреждений в процессе физического развития и воспитания младших школьников.
1. Психолого-педагогические основы воспитания здорового ребёнка в семье.
В современных условиях нарастание темпов научно-технических, экономических и социальных перемен оказывает губительное воздействие на психику и организм человека. Использование компьютерной технологии в учебном процессе, в быту и на работе, мобильные коммуникативные средства общения, аудио- и видеоинформация всё больше увеличивают нагрузку на здоровье детей и взрослого населения, снижается физическая активность, не развиваются, а теряются защитные механизмы адаптации, меняется образ жизни.
В исследованиях специалистов приводится такая цифра: 75 % болезней взрослых заложено в детские годы. Педиатры просят: «Пожалуйста, уделяйте побольше внимания здоровому ребёнку, тогда он будет реже болеть». По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Важную роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающих поколений играет семья. Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире. Семья - это определённый морально-психологический климат, это для ребёнка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
С позиции реализации функций семьи по направлению оздоровления наиболее значимыми следует считать такие: 1) функция общения; 2) функция поддержания физических и духовных сил, создание условий для полноценного развития каждого члена семьи; 3) функция организации досуга и др.
Позитивные стороны семейного воспитания: 1) Семья представляет собой разновозрастную социальную группу, в ней есть представители двух, трёх, а иногда четырёх поколений. Это значит - различные ценностные ориентации, критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Это разные, в чём-то схожие, в чём-то противоположные, жизненные позиции. И несмотря на эти противоречия все члены семьи садятся за один обеденный стол, ведут хозяйство, вместе отдыхают, устраивают праздники, создают семейные традиции, вступают в самые различные взаимоотношения.
2) Семейное воспитание сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребёнок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, двигательную, свободного общения.
3) Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток и года… Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в командировке: чувственно невидимыми нитями связан с домом, семьёй, с множеством волнующих его проблем.
Система принципов семейного воспитания: - дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья; - родители должны понять и принять своего ребёнка таким, каков он есть и способствовать развитию в нём лучшего; - воспитательные воздействия должны строиться с учётом половых, возрастных и индивидуальных особенностей; - диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней; - личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей; - воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке; - все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребёнка, должны быть построены на игре; - оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье
2. Обобщение опыта взаимодействия семьи и образовательных учреждений в процессе физического развития и воспитания младших школьников.
« Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении»
Ж.-Ж. Руссо
В рамках интеграции основного и дополнительного образования детей налажено сотрудничество между МБОУ ДОД «ДЮСШ № 2» (отделение волейбол) и МБОУ «СОШ № 5 «Многопрофильная». Мною сформированы группы спортивно-оздоровительной направленности из обучающих младших классов, разработана и реализуется программа дополнительного образования детей, одной из задач которой является вовлечение родителей в процесс физического воспитания.
Двигательная активность является видом деятельности, необходимым для сохранения и укрепления здоровья в любом возрасте. С целью пропаганды семейного физического воспитания и оказания помощи родителям в организации совместных физкультурных занятий (досуговой деятельности) с детьми я разработала и провела следующие мероприятия:
- открытое занятие для будущих первоклассников;
- урок- презентация для обучающихся 1-ых классов и их родителей;
- открытое спортивно-массовое мероприятие «Праздник мяча» для 1-ых классов и их родителей (ведущие – ученики 2 класса);
- спортивно-массовое мероприятие «Праздник мяча» для 2-ых классов и их родителей;
- выступления юных волейболистов в рамках школьного проекта «Мастер-класс», в «Часе семейной физкультуры»;
- мастер-класс по волейболу для 1-2 классов, проводящие - обучающиеся 3 классов, прошедшие подготовку по программе спортивно-оздоровительной направленности;
- спортивно-массовое мероприятие «Час семейной физкультуры» для обучающихся 1-2 классов и их родителей (инструкторы – юные волейболисты); - анкетирование среди родителей обучающихся младших классов с целью изучения общественного мнения о необходимости организации совместных занятий физкультурой детей и их родителей.
Особое внимание заслуживает спортивно-массовое мероприятие «Час семейной физкультуры» при участии учителей физической культуры МБОУ «СОШ № 5 «Многопрофильная» и юных волейболисток ДЮСШ № 2. Его отличительные особенности:
- возможное участие обоих или одного из родителей (неполные семьи, вахтовый метод работы, болезнь) с своим ребёнком;
- несоревновательный характер мероприятия (отсутствует разделение на победителей и побеждённых, что позволяет участвовать даже лицам, слабо развитым физически и психологически неустойчивым; ориентирует участников на сотрудничество, а не на конкуренцию, на борьбу с собой, а не с соперником, исключает проявления агрессивности и насилия);
- на таких занятиях появляется возможность активно способствовать развитию мелкой моторики детей и тем самым стимулировать их речь. Помощь родителей и их индивидуальный контроль делают этот процесс более эффективным;
- совместные занятия приводят к возникновению радостных, положительных эмоций. На их фоне легче создаются условно-рефлекторные связи, а яркие эмоциональные переживания могут придавать семейным связям большую прочность;
- только на подобных занятиях возможно осуществление полноценного индивидуального подхода к физическому развитию детей через взаимодействие родителя, знающего особенности своего ребёнка и педагога, строящего занятие на основе знаний в области педагогики, психологии, физической культуры;
- совместные занятия существенно влияют на создание и поддержание благоприятного психологического климата в семье. Если сам родитель постоянно показывает, какую радость доставляют ему эти занятия, то в дальнейшем ребёнок будет заниматься самостоятельно с удовольствием, т.к. у него сформируется понятие об этой деятельности как одобряемой его любимыми людьми;
- взаимодействие педагогов и родителей ведёт к единообразию требований при проведении физкультурных занятий. Такое сотрудничество повышает степень доверия родителей к педагогическому коллективу;
- совместные занятия формируют у родителей основы физкультурной грамотности, т.к. дают элементарные навыки организации двигательной деятельности, знания о физиологических особенностях организма ребёнка, о реакции на физическую нагрузку и методах педагогического контроля состояния организма ребёнка.
Убедить человека в зрелом возрасте изменить образ жизни практически невозможно. Поэтому постарайтесь привить своим детям полезные навыки с самых ранних пор. Активный образ жизни помогает избавиться сразу от нескольких проблем: лишнего веса, зашлакованности организма, сердечно-сосудистых заболеваний, проблем с костями и суставами и других. Но постарайтесь не переусердствовать, ведь если вы будете насильно заставлять детей заниматься спортом, то рискуете вырастить людей, которые просто возненавидят занятия. Обязательно прислушивайтесь к пожеланиям своих малышей. Если им нравится футбол, не заставляйте их заниматься спортивной гимнастикой. Все хорошо, что в меру. И занятия спортом должны быть не до кровавого пота, а в радость и удовольствие.
Использованные источники:
- Инновационные процессы в педагогической деятельности: монография /Б.П.Яковлев, И.Т.Богдан; Сургут. гос. ун-т ХМАО-Югры.- Сургут: ИЦ СурГУ, 2013. – 216 с.
- Психо-физиологические основы здоровья /Б.Яковлев, О. Литовченко.-М.: Эксмо, 2010.- 288 с.-(Учебный курс: кратко и доступно).
- Физкультурно-спортивная работа с населением на пороге XXI столетия: проблемы и пути их решения. В. И. Столяров, Н. В. Кудрявцева
- Т.А. Гловатских. Проектный метод в работе с родителями / Материалы Х Международной научно-практической конференции, г. Сургут, 18-19.11.2011 г.
- ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ (Маленкова Л.И. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей), М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000.-С. 304
- Физкультура для всей семьи / Сост. Козлова Т. В., Рябухина Т. А.- М.: Физкультура и спорт, 1989.- 463 с., ил.–(Межиздат, сер. Б-ка для родителей)
- http://www.justlady.ru/articles-160241-sportivnaya-semya-zdorovye-deti
- http://www.justlady.ru/articles-125139-sportivnaya-semya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия успешного воспитания ребёнка в неполной семье
Воспитание ребёнка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребёнка. Требования родителе...
Психолого-педагогические условия успешного речевого развития ребёнка
Проблема paзвития речи остается одной из актуальных в теории и практике психологии, играет значительную роль в социализаци...
Психолого- педагогическое сопровождение обучения, воспитания и развития младших школьников.
Проблемы в обучении и развитии не возникают на пустом месте. Эти проблемы являются следствием отклонений от нормального хода развития ребенка. Уловить, где начинается отклонение от нормы, непросто. Но...
Психолого-педагогическая диагностикав работе классного руководителя с семьей.
Классный руководитель при работе с семьей может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики. Виды диагностики:-предварительная (необходима при знак...
Программа психолого-педагогического сопровождения детей испытавших жестокое обращение в семье
Жестокое обращение в семье. Программа....
Учитель и родители: система взаимоотношений. Психолого-педагогические правила и способы установления контактов с семьей
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....
«Семья- как основа духовного здоровья ребёнка».
Семейное воспитание...