урок биология 5 класс Тема урока: Значение бактерий.
план-конспект урока по зож (4 класс)

Руденко Светлана Анатольевна

Урок открытия  новых знаний.

Структура урока: организационный момент, мотивация, изучение нового материала, закрепление материала после каждого блока, первичная проверка полученных знаний, рефлексия и домашнее задание.

Это первый урок   в разделе «Живые организмы».  По программе на изучение бактерий дан 1 час

Цель урока: знакомство с бактериями их строением  и жизнедеятельностью и ролью в природе и жизни человека

Задачи:

  1. Образовательная: изучить особенности строения, питания, размножения бактерий; познакомиться с формами тела бактерий; м ее внешним  строением ;
  2. Развивающая: продолжить формировать умение ставить и решать задачу, работать с учебником, делать выводы.
  3. Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.

Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель

С. А. Руденко

ОУ

ГКОУ РО Гуковская школа №11

Предмет

Биология

Класс:

5

Тема урока

«Знакомство с бактериями».

Используемая образовательная технология

Информационно-коммуникационная

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цели педагогической деятельности (цели учителя)

  1. Обучающая деятельность

- познакомить учащихся с самой древней группой живых существ – бактериями;

- раскрыть общие особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий;

2.Коррекционно-развивающая деятельность

- развивать понятия о многообразии живых организмов;

- способность самостоятельно работать с текстом и делать выводы

  1. Воспитательная деятельность

- развивать интерес к рассматриваемой на уроке проблеме;

- воспитывать навык коллективной работы;

- прививать правила  культуры поведения.

Цели учебной деятельности (цели ученика)

познакомиться с царством Бактерии, сформировать представления о бактериях как живых организмах, которые населяют все среды жизни.

Средства контроля достижения целей учебной деятельности

Вопросы учителя по изучаемой теме, закрепление в виде теста

Задачи урока

  1. формирование знаний о бактериях как самых древних живых организмах
  2. развитие у учащихся умение анализировать и делать  выводы.
  3. формирование способности использования творческого подхода при решении проблемы.
  4. формирование умения применять знания, полученные на уроке, в жизни.
  5. формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом.
  6. формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к нему

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, дидактические материалы: раздаточные карточки; пластилин, опорный конспект урока.

Основные термины и понятия

бактерия, Антони ван Левенгук, аэробы, анаэробы,  прокариоты, эукариоты, симбионты, автотрофы, гетеротрофы

Литература

  1. Пономарева И.Н., Биология Учебник для 5 класса  


п/п

Эапы урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

- Кого сегодня нет на уроке?

Проверьте наличие необходимых учебных принадлежностей к уроку.

- Здравствуйте!

- На уроке … .

Полная готовность к уроку (учебник, дневник, пенал, тетрадь)

2.

3.

4.

Создание проблемной ситуации

Определение целей урока

Изучение нового материала.

Тему урока вы узнаете, прочитав ребус

 (Слайд 1)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Итак, тема нашего урока: «Бактерии: общая характеристика, строение». (Слайд 2)

Запишите в тетради дату и тему урока

- Что бы вы хотели узнать о бактериях?

В ходе урока мы должны выяснить особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий.

- Прежде всего, вы узнаете об истории открытия бактерий, посмотрев отрывок из фильма «Микроскоп Левенгука»

 ответы:

бактерии

Открывают тетради, записывают тему урока.

выяснить особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий.

5.

6.

Физкультминутка

Закрепление

Бактерии существа совершенно удивительные. Если бы была книга рекордов Гиннеса в мире живых организмов, бактерии были бы чемпионами сразу по нескольким направлениям, поэтому мы сделали небольшой пьедестал почета на который  поместим бактерию – конечно же на первое место.

В чем же они рекордсмены?

Чемпионы, рекордсмены, а чемпионам полагается слава, почет. С них делают портреты, ваяют скульптуры. Как сделать портрет бактерии? Оказывается, бактерии совершенно разные могут одинаково выглядеть, а могут отличаться друг от друга формой (слайд 9)

Используя пластилин, создайте разные формы бактерий

Польза и вред бактерий.

Показ видеоролика

 

Предлагаю вам создать памятку «Дерево здоровья». Как вы думаете, что должно быть изображено на нашем «Дереве здоровья». Какие правила нужно соблюдать, чтобы уберечь свой организм отбактериальных болезней. (Дети перечисляют правила).

Итак, на доске висят правила, о которых вы рассказали и картинки к этим правилам. Вам нужно прикрепить картинки на дерево, под картинкой разместить правило. Объяснить, почему выбрали именно это правило. Будьте внимательны, среди правил есть такие, которые могут вызвать серьезные заболевания. (Дети выходят к доске, прикрепляют правила и соответствующие картинки, объясняют свой выбор).

Соблюдайте личную гигиену.

Проводите влажную уборку в помещении.

Чаще проветривайте помещение.

Мойте фрукты и овощи перед едой.

Если вы заболели, носите защитные маски.

Помните: некоторые животные - разносчики опасных заболеваний.

Не употребляйте в пищу испорченные продукты.

Вывод. Что у нас получилось?

Учащиеся работают в группах, читая тексты и делая выводы: первая медаль «За древность»

1.группа

Бактерии – самая древняя группа организмов из ныне существующих на Земле. Впервые появились более 3,5 млрд. лет назад. первая медаль «За древность»

2. группа

Бактерии – самые мелкие существа на земле. Клетки живых организмов приблизительно одного и того размера, а клетки бактерий в десять раз меньше клетки остальных организмов. Из-за такой крошечности они еще самые многочисленные существа на Земле. Особенно много бактерий в почве, в одном грамме почвы могут содержаться сотни миллионов бактерий. Поэтому вторая медаль «За самые мелкие размеры».

3. группа

Бактерии самые выносливые существа. Они самые древние, а в древности на Земле происходило немало катаклизмов и они научились из переносить. Бактерии могут жить в различных условиях, в местах, где практически никто не может выжить: кипящие гейзеры, нефтяные подземные озера, кислотные озера, где отсутствует рыба. Некоторые бактерии могут выживать даже в космосе. Для того чтобы переносить неблагоприятные условия, бактерии научились образовывать споры – особые формы бактерий. Они образуются путем высыхания бактерии внутри своей оболочки, уменьшаясь в размерах. При этом содержимое клетки, сжимаясь, отходит от оболочки, округляется и образует на своей поверхности, находясь внутри материнской оболочки, новую, более плотную оболочку. В таком виде она может долго существовать не погибая и переносить крайне неблагоприятные условия. Вручаем нашему рекордсмену третью медаль – «За выносливость»

4. группа

Еще один бактериальный рекорд. Бактерии всеядны, те, которые питаются мертвыми организмами, называются сапротрофами или сапрофитами. Бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов, называют паразитами. Четвертая медаль – «За всеядность».

5 группа

Бактерии очень плодовиты, при благоприятных условиях они могут размножаться каждые двадцать минут, ни один живой организм так размножаться не может. Пятая медаль – «За плодовитость»

Учащиеся на листке бумаги с надписями разных форм бактерий, лепят фигурки микробов

рассказ

Учащиеся повторяют движения костюмированного сказочного героя  видеоролика

        Создают дерево здоровья

 А теперь давайте проверим то, как мы с вами усвоили новую тему урока. Для этого я предлагаю вам решить небольшой тест.

(слайд 16)

Критерии оценок: (слайд 17)

Оценка «5» за 5 правильных ответов

Оценка «4» за 3-4 правильных ответа

Оценка «3» за 2 правильных ответа

Правильный ответы

1 – b

2 – b

3 – c

4 – b

5 a – организмов

   b – клеточной стенкой

Решают тест, взаимопроверка – сверяют с ответами на слайде.

7.

Рефлексия.

Понравилось ли вам как вы работали?

Перед вами расцвел цветок, каждый лепесток - этап урока (отгадывание загадок, заполнение таблицы, создание «дерева здоровья»). У вас на столах бабочки. Подумайте, что вам больше всего на уроке понравилось и прикрепите бабочку на цветок.

Какую оценку поставите себе за урок?

От себя хочу сказать:

Прекрасный день

Урока подошел конец

Пусть каждый скажет про себя:

Какой я молодец!

Оценивание учителем.

 

Прикрепляют  бабочку на цветок.

7.

Домашнее задание.

Параграф

Записывают домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Учитель

С. А. Руденко

ОУ

ГКОУ РО Гуковская школа №11

Предмет

Биология

Класс:

5

Тема урока

«Знакомство с бактериями».

Используемая образовательная технология

Информационно-коммуникационная

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цели педагогической деятельности (цели учителя)

  1. Обучающая деятельность

- познакомить учащихся с самой древней группой живых существ – бактериями;

- раскрыть общие особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий;

2.Коррекционно-развивающая деятельность

- развивать понятия о многообразии живых организмов;

- способность самостоятельно работать с текстом и делать выводы

  1. Воспитательная деятельность

- развивать интерес к рассматриваемой на уроке проблеме;

- воспитывать навык коллективной работы;

- прививать правила  культуры поведения.

Цели учебной деятельности (цели ученика)

познакомиться с царством Бактерии, сформировать представления о бактериях как живых организмах, которые населяют все среды жизни.

Средства контроля достижения целей учебной деятельности

Вопросы учителя по изучаемой теме, закрепление в виде теста

Задачи урока

  1. формирование знаний о бактериях как самых древних живых организмах
  2. развитие у учащихся умение анализировать и делать  выводы.
  3. формирование способности использования творческого подхода при решении проблемы.
  4. формирование умения применять знания, полученные на уроке, в жизни.
  5. формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом.
  6. формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к нему

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, дидактические материалы: раздаточные карточки; пластилин, опорный конспект урока.

Основные термины и понятия

бактерия, Антони ван Левенгук, аэробы, анаэробы,  прокариоты, эукариоты, симбионты, автотрофы, гетеротрофы

Литература

  1. Пономарева И.Н., Биология Учебник для 5 класса  


п/п

Эапы урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

- Кого сегодня нет на уроке?

Проверьте наличие необходимых учебных принадлежностей к уроку.

- Здравствуйте!

- На уроке … .

Полная готовность к уроку (учебник, дневник, пенал, тетрадь)

2.

3.

4.

Создание проблемной ситуации

Определение целей урока

Изучение нового материала.

Тему урока вы узнаете, прочитав ребус

 (Слайд 1)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Итак, тема нашего урока: «Бактерии: общая характеристика, строение». (Слайд 2)

Запишите в тетради дату и тему урока

- Что бы вы хотели узнать о бактериях?

В ходе урока мы должны выяснить особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий.

- Прежде всего, вы узнаете об истории открытия бактерий, посмотрев отрывок из фильма «Микроскоп Левенгука»

 ответы:

бактерии

Открывают тетради, записывают тему урока.

выяснить особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий.

5.

6.

Физкультминутка

Закрепление

Бактерии существа совершенно удивительные. Если бы была книга рекордов Гиннеса в мире живых организмов, бактерии были бы чемпионами сразу по нескольким направлениям, поэтому мы сделали небольшой пьедестал почета на который  поместим бактерию – конечно же на первое место.

В чем же они рекордсмены?

Чемпионы, рекордсмены, а чемпионам полагается слава, почет. С них делают портреты, ваяют скульптуры. Как сделать портрет бактерии? Оказывается, бактерии совершенно разные могут одинаково выглядеть, а могут отличаться друг от друга формой (слайд 9)

Используя пластилин, создайте разные формы бактерий

Польза и вред бактерий.

Показ видеоролика

 

Предлагаю вам создать памятку «Дерево здоровья». Как вы думаете, что должно быть изображено на нашем «Дереве здоровья». Какие правила нужно соблюдать, чтобы уберечь свой организм отбактериальных болезней. (Дети перечисляют правила).

Итак, на доске висят правила, о которых вы рассказали и картинки к этим правилам. Вам нужно прикрепить картинки на дерево, под картинкой разместить правило. Объяснить, почему выбрали именно это правило. Будьте внимательны, среди правил есть такие, которые могут вызвать серьезные заболевания. (Дети выходят к доске, прикрепляют правила и соответствующие картинки, объясняют свой выбор).

Соблюдайте личную гигиену.

Проводите влажную уборку в помещении.

Чаще проветривайте помещение.

Мойте фрукты и овощи перед едой.

Если вы заболели, носите защитные маски.

Помните: некоторые животные - разносчики опасных заболеваний.

Не употребляйте в пищу испорченные продукты.

Вывод. Что у нас получилось?

Учащиеся работают в группах, читая тексты и делая выводы: первая медаль «За древность»

1.группа

Бактерии – самая древняя группа организмов из ныне существующих на Земле. Впервые появились более 3,5 млрд. лет назад. первая медаль «За древность»

2. группа

Бактерии – самые мелкие существа на земле. Клетки живых организмов приблизительно одного и того размера, а клетки бактерий в десять раз меньше клетки остальных организмов. Из-за такой крошечности они еще самые многочисленные существа на Земле. Особенно много бактерий в почве, в одном грамме почвы могут содержаться сотни миллионов бактерий. Поэтому вторая медаль «За самые мелкие размеры».

3. группа

Бактерии самые выносливые существа. Они самые древние, а в древности на Земле происходило немало катаклизмов и они научились из переносить. Бактерии могут жить в различных условиях, в местах, где практически никто не может выжить: кипящие гейзеры, нефтяные подземные озера, кислотные озера, где отсутствует рыба. Некоторые бактерии могут выживать даже в космосе. Для того чтобы переносить неблагоприятные условия, бактерии научились образовывать споры – особые формы бактерий. Они образуются путем высыхания бактерии внутри своей оболочки, уменьшаясь в размерах. При этом содержимое клетки, сжимаясь, отходит от оболочки, округляется и образует на своей поверхности, находясь внутри материнской оболочки, новую, более плотную оболочку. В таком виде она может долго существовать не погибая и переносить крайне неблагоприятные условия. Вручаем нашему рекордсмену третью медаль – «За выносливость»

4. группа

Еще один бактериальный рекорд. Бактерии всеядны, те, которые питаются мертвыми организмами, называются сапротрофами или сапрофитами. Бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов, называют паразитами. Четвертая медаль – «За всеядность».

5 группа

Бактерии очень плодовиты, при благоприятных условиях они могут размножаться каждые двадцать минут, ни один живой организм так размножаться не может. Пятая медаль – «За плодовитость»

Учащиеся на листке бумаги с надписями разных форм бактерий, лепят фигурки микробов

рассказ

Учащиеся повторяют движения костюмированного сказочного героя  видеоролика

        Создают дерево здоровья

 А теперь давайте проверим то, как мы с вами усвоили новую тему урока. Для этого я предлагаю вам решить небольшой тест.

(слайд 16)

Критерии оценок: (слайд 17)

Оценка «5» за 5 правильных ответов

Оценка «4» за 3-4 правильных ответа

Оценка «3» за 2 правильных ответа

Правильный ответы

1 – b

2 – b

3 – c

4 – b

5 a – организмов

   b – клеточной стенкой

Решают тест, взаимопроверка – сверяют с ответами на слайде.

7.

Рефлексия.

Понравилось ли вам как вы работали?

Перед вами расцвел цветок, каждый лепесток - этап урока (отгадывание загадок, заполнение таблицы, создание «дерева здоровья»). У вас на столах бабочки. Подумайте, что вам больше всего на уроке понравилось и прикрепите бабочку на цветок.

Какую оценку поставите себе за урок?

От себя хочу сказать:

Прекрасный день

Урока подошел конец

Пусть каждый скажет про себя:

Какой я молодец!

Оценивание учителем.

 

Прикрепляют  бабочку на цветок.

7.

Домашнее задание.

Параграф

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики3 классТема: «Арифметические действия над числами»

Цель:закрепить внетабличноеумножение и деление. Отработать умение анализировать и решать задачи. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление....

конспект урока по окружающему миру Тема Бактерии

урок по теме бактерии с групповой работой, с презентацией детей...

отчет-наблюдение по уроку биологии 7 класс

урок с применением новых технологий....

Открытый урок « Самый Большой Урок в Мире.Урок ДОБРОТЫ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 с.КРИВЕНКОВСКОЕ...

Конспект урока по литературному чтению «Школа России» 1 классТема урока: «И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк».

Цель урока: познакомить с юмористическими произведениями.Планируемые результаты:Предметные:-умение читать по ролям и пересказывать по опорным словам; умениевыразительно читать целыми словами.Личностны...

Методическая разработка - Конспект урока биологии по теме «Чистая и мутная вода»

Конспект урока биологии по теме «Чистая и мутная вода»(6 класс, 1 вариант обучения, для учащихся с интеллектуальными нарушениями)Автор: Ершова Ольга ЭдуардовнаУчитель ГБОУ школы №613 Моско...