Главные вкладки
Особенности начального обучения плаванию в разновозрастных группах
учебно-методический материал по зож
1. В научно-методической литературе недостаточно сведений об особенностях проведения групповых занятий с детьми, отличающимися по возрасту, уровню физической и плавательной подготовленности.
2. Педагогические наблюдения показали, что дети разного возраста могут неплохо ладить между собой и даже во многом помогать друг другу, занимаясь в одной группе. При разнообразной организации занятий у всех детей наблюдается устойчивый интерес, желание и возможность совершенствовать свои способности.
3. Обучение детей разного возраста в одной группе наиболее эффективно при учете возрастных особенностей восприятия, физических способностей и психологических нюансов, поэтому необходима избирательность методов обучения и применение различных вспомогательных средств: лопаток, колобашек, ласт, поясов, досок.
4. Преподавателю необходимо систематизировать возможные ошибки и своевременно их устранять в процессе обучения, стараясь не допустить их закрепления. В этом случае необходим индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
начальное обучение плаванию | 55.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности начального обучения плаванию в разновозрастных группах»
Автор:
Денисова Юлия Викторовна
Педагог дополнительного образования
ГБОУ школа №655 Приморского района
ВВЕДЕНИЕ
Плавание – один из наиболее популярных и массовых видов спорта. При движении в воде практически работают все мышцы тела. Плавание способствует развитию выносливости, координации движений. Это – эффективное средство укрепления сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Велико и прикладное значение плавания. Переплывать большие расстояния, оказывать помощь терпящему бедствие на воде должен уметь каждый человек. Не случайно даже в древние времена плавание считалось одним из основных признаков культуры. Плавание по праву можно отнести к народному виду спорта наравне с борьбой, кулачным боем, лыжным спортом и бегом, потому что оно тесно связано с трудов, бытом и военной деятельностью людей. Оно начало развиваться в глубокой древности и высшего развития достигло в тех районах земли, где имелось большое количество морей, рек, озер. «Известно, что лучшими пловцами среди первобытных народов были жители Южной и Центральной Европы, Австралии, Южной Америки, островов Тихого океана. О распространении плавания среди мужчин, главным образом среди воинов, а также и среди женщин, свидетельствуют рисунки на стенах храмов, вазах, ювелирных изделиях древних Вавилона, Египта, Ассирии. На рисунках изображены люди, выполняющие движения, похожие на движения плавания саженками, брассом и дельфином.
Развитию плавания в нашей стране способствовало большое количество рек, озер и морей. Скифы, населявшие в VII—III веках до нашей эры северные причерноморские земли, и поселенцы восточного Причерноморья были искусными пловцами. В эпической литературе, в летописных преданиях указывается, что отличительным качеством славянских воинов было умение смело действовать в воде, плавать, нырять. По словам византийского" военачальника Маврикия (VI в. н. э.), «славяне способны переправляться через реки потому, что они больше, и лучше, чем остальные люди, умеют держаться на воде.
Славяне, со свойственной им смекалкой, с целью обмануть противника ложатся на дно реки навзничь и дышат, держа во рту длинные, нарочно для этого просверленные внутри камыши, концы которых выходят на поверхность воды. Это они могут выдержать долгое время так, что совершенно нельзя догадаться об их присутствии». Большого развития плавание в России достигло в XVII—XVIII веках. В период царствования Петра I от русских моряков требовалось полное освоение «вольного моря», в том числе умение отлично плавать и долго держаться на воде. Начиная с 1688 года в учения войск начали включать форсирование водных преград. С 1719 года обучение плаванию было введено в программу учебных дисциплин сначала в Морской академии, а затем и в других военных училищах.
Особенно большое внимание плаванию как прикладному навыку уделял великий полководец А. В. Суворов. Известно, что еще будучи командиром полка он добивался от солдат умения организованно переплывать широкие рвы и реки. В историю войн России вошел подвиг офицера Павла Концова, который в 1770 году совершил проплыв с гибнувшего фрегата. Почти 28 километров до берега он преодолел за 12 часов.
Особенности обучения плаванию в разновозрастной группе.
Согласно традиционным методикам обучения плаванию в нашей стране принято организовывать группы согласно определенному возрасту. Спортивные школы осуществляют набор обучающихся младшего школьного возраста. Также проводится отбор в соответствии с некоторыми антропометрическими и физиологическими данными.
Однако не все дети имеют возможность посещать спортивные школы, не во всех садах и общеобразовательных школах есть бассейны. Следовательно, остается ещё масса желающих обучаться плаванию. В связи с этим на базе общеобразовательных школ и общественных бассейнов стали организовываться группы по системе дополнительного образования (ОДОД). В таких группах занимаются обучающиеся, которые по каким-либо причинам не могут или не хотят заниматься в ДЮСШ: неподходящие данные; возрастной критерий (слишком маленькие или слишком взрослые для спортивной школы). Также имеет значение территориальное расположение бассейна (близость от дома), невозможность или нежелание посещать занятия в спортивной школе 5-6 раз в неделю.
Комплектование групп дополнительного образования часто проводится без учета физических данных ребенка и возраста. Главным критерием при комплектовании групп, как правило, является возможность и желание посещать занятия в определённые дни и часы. А это в свою очередь зависит от ряда обстоятельств: расписания школьных уроков; совмещения занятий в бассейне с другими секциями; желание заниматься с определённым тренером; возможность сопровождения родителями детей на занятия.
Нередко при формировании таких групп обучающихся не сортируют по возрастному критерию, нередко образуются смешанные группы. Перед тренерами и преподавателями встаёт сложная задача — организовать процесс обучения на должном уровне и эффективно проводить занятия по обучению плаванию в группе, сформированной из детей, значительно различающихся по возрасту, физическим способностям и уровню исходной плавательной подготовленности.
Двигательные умения и навыки формируются при многократном повторении упражнений. Необходимо, чтобы повторение изученного ранее сочеталось с усвоением нового материала. Занятия по программе, предусматривающей изменение упражнений от более простых к более сложным, от известных к неизвестным, должны быть регулярными, иначе цель обучения не будет достигнута.
В разновозрастной группе необходимо принимать во внимание разный биологический возраст учеников и их физические возможности. С учётом этого необходимо либо индивидуально подбирать дистанцию для разных учеников, но с расчётом относительно одновременного окончания выполнения задания, либо регулировать нагрузку и скорость плавания с помощью дополнительного оборудования: для младших и не умеющих плавать использовать ласты; для старших — колобашки, лопатки, пояса с сопротивлением. В результате индивидуализации нагрузки по длине дистанции или использованием плавательного оборудования время выполнения задания в старших и младших возрастных подгруппах уравнивается, что делает возможным применение поточного метода в смешанной группе.
Использование соревновательного и игрового методов в групповых занятиях значительно повышает эмоциональное состояние учеников, делает процесс обучения более разнообразным. Но применение этих методов в смешанной группе усложняется разными физическими возможностями учеников, что необходимо принимать во внимание. Как вариант игрового и соревновательного метода в смешанной группе можно использовать разделение учеников на пары, тройки, четвёрки и т.д. Здесь возможны разные варианты деления: по возрасту; по силам; по умению. Можно также использовать различные сочетания: сильный — слабый; большой — маленький; умеющий плавать – не умеющий плавать. Упражнения в парах, тройках можно применять как для соревновательных игр, так и для развития силовых способностей.
При работе с разновозрастной группой необходимо в большей степени ориентироваться на слабых учеников. В связи с этим большое внимание уделяется обучению элементам плавательных движений. В результате на первое место выходит метод разучивания по частям. Более способные и обученные ученики при этом смогут лучше прочувствовать отдельные элементы техники отдельных способов плавания и углубить понимание двигательного действия, тем самым выйти на новый этап обучения.
При разучивании способа плавания в групповых занятиях преимущественно применяется поточный метод обучения, поскольку при этом повышается плотность урока и контроль выполнения учебных заданий. Но применение этого метода в разновозрастной группе становится возможным только с применением дополнительного плавательного оборудования: ласты для младших; лопатки и колобашки, пояса с отягощением — для старших учеников. С помощью этих же средств можно регулировать физическую нагрузку, которую необходимо дозировать в соответствии с возрастными возможностями учеников.
Психологические особенности обучения в разновозрастных группах.
В давно сложившейся в России системе образования было принято объединять обучающихся в группы в зависимости от их возраста. Таким образом их окружали в основном сверстники. В наше время, лишь окончив институт и поступая на работу, то есть, выходя в реальный мир, человек имеет возможность непосредственно общаться с людьми разного опыта и возраста, вступать в социальные взаимоотношения.
В последние года говорится о преимуществе построения детского общества, когда в группе есть дети разного возраста.
Особо хочется мне отметить, тот факт, что, попадая в разновозрастную группу, ребёнок видит то, к чему он реально может стремиться, понимает, что если другие дети это делают, то значит, и он сам может этого достичь. Младшие тянутся за старшими, учатся у них, стараются повторить то, чем занимаются старшие, в группе все время происходит передача знаний, умений от наиболее старших детей к младшим.
Интересно влияние разновозрастной группы на характеры детей. Робкий ребёнок, общаясь с младшими, может развить в себе лидерские качества, его собственный авторитет поднимается у него в глазах, когда он руководит, или помогает что-то сделать. Излишне агрессивный ребёнок может научиться сдерживать свои порывы, так как вокруг находятся младшие дети, которым он может нанести больший вред, чем ровесникам.
В разновозрастной группе ребёнок имеет возможность сделать выбор в зависимости от собственных психологических потребностей: занять позицию «маленького», принимающего помощь, опекаемого и наслаждаться заботой окружающих, или же, стремясь к старшим детям, стать «большим», стараться все делать самому. В разновозрастной группе ребёнок видит как своё «будущее» - показатели старших, так и «прошлое» - каким он был, когда только пришел на занятия. Возможно, это учит ребёнка мыслить более глубоко, искать связи в окружающем мире.
Также можно отметить, что в разновозрастных группах складываются более близкие, семейные взаимоотношения между детьми. В группе отсутствует конкуренция, зависть, так как дети понимают, что, если они чего-то еще не могут, им просто нужно вырасти. Потому что наиболее старший ребёнок быстрее бегает, аккуратнее действует, или решает сложные задачи.
Таким образом, разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения. Это требует более тонкой работы преподавателя или тренера, умения наблюдать, вовремя что-то сказать, или наоборот, промолчать, предоставив возможность детям разобраться самим. Так же важно правильно организовать среду, чтобы она удовлетворяла потребностям детей всех имеющихся возрастов.
Успех в обучении плаванию может быть достигнут лишь в том случае, если будут учтены особенности развития детей того или иного возраста, а также реальные силы и возможности каждого ребёнка.
Очень часто в группу приходят дети с уже устоявшейся, «неправильной» техникой плавания. Они не занимались с тренером, а научились самостоятельно или с помощью родителей держаться на воде, передвигаться «своим», часто технически не рациональным способом. Задача преподавателя при этом усложняется. Приходится исправлять сложившиеся двигательные стереотипы, преодолевать не только ошибки в технике, но и часто психологическое неприятие этого факта.
В данной работе рассмотрены некоторые возможные ошибки при плавании кролем на груди, возникающие либо в процессе обучения, либо уже приобретенные до прихода в группу.
Исправление этих ошибок необходимо не только для достижения обучающимися спортивных результатов. Хотя и этот фактор нельзя исключать. Рациональная техника позволяет улучшить «качество» плавания, не только приобретается скорость, но и увеличивается длительность, появляется выносливость, возможность увереннее чувствовать себя в воде, уходит чувство страха.
Выводы и рекомендации
1. В научно-методической литературе недостаточно сведений об особенностях проведения групповых занятий с детьми, отличающимися по возрасту, уровню физической и плавательной подготовленности.
2. Педагогические наблюдения показали, что дети разного возраста могут неплохо ладить между собой и даже во многом помогать друг другу, занимаясь в одной группе. При разнообразной организации занятий у всех детей наблюдается устойчивый интерес, желание и возможность совершенствовать свои способности.
3. Обучение детей разного возраста в одной группе наиболее эффективно при учете возрастных особенностей восприятия, физических способностей и психологических нюансов, поэтому необходима избирательность методов обучения и применение различных вспомогательных средств: лопаток, колобашек, ласт, поясов, досок.
4. Преподавателю необходимо систематизировать возможные ошибки и своевременно их устранять в процессе обучения, стараясь не допустить их закрепления. В этом случае необходим индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Список литературы
- Федеральный закон Российской Федерации №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации//Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р.
- Приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей" // Протокол от 30.11.2016 №11 Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года // Постановление Правительства Российской Федерации от 4.10.2000 №751
- Об образовании в Санкт-Петербурге //Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 года №461-83
- Региональный проект "Доступное дополнительное образование для детей в Санкт-Петербурге на 2017-2020 годы" // Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.07.2017 №2398-р
- Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе. М., Просвещение, 1974. – 192с.
- Булгакова Н.Ж. Б90 Познакомьтесь — плавание/Н.Ж. Булгакова. — М.: 000 «Издательство ACT»: 000 «Издательство Астрель», 2002.
- Васильев В.С. Обучение детей плаванию. — М.: Физкультура и спорт, 1989.
- Викулов А.Д. Плавание: Учебное пособие для студ. ВУЗов. — М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003.
- Ганчар И.Л. Теория и методика преподавания плавания: технология обучения и совершенствования. — Ч.2: Учебник — Одесса 2006.
- Жилов Ю.Д., Куценко Г.И., Назарова Е.Н. Основы медико-биологических знаний: Учебник. – М.: Советский спорт, 2001.
- Зернов В.И., Ярошевич В.Г. Плавание. Метод. пособие. Минск. ГИПП Промпечать., 1988
- Кубышкин В.И. Учите школьников плавать: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988
- Павлова Т.Н., Чистова Н.А. Индивидуальный подход в обучении плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста / Материалы VII Международного научного конгресса «Современный олимпийский спорт и спорт для всех», том III (г. Москва, 24-27 мая 2003г.).
- Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед.институтов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фербер. М.: Просвещение, 1990.
- Шейла Таормина Секреты быстрого плавания для пловцов и триатлетов. Серия «Спорт-драйв»; Москва; 2013
- Возрастная психология. Учебное пособие для вузов.- М., 2004.
- Программа начального обучения плаванию для ДЮСШ: Советский спорт, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему обучение плаванию в начальной школе
презентация на тему "Обучение плаванию в начальной школе"...
Рабочая программа по плаванию для групп начального обучения.
Отличительной чертой данной программы является включение курса обучения спортивному плаванию как одного из основных компонентов деятельности в области физической культуры. Двигательные умения и действ...
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ
Ключевые слова: обучение плаванию, музыка и тренировка, программа занятийВ данной работе, представлен материал по частичному внедрению музыкального сопровождения на уроке плавания в 1-2 классе....
Начальное обучение плаванию
Подготовительные и основные упражнения на начальном этапе обучения плаванию...
Начальное обучение плаванию
Начальное обучение плаванию...
методика обучения плаванию в начальной школе
Методика обучения плаванию практический материал ....