ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ МАЛОЧИСЛЕННОЙ ШКОЛЫ
презентация к уроку (3 класс) на тему

Николайчук Наталья Александровна

презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ МАЛОЧИСЛЕННОЙ ШКОЛЫ Учитель начальных классов Великогубской СОШ Николайчук Н.А.

Слайд 2

Сельская малочисленная школа имеет большие возможности для осуществления личностно - и индивидуально - ориентированного подхода к организации воспитательного процесса. В то же время эти возможности ограничены рядом факторов, учитывать которые сегодня вынуждена как сама школа, так и ее окружение, органы образования, чтобы обеспечить социальное становление ребенка, обучающегося в сельской малочисленной школе. Так как жизнедеятельность небольшой школы происходит преимущественно в разновозрастных коллективах (учащиеся, педагоги, родители, общественность села), то базовой единицей организации взаимодействия является разновозрастная группа (РВГ), и разновозрастное обучение (РВО) – ресурсом качественного изменения образовательного процесса в сельской малочисленной школе. На разновозрастных занятиях, как показывает практический опыт, можно использовать широкий спектр различных форм и методов для организации обучения в диалоге, которые учат работать с информацией, взаимодействовать, отстаивать свою точку зрения, развивают речь, способность адаптироваться к новой ситуации

Слайд 3

Одним из способов решения проблем в условиях малочисленности сельской школы является организация занятий с несколькими классами. Это достаточно распространено в начальной школе, а также по некоторым предметам в основной и средней школе. Однако на таких занятиях, как показывает педагогическая практика, чаще всего дети из разных классов работают независимо друг от друга и фактически отсутствует совместная деятельность детей разного возраста, не реализуется воспитательный потенциал разновозрастного взаимодействия. Таким образом, мы говорим о принципиально новой организации занятий , для которых характерно разновозрастное обучение.

Слайд 4

Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач (Л.В.Байбородова).

Слайд 5

Классификация занятий в разновозрастных группах 1. По регулярности проведения занятий в РВГ: а) все занятия по всем предметам проводятся в РВГ, например, в начальных классах малочисленных сельских школ, когда один учитель постоянно работает с учащимися двух, трёх или четырёх классов; б) занятия проводятся постоянно в разновозрастных группах по отдельным предметам , например, по технологии, физической культуре, ИЗО, музыке в основной школе; в) занятия проводятся систематически при совпадении содержания учебного материала (см. тематическое планирование занятий в РВГ); г) занятия организуются периодически, то есть 2 - 3 раза в четверть (либо запланированные, либо вне плана из-за болезни учителя); д ) занятия организуются редко, 2 - 3 раза в год как необычная форма учебного занятия, интересная ученикам и коллегам, как форма отчёта, подведения итога и т.п

Слайд 6

2. По степени совпадения содержания учебного материала в разных классах: а ) почти полное совпадение содержания учебного материала. Отличие содержания состоит лишь в глубине его изучения в определённом классе. В этом случае проводятся о днотемные занятия , когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов, явлений, теоретических понятий. Например с творчеством А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и других писателей учащиеся знакомятся на уроках литературы в 1 - 11 классах, что создаёт возможности для объединения на занятиях детей почти любого возраста. Возможен ещё один вариант организации однотемных занятий - межпредметная интеграция с такими предметами, как история, музыка, ИЗО. б) частичное совпадение содержания материала, когда в разных классах лишь отдельные вопросы связаны между собой. в) содержание разное , но тема, изучаемая младшими, является базой для изучения материала старшими. Возможен вариант совместной деятельности на этапе повторения или тренировки общеучебных навыков. Разнотемные занятия проводятся в тех случаях, когда по программе не получаются однотемные занятия. В этом случае основой объединения разных классов может быть единый вид учебно-познавательной деятельности. В частности, такими занятиями могут быть: практикум; конференция; экскурсия в музей или театр; занятия дополнительного чтения литературы по предмету; занятия с элементами занимательности на основе краеведческого материала, связанные с юбилейными датами, заочные путешествия; итоговые занятия (общественные смотры знаний, занятия-зачёты, контрольные работы). г) содержание разное, и, казалось бы, нет оснований для совместной деятельности в разновозрастной группе. В этом случае возможны организация помощи старших младшим в освоении материала, обращения младших к старшим в зависимости от затруднений и индивидуального продвижения каждого.

Слайд 7

3. По уровню организации взаимодействия старших и младших на учебном занятии: а) взаимодействие старших и младших осуществляется на протяжении всего занятия, на всех его этапах ( например, в разновозрастных парах, микрогруппах, как соревнование разновозрастных команд и др.); б) взаимодействие старших и младших осуществляется на отдельных этапах занятия для решения общих для них учебных задач; в) взаимодействие старших и младших осуществляется ситуативно , в случае необходимости оказания «скорой» помощи, при подведении итогов; г) учащиеся разных классов работают независимо друг от друга, их объединяет лишь одно учебное помещение.

Слайд 8

4. По составу участников занятий в РВГ: а) занятия с постоянным составом учащихся, когда в течение всего года дети занимаются в одном составе. Примером постоянной группы может быть «класс - комплект» в начальной школе, предметный кружок, объединяющий детей разных классов, желающих заниматься углублённо по какой-либо теме или проблеме; б) занятия во временных РВГ, когда разновозрастные группы формируются при проведении конкурсов, олимпиад, внеклассных мероприятий по предмету, а также при проведении учебных занятий, когда целесообразно объединение двух или более классов по определённой теме; в) занятия с динамичным составом РВГ, когда группы достаточно устойчивы по составу, но в зависимости от целей и задач к занятию могут привлекаться учащиеся других классов, например, в постоянную разновозрастную группу 3 - 4 классов при изучении отдельных тем включаются учащиеся из других классов, особенно по музыке, ИЗО, технологии и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: « Организация и проведение творческих работ учащихся в начальной школе посредством использования информационно- коммуникационных технологий»

Данная работа представляет собой одну из форм реализации процесса модернизации российского образования и способствует решению главной задачи – повышения качества образования. В настоящее время...

Новогодний утренник для учащихся сельской малокомплектной школы

Утренник проводится с небольшим количеством героев ( родителей учащихся)...

ПРОЕКТ "Рабочая тетрадь по русскому языку по блоку «Имя существительное» (для разновозрастной группы учащихся 2-3-4 классов)

ПРОЕКТ "Рабочая тетрадь по русскому языку по блоку «Имя существительное» (для разновозрастной группы  учащихся 2-3-4 классов) ...

Организация игровой деятельности в группе продлённого дня начальной школы

В группе продлённого дня детям хочется играть. Игра объединяет детей, учит общаться, находить решения, стимулирует к творчеству, создаёт условия для воспитания дружелюбия, взаимовыручки, честности при...

Организация работы в разновозрастной группе СРЦН через досуговую деятельность

В презентации представлен опыт работы воспитателя СРЦН...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

Организация обучения в малых группах.

Личностно - ориентированные технологии позволяют добиться такого образования, в котором личность ученика, находится в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельнос...