ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ
статья по физкультуре (1 класс)

Сметанина Ольга Николаевна

Ключевые слова: обучение плаванию, музыка и тренировка, программа занятий

В данной работе, представлен материал по частичному внедрению музыкального сопровождения на уроке плавания в 1-2 классе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

Сметанина О.Н.

ГБОУ СОШ №511, Санкт-Петербург, Россия

Ключевые слова: обучение плаванию, музыка и тренировка, программа занятий

Использование в учебно-тренировочном процессе современных инновационных технологий приобретает особую актуальность, требует постоянного обобщения и обмена опытом. Несмотря на определенные трудности, связанные с организационными, материально-техническими, научно-методическими аспектами разработки и внедрения современных информационных технологий в область физической культуры и спорта, они вызывают определенный интерес [1,5]. Всё больше появляется необходимость перехода от традиционных средств построения занятий к использованию современных инновационных и коммуникационных технологий, что позволит  значительно эффективнее осуществлять обработку и передачу информации, вести самостоятельную работу, а так же позволит качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения [3].

Актуальность проблемы и необходимость поиска путей её решения обусловили выдвижение рабочей гипотезы, которая строится на предположении о том, что построение занятия с применением музыкального сопровождения повысит  психоэмоциональное состояние обучающихся и уровень восприятия заданного двигательного действия.

Применение инновационных технологий характерно не только для профессионального спорта. Новые технологии и методики тренировки применяются при физической подготовки детей различного возраста и уровня подготовленности, благодаря этому достигается грамотное развитие физических способностей и пробуждению интереса у ребят к занятиям физкультурой[4].

Важнейшей составляющей от общего курса плавания – является начальное обучение, поэтому очень важна грамотная разработка программы по данному разделу.

Плавание является одним из популярнейших видов спорта и вызывает интерес у большой части населения. Поэтому существует огромное множество различных материалов по начальному обучению и целый арсенал всевозможных упражнений.

Работа над формированием программы заключалась в создании оптимального сочетания обучающего процесса с его музыкальной составляющей. Предлагаемая методика начального обучения плаванию может применяться не только в группах младшего возраста, но и с некоторыми дополнениями (корректировкой), её можно внедрить и на другие этапы общего курса по плаванию.

Особенностью использования музыкального сопровождения на начальном этапе обучения плаванию является то, что оно положительно влияет не только на эмоциональное состояние занимающихся, но и повышает уровень старания и интереса к процессу обучения.

Целью проделанной работы было обоснование эффективности использования музыкального сопровождения при обучении плаванию. Достижению цели способствовало решение таких задач как: 1) изучение состояния разработанности программ обучения плаванию; 2) определение возможности применения музыкального сопровождения; 3) разработка списка музыкальных произведений или отрывков из них («музыкальной дорожки»); 4) подтверждение эффективности применения программы.

Чтобы не нарушать процесс обучения и в то же время разнообразить его, повышая эмоциональную составляющую часть урока, была создана программа обучения плаванию с применением музыкального сопровождения (табл.1). Разработанная программа  рассчитана на детей, возраст которых  от  6 до 8 лет, и состоит из комплекса двигательных действий и упражнений, выполняемых под музыку. «Музыкальная нарезка», рассчитанная на проведение занятия среди ребят младшего школьного и дошкольного возраста включает в себя детские мелодии, легко узнаваемые в этом возрасте. Это музыка из известных песен и мультфильмов: «Вместе весело шагать», «С голубого ручейка», «Песенка Красной шапочки», «Винтики», «Колесо», «Барабан», «Помогатор» - из мультсериала  «Фиксики», «Песня про следы» и «Баю-бай» - из мультсериала «Маша и медведь». Помимо специальных принципов, у отбора музыки были и общекультурные: мы старались познакомить современных школьников с примерами песенно-танцевального искусства 1950-2000 годов, расширив тем самым их кругозор. Также возможно создание некой интеграции с предметом «музыка», когда на конкретном занятии отбираются отрывки из произведений определенных композиторов (Шаинский, Крылатов).

Таблица 1. Общая схема годовой программы обучения с применением музыкального сопровождения.

64 часа (за год)

1 часть

2  часть

3 часть

21 час

21 час

22 часа

1-обычный урок

2- обычный урок

3- музыкальная часть 1/4от  урокаКартинки по запросу скрипичный ключ

1-обычный урок

2- обычный урок

3- музыкальная часть 2/4от  урокаКартинки по запросу скрипичный ключ

1-обычный урок

2- обычный урок

3- музыкальная часть 3/4от  урокаКартинки по запросу скрипичный ключ

4-обычный урок

5- обычный урок

6- музыкальная часть 1/4от  урока

4-обычный урок

5- обычный урок

6- музыкальная часть 2/4от  урока

4-обычный урок

5- обычный урок

6- музыкальная часть 3/4от  урока

4-обычный урок

5- обычный урок

6- музыкальная часть 1/4от  урока

4-обычный урок

5- обычный урок

6- музыкальная часть 2/4от  урока

4-обычный урок

5- обычный урок

6- музыкальная часть 3/4от  урока

19-обычный урок

20- обычный урок

21- музыкальная часть 1/4от  урока

19-обычный урок

20- обычный урок

21- музыкальная часть 2/4от  урока

19-обычный урок

20- обычный урок

21- музыкальная часть 3/4от  урока

Идея данной программы в том, чтобы постепенно внедрять в занятие музыкальное сопровождение.

Основные разделы, под музыку, вошедшие в программу:

- разминка на суше (7-10 мин) 1/4 часть урока;

- часть двигательных действий в воде (12-17 мин) 2/4 часть урока;

- комплекс упражнений (20-30 мин) 3/4 часть урока.

До составления представленной программы был проведен анализ научной литературы по тематике: «Как музыка влияет на настроение человека?»

В ходе анализа было выявлено, что музыка помогает справляться с трудными жизненными ситуациями. Кроме того, она способна создать и поддержать нужное настроение, помогает расслабиться, а может, наоборот, зарядить энергией. И это неудивительно, сила музыки заключается в том, что ее влияние обусловлено психоэмоциональным состоянием человека. Она способна положительно воздействовать и сделать человека счастливее, за счет гармонизации его состояния. В противном случае влияние музыки на человека может оказаться негативным. [6]. Воздействие музыки на человека в зависимости от стилей и направлений. Но следует заметить, что не стоит исключать индивидуальные предпочтения в музыкальных жанрах [2].

Эффективность разработанной программы была проверена практически. У большинства ребят, обучающихся по данной методике, было отмечено очевидное повышение интереса к занятиям и значительное улучшение их психоэмоционального состояния. Кроме того большим плюсом является возможность тренера-педагога более индивидуально и конкретно корректировать исполнение движений и упражнений, когда ребята их исполняют под музыку.

Список литературы.

1.        Богданов, В.М. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию / В. М. Богданов, В. С. Пономарев, А. В. Соловов // Материалы всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 2000.

2.        Богатырева Ж.В., Шутилова М.Ф. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 181-183

3.        Виноградов, П.А. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи / П. А. Виноградов, В. П. Моченов // Теория и практика физической культуры, 1998. - № 7. - С. 24-26, 39-40.

4.        Виноградов, П.А. Спорт в мире информации / П. А. Виноградов, В. А. Савин // Теория и практика физической культуры, 1997, №11. - С. 59-62.

5.        https://scienceforum.ru/2015/article/2015009734 

6.         http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=32203   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с одарёнными детьми на начальном этапе обучения

В этой статье рассказывается о направлениях работы с одарёнными детьми в начальной школе....

Особенности моделирования уроков на начальном этапе обучения.

ž Вы помните стихи и песни, выученные в детстве? Неважно на каком они были языке, родном или иностранном - стоит вспомнить одну строчку - и всё стихотворение сразу же всплывает в памяти. Это происходи...

Использование наглядных средств обучения при изучении лингвострановедческого материала на начальном этапе обучения

laquo;Использование наглядных средств обучения при изучении лингвострановедческого материала на начальном этапе обучения( английский язык)».Лингвострановедческий материал- средство формирования...

Использование игровых технологий на начальном этапе обучения

В настоящее время английский язык является языком профессионального общения. Большинство людей хотят изучать английский язык хотя бы на разговорном уровне, так как видят в этом огромную необходимость....

Особенности преподавания иностранных языков на начальном этапе обучения

В данной статье рассматриваются основные аспекты построения работы на уроке иностранного языка в школе, приводятся примеры организации и построения некоторых тем и уроков. Рекомендуется к прочтению уч...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Результаты исследования последних лет показывают значительное повышение интереса к английскому языку. Английский язык является языком профессионального общения в различных сферах деятельности. Основно...