методика обучения плаванию в начальной школе
проект по зож (1 класс)
Методика обучения плаванию практический материал .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_plavanie.docx | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение
1. Общая характеристика и классификация дисциплины «Плавание» ...
-История развития плавания.
-Плавание как значимый вид физической активности в системе здорового образа жизни.
-Базовые отличия прикладного и спортивного плавания
-Лечебное плавание и другие виды физической активности в воде, направленные на оздоровление.
2. Биохимические и гидродинамические основ плавания.
2.1. Свойства воды.
2.2. Особенности двигательного аппарата и моторики человека.
2.3. Статическое плавание и гидродинамика.
3. Основные техники плавания
3.1. Кроль на груди и спине
3.2. Брасс
3.3. Баттерфляй
4. Организация обучения плаванию в бассейне
4.1. Бассейн – параметры, оборудование и инвентарь.
4.2. Правила посещения бассейна.
5. Методика обучения плаванию.
6. Аквааэробика. Организация группы дополнительного образования в школе.
7. Список используемой литературы.
Плавание – один из наиболее популярных и массовых видов спорта. При движении в воде практически работают все мышцы тела. Плавание способствует развитию выносливости, координации движений. Это – эффективное средство укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Велико и прикладное значение плавания. Переплывать большие расстояния, оказывать помощь терпящему бедствие на воде должен уметь каждый человек. Не случайно даже в древние времена плавание считалось одним из основных признаков культуры.
Наибольшего развития плавание достигло во втором и первом тысячелетиях до нашей эры в Древней Греции и Риме. Характерно, что там считали недостаточно культурным человека, который не умел ни плавать, ни читать. Плавание входило в программы ежегодных древнегреческих празднеств в Гермионе и Истмийских игр. Начиная с 133 года до нашей эры на Коринфском перешейке в честь бога морей Посейдона раз в два года проводились соревнования по плаванию. При палестрах (местах для занятий гимнастикой) сооружались искусственные бассейны для плавания.
Развитию плавания в нашей стране способствовало большое количество рек, озер и морей. Скифы, населявшие в VII—III веках до нашей эры северные причерноморские земли, и поселенцы восточного Причерноморья были искусными пловцами
Большого развития плавание в России достигло в XVII—XVIII веках. В период царствования Петра I от русских моряков требовалось полное освоение «вольного моря», в том числе умение отлично плавать и долго держаться на воде. С 1719 года обучение плаванию было введено в программу учебных дисциплин сначала в Морской академии, а затем и в других военных училищах. Особенно большое внимание плаванию, как прикладному навыку уделял великий полководец А. В. Суворов. Известно, что еще будучи командиром полка он добивался от солдат умения организованно переплывать широкие рвы и реки.
Плавание –один из популярных видов физической активности и оказывает положительное влияние на здоровье человека. Водные процедуры применяют для закаливания организма человека, как профилактика сезонных простудных заболеваний. Плавание способствует укреплению и оздоровлению сердечно – сосудистой системы, активизирует обмен веществ. Незаменимо плавание и при профилактике, а также для восстановления при заболеваниях опорно–двигательного аппарата.
Плавание оказывает на организм человека всестороннее глубокое влияние. Сама водная среда и создаваемое ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем.
Обучение плаванию связано с необходимостью преодолеть боязнь воды и неуверенность в своих силах. Плавание в определенной мере способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов.
При плавании сердцу не приходиться перекачивать кровь вверх, как это бывает в других видах спорта (при вертикальном положении тела). У регулярно занимающихся плаванием наблюдается замедление частоты пульса в покое до 45—55 ударов в минуту, поэтому в настоящее время плавание считается одним из лучших средств лечебной физкультуры для укрепления и развития сердечной деятельности.
Занятия плаванием — лучшая тренировка для дыхательной системы. Обычно жизненная емкость легких не превышает 3,5—4 тысячи куб. см., а у хороших пловцов она возрастает почти вдвое. Под влиянием занятий плаванием нормализуется секреторная деятельность, усиливается обмен веществ.
Необходимо отметить оздоровительное воздействие плавания на детский организм. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают координацию движений. Они своевременно формируют «мышечный корсет», предупреждая искривления позвоночника; снижают возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, по моим личным наблюдениям значительно реже болеют простудными заболеваниями в течении осенне-зимнего периода, что немало важно в климатических условиях Северо-Западного округа России. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц.
Регулярные занятия плаванием повышают жизненный тонус у взрослых людей. Это подтверждают наблюдения за физическим состоянием занимающихся в группах здоровья, где среди других видов физических упражнений используются плавание и аквааэробика.
При терапевтических рекомендациях об ограничении двигательной активности, в связи с некоторыми заболеваниями, плавание является хорошей альтернативой, так как снижает нагрузку на опорно-двигательный аппарат, успокаивающе (оздоровительное плавание) действует на нервную систему и т.д.
Вид плавания — это разновидность активной физической деятельности человека в водной среде. Каждый из видов плавания характеризуется особыми движениями или способами передвижения, а способ передвижения в воде определяет технику плавания.
Виды плавания:
Спортивное
Оздоровительное
Игровое
Фигурное (синхронное)
Прикладное
Подводное.
Спортивные прыжки в воду.
Не снижая значения всех разновидностей форм плавания, я хочу остановится на наиболее широко применяемых. Это спортивное прикладное и оздоровительное плавание.
В Википедии плаванию дается следующее определение:
Плавание — вид спорта или спортивная дисциплина, заключающаяся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. Из чего следует, что спортивное плавание включает различного рода соревнования, которые имеют определенные правила и регламент. К спортивным дисциплинам в плавании относятся также игровые виды, прыжки с трамплина, синхронное плавание. Проводятся соревнования по плаванию проводимые в бассейнах длиной 50 или 25 метров на дистанции от 50 до 1500 метров, а также на открытой воде в виде заплывов на длинные дистанции (5, 10, 25 км). Цель любых соревнований –это не только участие в них, но все же главное к чему стремится спортсмен –победа.
Согласно определения Прикладное плавание - способность человека держаться на воде (то есть владеть навыком плавания) и производить в воде жизненно необходимые действия и мероприятия. Основные цели и применение прикладного плавания не подразумевает соревнования (кроме профессиональных соревнований). Несмотря на то, что используются те же техники, что и в спортивном плавании, прикладное плавание применяется при выполнении определенных прикладных задач, таких как переправа вплавь через водную преграду, оказание помощи утопающему или уставшему пловцу, доставание со дна каких-либо предметов, транспортировка предметов через водную преграду и т.п. Умение плавать необходимо людям многих профессий, например, рыбакам, работникам флота, биологам, военнослужащим, геологам, спасателям.
Работа над совершенствованием техники плавания невозможна без учета физических свойств воды.
Из школьной программы, большинство людей запомнили формулу воды –H 2O и, что вода - это жидкость без цвета и запаха. Однако вода обладает еще и другими физическими свойствами, такими, как вес, плотность, вязкость, текучесть, теплопроводность, теплоемкость.
Удельный вес воды приблизительно в 840 раз больше удельного веса воздуха. Частицы воды имеют большую подвижность и значительную массу, поэтому вода обладает большой инерцией. Чтобы развить определенную скорость пловец выполняет активные гребковые движения. Вода обладает вязкостью и сопротивлением. Свойство жидкости оказывать сопротивление движущемуся телу также влияет на продвижение тела в воде. Это сопротивление возникает на гребущих поверхностях рук, ног и всего тела в виде реакции воды на эти поверхности. Таким образом пловец, находящийся в воде, может опираться, на нее руками, ногами, всем телом и вызывать действие реактивных сил. На тело, помещенное в воду, действует также подъемная сила. Не менее важным свойством воды является ее способность к волнообразованию. Это свойство основано на наличии силы тяжести, вязкости и подвижности водной среды. Размеры волн, возникающих при движении пловца по поверхности воды, зависят от его технической подготовленности. Опираясь на некоторые знания физических свойств воды, правильным будет переход к понятию статики и гидродинамики в плавании. Под статическим плаванием следует понимать такое плавание, при котором на тело человека, находящегося в воде без движений, действуют две силы: сила тяжести (вес тела), направленная вниз, и подъемная сила воды, действующая кверху.
В зависимости от соотношения силы тяжести (FT) и подъемной силы воды (FB) могут быть три случая положения тела в воде: а) если FT больше, чем FB, то тело тонет; б) если FT равно FB, то тело находится в нейтральном положении (состояние равновесия); в) если FT меньше, чем FB, то тело всплывает на поверхность воды.
Гидродинамическая сила встречного сопротивления возникает в результате поступательного движения пловца в воде, которая имеет большую плотность и вязкость. Основным условием динамического плавания является реакция опоры (воды), которая возникает на гребущей поверхности в результате движения конечностей. Для рационального использования свойств воды в динамическом плавании, разработаны, научно обоснованы и используются современные спортивные техники плавания, к ним относятся
-Кроль на груди
-Кроль на спине
-Брасс
-Баттерфляй.
Коротко остановлюсь на описании каждого из них:
Кроль на груди- вид плавания на животе, в котором левая и правая часть тела совершают гребки попеременно. Каждая рука совершает широкий гребок вдоль оси тела пловца, во время чего ноги, в свою очередь, тоже попеременно поднимаются и опускаются. Лицо плывущего находится в воде, и лишь периодически во время гребка голова поворачивается, чтобы сделать вдох. Кроль считается наиболее быстрым способом плавания.
Кроль на спине — стиль плавания который визуально похож на кроль (руки совершают гребки попеременно, а ноги совершают попеременное непрерывное поднятие/опускание), но имеет следующие отличия: человек плывет на спине, а не на животе, и пронос над водой выполняется прямой рукой, а не согнутой, как в кроле на груди.
Брасс является самым древним из спортивных способов плавания, его история насчитывает более, чем десять тысяч лет. Очень похожий стиль изображен в египетской «Пещере Пловцов». Брасс - стиль спортивного плавания на груди, при котором руки и ноги выполняют симметричные движения в плоскости, параллельной поверхности воды. Этим он и отличается от стиля баттерфляй с симметричными движениями в вертикальной плоскости, и кроля с попеременными движениями рук и ног. Если смотреть по наивысшим достижениям в разных стилях плавания, брасс — самый медленный из них.
Баттерфляй - один из наиболее технически сложных и утомительных стилей плавания. Это стиль плавания на животе, в котором левая и правая части тела одновременно совершают симметричные движения: руки совершают широкий и мощный гребок, приподнимающий
Баттерфляй — один из самых сложных способов плавания и считается вторым по скорости после кроля . Кроль на спине на дистанциях от 200 метров уже практически не уступает баттерфляю в скорости, что частично объясняется низким стартом первого.
Научиться и научить плаванию можно в любом возрасте, однако лучше приступать к ознакомлению с плаванием с раннего детства. Современные бассейны оснащены всеми необходимыми условиями для занятий с детьми дошкольного возраста. Я работаю в школе и поэтому наиболее подробно затрону тему обучения плаванию детей школьного возраста.
Умение плавать - жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Поэтому основной целью занятия плаванием с детьми в школе. Научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде тех детей, которые не имели возможности получить первичные навыки плавание в более раннем возрасте. Развитие физических качеств таких, как выносливость, быстрота, ловкость, сила. Формирование гигиенических навыков, умение владеть своим телом в непривычной среде, привитие стойкого позитивного отношения к занятиям физической культурой и спортом, в частности плаванием. Вот основные задачи, которые ставит перед собой учитель, тренер, занимаясь с детьми плаванием.
В наши дни, когда в обществе, не только взрослых, но и среди детей, угроза гиподинамии, ожирения и других болезней связанных с малоподвижным образом жизни, стала критичной, на правительственном уровне принимаются решения и законы о более широком внедрении в обществе популяризации активного образа жизни, физической культуры и спорта.
Один из основных, полезных и любимых видов спорта –это плавание
Учитывая потребность населения и современные строительные технологии, образовательные учреждения, детские сады, школы, часто оснащены бассейном. Я работаю в школе, где есть бассейный комплекс, состоящий из двух чаш, это малый бассейн 10 м и большой 25 м., который имеет четыре дорожки, оснащен разделительными канатами. Температура воды в бассейне поддерживается, согласно нормативов САНПиН. В работе с детьми обязательно применяется инвентарь: плавательные доски различной модификации и другой инвентарь.
Перед посещением бассейна учащиеся проходят медосмотр и получают медицинский допуск. Перед занятиями учитель проводится инструктаж по правилам гигиены и санитарии. Инструктаж по техники безопасности проводится с обучающимися перед первым посещением бассейна, а после с запланированной периодичностью, он включает в себя знания о безопасных правилах посещения бассейна. и оказании первой помощи.
Все учащиеся школы имеют возможность заниматься плаванием по основному школьному плану и по программе дополнительного образования. Занятия с учащимися проводятся по одобренной рабочей программе и с учетом методических рекомендаций ,основанных на всестороннем изучении предмета (принцип научности) , и других педагогических принципов ,таких как : Принцип последовательности – от простого к сложному Принцип наглядности-это принцип активного использования всех органов чувств для восприятия информации ,с применением личного примера и всех доступных демонстрационных материалов .,доступных для восприятия детьми определенной возрастной категории (принцип доступности) Принцип сознательности и активности .Применяя этот метод учитель ,тренер ставит перед собой такие задачи, как: -Формирование у воспитанников осмысленного отношения и интереса к целям физического воспитания и задачам занятия; -Формирование устойчивой потребности в регулярных занятиях спортом ; -Выработка привычки к анализу, самоконтролю и коррекции своих действий при выполнении упражнений; -Воспитание самостоятельности, инициативности .
В достижении этих задач, наставник опирается на принципы прочности, систематичности, всесторонности. Принцип коллективности и индивидуального подхода, когда учитель, применяя свои знания и опыт работы, может грамотно организовывать здоровую конкуренцию, сплоченность и взаимовыручку, не забывая о необходимости индивидуального подхода к каждому воспитаннику.
При работе в детском коллективе, невозможно не принять в расчет детскую любопытность подвижность стремление к перемене деятельности.
В обучении необходима постоянная смена нагрузки, Волнообразное изменение характера планируемой нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей, игровые формы обучения способствуют реализации принципа динамичности.
Один из самых важных принципов –это принцип оздоровительной направленности. Не навреди! –как постулат. Но задача состоит в том, чтобы не только оберегать, но и научить воспитанника правилам гигиены и санитарии, нормам здорового образа жизни, техники безопасности и способам предупреждения травматизма, умению оказать первую помощь при чрезвычайных обстоятельствах.
Принцип связи теории с практикой и принцип прикладной направленности подразумевают, способность донести информацию до учащегося, соединив все достижения теории и практики так, чтобы в дальнейшем все приобретенные навыки и знания применялись и в дальнейшей жизни, будь то прикладное, спортивное или оздоровительное плавание с полной уверенностью в своих действиях.
Итак, обучение учащихся в школе начинается с первого класса, опираясь на базовые педагогические принципы и методические разработки в совокупности, с применением всех доступных методов. Ведется журнал и контрольная документация
Прежде чем приступить к занятиям необходимо выявить уровень подготовленности учащихся индивидуально, с тем, чтобы наиболее мягко помочь преодолеть страх перед водным пространством. Подготовить ребят к физической нагрузки. Поэтому первые занятия, помимо теоретических бесед, лучше проводить в привычной обстановке т.е. на суше. Эти занятия должны включать в себя упражнения разминки, подводящие к занятиям в воде желательно в игровой форме, применимы такие игры, как «цапля и лягушата» «Дед Мазай и зайцы», преодоление полосы препятствий, упражнения на укрепление мышц спины, дыхательная гимнастика. На следующих занятиях эти упражнения можно выполнять уже у бортика с опорой. Упражнений дыхательной гимнастики также желательно проводить в игровой форме «Надуй шарик», «Остудим чай», упражнения на задержку дыхания «Бабка шла» и другие. Следующим этапом являются упражнения, способствующие удержанию на воде, так же на детском языке, с использованием игровой формы «поплавок», «медуза», «звездочка». Упражнения для синхронизации работы рук и ног, а также в совокупности с упражнениями дыхательной гимнастики на первоначальном этапе можно выполнять у бортика, когда обучающие, достаточно уверенно выполняют эти и другие упражнения у бортика, необходимо перейти к упражнениям на скольжение, таким как «стрела», «торпеда». Когда дети с уверенностью выполняют эти и другие упражнения на удержание, скольжение, дыхание, наступает следующий этап – это синхронизация полученных навыков, собственно плаванию с использованием разных техник.
Основной формой организации и проведения учебных занятий по плаванию является групповой урок. Он делится условно на три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная и заключительная части проводятся на суше, основная — в воде.
Подготовительная часть урока (продолжительностью 5–10 минут) включает построение группы, расчет, перекличку, объяснение задач и порядка проведения урока, выполнение комплекса общеразвивающих, подготовительных и специальных физических упражнений, краткое повторение пройденного материала с разбором ошибок и ознакомление с новыми упражнениями.
Основная часть урока (25–30 минут) направлена на решение главных его задач: освоение с водой, изучение техники плавания, стартов, поворотов, прыжков в воду.
Заключительная часть урока (2–5 минут) строится таким образом, чтобы постепенно снизить физическую нагрузку и повысить эмоциональность занятия. Поэтому в нее включают игры, эстафеты, развлечения на воде, а также подведение итогов занятия.
После выхода из воды дети должны тщательно вытереться полотенцем. Тренер обязан так организовать занятия в воде, чтобы занимающиеся почти все время находились в движении. Чем больше времени они будут находиться в воде и двигаться, тем больший смысл имеет само занятие, а системность и направленность заданий будет способствовать решению поставленных задач. Если разделить занятия на зоны интенсивности, то оно будет состоять из нескольких зон; аэробная подготовительная; аэробная развивающая; смешанная аэробно – анаэробная гликолитическая.
Один из современных, популярных видов физической активности на воде, направленной на оздоровления, является аквааэробика. Аквааэробика — это выполнение широкого спектра физических упражнений в воде: от активных развлечений (игры, аттракционы в аквапарках) до серьезных занятий под музыку, часто имеющих спортивную направленность. В отличие от других видов физических упражнений аквааэробика обеспечивает более высокий оздоровительный эффект.
Аквааэробика для детей является полезным фактором для растущего организма.
Во-первых, упражнения по аквааэробике позволяют нагружать те группы мышц, которые не загружены или отлынивают в повседневной жизни.
Во-вторых, вода предоставляет прекрасную возможность активным и психически неустойчивым детям выплеснуть наружу всю лишнюю энергию.
В-третьих, комплекс занятий по аквааэробике позволяет растягивать связки и развивать гибкость.
В-четвертых, тренировочные занятия предусматривают в своей программе взаимодействующие игры между детьми, использование специальных предметов, таких как мячи, поролоновые или латексные конструкции. От такого игрового подхода ребятишки просто в восторге. Вода поддерживает тело, что уменьшает риск возникновения травм и растяжений. Поскольку тело становится гораздо легче, уменьшается нагрузка на кости и скелет. Напряжение в теле, которое вызывает сила притяжения земли, почти на 90% компенсируется водой, что позволяет вам двигаться более плавно и безопасно.
Исходя из мониторинга вышеизложенного мною материала можно сделать следующие выводы Дети, регулярно занимающиеся плаванием, имеют более высокую работоспособность, более выносливы, меньше или практически не болеют простудными заболеваниями, а это значит, что занятия плаванием решают одну из основных задач.
Овладение навыком плавания жизненно необходимо для каждого человека. Занятия плаванием способствуют оздоровлению, укрепляют нервную систему, поэтому, важно приобщать детей к культуре плавания, научить их плавать, это окажет положительное воздействие на развитие всего детского организма, как следствие на оздоровление нации.
Используемая литература:
Булгакова Н.Ж. Аквааэробика Москва, издательство
Академия, 1996 г. 30 стр.
«Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание»
Авторы: Литвинов А.А. Козлов А.В. Ивченко Е.В.
Г. Москва
Издание Академия
2014год. 272стр.
Лях В.И. учебник физическая культура 2013 год 256 стр.
Чертов Н.В. Плавание 2011 год 452 стр.
Википедия: интернет энциклопедия
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему обучение плаванию в начальной школе
презентация на тему "Обучение плаванию в начальной школе"...
Проведение занятий «сухого плавания» в начальной школе
"Сухое плавание" проводится, когда занятия на воде не возможны либо по причине карантина, либо по техническим причинам. "Сухое плавание" проводится на суше в спортивном зале....
Методика обучения математики в начальных классах
Схематическое моделирование при обучении решению задач на движение младших школьников...
Виды и методика обучения плаванию в технике "Кроль"
При обучении плаванию очень важен комплексный и плановый подход – тренер должен понимать, кого, для чего и каким образом он учит.В этом документе приведены базовые принципы и методология обучени...
Методика обучения орфографии в начальной школе.
Орфографическая грамотность - составная часть языковой культуры. Основы ее закладываются в начальной школе. На этой ступени обучения есть своя специфика, которая вызвана возрастом детей и отсутствием ...
Задачи обучения грамматике в начальной школе английского языка методика
Задачи обучения грамматике в начальной школе английского языка методика...
Обучение плаванию в общеобразовательной школе
Обучение плаванию в общеобразовательной школе...