Рабочая программа по плаванию для групп начального обучения.
рабочая программа по физкультуре на тему
Отличительной чертой данной программы является включение курса обучения спортивному плаванию как одного из основных компонентов деятельности в области физической культуры. Двигательные умения и действия в воде, развитие физических качеств посредством плавания открывают для учащихся средних школ новые горизонты для личного самосовершенствования и укрепления здоровья.
Овладение навыком плавания является жизненно необходимым для каждого учащегося. Спортивное плавание есть прекрасное средство закаливания и тренировки, посредством которого учащиеся имеют возможность совершенствовать свое тело и дух.
Учитывая индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста в освоении школьной техники плавания, различия в исходном уровне плавательной подготовленности на занятиях с хорошо успевающими учениками, учитель может использовать материал программы более старших классов за счет освоения других способов плавания, увеличения дистанции проплывания, использования игр на воде и других упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_plavaniyu.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Отличительной чертой данной программы является включение курса обучения спортивному плаванию как одного из основных компонентов деятельности в области физической культуры. Двигательные умения и действия в воде, развитие физических качеств посредством плавания открывают для учащихся средних школ новые горизонты для личного самосовершенствования и укрепления здоровья.
Овладение навыком плавания является жизненно необходимым для каждого учащегося. Спортивное плавание есть прекрасное средство закаливания и тренировки, посредством которого учащиеся имеют возможность совершенствовать свое тело и дух.
Программа преследует следующую цель: формирование у учащихся средней школы стойкого положительного отношения к физической культуре в целом и плаванию в отдельности, как необходимому звену общей культуры и общеоздоровительной практике в жизни.
За время занятий школьники должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с закрытыми глазами, правильно дышать и плавать одним из способов 25 м. Плавание как вид двигательной деятельности предъявляет высокие требования прежде всего к координационным способностям занимающегося, в особенности к равновесию, ориентированию в пространстве, дифференцированию временных, пространственных и силовых параметров движений, чувству ритма. Систематические занятия плаванием содействуют также развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем. Оно является одним из важнейших средств закаливания учащихся.
Учитывая индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста в освоении школьной техники плавания, различия в исходном уровне плавательной подготовленности на занятиях с хорошо успевающими учениками, учитель может использовать материал программы более старших классов за счет освоения других способов плавания, увеличения дистанции проплывания, использования игр на воде и других упражнений.
Начинать освоение навыка плавания рекомендуется с 1 класса. Однако в школах, не имеющих соответствующие условия, можно приступать к обучению с 4 класса. Для обучения плаванию следует широко использовать близлежащие бассейны, открытые водоемы в теплое время года, занятия плаванием в загородных лагерях. В отдельных случаях целесообразно организовать краткосрочные курсы обучения плаванию. Большую помощь в этом деле могут оказать родители.
Основная направленность | Классы | |||
I | II | III | IV | |
На освоение умений плавать и развитие координационных способностей | Специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой (погружение в воду с открытыми глазами, задержкой дыхания под водой и выход в воду, "поплавок", скольжение на груди, спине и др.). Движение ног и рук при плавании способами кроль на груди, кроль на спине или брасс. Плавание одним из способов 25 м. Прыжки с тумбочки | |||
На совершенствование умений плавать и развитие выносливости | Повторное проплывания отрезков 10-25 м по 2-6 раз, 100 м 2-3 раза. Игры и развлечения на воде | |||
Основы знаний | Названия плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения. Влияние плавания на состояние здоровья, правила гигиены и техники безопасности, поведение в экстремальной ситуации | |||
Самостоятельные занятия по разделу | Выполнение специальных упражнений, рекомендованных программой, для освоения умений плавать |
Основные положения данной программы отвечают решению следующих задач:
- Выработать у учащихся мотивационно-целостные установки на качественное выполнение требований программы и дальнейшее применение средств и методов физической культуры.
- укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность.
- прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта.
- развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на высоком уровне на протяжении всех лет обучения в школе.
- обучать учащихся простейшим методам оценки физического, функционального и психоэмоционального состояния организма и навыкам самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Программа состоит из трех разделов: теоретического, практического и контрольного.
Начальная ступень обучения (I – IV классы) должна закладывать основы начальной грамотности в области физической культуры и формировать начальные умения и навыки. Вторая ступень (V – IX классы) характеризуется базовым уровнем знаний и устойчивым интересом подростков к занятиям физической культурой. На заключительной ступени обучения (X - XI классы) главным становится формирование у учащихся самостоятельного навыка занятий физкультурой и спортивной деятельностью.
Прогнозируемый результат и способы его проверки.
В течение года будут проводиться соревнования:
- «веселые старты» в спортивном зале
- скоростное плавание
- «веселые старты» на воде
- соревнования по прикладному плаванию.
В конце года результаты обучения детей оцениваются педагогом на контрольном занятии.
Критерии оценки:
- 1-4 классы - преодоление дистанции 25 м кролем на спине и груди
- 5-9 классы – преодоление дистанции 50 м любым стилем
- 10-11 классы – преодоление дистанции 100 м избранным стилем или комплексным способом.
Детям, справившимся с этим заданием, вручается удостоверение «Умею плавать» и значок с символикой «25», «50», «100» м.
Содержание программы.
Содержание программного материала предполагает разделение его на две: базовую и специализированную. Освоение базовых основ физической культуры проводится в соответствии с широкодоступной апробированной «Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. М, Лях, Л, Б, Кофман, Г. Б, Мейксон, 1996 г.).
Специализированная часть программы ориентирована на плавательную подготовку учащихся школ.
Примерное распределение учебного материала (сетка часов) при трехразовых занятиях в неделю
№ п/п | Вид программного материала | классы | ||
1-4 | 5-9 | 10-11 | ||
1 1.1 1.2 1.2.1 1.2.2 1.2.3 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 | Базовая часть Основы знаний Способы двигательной деятельности (умения, навыки, двигательные способности) Подвижные и спортивные игры Гимнастика Легкая атлетика Специализированная часть Основы знаний Освоение или совершенствование техники плавания Развитие двигательных способностей на суше и воде Прикладное плавание Овладение организаторскими умениями | 56 В процессе урока 18 18 20 46 В процессе урока 36 10 - - | 58 В процессе урока 19 25 14 44 В процессе урока 40 4 - - | 58 В процессе урока 19 19 20 44 В процессе урока 12 12 12 8 |
Содержание программного материала уроков плавания для учащихся
1-4 классов.
Теоретический раздел
Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Предупреждение травматизма, обеспечение безопасности жизни и здоровья школьников. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Виды водного спорта. Вспомогательные средства для занятий плаванием (ласты, плавательные доски, надувные круги). Поведение в экстремальной ситуации на водоемах.
Практический раздел
Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Имитация «Поплавка», скольжение стоя на полу. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди (стоя на месте и в сочетании с ходьбой), стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.
Плавание кролем на груди (движения ног сидя на краю бассейна, то же с выполнением выхода в воду; плавание с доской; скольжения с движениями ног; гребковые движения рук; согласование движений рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; плавание с дыханием в каждом цикле; плавание в полной координации).
Плавание кролем на спине (движения ногами с опорой на дно или бортик бассейна, скольжение с последующими движениями ног и рук, плавание с помощью только рук и ног).
Игры: «Кто быстрее?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Насос», «Морской бой», «Пятнашки с поплавками».
Плавание брассом (движение ног у ботика, движение рук стоя на дне, в сочетании с ходьбой; согласование движений рук с дыханием, согласование движений ног и рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; стартовый прыжок с последующим скольжением).
Игры: «Волейбол в воде», «Кто дальше проскользит», «Салки», «Рыбаки и рыбки». Эстафеты.
Нормативы: проплыть одним из способов без остановки 50 метров во втором классе и 200 метров в четвертом классе. Выполнить стартовый прыжок и повороты при плавании кролем на груди и кролем на спине.
Содержание программного материала уроков плавания для учащихся
5-9 классов.
Теоретический раздел
Названия упражнений и основных признаков техники спортивных способов плавания. Правила соревнований. Влияние плавания на физические качества. Дистанции в соревнованиях по плаванию.
Практический раздел
Плавание способом дельфин (движения рук стоя на дне, скольжении; движения ног после скольжения и ныряния; плавание с доской и без доски; согласование движений руками с дыханием. Проплывание отрезков до 15 метров способом дельфин с задержкой дыхания; транспортировка «тонущего»).
Повороты при плавании кролем на груди и на спине под левую и правую руку. Стартовый прыжок со скольжением и выходом на поверхность при плавании брассом.
Игры: «С донесением вплавь», «Доставь раненого на берег».
Комплекс специальных упражнений пловца. Имитация поворота при плавании способом дельфин. Техника выполнения непрямого массажа сердца.
Ныряние брассом и кролем.
Комплекс специальной физической подготовки пловца. Повороты при плавании избранным способом, подплывая к щиту с максимальной скоростью. Элементы игры в водное поло: ведение мяча, поднимание мяча из воды, передача и ловля мяча.
Упражнения на суше. Игры и развлечения в воде. Проплывание отрезков 25-50 метров по 4-8 раз, 100-200 метров по 3-4 раза, 400 метров.
Контрольные нормативы: самостоятельно выполнить разминку пловца на суше. Знать правила проведения соревнований по плаванию. Освоить технику плавания способом дельфин.
Содержание программного материала уроков плавания для учащихся
10-11 классов.
Теоретический раздел
Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в воде. Биомеханические особенности техники плавания. Правила плавания в открытом водоеме.
Практический раздел
Дальнейшее совершенствование техники плавания всеми способами. Транспортировка пострадавшего и оказание доврачебной помощи. Плавание брасом на боку и на спине. Освобождение от одежды в воде. Судейство соревнований по плаванию.
Контрольные нормативы:
Транспортировка пострадавшего в воде. Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Рекомендуемые контрольные нормативы для учащихся общеобразовательных школ
25 м, вольный стиль, сек | 50 м, вольный стиль, сек | |||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
4 5 6 7 8 9 10 11 | 33-44 32-38 28-34 26-32 22-30 21-28 20-26 18-22 | 33-34 32-40 30-36 28-34 26-32 24-30 22-28 20-26 | 1,20-1,40 1,18-1,35 1,10-1,32 1,04-1,20 0,58-1,10 0,56-1,08 0,54-1,04 0,50-1,00 | 1,20-1,40 1,20-1,38 1,16-1,36 1,10-1,25 1.04-1,20 1.02-1.16 1.00-1.10 0.56-1.06 |
Литература.
- Ганчар И. Л, Плавание: теория и методика преподавания. – Минск, 1998.
- лекции для студентов очного отделения кафедры плавания ГЦОЛИФК. – М., 1990.
- В. М, Лях, Л, Б, Кофман, Г. Б, Мейксон. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М., 1996.
- Макаренко Л. П. Универсальная программа начального обучения детей плаванию. – М.: ФИС, 1985. с. 27-38.
- Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Обучение плаванию в детском саду. – М., 1991
- Плавание: Методические рекомендации для тренеров детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва. – М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по плаванию 2014-2015 г.
Настоящая программа по плаванию составлена на основании государственного документа «Примерной программы плавания спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-ю...
Рабочая программа секции «Плавание» для 3-4классов.
Рабочая программа секции «Плавания» составлена на основании плана дополнительного образования в соответствии с целями и задачами школы, запросами родителей. Рабочая программа конкретизирует содержание...
Рабочая программа. Секция "Плавание"
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Секция "Плавание"...
Рабочая программа для дошкольной образовательной группы "Обучение письму"
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура рук...
Рабочая программа по плаванию для детей с ОВЗ 2016-2017 год
Лечебное плавание, как вид адаптивной физической культуры предназначен для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья.Занятия плавания направлены на:-...
рабочая программа по плаванию
Для тех кто любит плавать...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАВАНИЮ 1-4 КЛАСС
Рабочая программа разработана с учетом индивидуальных физических особенностей детей с ОВЗ по слуху...