Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"Путь к здоровью".
рабочая программа (2 класс) на тему

Кацуба Ольга Петровна

 

 Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью".

Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации   образователь­ного процесса; формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни,  стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_zdorovesberezheniyu_put_k_zdorovyu.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14

села Орловки Буденновского района

Ставропольского края»

Программа

по сохранению и укреплению здоровья  

младших школьников

«Путь к здоровью»

 

                                      Составила: Кацуба Ольга Петровна,

                                                                    классный руководитель,

                                                                    учитель нач. классов

Год здоровья - 2010 -2011 уч. год

«Забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности,

бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…»

                 В.А.Сухомлинский

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение (обоснование программы).

II. Проблемность.

III. Целепологание.

IV. Содержание работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

V. План работы учителя, классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

VI. Заключение.

I. ВВЕДЕНИЕ.

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.                                                           По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов; шестиклассник – 3 – 4 часа; старшеклассник – 6 и более часов”. Родители, в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух – трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.

В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.

На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы.

II. ПРОБЛЕМНОСТЬ.

По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.

Для того, чтобы данная программа помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:

  1. Ухудшение социального положения семей учащихся;
  2. Необеспеченность детей полноценным питанием;
  3. Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;
  4. Невысокий уровень общей культуры населения.

Критериями работы учителя и классного руководителя по данному направлению являются:

  1. индивидуальный режим;
  2. эмоциональный режим;
  3. смена видов деятельности;
  4. наличие физпауз на уроке;
  5. учет физиологических особенностей в развитии организма;
  6. расширение зрительного пространства (смена угла зрения) и пр.

III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Срок реализации программы:  2010-2013 гг.

 

Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации   образователь ного процесса; формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни,  стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.

Задачи программы:

1. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению  

    здоровья участников образовательного процесса.

 2.Формирование у учащихся потребности в физическом и  

     психическом саморазвитии.

3.Совершенствование санитарно-гигиенической, просветительской,          

    консультативной, информационной работы со всеми участниками    

    образовательного процесса.

4.Пропаганда среди обучающихся и их родителей здорового образа жизни.

    Профилактика наркомании,  алкоголизма, курения у школьников.

5.Повышение результативности методической работы по вопросам

   здоровьесбережения образовательного процесса и предупреждения

   травматизма.

6.Привлечение внимания семьи к реализации программы «Путь к здоровью».

7. Проведение диагностики и мониторинга динамики состояния здоровья

    учащихся.

   Ожидаемые результаты: 

-  повышение уровня физического, психического и социального здоровья

    учащихся;

-  самореализация личности;

-  социальная адаптация;

-  снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями,

    заболеваниями позвоночника и глаз;

-  повышение уровня профилактической работы;

-  создание оптимального режима учебного труда;

-  осознанное отношение детей, их родителей к состоянию здоровья как

    основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

-  100% охват учащихся школы горячим питанием в школьной столовой

IV. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

4.1.

Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:

I блок – ресурсное обеспечение:

  1. Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;
  2. Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
  3. Питание в школьной столовой;
  4. Наличие справочной и художественной литературы в кабинете.

II блок – организация учебного процесса:

  1. Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;
  2. Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
  3. Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
  4. Индивидуализация обучения.

III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:

  1. Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
  2. Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.

IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:

  1. Эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;
  2. Организация подвижных игр (динамической паузы);
  3. Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;
  4. Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.

V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:

  1. Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;
  2. Ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;
  3. Привлечение медработника к просвещению родителей.

4.2. Гигиенические требования к организации и проведению урока:

  1. Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.
  2. Число видов деятельности: 4-7.
  3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.
  4. Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.
  5. Число видов преподавания: не менее 3.
  6. Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.

4.3. Принципы работы учителя на уроке:

  1. Принцип полимодальности материала (направлен на использование зрения, слуха…).
  2. Принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).
  3. Интерактивный режим (работа в группах).
  4. Эмоциональная насыщенность (мотивация на уроке. Эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).

4.4. Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:

  1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
  2. Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
  3. Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
  4. Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
  5. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
  6. Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.

V. ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Воспитание в

процессе обучения

Внеурочная, внеклассная работа

Внешкольная деятельность, работа с родителями

Познавательное

направление

Беседы с учащи –

мися с целью про-

паганды здорового образа жизни,

понимания физио-

логии здоровья:

«Профилактика

простудных заболеваний»,

«Витамины –наши

друзья», «Уроки

доктора Айболита»,

«Моя красивая

осанка»

Тематические классные часы на темы: «В здоровом теле – здоровый дух!», «В гостях у ребят Мойдодыр», «Школа Докторов природы»,

«Если хочешь быть

здоров», «Путешествие в страну Природы и

Здоровья», «Правильное

Питание – залог здоровья»

Проведение консультаций и собраний для родителей для изучения программы «Путь к здоровью» и проблемам сбе –

режения здоровья детей.

Темы собраний:

«Режим дня школьника»,

«Экология и здоровье

ребёнка», «Болезни века»,

«Как сберечь здоровье

школьника»

Трудовое направление

Беседы об эколо –

гии, охране расти-

тельного и живот-

ного мира, о пра-

вильном использовании

природных ресурсов, органи –

зация режима дня

младшего школь-

ника

Классные и общешколь-

ные КТД, беседы «Твой

режим дня», «Каков он –

русский богатырь»,

Классные часы «Чисто-

та – залог здоровья»,

«Организация режима

жизни в школе и дома»,

«Как повысить свой иммунитет», урок –

соревнование «Культура здорового

образа жизни»

Родительское собрание

«Каков он – здоровый ребёнок?»

Физическое воспитание детей в семье (утренняя гимнастика, игры, прогулки, экскурсии, походы).

Роль семьи в предупреждении неврозов у детей.
Профилактика бытового травматизма – беседы для родителей

Спортивно - оздоровительное

направление

Беседа «Не навре –

ди себе – не

навреди Земле»,

«Я здоровье сбере-

гу – сам себе я

помогу», игры, соревнования с использованием

знаний уличного

движения, личной

гигиены и т.д.

Игры на свежем воздухе, эстафеты, Дни здоровья,

спартакиады.

Конкурс пословиц, зага-

док и поговорок о спорте и здоровье, беседы «Секреты здо –

ровья», «Вредные при-

вычки», конкурс рисун-

ков «Я – за здоровый

образ жизни!»,

«Мы любим спорт»

День физкультурника.

Конкурс «Папа, мама, я –

спортивная семья». Беседы с родителями: «Растить детей закалёнными».

Родительское собрание

«Гигиенические требования к

организации учебной работы

школьников в домашних

условиях». Правила поведения на свежем воздухе,

на воде.

Гражданско –  патриотическое

направление

Санитарные рейды

по школе и школь-

ному двору.

Организация санитарного уголка, выпуск

бюллетеней «Советы Доктора

Айболита». Коллективная работа над проек –

том «Чистота –

залог здоровья».

Устные журналы

«Солнце, воздух и вода-

наши лучшие друзья»,

«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

Утренники, праздники

Здоровья с участием роди-

телей. Беседы для родителей

классного руководителя,

медицинских работников об

укреплении здоровья

детей.

Духовно – нравственное

направление

Классные часы,

обсуждение ситуаций «А если

руки не мыть»,

«Легко ли быть чистюлей», «А ты

Не забыл носовой

платок?», беседа

«Как сохранить

здоровье детей».

Устный журнал

«Путешествие в исто –

рию медицины», клас-

сные часы «Что такое здоровье», «Что такое болезнь», «Волшебный

воздух», «Всегда и везде

вечная слава воде»,

«Что такое туризм, чем он полезен для организма?», экскурсия

В природу «Аптека в лесу».

Родительские собрания:

«Здоровый ребёнок - в здоровом социуме»,

 «Формирование навыков личной гигиены в семье», «Гигиенические требования к школьной одежде и обуви»,

Эстетическое
направление

Эстетическое оформление

классной комнаты,

формирование благоприятного психологического климата  в учени-

ческом коллективе.

Конкурсы: рисунков

«Пусть тебя не зовут

неряхой», плакатов:

«Здоровые зубы –

здоровью любы», кон-

курсы детских стихотво-

рений, сочинений «Свет

мой, зеркальце, скажи!», работа над проектом

«Я и моё здоровье»

Спортивный праздник

«Тропинка здоровья».

Конкурс семейных сочинений

«Как прекрасен этот мир».

Рождественские посиделки в

кругу друзей и близких.

Праздник русской Маслени –

цы.

VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Учителю и классному руководителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий

Обобщение опыта по теме: Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий...

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников

Из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников»

Педагогический проект на тему: "Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"...

Программа по сохранению и укреплению здоровья школьников «Культура здоровья».

Культура здоровья – один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровь...

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью"

Программа содержит пояснительную записку, указаны направления работы и ожидаемые результаты, дана оценка эффективности реализации программы «Путь к здоровью»...

Авторская программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путешествие в страну Здоровье"

Программа формирования здоровья учащихся направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развития у младших школьников интереса  к вопросам здоровья, воспитание ответственности за ...


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Ольга Петровна, материал очень интересный - спасибо!