Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"Путь к здоровью".
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью".
Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса; формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovesberezheniyu_put_k_zdorovyu.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14
села Орловки Буденновского района
Ставропольского края»
Программа
по сохранению и укреплению здоровья
младших школьников
«Путь к здоровью»
Составила: Кацуба Ольга Петровна,
классный руководитель,
учитель нач. классов
Год здоровья - 2010 -2011 уч. год
«Забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности,
бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение (обоснование программы).
II. Проблемность.
III. Целепологание.
IV. Содержание работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
V. План работы учителя, классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
VI. Заключение.
I. ВВЕДЕНИЕ.
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам. По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов; шестиклассник – 3 – 4 часа; старшеклассник – 6 и более часов”. Родители, в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух – трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.
В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.
На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы.
II. ПРОБЛЕМНОСТЬ.
По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.
Для того, чтобы данная программа помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:
- Ухудшение социального положения семей учащихся;
- Необеспеченность детей полноценным питанием;
- Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;
- Невысокий уровень общей культуры населения.
Критериями работы учителя и классного руководителя по данному направлению являются:
- индивидуальный режим;
- эмоциональный режим;
- смена видов деятельности;
- наличие физпауз на уроке;
- учет физиологических особенностей в развитии организма;
- расширение зрительного пространства (смена угла зрения) и пр.
III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Срок реализации программы: 2010-2013 гг.
Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации образователь ного процесса; формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.
Задачи программы:
1. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению
здоровья участников образовательного процесса.
2.Формирование у учащихся потребности в физическом и
психическом саморазвитии.
3.Совершенствование санитарно-гигиенической, просветительской,
консультативной, информационной работы со всеми участниками
образовательного процесса.
4.Пропаганда среди обучающихся и их родителей здорового образа жизни.
Профилактика наркомании, алкоголизма, курения у школьников.
5.Повышение результативности методической работы по вопросам
здоровьесбережения образовательного процесса и предупреждения
травматизма.
6.Привлечение внимания семьи к реализации программы «Путь к здоровью».
7. Проведение диагностики и мониторинга динамики состояния здоровья
учащихся.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня физического, психического и социального здоровья
учащихся;
- самореализация личности;
- социальная адаптация;
- снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями,
заболеваниями позвоночника и глаз;
- повышение уровня профилактической работы;
- создание оптимального режима учебного труда;
- осознанное отношение детей, их родителей к состоянию здоровья как
основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
- 100% охват учащихся школы горячим питанием в школьной столовой
IV. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
4.1.
Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:
I блок – ресурсное обеспечение:
- Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;
- Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
- Питание в школьной столовой;
- Наличие справочной и художественной литературы в кабинете.
II блок – организация учебного процесса:
- Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;
- Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
- Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
- Индивидуализация обучения.
III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:
- Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
- Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:
- Эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;
- Организация подвижных игр (динамической паузы);
- Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;
- Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.
V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
- Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;
- Ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;
- Привлечение медработника к просвещению родителей.
4.2. Гигиенические требования к организации и проведению урока:
- Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.
- Число видов деятельности: 4-7.
- Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.
- Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.
- Число видов преподавания: не менее 3.
- Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.
4.3. Принципы работы учителя на уроке:
- Принцип полимодальности материала (направлен на использование зрения, слуха…).
- Принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).
- Интерактивный режим (работа в группах).
- Эмоциональная насыщенность (мотивация на уроке. Эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).
4.4. Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:
- Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
- Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
- Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
- Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
- Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
- Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.
V. ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
Воспитание в процессе обучения | Внеурочная, внеклассная работа | Внешкольная деятельность, работа с родителями | |
Познавательное направление | Беседы с учащи – мися с целью про- паганды здорового образа жизни, понимания физио- логии здоровья: «Профилактика простудных заболеваний», «Витамины –наши друзья», «Уроки доктора Айболита», «Моя красивая осанка» | Тематические классные часы на темы: «В здоровом теле – здоровый дух!», «В гостях у ребят Мойдодыр», «Школа Докторов природы», «Если хочешь быть здоров», «Путешествие в страну Природы и Здоровья», «Правильное Питание – залог здоровья» | Проведение консультаций и собраний для родителей для изучения программы «Путь к здоровью» и проблемам сбе – режения здоровья детей. Темы собраний: «Режим дня школьника», «Экология и здоровье ребёнка», «Болезни века», «Как сберечь здоровье школьника» |
Трудовое направление | Беседы об эколо – гии, охране расти- тельного и живот- ного мира, о пра- вильном использовании природных ресурсов, органи – зация режима дня младшего школь- ника | Классные и общешколь- ные КТД, беседы «Твой режим дня», «Каков он – русский богатырь», Классные часы «Чисто- та – залог здоровья», «Организация режима жизни в школе и дома», «Как повысить свой иммунитет», урок – соревнование «Культура здорового образа жизни» | Родительское собрание «Каков он – здоровый ребёнок?» Физическое воспитание детей в семье (утренняя гимнастика, игры, прогулки, экскурсии, походы). Роль семьи в предупреждении неврозов у детей. |
Спортивно - оздоровительное направление | Беседа «Не навре – ди себе – не навреди Земле», «Я здоровье сбере- гу – сам себе я помогу», игры, соревнования с использованием знаний уличного движения, личной гигиены и т.д. | Игры на свежем воздухе, эстафеты, Дни здоровья, спартакиады. Конкурс пословиц, зага- док и поговорок о спорте и здоровье, беседы «Секреты здо – ровья», «Вредные при- вычки», конкурс рисун- ков «Я – за здоровый образ жизни!», «Мы любим спорт» | День физкультурника. Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья». Беседы с родителями: «Растить детей закалёнными». Родительское собрание «Гигиенические требования к организации учебной работы школьников в домашних условиях». Правила поведения на свежем воздухе, на воде. |
Гражданско – патриотическое направление | Санитарные рейды по школе и школь- ному двору. Организация санитарного уголка, выпуск бюллетеней «Советы Доктора Айболита». Коллективная работа над проек – том «Чистота – залог здоровья». | Устные журналы «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» | Утренники, праздники Здоровья с участием роди- телей. Беседы для родителей классного руководителя, медицинских работников об укреплении здоровья детей. |
Духовно – нравственное направление | Классные часы, обсуждение ситуаций «А если руки не мыть», «Легко ли быть чистюлей», «А ты Не забыл носовой платок?», беседа «Как сохранить здоровье детей». | Устный журнал «Путешествие в исто – рию медицины», клас- сные часы «Что такое здоровье», «Что такое болезнь», «Волшебный воздух», «Всегда и везде вечная слава воде», «Что такое туризм, чем он полезен для организма?», экскурсия В природу «Аптека в лесу». | Родительские собрания: «Здоровый ребёнок - в здоровом социуме», «Формирование навыков личной гигиены в семье», «Гигиенические требования к школьной одежде и обуви», |
Эстетическое | Эстетическое оформление классной комнаты, формирование благоприятного психологического климата в учени- ческом коллективе. | Конкурсы: рисунков «Пусть тебя не зовут неряхой», плакатов: «Здоровые зубы – здоровью любы», кон- курсы детских стихотво- рений, сочинений «Свет мой, зеркальце, скажи!», работа над проектом «Я и моё здоровье» | Спортивный праздник «Тропинка здоровья». Конкурс семейных сочинений «Как прекрасен этот мир». Рождественские посиделки в кругу друзей и близких. Праздник русской Маслени – цы. |
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Учителю и классному руководителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная активность младших школьников - одно из условий по укреплению и сохранению здоровья младших школьников
Из опыта работы педагога...
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий
Обобщение опыта по теме: Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий...
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников
Из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников»
Педагогический проект на тему: "Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"...
Программа по сохранению и укреплению здоровья школьников «Культура здоровья».
Культура здоровья – один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровь...
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью"
Программа содержит пояснительную записку, указаны направления работы и ожидаемые результаты, дана оценка эффективности реализации программы «Путь к здоровью»...
Авторская программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путешествие в страну Здоровье"
Программа формирования здоровья учащихся направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развития у младших школьников интереса к вопросам здоровья, воспитание ответственности за ...
Комментарии
Ольга Петровна, материал
Ольга Петровна, материал очень интересный - спасибо!