Сохранение и укрепление здоровья младших школьников как приоритет задачи деятельности воспитателя ГПД
методическая разработка (1 класс)
Редька Н.В., воспитатель ГПД
ГБОУ средняя школа №425 им. П.Л Капицы
Кронштадтского района
Санкт-Петербурга
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников
как приоритет задачи деятельности воспитателя ГПД
Продленный день прочно вошел в жизнь общеобразовательной школы. Он должен быть не только воспитательным, но и оздоровительным. Основными задачами воспитателя группы продленного дня являются: исследование и оценка состояния здоровья обучающихся и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья обучающихся через приобщение к здоровому образу жизни.
Каждый педагог-воспитатель хочет видеть своих воспитанников здоровыми, весёлыми и хорошо развитыми физически. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Это требует от педагогов и воспитателей особых подходов в воспитании детей, основанных на принципах здоровьесбережения. Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна в школе.
Воспитатель группы продленного дня должен эффективно использовать средства, методы и приемы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе и активно вовлекать учащихся в систему работы. От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.
Задача воспитателя группы продленного дня состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые стали бы интересны и полезны школьнику соответствующего возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.
На сегодняшний день одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
“Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов”.
Организация учебно-воспитательной работы по укреплению здоровья в ГПД включает в себя следующие этапы:
- Соблюдение режима дня
От того, как строится день ребенка, как сочетается его отдых и работа, вовремя ли он завтракает и обедает зависит его самочувствие, работоспособность, настроение и здоровье.
- Рациональное питание
В обязанности педагога входит организация своевременного питания учащихся, обучение их культурно – гигиеническим правилам приема пищи.
У детей начальных классов повышенная потребность в двигательной активности. А пища служит основным источником энергии и строительным материалом для роста и развития организма ребенка. Поэтому своевременное питание необходимо.
-Оптимальная двигательная активность
Движение как форма физиологической активности, играет важную роль в развитии психики и интеллекта ребенка. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности и самосознания ребенка. Дети, которые вынуждены подолгу не выходить на улицу, становятся раздражительными, плаксивыми, обидчивыми.
В группе продлённого дня, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками и т.д. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Занятия в ГПД начинаются с прогулки. Ежедневные прогулки необходимы, это активный отдых, так нужный детям после уроков. Виды прогулок разнообразны: наблюдение за сезонными изменениями в природе, игры на свежем воздухе с мячом, спортивные игры.
Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Во время прогулки воспитатель решает сразу несколько задач: обеспечивает интересное проведение времени и содействует укреплению коллектива и здоровья детей. Прогулка должна приносить пользу не только телу, но и душе. На игровых прогулках дети могут играть в хорошо знакомые игры «Море волнуется», «Третий лишний», «Совушка» и т.д
Игровая деятельность занимает одно из главных мест в развитии ребенка. Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики.
Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.
Основная форма работы - спортивные соревнования, эстафеты, подвижные,
малоподвижные и пальчиковые игры, упражнения на релаксацию, зрительную гимнастику, строевые и физические упражнения, упражнения для формирования осанки.
В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, нужно поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это учитывается, при составлении режима дня, недельной нагрузки и плана работы ГПД.
-Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек.
Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются тогда, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля.
В ГПД ведётся систематическая работа по воспитанию самостоятельности и культуры поведения, поскольку от внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, собранным, уметь владеть собой. Чтобы творить добро, нужно прилагать усилия, прежде всего – усилия душевные, нужно отрывать от себя, отдавать, а не брать. В воспитании культуры поведения значительное место занимают выработка навыков и привычек. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя. Если элементарные нормы не привиты детям с ранних лет, то пробел этот приходится восполнять позднее. Личный опыт ребенка еще очень беден, ребенок часто бывает невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как поступать. Так, в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта лежат моральные принципы общества - гуманизм, коллективизм, дружба, ответственность за свои поступки. В группе продленного дня, как нигде, отражается воспитанность наших учеников.
- Повышение эмоциональной устойчивости.
По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому, одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого положительного результата, даже самой маленькой победы.
- Разъяснительная работа с родителями:
В работе с родителями используются выступления воспитателя ГПД на родительских собраниях о соблюдении режима дня школьников, о ПДД, правилах просмотра ТВ, правила работы за компьютером, о необходимости посещения каждым ребёнком какого-либо кружка или спортивной секции.
Эффективность работы группы продленного дня во многом зависит от отношения ребёнка к школе, от его желания посещать группу. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств.
Литература
- Гордеева В.В. Система воспитательной работы в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2004
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1–4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для школьников. – М.: ВАКО, 2005.
- Баранчукова Г.А. Об организации физкультурно-оздоровительной работы в школе и группах продленного дня. Методические рекомендации. – Л., 2001.
- Дегтерев Е.А., Синицын Ю.Н. управление современной школой. Выпуск VIII. Педагогика здоровья. Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Учитель, 2005.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_shkola.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Редька Н.В., воспитатель ГПД
ГБОУ средняя школа №425 им. П.Л Капицы
Кронштадтского района
Санкт-Петербурга
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников
как приоритет задачи деятельности воспитателя ГПД
Продленный день прочно вошел в жизнь общеобразовательной школы. Он должен быть не только воспитательным, но и оздоровительным. Основными задачами воспитателя группы продленного дня являются: исследование и оценка состояния здоровья обучающихся и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья обучающихся через приобщение к здоровому образу жизни.
Каждый педагог-воспитатель хочет видеть своих воспитанников здоровыми, весёлыми и хорошо развитыми физически. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Это требует от педагогов и воспитателей особых подходов в воспитании детей, основанных на принципах здоровьесбережения. Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна в школе.
Воспитатель группы продленного дня должен эффективно использовать средства, методы и приемы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе и активно вовлекать учащихся в систему работы. От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.
Задача воспитателя группы продленного дня состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые стали бы интересны и полезны школьнику соответствующего возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.
На сегодняшний день одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
“Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов”.
Организация учебно-воспитательной работы по укреплению здоровья в ГПД включает в себя следующие этапы:
- Соблюдение режима дня
От того, как строится день ребенка, как сочетается его отдых и работа, вовремя ли он завтракает и обедает зависит его самочувствие, работоспособность, настроение и здоровье.
- Рациональное питание
В обязанности педагога входит организация своевременного питания учащихся, обучение их культурно – гигиеническим правилам приема пищи.
У детей начальных классов повышенная потребность в двигательной активности. А пища служит основным источником энергии и строительным материалом для роста и развития организма ребенка. Поэтому своевременное питание необходимо.
-Оптимальная двигательная активность
Движение как форма физиологической активности, играет важную роль в развитии психики и интеллекта ребенка. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности и самосознания ребенка. Дети, которые вынуждены подолгу не выходить на улицу, становятся раздражительными, плаксивыми, обидчивыми.
В группе продлённого дня, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками и т.д. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Занятия в ГПД начинаются с прогулки. Ежедневные прогулки необходимы, это активный отдых, так нужный детям после уроков. Виды прогулок разнообразны: наблюдение за сезонными изменениями в природе, игры на свежем воздухе с мячом, спортивные игры.
Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Во время прогулки воспитатель решает сразу несколько задач: обеспечивает интересное проведение времени и содействует укреплению коллектива и здоровья детей. Прогулка должна приносить пользу не только телу, но и душе. На игровых прогулках дети могут играть в хорошо знакомые игры «Море волнуется», «Третий лишний», «Совушка» и т.д
Игровая деятельность занимает одно из главных мест в развитии ребенка. Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики.
Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.
Основная форма работы - спортивные соревнования, эстафеты, подвижные,
малоподвижные и пальчиковые игры, упражнения на релаксацию, зрительную гимнастику, строевые и физические упражнения, упражнения для формирования осанки.
В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, нужно поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это учитывается, при составлении режима дня, недельной нагрузки и плана работы ГПД.
-Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек.
Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются тогда, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля.
В ГПД ведётся систематическая работа по воспитанию самостоятельности и культуры поведения, поскольку от внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, собранным, уметь владеть собой. Чтобы творить добро, нужно прилагать усилия, прежде всего – усилия душевные, нужно отрывать от себя, отдавать, а не брать. В воспитании культуры поведения значительное место занимают выработка навыков и привычек. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя. Если элементарные нормы не привиты детям с ранних лет, то пробел этот приходится восполнять позднее. Личный опыт ребенка еще очень беден, ребенок часто бывает невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как поступать. Так, в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта лежат моральные принципы общества - гуманизм, коллективизм, дружба, ответственность за свои поступки. В группе продленного дня, как нигде, отражается воспитанность наших учеников.
- Повышение эмоциональной устойчивости.
По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому, одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого положительного результата, даже самой маленькой победы.
- Разъяснительная работа с родителями:
В работе с родителями используются выступления воспитателя ГПД на родительских собраниях о соблюдении режима дня школьников, о ПДД, правилах просмотра ТВ, правила работы за компьютером, о необходимости посещения каждым ребёнком какого-либо кружка или спортивной секции.
Эффективность работы группы продленного дня во многом зависит от отношения ребёнка к школе, от его желания посещать группу. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств.
Литература
- Гордеева В.В. Система воспитательной работы в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2004
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1–4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для школьников. – М.: ВАКО, 2005.
- Баранчукова Г.А. Об организации физкультурно-оздоровительной работы в школе и группах продленного дня. Методические рекомендации. – Л., 2001.
- Дегтерев Е.А., Синицын Ю.Н. управление современной школой. Выпуск VIII. Педагогика здоровья. Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Учитель, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий
Обобщение опыта по теме: Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий...
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"Путь к здоровью".
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью".Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации образовательного проце...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья младших школьников
Комплекс мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся:1. Витаминотерапия. 2. Работа по укреплению зрения. 3....
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью"
Программа содержит пояснительную записку, указаны направления работы и ожидаемые результаты, дана оценка эффективности реализации программы «Путь к здоровью»...
Авторская программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путешествие в страну Здоровье"
Программа формирования здоровья учащихся направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развития у младших школьников интереса к вопросам здоровья, воспитание ответственности за ...
Статья на тему: "ФГОС Сохранение и укрепление здоровья младших школьников как приоритетная задача деятельности учителя ."
В данной статье освещается вопрос здоровьесбережения младших школьников в учебное время.....
Укрепление и сохранение здоровья младших школьников как главная задача деятельности воспитателя ГПД
Укрепление и сохранение здоровья младших школьников как главная задача деятельности воспитателя ГПД...