Роль адаптивной физической культуры в физическом развитии обучающихся с поражениями опорно-двигательного аппарата.
статья по зож

Антонова Наталия Андреевна

В статье представлены данные о влиянии занятий адаптивной физической культурой (АФК) на показатели силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса, силы мышц кисти. Результаты исследования подтверждают эффективное воздействие занятий АФК у обучающихся с поражениями опорно-двигательного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Поражения опорно-двигательного аппарата (ПОДА) занимают ведущее место в заболеваемости и инвалидности у детей. В 2016 г. по данным Федеральной службы государственной статистики 44% детей в возрасте до 18 лет с инвалидностью имеют заболевания, вызывающие поражение опорно-двигательного аппарата. Рост количества детей с поражением опорно-двигательного аппарата и значительные социальные последствия, в связи с данным заболеванием, является серьезной медико-социальной проблемой [2]. В связи с этим важным звеном в повышении функциональных возможностей детей, имеющих заболевания и нарушения опорно-двигательного аппарата, обучающихся в общеобразовательной школе, являются занятия адаптивной физической культуры (АФК).

 Оценка физического развития и функциональных возможностей человека необходима для правильного подбора физических упражнений с целью укрепления здоровья и развития физических качеств.  Физическое развитие понятие комплексное, поэтому и признаки, характеризующие его, разнообразны. В качестве основных признаков физического развития используют длину и массу тела. Существенное значение при определении физического развития имеют также показатели работоспособности, осанка и другие [1]. Для правильного подбора средств на занятиях АФК, с целью оптимального физического развития, необходимо проводить оценку физического и функционального развития обучающихся [3].

 Целью исследования: определение влияния занятий АФК на физическое развитие обучающихся с поражениями опорно-двигательного аппарата.

 Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ школе №584 «Озерки» в период с 2014 по 2017 гг.

 В ходе исследования был проведен анализ медицинской документации с изучением возраста обучающихся, их основного и сопутствующего диагнозов, антропометрических показателей. В начале и в конце года осуществлялась диагностика физического развития обучающихся. Для более объективной оценки нормативных показателей функционального состояния мышц, диагностические пробы проходили в одних и тех же условиях для каждого обучающегося. Для диагностики физического развития, использовалось пять тестов: для определения силовой выносливости мышц спины, два теста для оценки выносливости мышц брюшного пресса, диагностические показатели при работе ногами на тренажере «Мотомед» и динамометрия кистей рук.

 Результаты тестирования обрабатывались методом математической статистики.

Прирост показателей физического развития рассчитывался по формуле: Т=100(П2-П1)/0,5(П1+П2), где: Т – темпы прироста; П1 и П2 – значения исследуемых величин.  Занятия АФК проходили 2-4 раза в неделю в течение трех лет, согласно сетке учебного расписания.

Результаты исследования и их обсуждение. Адаптивная физическая культура направлена на формирование правильного двигательного стереотипа, нормализацию двигательной деятельности обучающихся, улучшение подвижности в суставах, стабилизацию опороспособности, повышение работоспособности, обучение правильному дыханию, схеме тела и правильной осанке, освоение жизненно-необходимых навыков, тренировку системы равновесия, улучшение координации движений.

В результате занятий АФК улучшилось физическое развитие обучающихся. Об этом свидетельствует прирост показателей тестов физического развития. Изменение приростов показателей силовой выносливости мышц спины и мышц брюшного пресса в течение 3х учебных лет возросли. Тест №4 показал прирост показателей активности правой и левой ноги при занятиях на тренажере «Мотомед». Тест №5 выявил незначительный  прирост силы мышц правой и левой кисти. В среднем прирост положительной динамики наблюдался на 30%.

Выводы:

1. Методика занятий по АФК должна быть направлена на формирование правильного двигательного стереотипа, нормализацию двигательной деятельности обучающихся, улучшение подвижности в суставах, стабилизацию опороспособности, повышение работоспособности, обучение правильному дыханию, схеме тела и правильной осанке, освоение жизненно-необходимых навыков, тренировку системы равновесия, улучшение координации движений.

2. Полученные в ходе исследования результаты подтверждают эффективное воздействие занятий АФК на показатели физического развития обучающихся с поражениями опорно-двигательного аппарата.

Список литературы.

  1. Михалюк Е.Л., Малахова С.Н., Черепок А.А. Современные представления о спортивной медицине и физической реабилитации. Медицинский контроль в процессе занятий физическими упражнениями. Методика комплексного врачебного обследования.
  2. Определение и оценка физического развития. Учебно-методическое пособие. - Запорожье: ЗГМУ, 2013. - 76 с. 2. Налобина А.Н., Стоцкая Е.С. Современные аспекты адаптивного физического воспитания детей грудного возраста, имеющих отклонения в психомоторном развитии // А.Н. Налобина, Е.С. Стоцкая /
  3. Адаптивная физическая культура. 2011. Т. 45. № 1. С. 15-19. 3. Никкель О.А., Стоцкая Е.С. Комплексная методика реабилитации детей с детским церебральным параличом // О.А. Никкель, Е.С. Стоцкая / Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта: материалы всероссийской научно-практической к

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование Тема: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата через развитие речи"

Актуальность темы: Эта тема для меня важна, потому что речь обучающихся, воспитанников является ключевым моментом в их развитии....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Развитие речи и окружающий природный мир» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (Уровень начального общего образования) (вариант 6.4)

         Цель реализации адаптированной основной программы начального общего образования.АООП образования (вариант 6.4) обучающихся с умственной отсталостью и опорно-дв...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету «Развитие речи» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3) 2 класс

Данное планирование предназначено для педагогов, работающих с детьми с умственной отсталостью по варианту 6.3 - с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данное планирование соответствует требовани...

СИПР для развития обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата, вариант 6.3 1 дополнительный класс

Специальная индивидуальная программа развития обучающегосяс нарушениями опорно-двигательного аппарата  (вариант 6.3) разработана в соответствии с требованиями ФГОС...

СИПР для развития обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата, вариант 6.3 1 дополнительный класс

Специальная индивидуальная программа развития обучающегосяс нарушениями опорно-двигательного аппарата  (вариант 6.3) разработана в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая адаптированная коррекционно-развивающая программа по внеурочной деятельности педагога-психолога по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата(вариант 6.2) 1-4 классов

Адаптированная рабочая программа по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся по варианту 6.2.  начального общего образования для обучающихся с НОДА – это пр...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития (в. 6.4)

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяже...