Методические рекомендации для написания исследовательской работы
методическая разработка по зож (3 класс)

Данный материал будет полезен как учителям начальной школы, так и преподавателям среднего звена для  написания исследовательской работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочной деятельности

Содержание :

  1. Глоссарий
  2.  Специфика проектно-исследовательской деятельности
  3.  Общие требования к исследовательской работе обучающихся
  4. Этапы исследовательской деятельности
  5. Календарно-тематическое планирование кружок 1 час в неделю

Глоссарий

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Проектная деятельность – последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов

Проектно-исследовательская деятельность- деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей, задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, оценка результатов.

Специфика проектно-исследовательской деятельности

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требует корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Это заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательской (проектной) деятельности в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования.

С раннего детства каждый из нас начинает исследовать окружающий мир, потом - экспериментировать, т.е. самостоятельно искать истину. Присущее ребенку стремление к получению новых знаний и необходимость в этих знаниях, во-первых, помогает развивать познавательную активность, во-вторых, создают благодатную почву для начала исследовательской деятельности именно в школьном возрасте.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Общие требования к исследовательской работе обучающихся

Исследовательская работа должна представлять собой самостоятельное исследование по теме в одной из областей знаний. Работа может представлять собой эксперимент, проведенный в научной области, построение модели какого-либо явления, создание технического устройства.

Проектная и исследовательская работа выполняется индивидуально или коллективно. Может иметь научного руководителя.

Представленные работы должны содержать результаты исследований.

Работа должна быть выполнена на высоком уровне и отвечать следующим требованиям:

- должна носить исследовательский характер

- должна содержать характеристику того, что известно по данному исследованию

-должна содержать описание того, что и как делал исследователь

-должна представлять собственные данные полученные при исследовании

- должна демонстрировать глубину знаний автора

-должна соответствовать критериям

- должна демонстрировать наличие теоретических ( практических) достижений автора

-проблема, затронутая в работе, должна быть оригинальной.

Завершается исследовательская работа защитой, одним из главных этапов обучения юных исследователей.

Этапы исследовательской деятельности

Для успеха исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности.

Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей исследования.

1) подготовительный;

2) проведение теоретических и эмпирических исследований;

3) работа над оформлением работы;

4) представление результатов исследования.

Подготовительный (первый) этап включает:

Выбор темы - тема подбирается в соответствии с личными предпочтениями каждого обучающегося и должна находиться в области их самоопределения.

Тема должна быть:

- интересна ребенку, должна увлекать его

- быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования

- оригинальной

- доступной, соответствовать возрастным особенностям

Обоснование необходимости проведения исследования по теме включает в себя:

Актуальность  обосновывает необходимость проведения исследования.

Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

Определение гипотез, целей и задач исследования;

Цель:  формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Задачи:

- должны допускать разный уровень выполнения

- иметь ясную и интересную постановку

- не должны требовать дорогостоящего оборудования

- должны усложняться от задачи к задаче

- должны включать формы коммуникативной деятельности

Гипотеза исследования – это развёрнутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, то есть технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько – какие-то из них подтвердятся, какие-то нет.

Разработку плана  научного исследования;

Выбор методов исследования:

1. Методы, направленные на теоретическое изучение проблемы, например на изучение литературных источников, письменных, архивных материалов;

2. Методы, обеспечивающие получение практических результатов исследования проблемы: наблюдение, беседа, анкетирование.

 Методы научного исследования – это способ изучения объектов исследования. 

Подготовку средств исследования (инструментария).

Исследовательский (второй) этап состоит из:

- систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов;

- проведения теоретических и практических  исследований, в том числе сбора социально-экономической и статистической информации, материалов практики ;

- обработки, обобщения и анализа полученных данных;

- объяснения фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.

Третий этап включает:

-определение композиции (построения внутренней структуры) работы;

-уточнение заглавия, названий глав и параграфов;

-подготовку черновой работы и её редактирование;

-оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.

Четвертый этап  подведение итогов и оформление результатов.

Программа кружка по исследовательской деятельности

1 час в неделю

Эта программа ориентирована на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.

Цель программы: формирование компетентности воспитанников в области проектной (исследовательской) деятельности как способе познания окружающей действительности.

Задачи:

- обучение алгоритма выполнения проекта, написание и представление работы;

- формирование ноосферного мышления;

- интеллектуальное, творческое и личностное развитие.

Средством формирования ноосферного мышления, интеллектуальное, творческое и личностное развития у школьников, рассматривается способность занимать исследовательскую позицию, овладение методологией исследования и применение полученных знаний в реальной жизни.

Программа рассчитана на 1 год обучения и состоит из 6 модулей. Модули интегрированы в единую программу. Связующим стержнем является конкретная проектная (исследовательская) работа, на примере которой обучающиеся модуль за модулем осваивают содержание программы. В остальном отдельные модули являются вполне самостоятельными образованиями.

Модули:

  1. Знакомимся с проектом
  2. Работа со справочной литературой
  3. Подготовка и проведение исследования
  4. Основы работы на компьютере
  5. Овладение навыками публичного выступления
  6. Представление работы

После года обучения планируемые результаты:

Знать:

Основные приёмы и методы проектной деятельности

Формы доклада

Основные разновидности иллюстрирования материала

Уметь:

Проводить исследование

Изготавливать материал для иллюстрации исследования

Выступать с докладом

Формы организации

Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.

Личностные результаты

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Календарно -тематическое планирование

дата

Модули

Название темы

Всего часов

В том числе

теория

практика

Знакомимся с проектом

Погружение в проектную деятельность. Знакомство с понятием проекта, его структурой, видами и типами проектов.

4

1

Знакомство с методологией проектных работ

1

Проект “Башня+”.

2

Работа со справочной литературой

Определение тем проектных работ

4

1

Всестороннее рассмотрение выбранной темы

1

Определение круга источников информации

1

Работа с печатными источниками

1

Подготовка и проведение исследования

Техническая подготовка к исследованию

7

1

Техническая подготовка к исследованию

1

Сбор информации

1

Разбор полученных данных

1

Составление рабочих отчетов

1

Методы обработки информации

1

Обработка данных согласно выбранным методикам

1

Основы работы на компьютере

Текстовый редактор

5

1

Выполнение текста на компьютере

1

Выполнение таблиц

1

Графический редактор

1

Выполнение презентации

1

Овладение навыками публичного выступления

Публичная речь

5

1

Тренинг « я интересен»

1

Подготовка публичной речи

1

Составление текста выступления

1

Пробная защита проекта

1

Представление работы

Конкурсы творческих работ и научно-практические конференции

9

1

1знакомство с требованиями конкретного конкурса или конференции

1

Подготовка работы к конкурсу или конференции

2

Предварительная защита

1

Предоставление работы на конкурс или конференцию

1

Анализ выступления

1

Выступление в своем учебном заведении

1

Определение дальнейшего круга тем для будущих работ

1

всего

34


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Спортивное ориентирование-это увлечение на всю жизнь! Работу подготовил: Малиновцев Денис, МБОУ «СОШ №8 г. Выборга» 1 «В » класс

Слайд 2

Спортивное ориентирование –это вид спорта для всех возрастов.

Слайд 3

Победа-это результат каждодневной работы: нет выходных, каникул, отпусков,зато даже самая маленькая победа в соревнованиях-это победа над собой.

Слайд 4

У нас всегда интересный досуг, потому что мы-это одна семья.

Слайд 5

Соревнования организованы, можно отдохнуть.

Слайд 6

Спортивное ориентирование заставляет работать спортсмена не только физически, но и умственно .

Слайд 7

2 место в кубке СПБ и ЛО в группе м12 -2014 год.

Слайд 8

Наши контакты: Л енинградская область, г. Выборг. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ №8» г. Выборга. Класс: 1 «В» Педагог: Древило Ольга Фёдоровна. Ф. И. О. ученика: Малиновцев Денис Дмитриевич, 7 лет. Контакты: dimamal-80@mail.ru Телефон: +79522090081

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие рекомендации по написанию исследовательских работ младших школьников

Научно – исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы. Выбор темы. Исследовательская   работа...

Методические рекомендации "Как подготовить исследовательскую работу"

Метериал предназначен ученикам начальной школы, делающих первые шаги в исследовательской деятельности, а также их педагогам. Памятка составлена по учебнику-тетради А. И.  Савенкова "Я - исследова...

Рекомендации по написанию исследовательской работы.

Рекомендации по написанию исследовательской работы поможет избежать ошибок....

Методические рекомендации по написанию исследовательской работы

Методические рекомендации по написанию исследовательской работы...

Методические рекомендации по выполнению исследовательских и проектных работ

Здесь ты можешь познакомиться с методическими рекомендациями по выполнению исследовательских и проектных работ...

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"...

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»...