Методические рекомендации для написания исследовательской работы
методическая разработка по зож (3 класс)
Данный материал будет полезен как учителям начальной школы, так и преподавателям среднего звена для написания исследовательской работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочной деятельности
Содержание :
- Глоссарий
- Специфика проектно-исследовательской деятельности
- Общие требования к исследовательской работе обучающихся
- Этапы исследовательской деятельности
- Календарно-тематическое планирование кружок 1 час в неделю
Глоссарий
Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
Проектная деятельность – последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов
Проектно-исследовательская деятельность- деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей, задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, оценка результатов.
Специфика проектно-исследовательской деятельности
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требует корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Это заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательской (проектной) деятельности в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования.
С раннего детства каждый из нас начинает исследовать окружающий мир, потом - экспериментировать, т.е. самостоятельно искать истину. Присущее ребенку стремление к получению новых знаний и необходимость в этих знаниях, во-первых, помогает развивать познавательную активность, во-вторых, создают благодатную почву для начала исследовательской деятельности именно в школьном возрасте.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Общие требования к исследовательской работе обучающихся
Исследовательская работа должна представлять собой самостоятельное исследование по теме в одной из областей знаний. Работа может представлять собой эксперимент, проведенный в научной области, построение модели какого-либо явления, создание технического устройства.
Проектная и исследовательская работа выполняется индивидуально или коллективно. Может иметь научного руководителя.
Представленные работы должны содержать результаты исследований.
Работа должна быть выполнена на высоком уровне и отвечать следующим требованиям:
- должна носить исследовательский характер
- должна содержать характеристику того, что известно по данному исследованию
-должна содержать описание того, что и как делал исследователь
-должна представлять собственные данные полученные при исследовании
- должна демонстрировать глубину знаний автора
-должна соответствовать критериям
- должна демонстрировать наличие теоретических ( практических) достижений автора
-проблема, затронутая в работе, должна быть оригинальной.
Завершается исследовательская работа защитой, одним из главных этапов обучения юных исследователей.
Этапы исследовательской деятельности
Для успеха исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности.
Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей исследования.
1) подготовительный;
2) проведение теоретических и эмпирических исследований;
3) работа над оформлением работы;
4) представление результатов исследования.
Подготовительный (первый) этап включает:
Выбор темы - тема подбирается в соответствии с личными предпочтениями каждого обучающегося и должна находиться в области их самоопределения.
Тема должна быть:
- интересна ребенку, должна увлекать его
- быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования
- оригинальной
- доступной, соответствовать возрастным особенностям
Обоснование необходимости проведения исследования по теме включает в себя:
Актуальность обосновывает необходимость проведения исследования.
Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
Определение гипотез, целей и задач исследования;
Цель: формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Задачи:
- должны допускать разный уровень выполнения
- иметь ясную и интересную постановку
- не должны требовать дорогостоящего оборудования
- должны усложняться от задачи к задаче
- должны включать формы коммуникативной деятельности
Гипотеза исследования – это развёрнутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, то есть технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько – какие-то из них подтвердятся, какие-то нет.
Разработку плана научного исследования;
Выбор методов исследования:
1. Методы, направленные на теоретическое изучение проблемы, например на изучение литературных источников, письменных, архивных материалов;
2. Методы, обеспечивающие получение практических результатов исследования проблемы: наблюдение, беседа, анкетирование.
Методы научного исследования – это способ изучения объектов исследования.
Подготовку средств исследования (инструментария).
Исследовательский (второй) этап состоит из:
- систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов;
- проведения теоретических и практических исследований, в том числе сбора социально-экономической и статистической информации, материалов практики ;
- обработки, обобщения и анализа полученных данных;
- объяснения фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.
Третий этап включает:
-определение композиции (построения внутренней структуры) работы;
-уточнение заглавия, названий глав и параграфов;
-подготовку черновой работы и её редактирование;
-оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.
Четвертый этап подведение итогов и оформление результатов.
Программа кружка по исследовательской деятельности
1 час в неделю
Эта программа ориентирована на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.
Цель программы: формирование компетентности воспитанников в области проектной (исследовательской) деятельности как способе познания окружающей действительности.
Задачи:
- обучение алгоритма выполнения проекта, написание и представление работы;
- формирование ноосферного мышления;
- интеллектуальное, творческое и личностное развитие.
Средством формирования ноосферного мышления, интеллектуальное, творческое и личностное развития у школьников, рассматривается способность занимать исследовательскую позицию, овладение методологией исследования и применение полученных знаний в реальной жизни.
Программа рассчитана на 1 год обучения и состоит из 6 модулей. Модули интегрированы в единую программу. Связующим стержнем является конкретная проектная (исследовательская) работа, на примере которой обучающиеся модуль за модулем осваивают содержание программы. В остальном отдельные модули являются вполне самостоятельными образованиями.
Модули:
- Знакомимся с проектом
- Работа со справочной литературой
- Подготовка и проведение исследования
- Основы работы на компьютере
- Овладение навыками публичного выступления
- Представление работы
После года обучения планируемые результаты:
Знать:
Основные приёмы и методы проектной деятельности
Формы доклада
Основные разновидности иллюстрирования материала
Уметь:
Проводить исследование
Изготавливать материал для иллюстрации исследования
Выступать с докладом
Формы организации
Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.
Личностные результаты
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. - Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Календарно -тематическое планирование
дата | Модули | Название темы | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | ||||
Знакомимся с проектом | Погружение в проектную деятельность. Знакомство с понятием проекта, его структурой, видами и типами проектов. | 4 | 1 | ||
Знакомство с методологией проектных работ | 1 | ||||
Проект “Башня+”. | 2 | ||||
Работа со справочной литературой | Определение тем проектных работ | 4 | 1 | ||
Всестороннее рассмотрение выбранной темы | 1 | ||||
Определение круга источников информации | 1 | ||||
Работа с печатными источниками | 1 | ||||
Подготовка и проведение исследования | Техническая подготовка к исследованию | 7 | 1 | ||
Техническая подготовка к исследованию | 1 | ||||
Сбор информации | 1 | ||||
Разбор полученных данных | 1 | ||||
Составление рабочих отчетов | 1 | ||||
Методы обработки информации | 1 | ||||
Обработка данных согласно выбранным методикам | 1 | ||||
Основы работы на компьютере | Текстовый редактор | 5 | 1 | ||
Выполнение текста на компьютере | 1 | ||||
Выполнение таблиц | 1 | ||||
Графический редактор | 1 | ||||
Выполнение презентации | 1 | ||||
Овладение навыками публичного выступления | Публичная речь | 5 | 1 | ||
Тренинг « я интересен» | 1 | ||||
Подготовка публичной речи | 1 | ||||
Составление текста выступления | 1 | ||||
Пробная защита проекта | 1 | ||||
Представление работы | Конкурсы творческих работ и научно-практические конференции | 9 | 1 | ||
1знакомство с требованиями конкретного конкурса или конференции | 1 | ||||
Подготовка работы к конкурсу или конференции | 2 | ||||
Предварительная защита | 1 | ||||
Предоставление работы на конкурс или конференцию | 1 | ||||
Анализ выступления | 1 | ||||
Выступление в своем учебном заведении | 1 | ||||
Определение дальнейшего круга тем для будущих работ | 1 | ||||
всего | 34 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спортивное ориентирование –это вид спорта для всех возрастов.
Победа-это результат каждодневной работы: нет выходных, каникул, отпусков,зато даже самая маленькая победа в соревнованиях-это победа над собой.
У нас всегда интересный досуг, потому что мы-это одна семья.
Соревнования организованы, можно отдохнуть.
Спортивное ориентирование заставляет работать спортсмена не только физически, но и умственно .
2 место в кубке СПБ и ЛО в группе м12 -2014 год.
Наши контакты: Л енинградская область, г. Выборг. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ №8» г. Выборга. Класс: 1 «В» Педагог: Древило Ольга Фёдоровна. Ф. И. О. ученика: Малиновцев Денис Дмитриевич, 7 лет. Контакты: dimamal-80@mail.ru Телефон: +79522090081
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общие рекомендации по написанию исследовательских работ младших школьников
Научно – исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы. Выбор темы. Исследовательская работа...
Методические рекомендации "Как подготовить исследовательскую работу"
Метериал предназначен ученикам начальной школы, делающих первые шаги в исследовательской деятельности, а также их педагогам. Памятка составлена по учебнику-тетради А. И. Савенкова "Я - исследова...
Рекомендации по написанию исследовательской работы.
Рекомендации по написанию исследовательской работы поможет избежать ошибок....
Методические рекомендации по написанию исследовательской работы
Методические рекомендации по написанию исследовательской работы...
Методические рекомендации по выполнению исследовательских и проектных работ
Здесь ты можешь познакомиться с методическими рекомендациями по выполнению исследовательских и проектных работ...
Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"
Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"...
Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»
Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»...