Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"
материал
Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka.docx | 119.86 КБ |
metodicheskie_rekomendatsii.pptm | 54.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»
Автор: Сустова Екатерина Вадимовна
Красноярск, 2021
Содержание
1.2. Типичные ошибки при выборе темы исследования 11
1.3.Типичные ошибки при выборе методов исследования 13
1.4. Оценивания детских исследовательских работ 14
1.5. Оформление и защита паспорта исследования 16
Список используемой литературы 22
Введение
В современном обществе вырастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в ВУЗе и на протяжении всей жизни.
В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего образования формируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения, саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определённых педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности учебно-исследовательскую.
«Может ли младший школьник быть исследователем?».
Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобрётёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
В школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. По - прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.
Именно поэтому подготовка ребенка к проектно-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
В данном пособии раскрываются аспекты организации проектной деятельности младшего школьника. Представлены теоретические исследования, раскрывающие актуальность и содержание проектной деятельности, опыт конструирования исследовательских проектов как средства организации проектной деятельности младших школьников.
Аннотация
Методическое пособие адресовано учителям начальных классов, руководителям школьных методических объединений, заместителям директора по учебной и научной работе, исследующих данную проблему.
1.1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.
В связи с внедрением нового ФГОС в педагогической практике стала актуальна проблема формирования УУД, в число которых можно включить и исследовательские умения; формирования целостной картины мира, основанной на технико – технологических знаниях, реализация деятельностного подхода в урочной и во внеурочной деятельности.
Исследовательской считается работа, направленная на получение новых знаний в той или иной области науки, техники, искусства объясняющая и предсказывающая факты и явления, дающая ответы на наиболее актуальные в данный момент вопросы, обнаруживающие противоречия, имеющие место в практике [6].
Энциклопедический словарь, объясняя содержание слова «исследование» говорит, что это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности, когда извлекается нечто «из следа», т.е. восстанавливается некоторый порядок вещей по косвенным признакам. Слово «исследовать», трактуется как «осмотреть для выяснения, изучения чего-нибудь» [15].
Существует два понятия: «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность». В контексте нашей работы рассмотрим подробнее учебно-исследовательскую деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение обучающихся, развитие у них исследовательского типа мышления [1]. Главное в учебно-исследовательской деятельности не новые факты, а алгоритм ведения исследования, который может быть использован в исследованиях любой сложности и тематики уже не в стенах школы. Учебно – исследовательская деятельность является видом научно- исследовательской деятельности. Многие авторы подчеркивают, что умственная деятельность ученого, делающего открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего и открывающего знание «только для себя», идентичны по своей внутренней сущности. Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде» [7].
Вместе с тем известно, что дети – исследователи по своей природе. Потребность ребенка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здесь идет речь о врожденной модели поведения, присущей не только человеку, но и многим животным. Иначе это называется любопытством. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития [3].
Для учащихся «исследование» - один из видов познавательной деятельности, когда осуществляется процесс выработки новых знаний относительно конкретного ученика[1]. При этом добытое им знание, как правило, известно не только учителю, но и многим другим взрослым. Идейно поэтому подобная деятельность называется «учебно-исследовательской» в отличие от «научного исследования», направленного на получение ранее не известного факта [4].
Можно сделать вывод: в учебно-исследовательской деятельности главной целью является образовательный результат, и она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное в учебно-исследовательской деятельности не новые факты (это научное исследование), а алгоритм ведения исследования, который может быть затем использован в исследованиях любой сложности и тематики.
Исследовательская деятельность понимается не только в конкретно- организационных рамках работы над заданной проблемой и выполнении учащимися исследовательской работы, а шире. По С. Л. Рубинштейну, учение есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником» [14].
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие» детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального, культурного, творческого потенциала, является средством активизации обучающимися, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого [10].
Можно выделить общие цели исследовательской деятельности учащихся [10]:
- установление непосредственно воспринимаемых эмпирических свойств изучаемых объектов;
- изучение истории возникновения, развития, преобразования предмета исследования;
- изучение конкретных данных об изученном объекте на основе широкого круга информации;
- установления взаимосвязей объекта исследования с окружающей действительностью, другими объектами, событиями;
- выявление возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных) и др.[10].
Задачи учебно-исследовательской деятельности детей:
- развитие мотивации к процессу получения знаний;
- ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований;
- формирование умений осуществляется через учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;
-развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;
-развитие умений, способствующих саморазвитию обучающихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
-воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу [10].
Исследовательская работа вместе с тем должна содержать аналитический материал, сопоставление фактов и собственные умозаключения, выводы. Выполнение учебных проектов, решение проблемно-ситуационных заданий относятся к элементам исследовательской работы [2].
Виды проводимых исследований:
а) по содержанию:
1.исследование, направленное на выявление свойств изучаемых объектов. При данном исследовании задействованы все виды анализаторов (слух, зрение, обоняние, вкус, тактильные), что позволяет описать явные свойства предметов; используются знания о классах предметах, взаимосвязях с другими предметами и т.п.;
2.вербальное исследование, сущность которого заключается в постановке детьми вопросов и нахождению ответов на них. Значение вопросов неоценимо для развития ребенка. В начальной школе важно учить задавать проблемные вопросы, что позволяет впоследствии развивать умение видеть и вычленять проблемы;
3. комплексное исследование, которое может включать в себя все предшествующие виды исследовательского поведения или часть из них;
4.собственное исследование, направленное на всестороннее (возрастосообразное) изучение предмета, целенаправленное, включающее определенные этапы, действия, средства.
Каждый из видов исследований характерен для детей определенного возраста. Первый и второй вид свойственен первоклассникам, затем, постепенно овладевая знаниями и исследовательскими умениями, обучающиеся способны осуществлять более полные и сложные учебные исследования.
б) по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые (несколько человек из класса), коллективные (весь класс);
в) по месту проведения: урочные, внеурочные;
г) по времени: кратковременные или долговременные;
д) по теме: предметные, свободные [10].
Исследовательская деятельность в образовании используется с целью приобщить учеников к конкретике науки как профессиональной деятельности. Однако существует и другой подход, согласно которому исследование понимается как один из универсальных способов познания действительности, способствующий развитию и бытию личности в современном динамично изменяющемся мире. В этом случае оно выступает как учебная практика, использующая опыт, наработанный наукой в сфере организации исследования в конкретных предметных областях [5].
Ученые, разрабатывающие проблему развития исследовательской деятельности учащихся, подчеркивают необходимость четкой ее организации и направленности. Важно постоянно, систематически включать обучающихся в разнообразные формы исследовательской деятельности. Формирование исследовательских умений предполагает специальную организацию всего учебного процесса: обучение должно быть проблемным, содержать элементы исследовательского поиска, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить познавательную активность. Таким образом, можно подчеркнуть необходимость наличия четкой системы, относительно которой будет реализовываться процесс формирования исследовательских умений младших школьников. Важную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия и выбранные методы преподавания дисциплин – проблемные, эвристические, исследовательские (см. схему 1) [9].
Общее в данных методах то, что все они носят проблемный характер, а проблемное обучение, как писал С.Л. Рубинштейн, активизирует процесс мышления, что служит импульсом развития ребенка [9].
Таким образом, учебная исследовательская деятельность младших школьников – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие обучающимися субъективного знания, с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для обучающегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика [11].
В учебно-исследовательской деятельности под руководством учителя дети реализуют этапы, имеющие место в научном исследовании: выявление проблемы, выдвижение гипотез, учение эмпирических данных, информации др. Сходны и методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение и прочие [8].
Однако реализация этапов и применение методов должны быть соразмерны возрасту исследователей, а новое знание, открываемое учеником, является новым только для него самого, т.е. субъективно новым. Важно учитывать и то, что исследовательская деятельность детей направлена не на добывание какого-то научно или социально значимого результата, а на развитие их способностей, умений, мышления. Здесь важен сам учебно-исследовательский процесс, в котором обучающиеся овладевают способами поиска и открытия, новых для себя знаний, получают опыт применения исследовательских умений [7].
Учебно-исследовательские умения рассматриваются как способность выполнять умственные и практические действия, подразумевающие самостоятельный выбор и применение приемов и методов исследования на доступном детям уровне [13].
Учебное исследование предполагает осуществление всех этапов исследовательской деятельности (от постановки проблемы до презентации результатов своей работы), требует умений работать с информацией, с эмпирическими данными, владение исследовательскими методами. Кроме того, не менее важно осуществлять анализ проделанной работы, уметь оценивать ее согласно определенным критериям. Можно выделить пять блоков умений младших школьников, которые необходимы, формировать для успешной реализации исследовательской деятельности.
Пять блоков исследовательских умений учащихся начальных классов:
1.Умения, связанные с осуществлением исследования (поисковые):
- умение выбрать тему исследования;
- умение увидеть проблему и поставить цель исследования (Зачем я это делаю? Что я хочу узнать? Для чего мне будут нужны полученные знания?);
-умение ставить задачи исследования (Что я должен сделать, чтоб достичь цели?);
-умение, связанные с выбором и применением доступных методов исследования;
2. Умения работать с информацией (информационные):
-умения находить источники информации, пользоваться ими; умения работать с текстом;
-умение выделять главное в воспринимаемом тексте, в своем тексте; умения выделять смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы;
-умение работать с определением, понятиями, терминами;
-умения устанавливать логику изложения (умение составлять план текста, своей исследовательской работы);
-умение кратко излагать, конспектировать, применять приемы конспектирования, применять цитаты, оформлять ссылки;
-умения составлять доказательство, использовать аргументы, факты;
-умения, связанные с составлением вступления и заключения; формулированием вывода.
3. Умения организовывать свою работу (организационные):
-умение организовывать свое рабочее место;
- умение планировать работу;
-умения, связанные с организацией работы в школьной и детской библиотеке, компьютерном зале, других учреждениях просвещения (например, клуб по интересам);
4. Умения представить результат своей работы.
-умения использовать различные формы представления результатов;
-умения задавать вопросы и отвечать на низ;
-умения учитывать требования к докладу, к речи докладчика;
5. Умения, связанные с оценочной деятельностью (оценочные):
-умения оценить свою работу, определить ее достоинства и недостатки;
-умение оценить работу, представленную другим исследователем;
-умение формировать оценочные суждения, обосновывать свою оценку;
-умение формулировать рекомендации, отзывы [10].
Анализируя представленные блоки исследовательских умений, мы пришли к выводу, что они дают возможность формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия – это совокупность действий обучающихся, обеспечивающая его успешность в различных видах деятельности (обучение, общение, творчество и др.) как во время обучения в школе, так и в жизни. Выделяют четыре группы универсальных учебных действий (УУД): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Основное предназначение УУД в начальной школе – научить детей учиться. При этом, их можно рассматривать и как цель обучения в начальной школе, и как необходимое условие [15].
Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное решение исследовательских задач, можно предположить и вероятность успешного формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе их решения. Принимая во внимание то, что в результате решения той или иной исследовательской задачи ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных универсальных учебных действий.
Исследовательские умения и универсальные учебные действия имеют много общего в содержании. Рассмотрим это в таблице 1 [12].
Таблица 1.
Сопоставление исследовательских умений
и универсальных учебных действий
Исследовательские умения | Содержание исследовательских умения | Содержание УУД | УУД |
1.Органиазционные умения | умения формулировать цель, планировать, организовывать свою познавательную деятельность в различных условиях | Умения: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция | Регулятивные УУД |
2.Информационные умения | умение поиска и обработки информации, умения излагать мысли устно и письменно | смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; постановка проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; распознавание объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их доказательство. | Познавательные УУД |
3.Поисковые умения | умение видеть и формулировать проблему, применять доступные средства исследования для ее разрешения | выделение и формулирование познавательной цели; поиск информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; | Познавательные УУД |
4.Презентационные умения | умение использовать различные средства для демонстрации результатов своей исследовательской работы; донести в доступной, интересной форме результаты своего исследования; умения воспринимать чужую речь и формулировать вопросы. | планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. | Коммуникативные УУД |
5.Оценочные умения | умение оценить согласно выдвинутым критериям свою и чужую исследовательскую работу | оценка действий (своих и партнера); действие; действие нравственно-этического оценивания | Коммуникативные УУД Личностные УУД |
Сказанное позволяет утверждать, что организация исследовательской деятельности младших школьников обеспечивает и формирование всех групп универсальных учебных действий.
Таким образом, можно сделать вывод, что в своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации, работой мыслительных процессов путем «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями, а также является одним из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.
- Типичные ошибки при темы исследования
Любое исследование начинается с выбора темы. Существует несколько способов выбора темы:
- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребёнок, вопросов;
- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.;
- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).
Мастрюков А.В. в своей статье «Как выбрать тему исследования?» утверждает, что выбрать тему для исследования несложно, если точно знать, что интересует ребёнка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? [5, с. 92].
Выбор темы - это важнейшая составляющая содержания исследовательской работы. Именно поэтому надо очень внимательно подходить к формулировке и выбору темы, выбирать точные и правильные слова, понятия, термины.
В статье «Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников», учитель русского языка и литературы Островская И.Ю. выделяет типичные ошибки, которые допускают младшие школьники при выборе и формулировании темы исследования.
1. Взята слишком узкая тема исследования («Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»).
2. Тема исследования сформулирована слишком широко («Внимание, Акулы!»).
Правильное название темы исследования: «Исследование причин и факторов нападения акул на человека».
3. Тема не соответствует возрасту и уровню учащегося («Непристойная лексика в переписке школьников на страницах Интернета»).
4. Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.
Как правило, эта проблема возникает или при навязывании неинтересной учащемуся темы, или при отсутствии желания (способностей) к исследовательской деятельности.
5. Некорректная формулировка темы исследования.
Например: «Пушкин и одиночество» (грамматическая ошибка: разнородные понятия оформлены как однородные без пояснения).
6. Не оригинальность темы исследования.
7. Название темы не соответствует проблеме исследования [8, с.147-148].
Педагог начальной школы и дополнительного образования Самсонова В.П. дает следующие рекомендации при выборе и формулировании темы исследования.
1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.
Не стоит навязывать ученику тему исследования. Необходимо предоставить ему выбор, так как исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребёнку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлечённым в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие.
3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае надо понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
4. Название работы должно чётко отражать её содержание.
5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младших школьника ограничена. Часто дети не доводят начатое дело до конца. Выполнить задание «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали от ребёнка длительного времени.
6. Тема должна быть конкретной.
7. Название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, она должна подразумеваться [14, с. 8]
Таким образом, формулируя тему исследования, необходимо помнить, что это детское исследование, ограниченное объёмом, возрастом, педагогическими задачами и временем, которого у современных школьников не так много. Ответственность за формулировку темы лежит на научном руководителе, несмотря на то, что часто тему выбирают сами учащиеся.
1.3.Типичные ошибок при выборе методов исследования
Ошибки, допускаемые при отборе методов исследования:
• Выбранные методы не соответствуют заявленной теме исследования и не позволяют проверить гипотезу;
• Методы не подходят для проведения обучающимися, основываясь на их возрастные особенности.
Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.
Наблюдение – общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности. Этот метод относится в науке к числу наиболее употребимых.
Виды наблюдения:
- Неструктурированное (отсутствует детальный план, определён только объект)
- Структурированное (наблюдение по плану)
- Полевое (наблюдение в естественной обстановке)
- Лабораторное (наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях)
- Открытое (наблюдение протекает в условиях осознанного факта присутствия исследователя, при этом исследователь своим присутствием не должен менять привычную обстановку)
- Скрытое (наблюдение ведётся с применением технических средств или визуально с такой позиции, когда присутствие наблюдателя не обнаруживается)
- Непрерывное (исследование контролируемого процесса ведётся от начала до конца)
- Непосредственное (при котором между объектом и исследователем имеются прямые отношения. Это наблюдение с помощью органов чувств).
- Опосредованное или косвенное (дополняет непосредственное наблюдение. Оно проводится с помощью тех или иных технических средств).
Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.
Выделяют два вида экспериментов:
1. Лабораторный. Проводится в специально подготовленных условиях – лаборатории, где объект вычленяется из сложной системы взаимосвязей. Основные достоинства метода – активная позиция исследователя.
2. Естественный. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые особенности и качества. Либо экспериментатор, находясь в естественных условиях, наблюдает исходное состояние объекта, его развитие и исчезновение. При этом объект может быть подвергнут определённому воздействию со стороны экспериментатора.
1.4. Оценивания детских исследовательских работ
Критерии оценки исследовательских работ учащихся (максимальное количество баллов – 16 баллов)
Критерии | Показатели | |
Оценка исследовательской работы | ||
1. Актуальность | 2б – Обоснована актуальность темы исследования 1б - Докладчик может обосновать только личную заинтересованность темой. 0б – Актуальность не обосновывается. | |
2. Научность исследования | 3б – Полный цикл исследования, включающий собственную программу наблюдений, или проведение эксперимента, обработку и анализ полученного материала; результаты достоверны, методики валидны ИЛИ исследование, проведённое на основе литературных источников, опубликованных работ, в котором выполнено сравнение по самостоятельно разработанным критериям, сделано обобщение, или классификация 2б - Исследование с привлечением первичных наблюдений, выполненных другими авторами, но есть собственная обработка результатов, анализ. 1б - Имеются элементы исследования, или результаты не вполне достоверны. 0б - Элементарная компилятивная работа, изложение известных фактов, истин. | |
3. Достижения автор | 2б – Высокая степень проработанности темы автором (продемонстрирована глубина знания автором избранной области исследования) 1б - Усвоение и ретрансляция знаний сверх учебной программы. 0б - Слабое ориентирование в исследуемой области | |
4. Креативность исследования | 2б – Оригинальность проблемы и / или оригинальность ее решения 1б – Есть оригинальные подходы к решению проблемы 0б – Оригинальность отсутствует как в постановке проблемы, так и в ее решении | |
5. Структура работы | 2б – В работе соблюдены все требования к ее структуре: введение, основная часть, заключение, список литературы, наблюдается полное соответствие выводов целям и задачам работы 1б - Часть требований к структуре работы не выполнена, или наблюдается неполное соответствие выводов целям и задачам работы 0б - Отсутствует логика изложения, выводы не соответствуют целям и задачам | |
6.Информационная компетентность | 3б - Используемые источники соответствуют замыслу работы, в тексте работы представлены цитаты, или имеются ссылки на список источников, список оформлен в соответствии с ГОСТом. 2б - Используемые источники соответствуют замыслу работы, в тексте работы представлены цитаты, или имеются ссылки на список источников, но список оформлен не по ГОСТу 1б – Список используемых источников недостаточен, или не соответствует замыслу работы; в тексте работы нет цитат, или ссылок на источники 0б - Используемая терминология недостаточна или некорректна. Источников для раскрытия темы недостаточно. | |
7. Качество оформления работы | 2б – Высокое качество оформления текста работы в соответствии с требованиями. 1б – В целом качество оформления текста работы хорошее, есть небольшие погрешности в оформлении 0б – Качество оформления текста работы низкое, требования к оформлению не соблюдаются |
1.5. Оформление и защита паспорта исследования
Паспорт исследовательской работы должен строиться по следующему алгоритму: (основание)
1. определение темы в рамках обозначенного объекта исследования;
2. обоснование актуальности;
3. определение и формулировка научного аппарат исследовательской работы: проблема исследования, объект, цель, задачи, гипотеза, методы и тип исследования;
4. определение этапов работы над исследованием с указанием содержания деятельности;
5. определение оборудования для проведения исследования;
6. определение предполагаемого продукта исследования;
7. определение перспективы исследования;
8. оформление используемых источников.
Исходя из данного алгоритма был составлен паспорт собственной исследовательской работы по теме «Воздух и его свойства» (см. табл. 1).
Таблица 1
Паспорт исследования Лисицыной Екатерины
№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | «Изменение температуры тела человека» |
2 | Актуальность исследования | Один из самых важных показателей здоровья человека- температура тела. При действии некоторых факторов на организм человека температура тела повышается или наоборот- падает. Почему это происходит, долгое время было неясно. Так же .было неясно, как сказывается эта реакция на общее состоянии организма. Всё это необходимо знать и уметь применить для решения многих практически значимых проблем, особенно в поисках здоровья. |
3 | Проблема исследования | Недостаточное количество знаний человека о причинах изменения температура тела может отрицательно сказывается на здоровье человека. |
4 | Объект исследования | Температура |
5 | Цель исследования | Узнать, от чего зависит температура тела человека. |
6 | Задачи исследования | - Определить, как меняется температура тела человека в течение дня. - Узнать, какие факторы влияют на изменение температуры тела человека. |
7 | Гипотеза исследования | Допустим, что температура тела меняется из-за воздействия различных факторов окружающей среды. |
8 | Методы исследования | Наблюдение, эксперимент, анализ. |
9 | Тип исследования (по продолжительности) | Краткосрочный |
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | Подготовительный этап: -Выбор проблемы проекта, её обоснование; -Анализ предстоящей деятельности; выделение под тем в теме проекта; -Формирование творческих групп, распределение ролей в пределах группы; Проектировочный этап: -Подготовка материалов к исследовательской работе; -Планирование технологического процесса; -Разработка документации; определение форм выражения итогов проектной деятельности; -Выполнение технологических действий; Практический этап: -Оформление результатов; -Защита, презентация результатов; -Саморефлексия; оценка результатов и процесса в целом. |
11 | Оборудование для проведения исследования | Термометр |
12 | Продукт исследования | Буклет о влиянии внешних и внутренних факторов на температуру человека. |
13 | Перспектива исследования | Результаты нашего проекта будут полезны в будущем при изучении особенностей температуры тела человека. Так же результаты проекта будут полезны людям, склонным к панике, прочитав выводы, сделанные в результате проекта, они поймут, что изменение температуры тела в течение дня- нормальная реакция организма человека. |
14 | Используемые источники | Бартон А. и Эдхолм О., Человек в условиях холода, М., 1957г. Огирко И.В. Рациональное распределение температуры по поверхности термочувствительного тела, 1984г. |
1.6. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Целью проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника - проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. По мнению К.Н. Поливановой, проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе [10, с. 67].
По мнению Н.В. Матяш, младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для младшего школьного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу.
В процессе проектной деятельности происходит приобретение учеником собственного знания, а не переданных учителем абстрактных научных фактов. Учащийся оказывается в такой ситуации, где они не только получают теоретические знания, но и должны объяснять каким образом они получили данный результат. В данной ситуации активно развивается творческая активность, познавательные навыки, умения конструировать самостоятельно полученные знания.
В действительности основным действующим звеном в проектной деятельности должны быть сами школьники, следовательно, сами темы и задачи должны быть для них посильны. Темы проектов могут быть предложены детьми. Но при этом особенно важно, чтобы учитель путём наводящих вопросов помог школьнику чётко определиться с конечной целью проекта, составить план проектной деятельности на бумаге и в случае необходимости следил за её продвижением. Следует по возможности сдерживать детскую фантазию (в разумных пределах) с тем, чтобы, с одной стороны, избежать сильной поддержки при выборе им цели, не соизмеримой с собственными возможностями, а с другой — не допустить ситуации, когда цель деятельности не достигнута.
Проектная деятельность для младших школьников должна носить учебно-познавательный и исследовательский характер.
Какие же действия формирует и развивает проектная деятельность? Любой проект начинается с определения темы и выявления конкретной проблемы в рамках выбранной темы. Эти два действия позволяют активно формировать и развивать регулятивную (целеполагание; планирование; прогнозирование) и познавательную (выдвижение и формулирование гипотезы, определение направлений и способов поиска информации; критическая оценка информации; систематизация и классификация информации) группы УУД. Следовательно, можно отметить, что в рамках реализации проектной деятельности происходит формирование и развитие практически всех видов универсальных учебных действий, прописанных в ФГОС НОО.
Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько личностное развитие младших школьников, формирование и развитие умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно [13, с. 6 -7].
К.Н. Поливанова выделяет следующую структуру проектной деятельности:
- ориентация на получение конкретного результата;
- предварительная фиксация (описание результата) в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;
- фиксация срока достижения результата;
- предварительное планирование действий по достижению результата;
- программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;
- выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;
- получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.
Не обязательно, чтобы все действия совершались последовательно. Как правило, во время проектной деятельности параллельно идёт несколько процессов, которые необходимо координировать [10, с. 29].
В проектной деятельности школьников возникает нематериальный продукт — изменение самого ребенка, превращение его в автора некоторого, пусть и весьма скромного «произведения» [10, с. 87].
Обсуждение предстоящей проектной деятельности (выбор темы, обоснование принятого решения) вызывает затруднения у младших школьников. Привыкшие к репродуктивной деятельности, учащиеся с неуверенностью вступают в дискуссии. Но, по мнению Н.В. Матяш, этот барьер, возможно, снять с включением методов свободной дискуссии, «мозгового штурма», имитационных деятельностных игр [6, с. 21].
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной проектной деятельности обучающимся необходимо:
- Провести подготовительную работу.
Учащемуся понадобятся до определённой степени, сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы. Формирование их целесообразно проводить не только в процессе проектной деятельности, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, самоанализ, рефлексия.
Следующие умения и навыки проектной деятельности необходимо формировать у младших школьников в процессе работы над проектом или вне него:
- презентационные умения и навыки: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности;
- слушать и понимать других, взаимодействовать внутри группы;
- поисковые умения и навыки: находить информацию в журналах, Интернете, формулирование ключевых слов;
- информационные умения и навыки: поиск и выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах.
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.
- Обеспечить заинтересованность обучающихся в проектной деятельности.
Необходимо педагогически грамотно сделать погружение младших школьников в проектную деятельность, заинтересовать проблемой, практической пользой.
- Создавать группу не более 5-8 человек.
- Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, изо, технология.
После завершения проектной деятельности важно предоставить младшим школьникам возможность рассказать о проделанной работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка. Она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Проектная деятельность в начальной школе необходима. Она помогает развивать творческие способности, самостоятельность, воображение учащихся, а так же умения сотрудничать и договариваться в коллективе. Можно сказать, что проектная деятельность является средством обучения и развития личности младших школьников.
Список используемой литературы
1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 г.-1233 с.
2. Жакулина И.В. Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? – 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru.
3. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии – 2 / Н.И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2017 г. – 256 с.
4. Залуговская В.М. Развитие исследовательской компетентности учащихся. Учимся выдвигать гипотезы. – 2017г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru.
5. Мастрюков А. В. Как выбрать тему исследования. Практические рекомендации для участников НШО «Эрудит» ГБОУ СОШ № 4 пгт Алексеевка, г. о. Кинель Самарской области / А. В. Мастрюков, О. В. Петина. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13). — С. 92-94.
6. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классах/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – Москва: Вентана – Граф, 2017. - 106 с.
7. Малиновская Е.А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся. – 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru.
8. Островская И.Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников. - 2017 г. – 147-155 с.
9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2017г. - 527 с.
10. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011. — 192 с.
11. Поляк Н.С. Специфика организации исследовательской деятельности в начальной школе. – 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru.
12. Прохорова О.Г. Методические рекомендации по организации по содержанию учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальных классов.– 2019 г. – 19 с.
13. Турчен Д.Н. Проектная деятельность как один из методических приёмов формирования универсальных учебных действий. - 2017 г - 1-10 с.
14. Самсонова В.П. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности младших школьников. – 2018 г. – 32 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аннотация/актуальность Методическое пособие адресовано учителям начальных классов, руководителям школьных методических объединений, заместителям директора по учебной и научной работе, исследующих данную проблему. В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего образования формируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения, саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности , приобретение детьми опыта различных видов деятельности . Это требует создания в образовательной практике определённых педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности учебно-исследовательскую.
Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании О бщие цели исследовательской деятельности учащихся : - установление непосредственно воспринимаемых эмпирических свойств изучаемых объектов; - изучение истории возникновения, развития, преобразования предмета исследования; - изучение конкретных данных об изученном объекте на основе широкого круга информации; - установления взаимосвязей объекта исследования с окружающей действительностью, другими объектами, событиями
в своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации, работой мыслительных процессов путем «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями, а также является одним из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Т ипичные ошибки при определении темы исследования Слишком «бойкое», некорректное, журналистское название; Название слишком общее, неконкретное; Название не соответствует содержанию работы; Тема неактуальна для данного времени, является стандартной; Тема и уровень работы не соответствуют возрасту обучающегося; Широко сформулированная тема не дает возможности выполнить качественное исследование; Используется псевдонаучная работа; Несоответствие темы исследования и объектной области; Отсутствие в теме объяснения цели исследования.
Т ипичные ошибок при выборе методов исследования Ошибки, допускаемые при отборе методов исследования: Выбранные методы не соответствуют заявленной теме исследования и не позволяют проверить гипотезу; Методы не подходят для проведения обучающимися, основываясь на их возрастные особенности.
Паспорт исследовательской работы должен строиться по следующему алгоритму: (основание) 1. определение темы в рамках обозначенного объекта исследования; 2. обоснование актуальности; 3. определение и формулировка научного аппарат исследовательской работы: проблема исследования, объект, цель, задачи, гипотеза, методы и тип исследования; 4. определение этапов работы над исследованием с указанием содержания деятельности; 5. определение оборудования для проведения исследования; 6. определение предполагаемого продукта исследования; 7. определение перспективы исследования; 8. оформление используемых источников.
Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата Целью проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника - проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Проектная деятельность для младших школьников должна носить учебно-познавательный и исследовательский характер.
Структуру проектной деятельности: - ориентация на получение конкретного результата; - предварительная фиксация (описание результата) в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации; - фиксация срока достижения результата; - предварительное планирование действий по достижению результата; - программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта; - выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией; - получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы по теме: "Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся"
Внеклассное мероприятие разработано на основе стихотворения С.Я.Маршака "Потеряли котятки по дороге перчатки". Мною создан переработанный сценарий, с добавлением новых персонажей. Являюсь автором поэт...
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...
Методическое представление Мультимедийной презентации «Мир профессий» для организации профориентационной работы учащихся начальной школы
Мультимедийная презентация "Мир профессий" для профориентационной работы обучающихся начального звена...
Мастер-класс по теме: "Проектно-исследовательская деятельность с учащимися начальной школы на уроках и во внеурочное время"
Обмен опытом работы по данной теме. Участники мастер-класса получат знания об организация исследовательской работы в учебном процессе, смогут использовать приобретённые знания и приёмы в своей р...
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся начальной школы
В рекомендациях сформулированы единые подходы к ведению и проверке ученических рабочих тетрадей и тетрадей для контрольных работ....
Проектно-исследовательский метод работы в начальных классах
Всякий урок должен быть ответом,Который тем легче усвоится учеником,Чем самостоятельнее он формулировалВопросы, вызвавшие этот ответ.Э.КлапаредНа данный момент важно научить учащихся разрешать проблем...
Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»
Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»...