Методические рекомендации по написанию исследовательской работы
творческая работа учащихся по теме
Методические рекомендации по написанию исследовательской работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по написанию исследовательской работы | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по написанию исследовательских работ
В понятии «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто из следа, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Уже здесь заложено понятие об анализе фактов и прогнозированию ситуации.
При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. На одних и тех же источниках можно выполнить реферативную и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и проводимых на его основании новых выводов.
Структура исследовательской работы
Исследование носит целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является чёткое определение сферы научно - исследовательской деятельности - её объекта и предмета.
Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т.д.
Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность.
С понятием объекта тесно связано понятие предмет исследования.
Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предмет - это то, что подвергается непосредственному исследованию (описанию) в рамках темы работы. Именно предмет исследования определяет тему работы.
Тема - это основное содержание будущей работы, выраженное в одном предложении. «Тема работы, - пишет В. С. Безрукова, цитируя одного известного ученого, - подобна шляпе: она может украсить даму, а может ее изуродовать».
Тема работы должна быть краткой. Формулировка темы всегда содержит в своем составе предмет и объект предстоящей творческой работы.
Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования.
Для того чтобы выбрать тему необходимо учитывать ее основные критерии:
- желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т.е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;
- хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога;
- тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
- В окончательном варианте тема работы должна:
- включать ключевые слова, точно отражающие предмет исследования и обозначающие объект исследования;
- содержать форму связи между первым и вторым;
- отражать проблемность связи первого и второго.
Ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.
Обосновать актуальность - значит, объяснить необходимость данной темы в контексте общего процесса научного познания. Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.
Обосновывая актуальность необходимо кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым.
Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы данной области исследования.
Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. В переводе с древнегреческого языка гипотеза значит «основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений».
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам.
Гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.
В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается.
Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки к исследованию - определение его цели и задач.
Как правильно определить цель и задачи реферативной работы?
Реферативная (исследовательская) работа всегда создается с определенной целью, которую принято формулировать во введении.
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
Цель легко сформулировать, если известна тема предстоящей работы.
Целью любой научно-исследовательской работы, если говорить обобщенно, является изучение влияния предмета исследования на объект исследования, которое осуществляется с помощью средств достижения цели (методов) в рамках сформулированной гипотезы.
Структура цели реферативной работы
Действие | Предмет | Объект |
Изучить... | динамику изменения интересов ... | в малой группе учащихся в условиях школы |
Выявить ... | соотношение фантастического и реального. . . | в повести А. Матвеевой «Перевал Дятлова» |
Проанализировать. . . | возможности кинофильма как способа интерпретации ... | повести А. П. Чехова «Драма на охоте» |
Определить | мифологические традиции ... | в современной литературе |
Раскрыть ... | новые возможности . . . | компьютерных технологий для публичных выступлений |
Действие в структуре цели может быть описано глаголами, например: обеспечить, критически осмыслить, рассмотреть, выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать, определить, объяснить, подробно охарактеризовать, доказать, осуществить критический анализ, сопоставить (сравнить), дать оценку, обобщить, представить точки зрения, изучить влияние, оценить эффективность различных методов, определить характеристики явлений, не изученных ранее, выявить взаимосвязь неких явлений, обобщить выявленные закономерности и т. п. ...;
Пример
Тема: «Изучение взаимосвязи строения и основных свойств поверхностно - активных веществ».
Гипотеза: основные свойства существующих поверхностно-активных веществ определяются их строением.
Цель: изучить взаимосвязь строения и основных свойств серии поверхностно - активных веществ.
В данной формулировке цели предметом исследования является строение, а объектом - свойства поверхностно-активных веществ.
После цели формулируются задачи реферативной (исследовательской) работы, которые представляют собой этапы ее выполнения, обозначающие то, в каком порядке и каким образом достигается цель реферативной работы.
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
Задачами любой научно-исследовательской работы обычно являются:
- проблемно-ориентированный анализ информации (литературных данных) по избранной актуальной научной проблеме;
- разработка гипотезы исследования - научного предположения, связанного с объяснением выявленных противоречий и выбором возможных путей решения актуальных проблем в данной работе;
- теоретическое обоснование выбора методов исследования и экспериментальное подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы;
- обобщение полученных результатов и оценка их научного и практического значения.
Задачи показывают последовательность действий при работе над исследованием.
Классификация задач и примерный перечень глаголов, применяемых для их формулировки
Класс задач и его отличительные особенности | Глаголы, с которых начиняются формулировки задач | Пример |
1. Задачи, связанные с изучением теории вопроса | Изучить (проблему), дать обоснование (подхода), раскрыть (сущность), обобщить, проанализировать, выявить, описать и т. п. | «Провести феноменологический анализ понятия » |
2. Задачи, связанные с изучением состояния практики вопроса и предмета исследования | Изучить (методы), ознакомиться, вскрыть (состояние), установить, выделить, оценить, проследить, охарактеризовать, описать (опыт), определить (роль) и т.п. | «Описать опыт использования теории (методики) структурного анализа текста для ...» |
3. Задачи, связанные с созиданием новых теорий, идей, учений, преобразованием предмета исследования | Усовершенствовать, классифицировать, систематизировать, обобщить, выявить подготовить, создать, разработать, сформулировать, определить, выработать и т.п. | «Разработать классификацию методов определения ....» |
4. Задачи, связанные с проведением эксперимента и доказательством гипотезы | Проверить (экспериментально), установить (условия), выполнить (проверку), проверить (опытно- экспериментальным путем), изучить (экспериментально) | «Выполнить экспериментальную проверку предлагаемого способа... » |
5. Задачи, связанные с разработкой рекомендательных материалов на основе результатов исследования | Разработать (программу), составить (рекомендации), описать, сформулировать, раскрыть, наметить и т. п. | «Составить рекомендации по применению полученных закономерностей по ... в практической деятельности» |
6. Прочие задачи по созданию, разработке, изучению чего-то нового | Создать, разработать, провести исследование, изучить (материалы архивов) и т. п. | «Разработать методику оценки ....» |
В тексте исследовательской работы должны преобладать сложные союзные предложения с оборотами:
- благодаря тому, что...
- в силу того, что...
- после того как...
- в то время как...
В тексте работы полезно комментировать цель, задачи и ход самого исследования, пользуясь оборотами:
- как было показано выше...
- в рамках нашего исследования мы считаем целесообразным...
- в дальнейшем перед нами стоит задача...
- ключевым вопросом нашего исследования, которые необходимо рассмотреть в теоретической главе, является...
Не рекомендуется использовать
повыше
побыстрее
суффиксы -айш, -ейш
кое-что
что-нибудь
какой-то
Рекомендуется использовать
наиболее... наименее...
нечто
что-либо
некий
Написание отдельных разделов реферативной (исследовательской) работы
Во введении, по существу, описывается вся работа, но только в сильно сокращенном виде. Не случайно этот раздел пояснительной записки пишется после основной текстовой части реферативной (исследовательской) работы, составления списка использованной литературы, заключения и приложения, т. е. в самом конце работы. Структура этого раздела включает:
- обоснование актуальности изучаемого в работе вопроса;
- описание противоречий и проблем;
- тему работы;
- цель работы;
- объект и предмет работы;
- задачи;
- описание используемых методов;
- этапы работы (они могут совпадать с задачами);
- краткое описание структуры реферативной работы, раскрывающее содержание каждой части (чему посвящены) и основные выводы (теоретические или научные и практические результаты) всей работы;
- Описание темы:…….
- Описание опытов, анализа, анкетирования ( практическая часть)
Заключение - это раздел работы, в котором подводятся ее итоги и кратко обсуждаются основные выводы, чтобы акцентировать на них внимание читателя.
Заключение к работе начинается словами: «На основании проделанной работы по можно сделать следующие выводы». Далее следует перечень выводов под порядковыми номерами (1,2,3 и т. д.).
Практика показывает, что начинать выводы лучше всего с обозначения цели выполненной работы, например: «С целью выяснения взаимосвязи ... с ... осуществлен анализ литературных данных по ...».
Далее в выводах нужно «чередовать глаголы» (глаголы «осуществлен», «исследовано», «изучено» и т.п. следует чередовать в выводах с глаголами «показано», «установлено», «обнаружено» и т.д.), подчеркивая тем самым логическую последовательность раскрытия темы работы, например:
- Показано, что ...
- Исследовано...
- Впервые установлено, что ...
- Изучено...
- Впервые обнаружено противоречие ...
Завершать выводы принято сведениями о практической значимости полученных результатов и перспективах дальнейшей разработки вопроса. Такой вывод обычно делается в конце заключения и без порядкового номера, например: «Таким образом, сделанные в ходе проведенного исследования выводы, свидетельствуют о его научной и практической значимости, а также о перспективах дальнейшего изучения поставленной в работе актуальной научной проблемы».
оформлять список использованной литературы, точно отмечая местоположение каждой ссылки на первоисточник в тексте реферата).интернет : Список литературы ГОСТ 2008 или ГОСТ 2003
Библиографические ссылки - употребляются при цитировании, заимствованиях, упоминании того или иного документа [1] порядковый номер указывает на источник в списке литературы
Приложения.
- размещаются после библиографического списка;
- в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;
- каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок.
Аннотация
Аннотация – сокращенное изложение содержания документа (книги, статьи, отчета о научно-исследовательской работе и т.п.) с основным фактическими данными и выводами. Она включает в себя максимум сведений о работе, акцентирует внимание на ее особенностях и новых сведениях. Аннотация служит для того, чтобы читатель смог определить – целесообразно ли читать данную работу, а также для облегчения деятельности информационных служб.
Изложение материала в аннотации необходимо вести в связанной повествовательной форме, кратко и точно.
Тезисы
Тезис – положение, кратко излагающее какую – либо идею, а также одну из основных мыслей исследования.
Требования к тезисам:
1. Простота, ясность, доступность изложения.
2. Научность языка.
3. Точность выражения мысли.
4. Краткость, сжатость, лаконичность письма.
5. Яркость, живость, выразительность, эмоциональность, публицистическая острота языка.
6. Соответствие литературной формы содержанию произведения.
7. Соблюдение норм русского языка.
8. Логическая связность и последовательность изложения.
Тезисы включают в себя:
- название работы;
- сведения об авторе;
- актуальность;
- новизну;
- практическую значимость;
- краткое содержание:
- предмет (объект) исследования,
- цель и характер работы,
- метод проведения работы,
- основные теоретические, экспериментальные, результаты,
- выводы по работе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общие рекомендации по написанию исследовательских работ младших школьников
Научно – исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы. Выбор темы. Исследовательская работа...
Методические рекомендации "Как подготовить исследовательскую работу"
Метериал предназначен ученикам начальной школы, делающих первые шаги в исследовательской деятельности, а также их педагогам. Памятка составлена по учебнику-тетради А. И. Савенкова "Я - исследова...
Рекомендации по написанию исследовательской работы.
Рекомендации по написанию исследовательской работы поможет избежать ошибок....
Методические рекомендации для написания исследовательской работы
Данный материал будет полезен как учителям начальной школы, так и преподавателям среднего звена для написания исследовательской работы....
Методические рекомендации по выполнению исследовательских и проектных работ
Здесь ты можешь познакомиться с методическими рекомендациями по выполнению исследовательских и проектных работ...
Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"
Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"...
Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»
Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»...