Статья «Специфика организации физкультурно-оздоровительной работы во внеурочное время с младшими школьниками с ослабленным здоровьем»
статья по зож (1 класс)
Программа внеурочной физкультурно - оздоровительной деятельности для младших школьников с ослабленным здоровьем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 43.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика организации физкультурно-оздоровительной работы во внеурочное время с младшими школьниками с ослабленным здоровьем
Организация здоровьесберегающей деятельности в школе станет более результативной, если она рассматривается как целостный образовательный процесс, содержащий в себе несколько компонентов, одним из которых является физкультурно-оздоровительная работа:
1. Перспективное планирование и рациональная организация физкультурно-оздоровительной внеурочной деятельности с часто болеющими учащимися.
2. Разработка организационно-методического обеспечения внеурочной деятельности, в частности, программы внеурочной деятельности «Здоровячок» для детей с ослабленным здоровьем.
3. Разработка и проведение мероприятий по диагностике, оценке и отслеживанию результатов и эффективности физкультурно-оздоровительной работы с учащимися с ослабленным здоровьем.
Разработка перспективного планирования внеурочной деятельности, в которое входит рациональная организация физкультурно-оздоровительной внеурочной деятельности с часто болеющими учащимися, предполагает соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему внеучебной нагрузки, к составлению расписания занятий, времени проведения мероприятий, использование технологий здоровьесберегающей направленности, адекватных возрастным возможностям и особенностям младших школьников, индивидуализация проведения занятий с обучающимися с ослабленным здоровьем, создание и выбор программ внеурочной деятельности.
Рационально организованное занятие – это не только занятие, в котором учтена продолжительность отдельных моментов, но, что еще более важно – соблюдается оптимальный темп деятельности, нет дефицита времени.
В рамках внеурочной деятельности реализуется программа физкультурно-оздоровительной деятельности с младшими школьниками с ослабленным здоровьем «Здоровячок».
Целью курса является формирование у учащихся начальной школы с ослабленным здоровьем основ здорового образа жизни, сохранение здоровья, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой.
Реализация данной цели обеспечивается содержанием курса, в качестве которого выступает просветительская, физкультурная (двигательная) и оздоровительная деятельность, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных знаний, двигательных навыков и умений.
Реализация цели курса соотносится с решением следующих задач:
– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям, различным техникам сохранения здоровья;
– формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Особенностью курса является его деятельностный характер. Задача формирования представлений о физической культуре не является самоцелью, а знания, которые приобретает младший школьник, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической культурой как частью общей культуры человека. Для полноты реализации физкультурно-оздоровительные занятия используются в режиме учебной недели 2 раза в неделю.
При организации целостного процесса на занятиях немаловажное значение приобретают межпредметные связи: содержание физической культуры соотносится с содержанием таких предметов, как окружающий мир, литературное чтение, математика и искусство. При этом, разрабатывая межпредметное содержание в структуре этих дисциплин, целесообразно ориентироваться на расширение и углубление знаний о физической культуре, закрепление общих умений, навыков и способов деятельности. Это касается, прежде всего, выполнения правил гигиены, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья.
Предлагаемая программа характеризуется направленностью:
-на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением материала, обеспечивающего развитие познавательной и двигательной активности учащихся;
-на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование содержания в логике поэтапного его освоения, перевода знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
-на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры;
-на усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Программа состоит из 7 физкультурно-просветительских модулей:
Тема 1. Осеннее настроение.
Что значит здоровый школьник? Наше здоровье – в наших руках. Режим дня. Правильное питание. Разница между вкусной и здоровой пищей. Полезные и вредные привычки. Правильный сон – мой друг. Правила личной гигиены. Мое настроение. Путешествие Пеппи Длинный чулок в страну Осанки. О пользе утренней зарядки.
Оздоровительный комплекс «Упражнения для укрепления и тренировки мышц спины». Минутки психологического здоровья.
Тема 2. Зимнее путешествие в страну Здоровье.
Клад здоровья – мой иммунитет. Почему кто-то болеет, а кто-то нет? Способы закаливания. Люди-моржи. Как победить болезнь? Правила сохранения здоровья. Правильное дыхание – здоровая жизнь. Как микробы попадают в организм? Что такое кариес? Где найти витамины зимой и весной?
Практикум «Как мы победили микроба». Оздоровительный комплекс «Общеукрепляющие физические упражнения». Минутки психологического здоровья.
Тема 3. Секреты здорового питания.
Если про кашу не забудешь - здоровым и счастливым будешь. Формула питания. Твое здоровье – в твоей тарелке. Здоровая и вредная еда.
Тренинг «Мы вместе, и это здорово». Оздоровительный комплекс «Общеукрепляющие упражнения для грудного отдела позвоночника». Минутки психологического здоровья.
Тема 4. Наши привычки.
Профилактика зависимости от вредных привычек. Я не курю, и это мне нравится. Путешествие в страну Здоровых привычек. Три сестрички – вредные привычки. Волшебное дерево здоровых привычек. Курить – не модно.
Оздоровительный комплекс «Упражнения для плечевого пояса». Минутки психологического здоровья.
Тема 5. Компьютер и мое здоровье.
Глазам тоже полезна физкультура. Профилактика близорукости. Как цвет влияет на мое настроение? Как Аэробика подружилась с Гиподинамией. Как сохранить правильную осанку? Почему надо беречь зрение?
Офтальмотренажер. Оздоровительный комплекс «Гимнастика для глаз». Минутки психологического здоровья. Релаксация для глаз. Ориентирование в пространстве.
Тема 6. Весенняя лаборатория здоровья.
В гости к Лунтику за волшебным цветком Здоровья. Витамины укрепляют организм. Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты. Как сохранить улыбку красивой? Профилактика школьного стресса. Каша– пища наша. Правильное поведение за столом.
Оздоровительный комплекс «Упражнения для нижних конечностей», «Упражнения для коленных суставов». Минутки психологического здоровья.
Тема 7. Здорово летом жить здорово.
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Как сохранить свою кожу здоровой. Правильное питание – залог здоровья. Почему люди начинают болеть? Физический труд укрепляет здоровье. Закаливание начинается летом. Босиком по траве. Тысяча шагов здоровья.
Тренинг «Секреты психологического здоровья». Оздоровительный комплекс «Дренажная гимнастика». Минутки психологического здоровья.
Важной особенностью данной программы является ее интегрированный характер. Первая часть занятия посвящена просвещению, вторая часть включает проведение практикумов, психологических минуток и оздоровительных комплексов. Такой подход к проведению занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью позволит как повысить уровень знаний детей с ослабленным здоровьем о способах его сохранения, так и сформировать умения, обучить упражнениям, способствующим сохранению здоровья.
Рекомендации по использованию отдельных здоровьесберегающих технологий, использованных на занятиях внеурочной деятельностью «Здоровячок» с учетом некоторых проблем в состоянии здоровья:
1.Отклонения в общем физическом и физиологическом состоянии здоровья (усталость, напряжение сердечно-сосудистой системы, снижение аппетита, головная боль, головокружение, плохой сон, сонливость, упадок сил, заторможенность, болезненность и др.).
Рекомендуемые технологии: релаксация, дыхательная гимнастика, динамические паузы, точечный и согревающий массаж, массаж биологически активных точек.
2.Профилактика заболеваний глаз - регулярная гимнастика для глаз:
«День и ночь». Зажмурив глаза, посидеть минуту спокойно.
«Шапка-невидимка». Сесть в положении готовности внимательно слушать учителя, по команде с паузами закрывать и открывать глаза. Это упражнение можно проводить и в другом варианте: под слова учителя «нас нет в классе» дети закрывают глаза, а под слова «мы в классе» - открывают.
«Глаз-алмаз». Учитель предлагает детям внимательно осмотреть пре предметы в комнате. Дальше говорит: «Закройте глаза» (пауза), назовите, какие вы видели предметы. От каждого ряда выступают по одному ученику. Фамилии называет учитель. Поднявшиеся из-за парт дети с закрытыми глазами перечисляют предметы (остальные с открытыми глазами). Победителем считается тот ряд, где ученик назвал больше предметов.
3.Отклонения в психологическом здоровье детей (подавленное настроение, нервозность, раздражительность, агрессивность, импульсивность, плаксивость, обидчивость, страхи, тревога и др.).
Рекомендуемые технологии: релаксация, аутотренинг, успокаивающий массаж, акупрессура ладоней (воздействие на точки ладоней).
Для восстановления оптимистического настроения часто болеющих детей необходимо использовать приемы сказкотерапии, изотерапии, музыкотерапии.
Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» поля сознания и поведения ребёнка в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене позитивным жизненным опытом с ребёнком.
Сказка оказывает колоссальное корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей, она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Конечно, необходимо при этом учитывать особенности детей. Широко используется работа с карточками, отгадывание загадок, различные игры, помогающие усвоить содержание и смысл сказок. Дети учатся распознавать эмоциональное и физическое состояния сказочных персонажей, изображённых на картинках, сочинять свои сказки о здоровячке, о хорошем настроении.
При занятиях сказкотерапией с часто болеющими детьми необходимо принимать во внимание, что они психологически более уязвимы, чем здоровые. Они легче утомляются, чаще перевозбуждаются, больше, чем здоровые дети, бывают подвержены страхам и другим негативным эмоциям. Поэтому:
- занятия не должны быть длинными и перегруженными. Для сказочного представления оптимальное время – полчаса. Для групповых или индивидуальных психологических занятий – час-полтора;
- надо с повышенным вниманием относиться к выбору героев и сюжетов, стараясь избежать стрессовых факторов. Так, в обычной обстановке мальчики не боятся театральной или сказочной Бабы-Яги. Но у больного ребёнка этот образ может вызвать страхи. Вообще для больных детей образ взрослого слишком часто ассоциируется с разными неприятными и болезненными процедурами типа уколов, промываний, перевязок и т.п. В результате взрослые подчас начинают восприниматься детьми как потенциальные носители угрозы;
- Лучше избегать и таких персонажей, как злая мачеха и уж тем более родители, бросающие своих детей в лесу (что часто встречается в сказках братьев Гримм). Больные дети нередко чувствуют себя брошенными, преданными. Вдобавок ребята постарше подчас запугивают малышей, говоря, что родители оставят их в больнице навсегда. В подобных случаях лишнее напоминание о брошенных детях может послужить подкреплением детских страхов.
- детей, попавших в сложную ситуацию, будет психологически поддерживать образ маленького (либо по возрасту, либо по размеру) героя, умеющего преодолевать трудности. Ребёнок обычно отождествляет себя с положительным персонажем сказки и вольно или невольно начинает ему подражать.
Очень важно не только читать, но и обсуждать прочитанное, особенно фиксируясь на переживаниях героев, которые далеко не всегда бывают понятны юным читателям, и на правильных моделях поведения в той или иной проблемной ситуации. Детям младшего школьного возраста имеет смысл предложить проиллюстрировать психологически важные эпизоды. Можно вылепить сказочных героев из пластилина или вырезать из бумаги, нарисовать их больных и выздоровевших.
Включение приемов музыкотерапии и танцетерапии, использование произведений классической и народной музыки, проведение танцевальных разминок создает позитивный настрой.
Важное место в реализации программы занимает психологический блок, включающий проведение психологических тренингов, создающих положительный оптимистический настрой.
Упражнение «Ты Таня – умная, а я Вася – добрый...».
Инструкция: Я – ведущий, начинаю, а вы продолжите по кругу:
«Я – Таня – умная», следующий участник повторяет имя предыдущего и называет свое имя и качество «Ты Таня – умная, а я Вася – добрый» и так далее по кругу.
Упражнение «Как справиться с плохим настроением».
Инструкция: Каждой команде на листах обозначить способы, помогающие справляться с плохим настроением, а затем по истечении времени озвучить их.
Творческое задание «Коллаж здоровья»
Инструкция: Каждой команде необходимо из раздаточного материала (вырезки из журналов и газет), с помощью рисунков создать коллективный коллаж о здоровье и его составляющих.
Презентация и защита коллажа.
Эффективность внедрения программы внеурочной деятельности «Здоровячок» и всей системы работы спортивно-оздоровительной направленности отслеживается с помощью системы диагностики, отслеживания результатов и оценки эффективности программы, куда входит внедрение мониторинга состояния здоровья учащихся (рисунок 1).
Рис. 1 Система мониторинга состояния здоровья школьника
Мониторинг здоровья учащихся позволит решить несколько задач:
- оценить актуальное состояние здоровья учащихся, его динамику;
- выявить факторы риска и ближайший прогноз;
- выявить детей, нуждающихся в сопровождении специалиста.
Системный мониторинг состояния здоровья школьников, в том числе с ослабленным здоровьем позволит создать банк данных и иметь информацию о том, что влияет на заболеваемость. Данные, получаемые в ходе мониторинга, позволят осуществлять своевременную корректировку физкультурно-оздоровительного процесса. Оперативное реагирование позволит повысить эффективность внеурочной деятельности.
При этом предполагается не просто фиксация изменений, а использование результатов мониторинга для совершенствования физического и психологического состояния обучающихся.
Разработка системы оценки физкультурно-оздоровительной работы с учащимися, в том числе и с учащимися с ослабленным здоровьем, необходима для подведения итогов по реализации всех организационно-педагогических условий. Отсутствие четких критериев деятельности школы по охране и укреплению здоровья, не позволит оценить целесообразность, рациональность и эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности. Так, система оценки физкультурно-оздоровительной работы должна включать следующие оцениваемые характеристики:
- полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья во внеурочное время (в секциях, кружках и т.п.), в том числе организация занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ);
- организация работы групп корригирующей гимнастики;
- организацию часа активных движений;
- организацию динамических перемен, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- создание условий и организация работы спортивных секций;
- регулярное проведение спортивно-физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Оценивание может осуществляться как качественно, так и количественно.
Для оценки изменений, произошедших в результате использования комплекса разнообразных средств и методов физкультурно-оздоровительной деятельности во внеурочное время, разработана система индикаторов, которая включает:
- показатели рациональной организации внеурочной деятельности;
- показатели рациональной организации режима дня в целом;
- показатели изменения текущей заболеваемости;
-характеристику динамики физического развития и физической подготовленности;
- показатели, характеризующие изменение отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни.
Использование системы индикаторов и критериев для оценки физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении, позволит оценить полноту, разнообразие и системность проводимой работы, здоровьесберегающий потенциал, здоровьесберегающую деятельность, как в обычных условиях, так и при введении различных педагогических инноваций.
Таким образом, последовательная реализация сформулированных условий физкультурно-оздоровительной работы во внеурочное время с детьми с ослабленным здоровьем позволяет не только оптимизировать физкультурно-оздоровительную работу, но и предоставляет возможность осуществлять коррекцию здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов в урочное и внеурочное время с младшими школьниками
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нужны новые формы и методы работы. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проетов....
Опыт работы «Развитие интелектуального-творческого потенциала младших школьников посредством организации учебно-исследовательской деятельности на уроках, а также во внеурочное время»
Опыт работы над темой самообразования «Развитие интелектуального-творческого потенциала младших школьников посредством организации учебно-исследовательской деятельности на уроках, а т...
Особенности организации работы во внеурочное время с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Работа с детьми ОВЗ....
Развитие исслледовательских навыков во внеурочное время у младших школьников
В статье представлен опыт работы по развитию исследовательских навыков младши школьников во внеурочное время. Показаны методы и приемы работы, которые способствуют формированию навык...
Методическая система организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с младшими школьниками, педагогами и родителями.
Основной целью методической системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с младшими школьниками, педагогами, родителями в рамках проекта «Комплексная спартакиада» являе...
Особенности организации психолого-коррекционной работы по развитию познавательной сферы младших школьников с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ
В стаье описываетсются особые образовательные потребности детей с нарушением слуха и интеллекта и рассказывается об особенностях организации психолого-коррекционной работы по развитию познавательных п...
Работа по методической теме: "Качественная организация физкультурно-оздоровительной деятельности В ГПД с младшими школьниками с ОВЗ в условиях реализации ФГОС" воспитателя ГПД
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России ...