Развитие исслледовательских навыков во внеурочное время у младших школьников
статья ( класс) на тему

Ляшко Людмила Борисовна

В статье представлен опыт работы по развитию исследовательских навыков младши школьников  во внеурочное время.  Показаны методы и приемы работы, которые способствуют формированию  навыков исследователя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие исследовательских навыков младших школьников во внеурочное время.

Работая в школе более двадцати   лет, я постоянно видела интерес детей к разным предметам, их желание узнать что-то новое, узнать больше, чем они получают на уроке. Поэтому веду кружки.                                                                      

На занятиях, не связанных рамками урока, я стремлюсь развивать творческие способности детей, углублять их знания, учить логически мыслить, учить отстаивать свои высказывания, свои ответы. На кружках  дети знакомятся с занимательными, познавательными задачами, строят, конструируют, отгадывают загадки, решают кроссворды, ребусы, учатся театрализации, участвуют в викторинах, сочиняют загадки.

Загадка – один из самых распространенных жанров устной народной поэзии у всех народов мира, возникший еще в первобытные времена. Русский язык обладает неисчислимым богатством загадок на самые разнообразные темы.

        Младшие школьники с удовольствием разгадывают загадки, поэтому этот метод работы эффективен для развития речи детей. Загадки расширяют кругозор, знакомят учеников с окружающим миром, явлениями природы. Они способствуют формированию интеллектуальных качеств, побуждают к творчеству. Дети упражняют свой ум, рассуждают, доказывают.

        Работая с детьми над загадками, можно попробовать не только разгадывать их, но и сочинять самим. Это могут быть загадки с описанием предмета; загадки с краткой характеристикой явления; на отрицательное сравнение; загадки-шарады

ЗАГАДКИ УЧАЩИХСЯ

1. Красивые цветы растут

    Их как девочек зовут.                                      

2. Растет цветок на клумбе -

    Не простой цветок.

    Может исполнить желание

    Каждый его лепесток.                                    

3. Белая, нежная, пушистая

    Все летает, летает, места не знает.                                      

4. Разноцветная, но не краски.                                      

5. Глянешь туда – увидишь себя.                                    

 Все это увлекает детей. Они сами научились делать сообщения, изготавливать наглядные пособия, раздаточный материал, выпускать газету, проводить конкурсы рисунков, утренники и т.д.                                                                          

Во внеурочное время  вместе с ребятами ведем  поисково-

исследовательскую работу. Нами собран альбом с фотографиями о

достопримечательностях станицы, района. Мы побывали во всех музеях,

которые есть  в районе. Нами собран материал о поэтах станицы. Мы

проводим различные праздники: « Масленица», « История кубанской

песни» и др.

        Детское творчество неисчерпаемо, питательная среда — чувство тайны,

которую так хочется разгадать. Чтобы пробудить в детях  творчество и поиск,

нужно создать эту питательную среду, посеять в  душах детей семена

творчества, и они непременно дадут прекрасные всходы. Необходимо стать

для своих учеников товарищем и другом,  так как  командные методы не

срабатывают, здесь эффект достигается на основе увлеченности. Главный

стимул  творчества — огромная радость, которую оно дает и ученику, и

учителю.

       Я, как учитель, должна пополнять свои личностные ресурсы, должна

научиться понимать и чувствовать не только других, но и самого себя,

углубить свои представления о сущности гуманизации педагогического

процесса.

      В современном мире поток информации, который получают дети,

настолько велик, что потребность в познании окружающего нас мира отпала

полностью. Нас затмили компьютеры, скоростные Интернеты , компьютерные

игры, за которыми учащиеся просиживают часы, а то и целые сутки.

  Из планирования преподавания предметной линии хочется выделить

некоторые аспекты:

  • Где живёт семья Ивановых?  ( «Командировка в семью»;

                                                       «Моя улица»)

  • В природе нет ничего лишнего, « вредного», каждый элемент природы

очень важен, поддерживает природное равновесие.   ( « Мы познаём мир», « Что нас окружает?», « Что нам осень подарила?», « Экология»)                                                                                                                                                  

Моя малая Родина_- любимый уголок земли ( Экскурсии)        

  • Воспитание любви к своей стране. Это память о прошлом своей семьи,

её будущее. Про тебя, любимая мамуля! ( « Мой любимый уголок земли», « Моя мама!», « Летопись моей семьи»)                                                        

  • Человек разумный- часть природы. ( « Здоровье- самая большая ценность»)                                                                                          

*Развитие сопереживания, сочувствия, сострадания; если ты делаешь

доброе дело действительно для людей, то делай его безвозмездно.

Я, ты, все мы _ в своём родном краю». ( «Я и мои близкие»; « День Победы»,

« Встреча с ветераном Великой Отечественной войны и труда»)                                                                                                                                                           

Данный курс носит интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний являлось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе.

Изучая и апробируя методику обучения, мы внедряем поисковые методы в творческую деятельность учащихся, учим детей самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать.

Основные идеи О.Н.Федотовой,Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова о  развитии творческих способностей младших школьников,  проблемно-поисковом обучении и глубокой интеграции предметов нашли отражение в работе учителей начальной школы.

Апробируя идеи авторов учебника ,  я не ставлю перед собой цель провести какую-либо глубокую научно-исследовательскую работу с младшими школьниками, но создавать условия для поисковой работы, для максимального развития способных детей, научить избирательно работать с дополнительной литературой, расширять кругозор учащихся – это те задачи, которые я решаю со своими детьми.

         Данные работы используются на уроках кубановедения, окружающего

мира, литературного чтения, на различных внеклассных мероприятиях.

В 2014-2015 учебном году на заседании ШМО учителей начальных классов мы неоднократно обсуждали вопросы о том, какими должны быть научно-исследовательские работы младших школьников.

Методической литературы, касающейся работ этой возрастной категории учащихся нет.

Самое трудное, на наш взгляд, в написании работ с младшими школьниками состоит в определении темы.

Здесь мы придерживаемся следующих правил:

  1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
  2. Тема должна быть выполнима, решение её  должно быть полезно участникам.
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  4. Тема должна соответствовать возрастным особенностям младших школьников.

Одним из важных моментов после  выбора темы является постановка целей. Другими словами следует дать ответ на вопросы, зачем мы пишем эту работу, каков её практический выход.

Практический выход поисковых работ может быть самым разнообразным:

  1. Оформление папок;
  2. Оформление тематических сборников;
  3. Фоторепортажи на выбранную тему;
  4. Оформление гербариев и их описание;
  5. Сбор рецептов и их описание.
  6. Концерт учащихся (например: концерт кубанской песни)

и другие.

Наиболее удачными по содержанию и оформлению получились работы, о которых я далее подробно расскажу.

  1. Особенности научно-исследовательской работы с младшими школьниками.
  1. Как выбрать тему исследования.

Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше всего. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:

        - Что мне интересно больше всего?

-Чем я хочу заниматься, прежде всего?

-Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

-Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

                Какими могут быть темы исследования?

Все темы можно условно объединить в три группы:

  • фантастические - о несуществующих, фантастических объектах и явлениях
  • экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • теоретические - предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках.
  1. Цель исследования.

Определить цель исследования - значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?

  1. Задачи исследования

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общие направления движения, а задачи описывают основные шаги.

  1. Гипотеза исследования

Гипотеза- это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом.

 Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько гипотез- предположений о том, как проблема может быть решена.

 Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

Исследования в начальной школе.

        Практика проведения учебных исследований в начальной школе может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной  работы. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, её можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей, в процессе основных учебных занятий. Существует несколько видов исследований, которые проводятся в нашей школе.

        Экспресс-исследования

 Эта форма организации предполагает массовое участие детей. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом теме.

        Долговременные исследования.

 Эта работа проводилась нами в рамках внеучебной деятельности. Ее методическая сторона может быть поделена на 6 этапов:

  • ребенок выделяет и ставит проблему;
  • собирает материал;
  • предлагает возможные варианты решения проблемы
  • делает обобщение
  • готовит проект
  • защищает проект

Коллективные исследования.

Исследовательская  работа, выполненная вдвоем или втроем, с полным правом может считаться коллективной, но мы в данном случае будем считать коллективной ту работу, которую выполнял весь класс.

        Тема исследования должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его. Предложить ребенку ту идею, которая ему будет интересна и он раскроет свои лучшие стороны, получит новые знания -задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.

         Тема исследования должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Кроме того, тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

        Классификация тем.

  • Живая природа
  • Человек.
  • Общество.
  • Культура.
  • Земля.
  • Вселенная.
  • Наука

Схемы исследований.

        1)Живая природа- зоология.

  • где живет?
  • чем питается?
  • основные способности: тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид.
  • поведение;
  • кто главные враги?   И т.д.

Хочется отметить, что с авторами проектов необходимо обязательно обсудить сам список этих вопросов. Каждая тема должна содержать в себе что-то такое, что потребует специальных дополнительных  вопросов.                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в урочное и внеурочное время с младшими школьниками

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нужны новые формы и методы работы. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проетов....

Развитие навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики

Развитие навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики...

Программа организации внеурочной работы с младшими школьниками по формированию навыков безопасного поведения.

Программа организации внеурочной работы с младшими школьниками по формированию навыков безопасного поведения....

Доклад "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности"

Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в начальном обучении...

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....

Развитие навыков здорового образа жизни у младших школьников

Развитие навыков здорового образа жизни у младших школьников...

Статья «Специфика организации физкультурно-оздоровительной работы во внеурочное время с младшими школьниками с ослабленным здоровьем»

Программа внеурочной физкультурно - оздоровительной деятельности для младших школьников с ослабленным здоровьем...