адаптивная физическая культура при ДЦП (спастическая диплегия)
календарно-тематическое планирование по физкультуре (2, 3, 4 класс) по теме
физическая реабилитация ребенка с диагнозом ДЦП. Надомное обучение ребенка-инвалида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_dtsp.docx | 34.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптивная физическая культура при ДЦП
Составитель: Николайчук Ю.П.
Инструктор по адаптивной
физической культуре
Покровск, 2016
Пояснительная записка.
Преподавание лечебной физической культуры имеет большое значение для детей ДЦП. Специфические средства воздействий на учащихся, свойственные лфк, способствуют общему разностороннему развитию школьников.
Цель занятий для детей с ДЦП заключается в максимальном всестороннем развитии ребенка в соответствии с его возможностями и соответствующей адаптации к социальной среде.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- способствовать овладению определенными видами двигательно-моторной деятельности, укреплению костно-мышечной системы;
- исправлять речевые нарушения (речевое дыхание, оральный праксис, просодика, фонематический слух, звукопроизношение);
- расширять и обогащать словарный запас;
- развивать психические функции (зрительное, слуховое восприятие, память, внимание);
- формировать навыки ориентирования в пространстве;
- осуществлять эстетическое и нравственное развитие, используя методические приемы обучения и организацию среды (дидактические пособия, музыкальное сопровождение и др.);
- формировать базу социализации с помощью упражнений, имитирующих бытовые действия, обыгрывания сценок из жизни и т.д.
Принципы построения занятий.
1. Занятия для детей с ДЦП строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с школьниками, имеющими отклонения в развитии, и теоретической концепции о структуре дефекта (наличии первичных и вторичных отклонений), который подвергается изменениям коррекции компенсаторным перестройкам.
2. Коррекционные занятия – это интегрированная деятельность, в которой объединяются задачи развития детской личности. Междисциплинарный подход к разработке системы занятий позволяет собрать в коррекционно-развивающих целях все лучшее, что есть в теории и практике психологии, медицины, педагогики и частных методик.
3. Содержание и дидактические приемы подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу нарушенных функций. В зависимости от локализации нарушения мозга при разных формах ДЦП отмечаются различные расстройства двигательной системы и речи.
При спастической диплегии поражены и руки и ноги, причем последние затронуты в большей степени. Степень повреждения рук различна – от выраженных парезов до минимальных нарушений в виде легкой моторной неловкости и др. Основным признаком спастической диплегии являются: повышение мышечного тонуса (спастичность) в конечностях; ограничение силы и объема движений в сочетании с нередуцированными тоническими рефлексами; снижение разборчивости речи, качества артикуляционных движений, силы голоса; нарушение речевого дыхания; гиперсаливация.
При гемипаретической форме ДЦП повреждены конечности с одной стороны тела. При поражении левого полушария часто отмечаются нарушения речи по типу спастико-паретической дизартрии или моторной алалии, дислексии, дисграфии. Повреждение височных отделов левого полушария может сопровождаться расстройствами фонематического восприятия. Степень интеллектуальных нарушений варьирует от легкой задержки психического развития до грубого интеллектуального дефекта. Прогноз двигательного развития в большинстве случаев благоприятный при своевременно начатом и адекватном лечении.
Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов. Они возникают непроизвольно и усиливаются при движении и волнении, а также при утомлении и попытках выполнения любого двигательного акта. Гиперкинезы могут охватывать мышцы лица, языка, головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. При данной форме произвольная моторика развивается с большим трудом, движения размашистые, дискоординированные, затруднена автоматизация двигательных навыков, особенно письма. Речевые расстройства наблюдаются почти у всех детей, чаще в форме гиперкинетической дизартрии, разборчивость речи снижена. Характерно отсутствие стабильных нарушений звукопроизношения (пропуски, замены, смешения звуков не постоянны), много искажений звуков.
При атонически-астатической форме ДЦП отмечаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, расстройство координации движений, тремор, гиперметрия. Походка неустойчивая, неуверенная, руки разведены в стороны, туловище совершает много избыточных качательных движений для сохранения равновесия. Ребенок часто падает, у него сбиты синхронность и ритм. Большинство детей имеют нарушения речи в виде задержки ее развития, атактической дизартрии, алалии. Разборчивость речи снижена, наблюдаются трудности в выполнении и удержании артикуляционных укладов, мимика вялая. Голос истощающийся, затихающий к концу фразы, отмечается асинхронность дыхания, практически отсутствует интонация. Ритм речи скандированный, темп замедленный.
При наиболее тяжелой форме ДЦП – двойной гемиплегии, имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и ногах. Клинические проявления двойной гемиплегии – преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена.
Наблюдаются тяжелые расстройства речи. Указанные моторные и речевые нарушения следует учитывать при отборе двигательных, сенсорных и речевых упражнений.
4. Принцип доступности предполагает правильный подбор задания, инструкции, чередование упражнений, их повторяемость и т.д. Все это определяется двигательными, речевыми и интеллектуальными возможностями детей.
5. Принцип дозированности крайне важен в организации и проведении занятий. Он имеет прямое отношение с подбору упражнений и игр. Г.А. Волкова отмечает, что игры следует включать в занятие осторожно, поскольку играющие дети эмоционально возбуждаются и не чувствуют наступающей усталости. Им полезно предлагать упражнения и игры с умеренной психофизической нагрузкой общефизиологического воздействия.
6. Занятия должны иметь коммуникативную направленность. Известно, что речь как основное средство общения формируется через движение и в социальном контакте. У детей с ДЦП функция общения развивается неравномерно, в отличие от их здоровых сверстников. Нарушение артикуляции, координации движений неблагоприятно отражаются на ней. Занятия по логоритмике должны быть насыщены ситуациями, которые побуждают детей к речевой деятельности и общению. В содержание коррекционных занятий включается соответствующий материал (слова, словосочетания, стихи, песенки, диалоги и др.), который отбирается с учетом уровня речевого развития детей.
7. ЛФК проводится в тесной взаимосвязи с обучением и воспитанием, поэтому следует придерживаться принципа тематического планирования. Это создает оптимальные условия для всестороннего развития детей и обеспечивает возможность более эффективного усвоения учебного материала.
8. Комплексный характер коррекционных занятий дает уникальную возможность для реализации психологических задач: мобилизации деятельности сохранных анализаторов, повышения остроты восприятия практически всех модальностей, развития познавательной деятельности, установления должного уровня мотивации обучения, формирования личностных качеств.
Упражнения на развитие и активизацию различных функций. Общая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве.
Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус.
Большое значение имеют занятия для развития мышления детей. Каждое задание нужно понять, осознать правила игры, осмыслить свое место в ней, свою роль. Надо правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность. Наконец, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Следует отметить, что эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения шильников.
Большое значение уроков для формирования произвольного внимания учащихся, для развития их памяти. Потребность детей в движении, в игре превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность.
Вялость мышечного тонуса или, наоборот, неестественная его напряженность, плохая координация, неловкость движений постепенно нормализуются благодаря занятиям. При этом ученики должны научится различать напряженное и ненапряженное состояние мышц, ощущать свою позу, направление движения. Большое значение придается совершенствованию координации движения.
Все это способствует преодолению характерных для детей недостатков внимания. У них развивается наблюдательность, повышается скорость реакции.
Учитывая состояние физического развития детей, учитель чередует на уроке нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. Постепенно ученики физически и эмоционально привыкают к увеличению напряжения, мобилизуют себя на продолжительную произвольную деятельность, что благотворно сказывается па других уроках.
Программа рассчитана на 34 часа в год и содержит такие разделы:
- Игры на развитие пространственной ориентации.
- Игры на развитие зрительного и слухового восприятия.
- Игры на развитие координации движения и внимания.
- Комплексы общеразвивающих упражнений, корригирующие упражнения.
- Упражнения с предметами.
- Упражнения на развитие мелкой моторики рук и кисти. Пальчиковая гимнастика
Для непродолжительного активного отдыха в ходе урока можно использовать комплекс упражнений, включающих в себя разные виды заданий:
- упражнения на развитие общей моторики;
- упражнения на развитие мелкой моторики;
- упражнения на активизацию речи;
- упражнения, направленные на расслабление или напряжение мышц;
- упражнения, активизирующие внимание;
Комплекс упражнений подбирает учитель, учитывая возможности детей, с учетом темы урока (упражнения должны быть, связаны с целями и задачами урока). Тематическая организация способствует поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания. Смена видов деятельности ощутимо отражается на положительном эмоциональном настрое детей, способствует снижению статической нагрузки и снятию умственного напряжения, вместе с тем позволяет не только развивать моторную сферу, но и совершенствовать речь. Переменный характер нагрузки более всего соответствует возрастным особенностям физиологического состояния растущего организма младшего школьника и поэтому оказывает благотворное влияние на деятельность систем кровообращения и дыхания. Дети после уроков коррекционной ритмики становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Календарно-тематическое планирование
(спастическая диплегия)
№ | Содержание | Дата факт. |
1 | Знакомство. Пассивные упражнения. Дыхательные упражнения | |
2 | Пассивные упражнения. Дыхательные упражнения. | |
3 | Пассивные упражнения. Дыхательные упражнения. Массаж паретичных конечностей | |
4 | Пассивные упражнения. Дыхательные упражнения. Массаж паретичных конечностей | |
5 | Пассивные упражнения. Дыхательные упражнения. Массаж паретичных конечностей | |
6 | Пассивные упражнения. Дыхательные упражнения. Массаж паретичных конечностей | |
7 | Пассивные упражнения. Дыхательные упражнения. Массаж паретичных конечностей | |
8 | Пассивные упражнения. Пассивно-активные упражнения. Дыхательные упражнения. Массаж паретичных конечностей. Упражнения с предметами, мяч-эспандер, гимнастическая палка. | |
9 | Пассивные упражнения. Дыхательные упражнения. Массаж паретичных конечностей. Упражнения с предметами, мяч-эспандер, гимнастическая палка. | |
10 | Пассивные упражнения. Пассивно-активные упражнения. Дыхательные упражнения. Массаж паретичных конечностей. Упражнения с предметами, мяч-эспандер, гимнастическая палка. | |
11 | Пассивные упражнения. Пассивно-активные упражнения. Дыхательные упражнения. Массаж паретичных конечностей. Упражнения с предметами, мяч-эспандер, гимнастическая палка. | |
12 | Дыхательные упражнения. Массаж паретичных конечностей. Упражнения с предметами, мяч-эспандер, гимнастическая палка. | |
13 | Дыхательные упражнения. Массаж паретичных конечностей. Упражнения с предметами, мяч-эспандер, гимнастическая палка. | |
14 | Дыхательные упражнения. Массаж паретичных конечностей. Упражнения с предметами, мяч-эспандер, гимнастическая палка. | |
15 | Упражнения на развитие равновесия. Упражнения на укрепление мышечного корсета. | |
16 | Упражнения на развитие равновесия. Упражнения на укрепление мышечного корсета. Дыхательные упражнения. | |
17 | Упражнения на развитие равновесия. Упражнения на укрепление мышечного корсета. Дыхательные упражнения. | |
18 | Упражнения на развитие равновесия. Упражнения на укрепление мышечного корсета. Дыхательные упражнения. | |
19 | Упражнения на развитие равновесия. Упражнения на укрепление мышечного корсета. Дыхательные упражнения. | |
20 | Упражнения на развитие равновесия. Упражнения на укрепление мышечного корсета. Дыхательные упражнения. | |
21 | Упражнения на растягивание мышц, пассивно, пассивно-активно. Упражнения на развитие равновесия. Упражнения на укрепление мышечного корсета. Дыхательные упражнения. | |
22 | Упражнения на растягивание мышц, пассивно, пассивно-активно. Упражнения на развитие равновесия. Упражнения на укрепление мышечного корсета. Дыхательные упражнения. | |
23 | Упражнения на растягивание мышц, пассивно, пассивно-активно. Упражнения на развитие равновесия. Упражнения на укрепление мышечного корсета. Дыхательные упражнения. | |
24 | Упражнения на растягивание мышц, пассивно, пассивно-активно. Упражнения на развитие равновесия. Упражнения на укрепление мышечного корсета. Дыхательные упражнения. | |
25 | Упражнения на растягивание мышц, пассивно, пассивно-активно. Упражнения на развитие равновесия. Упражнения на укрепление мышечного корсета. Дыхательные упражнения. | |
26 | Упражнения на растягивание мышц, пассивно, пассивно-активно. Упражнения для развития координации движений. Упражнения на развитие равновесия. Пальчиковая гимнастика. | |
27 | Упражнения на растягивание мышц, пассивно, пассивно-активно. Упражнения для развития координации движений. Упражнения на развитие равновесия. Пальчиковая гимнастика. | |
28 | Упражнения на растягивание мышц, пассивно, пассивно-активно. Упражнения для развития координации движений. Упражнения на развитие равновесия. Пальчиковая гимнастика. | |
29 | Упражнения на растягивание мышц, пассивно, пассивно-активно. Упражнения для развития координации движений. Упражнения на развитие равновесия. Пальчиковая гимнастика. | |
30 | Упражнения на растягивание мышц, пассивно, пассивно-активно. Упражнения для развития координации движений. Упражнения на развитие равновесия. Пальчиковая гимнастика. | |
31 | Массаж паретичных конечностей. Упражнения с предметами. Фитбол-гимнастика. | |
32 | Массаж паретичных конечностей. Упражнения с предметами. Фитбол-гимнатика | |
33 | Массаж паретичных конечностей. Упражнения с предметами. Фитбол-гимнастика | |
34 | Массаж паретичных конечностей. Упражнения с предметами. Фитбол-гимнастика. | |
Итого: 34 часа |
Прогнозируемые результаты.
К концу курса ученики должны научиться:
- Ориентироваться в пространстве, в определение частей собственного тела и рядом сидящего.
- Внимательно слушать учителя, чётко выполнять поставленные цели и задачи.
- Выполнять задание по образцу учителя.
- Развитие интереса к самостоятельным занятиям, физическим упражнениям, играм.
- Увеличение амплитуды движений в паретичных суставах.
- Укрепление мышечного корсета.
1. Физическая реабилитация. Учебник. Под / ред. С. Н. Попова. Ростов - на - Дону : Феникс,
2005.-603с.
2. Восстановление и лечение детей с поражениями ЦНС и опорно-двигательного аппарата.
Под/ред. И.В.Добряков, Т.Г.Щедрина. Санкт-Пит. : Издат. Дом СПбМАПО,2004.-317с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИИ ПСИХОМОТОРНЫХ НАРУШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА
В статье раскрывается значение адаптивной физкультуры в работе с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Данная статья может быть использована в качестве выступления на МО, педсоветах, родительских с...
Комплекс физических упражнений для развития старших дошкольников и младших школьников с ОНР средствами адаптивной физической культуры
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания педагогов и работников физической культуры. Очень важной, составной частью гармоничной личности является фи...
Комплексная методика физической реабилитации детей младшего школьного возраста с избыточной массой тела средствами адаптивной физической культуры
Комплексная методика физической реабилитации детей младшего школьного возраста с избыточной массой тела средствами адаптивной физической культуры в условиях реабилитационного центра....
Роль адаптивной физической культуры в физическом развитии обучающихся с поражениями опорно-двигательного аппарата.
В статье представлены данные о влиянии занятий адаптивной физической культурой (АФК) на показатели силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса, силы мышц кисти. Результаты исследования подтвержда...
Развитие речи на уроках адаптивной физической культуры у детей с умеренной умственной отсталостью посредством подвижных игр и физических упражнений
Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерно стойкое тяжелое недоразвитие речи, проявляющееся в несформированности речевых средств языка, искажением слоговых структур, сопряженных...
Рабочая программа по физической культуре и адаптивной физической культуре для 2 – 4 классов».
Рабочая программа по физической культуре и адаптивной физической культуре для 2 – 4 классов»....
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» V - IX классы предметной области Физическая культура
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» предметной области Физическая культура включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения ...