Комплексная методика физической реабилитации детей младшего школьного возраста с избыточной массой тела средствами адаптивной физической культуры
статья по физкультуре на тему
Комплексная методика физической реабилитации детей младшего школьного возраста с избыточной массой тела средствами адаптивной физической культуры в условиях реабилитационного центра.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплексная методика физической реабилитации детей
младшего школьного возраста с избыточной массой тела средствами
адаптивной физической культуры
В комплексную методику физической реабилитации детей младшего
школьного возраста с избыточной массой тела средствами адаптивной физической адаптивной физической культуры вошли следующие мероприятия:
1. Лечебные физические упражнения с вовлечением крупных мышечных групп (ежедневно по 10 мин.).
План упражнений:
- разминка – 2 минуты проводится ходьба с подниманием бедра в высокое положение. Темп упражнения – замедленный;
- гимнастические упражнения начинаются с положения стоя. Дети кладут руки на талию и выполняют наклоны вправо/влево по 6 раз;
- в положении стоя дети разводят руки в разные стороны и стараются достать противоположное руке колено. Повторяют 6 раз;
- в положении стоя дети поднимают руки и замыкают пальцы на затылке, затем выполняют вращения в разных направлениях – по 10 раз;
Дети принимают лежачее положение и вытягивают руки вдоль туловища. Стараются поднять ноги по очереди вверх и подтянуть колено к груди. Повтор – по 6 раз каждой ногой.
- в том же положении дети делают упражнение «ножницы» (2 мин);
- в том же положении выполняют упражнение «езда на велосипеде» (2 мин);
- в положении лежа, руки в замке за головой, детям следует поднять корпус. Упражнение направлено на укрепление мышц брюшного пресса. Амплитуда движений - большая, темп – медленный. Повтор – 3-5 раза;
- дети садятся на пол, вытягивают ноги вперед и совершают наклоны туловища вперед, нагибаясь как можно ниже к коленям, стараясь достать кончиками пальцев носки ног (6 раз);
- далее выполняется упражнение стоя: делается глубокий вдох с одновременным подъемом на носочки, глубокий выдох с одновременным опусканием на пятки с небольшим приседанием. Повтор - 10 раз;
Далее дети выполняют обычные приседания по десять раз в неспешном ритме с возможностью восстановить дыхание (5-10 приседаний);
- в завершение проводится ходьба с высоко поднятыми коленями и дыхательными упражнениями на восстановление.
Этот комплекс дети должны выполнять и в домашних условиях в течение 6 месяцев до прихода на повторное тестирование в реабилитационный центр.
2. Лечебная утренняя гимнастика (ежедневно по 10 мин.).
Комплекс лечебной гимнастики представлен в приложении 3.
3. Занятия на беговой дорожке (ежедневно по 5 мин.).
Занятия на беговой дорожке должны проводиться под контролем пульса у ребенка.
4. Занятия на степере (ежедневно по 25 мин.)
Степпер является кардиотренажером – он увеличивает кровоснабжение сердечной мышцы (в том числе возрастает ее капилляризация), головного мозга, укрепляет стенки сосудов, нормализует работу легких и дыхательной системы в целом. Все это в комплексе тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную систему ребенка с избыточной массой тела. Занятия на степере разнообразят физические упражнения и повышают эмоциональный фон ребенка.
Постепенно, по мере адаптации мышц, в течение месяца можно довести время занятий до 30 минут.
5. Езда на велосипеде (три раза в неделю по 10 мин.).
Езда проводится в условиях реабилитационного центра во дворе по кругу, в домашних условиях – по выбранному безопасному маршруту.
6. Дозированная ходьба:
- в сочетании с дыхательными упражнениями (ежедневно по 20 мин. на начальном этапе (1 неделя) с увеличением времени до 40 мин.);
- ходьба простая, комбинированная с движениями рук и туловища. С постепенным убыстрением темпа. Выполнять в течение 4-5 минут;
- ходьба с изменением темпа и дыхательными упражнениями. Изменять темп от медленного до быстрого. Выполнять 4-5 минут.
- ходьба с замедлением темпа. Затем выполнить дыхательные упражнения и упражнения в равновесии 9ходьба по бревну, по бардюру, по очерченной линии и другое). Выполнять 4-5 минут.
7. Циклические упражнения с медицинболом (три раза в неделю по 5 мин.).
Упражнения укрепляют мышечный корсет, в том числе спины и брюшного пресса. При упражнениях следует уделить особое внимание дыханию детей. В момент нагрузки должен осуществляться вдох ртом, на расслабление - выдох носом. Количество повторений также зависит от физической подготовленности детей. Рекомендуется начать с пяти повторов, постепенно увеличивая их количество до 10-15.
Основной комплекс упражнений представлен в приложении 5.
8. Силовые упражнения:
- метание набивных мячей в парах (вес мячей от 1 до 2 кг). Дыхательные упражнения после метания. Выполнять 5-10 минут;
- прыжки на скакалке (от 2 до 5 минут).
- упражнения с гантелями. Амплитуда движений должна быть большой, вес гантелей - 1-2 кг. выполнять 5-9 минут.
9. Занятия на тренажере «Бегущий по волнам» (два раза в неделю по 10 мин.).
Тренажер имитирует ходьбу или бег. Широкие педали и удобные поручни позволяют ребенку чувствовать себя уверенно и комфортно. Данный вид относится к аэробным тренажерам, которые развивают координацию, общую моторику, укрепляют мышцы ног. Тренажер с успехом может применяться как дома, так и в условиях реабилитационного центра.
Цели и задачи: общее оздоровление организма ребенка с избыточной массой тела; улучшение работы его сердечно-сосудистой и дыхательной систем; укрепление мышц спины и ног; развитие координации движений, гибкости и подвижности суставов; формирование у детей стойкой привычки к занятиям физической культурой.
Занятие делится на три части:
- в начале занятия проводится небольшая разминка, общей длительностью 5 минут: - ходьба в разном темпе, переходящая в бег, - непрерывный бег не более двух минут
- в основную часть включены упражнения на тренажерах длительностью - от 3 до 5 минут, через каждую минуту детям предлагается отдых в течение 30 - 40 секунд. При наличии нескольких видов тренажеров (3 и более) дети после одной минуты упражнений на одном тренажере по кругу переходят к другим
- в конце занятия с детьми проводят комплекс упражнений на расслабление, во время которого дети выполняют движения: расслабленное поднимание, разведение, выпрямление рук из разных положений, махи в медленном темпе, вращение кистями рук; наклоны туловища вперед, в стороны; вращения, приседания и т.д.
10. Массаж (10 сеансов через каждые два дня по 10 мин.).
Методика выполнения массажа представлена в приложении 6.
Сегментарный массаж при ожирении способствует сокращению жировых отложений в отдельных участках тела;
стимулирует лимфо- и кровообращение.
Массаж проводился в утреннее время. Ударные приемы не применялись. Интенсивность массажа возрастала постепенно.
11. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой (ежедневно по 15 мин.).
Дети были обучены дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой (приложение 6).
Дыхательная гимнастика позволяет тренировать дыхательную систему ребенка, расширять жизненную емкость легких, нормализовать дыхательный объем и частоту дыхательных движений.
12. Занятия родителей в «Родительской школе», включающие следующие мероприятия:
а) обучение вычислению ИМТ;
б) прослушивание лекции-консультации на тему: «Здоровое питание»;
в) прослушивание лекции-консультации на тему: «Ожирение – не приговор»;
г) обучение родителей комплексу лечебной утренней гимнастики для детей с избыточной массой тела;
д) обучение правилам дозированной ходьбы;
е) обучение родителей приемам массажа при ожирении;
ж) обучение родителей подвижным играм для детей с избыточной массой тела;
з) обучение ведению дневника контроля веса и самочувствия ребенка.
и) обучение упражнениям с гимнастической палкой;
к) прослушивание лекции врача-эндокринолога на тему: «Сахарный диабет и другие эндокринные нарушения у детей»;
л) прослушивание лекции врача-ортопеда на тему: «Плоскостопие: профилактика и коррекция»;
м) обучение родителей комплексу лечебных физических упражнений, направленных на борьбу с избыточной массой тела ребенка;
н) проведение совместного мероприятия «Веселые старты» с участием детей и родителей.
Занятиям в «Родительской школе» отведено 10 часов.
Родители, прошедшие курс обучения в «Родительской школе» получают новые знания по проблеме избыточного веса у детей младшего школьного возраста и применяют их на практике после окончания реабилитационного периода ребенка в условиях реабилитационного центра. Помимо того, что родители нормализуют правильное питание ребенка, они будут регулировать его двигательный режим, выполняя все то, что входит в комплексную методику.
Также родители смогут контролировать общее состояние ребенка и корректировать нагрузки в целях закрепления достигнутого эффекта процесса физической реабилитации детей младшего школьного возраста с избыточной массой тела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение современных технологий здоровьесбережения и внедрение современных инноваций в области физического развития детей младшего школьного возраста
Определение путей и способов формирования культуры здоровья школьников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении; сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их дв...
Методика исследовательского обучения детей младшего школьного возраста.
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития – основа исследовательс...
Повышение оздоровительной эффективности физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Как повысить эффективность физического воспитания детей....
Выбор системы оздоровления. Оздоровительные мероприятия при организации внеурочной деятельности по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, является одной из важнейших задач государства на сегодняшний день. В связи с ухудшением экологической обстановки, и как следствие, ...
Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6 - 7 лет о...
Влияние подвижных игр на физическое развитие детей младшего школьного возраста
Призентация для начинающих,самое главное осталось...
Презентация: "Использование диагностических методик при обследовании детей младшего школьного возраста"
Презентация: "Использование диагностических методик при обследовании детей младшего школьного возраста"...