"О правилах хорошего тона за столом"
методическая разработка по зож

Гужикова Лариса Ишхановна

 Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников правил хорошего тона.

 Выявление инициативы и творческого подхода к созданию условий для формирования правил хорошего тона у детей.

 Развитие материальной базы для приобщения к правилам хорошего тона за столом в группах.

 Содействие укреплению связи ДОУ с семьёй.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О ПРАВИЛАХ ХОРОШЕГО ТОНА ЗА СТОЛОМ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников правил хорошего тона.

 Выявление инициативы и творческого подхода к созданию условий для формирования правил хорошего тона у детей.

 Развитие материальной базы для приобщения к правилам хорошего тона за столом в группах.

 Содействие укреплению связи ДОУ с семьёй.

   Всем нам хочется заглянуть в будущее. Хотя бы одним глазком взглянуть. Чтобы себя в нем увидеть, а самое главное, детей, тех, которых мы воспитываем сегодня.  Каким будет будущее,  зависит от нас с вами, взрослых. От нашего серьезного, вдумчивого подхода к решению любого вопроса воспитания и даже такого, как умение вести себя за столом, которое, как и все другие, направлено на совершенствование нравственных качеств.

Что тема своевременна – нет  сомнений. Известно изречение педагога А. С. Макаренко: "Культурное воспитание начинается очень рано, когда ребенку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить". Он же писал следующее. "Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким его сделаете к пятому году жизни. Если вы его до пяти лет не воспитаете как нужно, потом придется перевоспитывать".

 Перед нами, педагогами, сегодня стоит далеко не праздный вопрос, как обучать детей правилам культурного поведения, ибо, как подметил народ, "Самый громкий барабан остается беззвучным, если в него не ударяют, самый умный человек остается невеждой, если его не обучают".

  Сегодня нас, педагогов, конечно же, больше всего интересует вопрос: как помочь детям усвоить все без исключения правила поведения за столом и при этом, почувствовать поддержку родителей, увидеть желание детей следовать этим правилам, да и самим получить радость от успехов в этой работе.

 Хочется выделить несколько моментов: сказка, игра, минуты восхищения, работа с родителями.

Сказка

Животворные лучи яркого света проливают на душу ребенка сказки. И сейчас, когда остро встал вопрос об иных подходах к воспитанию детей, мы с надеждой обращаемся к педагогическому опыту наших предков.

  Одним и очень важным инструментом в воспитании была, как ни удивительно, сказка. Она развлекала, забавляла, смешила, и что, самое главное, воспитывала. Неодушевленные предметы, наделенные человеческими чертами, к которым можно обращаться. Они говорят. Они чувствуют, как люди. Маленькие дети верят, что игрушки оживают по ночам, могут плакать, говорить.

 Сначала воспитатель сам сочиняет сказку, затем вместе с детьми составляет сказку, а потом можно привлечь и родителей. Примером может служить сказка Н.М.Метеновой   «О чём говорят ложки».

Игра

Игра - основной вид деятельности у детей дошкольного возраста. Без игры нет детства. Игра - это умение весело и непринужденно учиться. От нас, педагогов, зависит, несёт ли игра радость познания.

  Я предлагаю вам принять участие в играх в надежде на то, что все они найдут применение в практике работы с детьми.

"Передавай предмет по кругу"

  Педагоги встают в круг. Под музыку передается игрушка или мяч. Как только музыка обрывается, тот, у кого остался мяч, выходит из игры, но может остаться, если ответит на вопрос по правилам поведения, сервировки. Например:

а) куда положить столовые приборы, нож и вилку после еды?

в) можно ли есть с целого куска?

г) можно ли выбирать понравившийся кусок?

д) куда следует положить локти во время еды?

"Хитрый глаз"

  Дети, вы хотите иметь хитрый глаз, тогда... Дети вместе с воспитателем кладут ладошку" на ладошку и говорят тихо 3 раза "У меня есть хитрый глаз, он всегда видит предметы, которые лежат не на месте". Посмотрите на приборы, правильно ли они расставлены? А сейчас хитрый глаз поможет вам увидеть, все ли правила я выполняю во время еды?

"Думай, играй, мячик лови"

  Все дети хором говорят: "Думай, играй, мячик лови, правило поведения за столом быстро говори". Эту игру можно изменить таким образом: воспитатель, бросая мяч, начинает предложение со слова нельзя, а дети со слова нужно:

нельзя облизывать пальцы;

нельзя громко стучать ложкой по тарелке;

нельзя чавкать;

нельзя набирать целую ложку;

нельзя вытирать рот салфеткой;

нельзя есть с целого куска;

нельзя облизывать тарелку;

нельзя выливать остатки супа в ложку.

Игра на внимание

    "Чего не хватает на сервированном столе к завтраку. Что расставлено неверно на столе, сервированном к обеду?"- спрашивает воспитатель. К игровым приёмам относятся и волшебные предметы, например, ложка.

Минуты восхищения

Чем младше ребенок, тем нужнее похвала и признание его заслуг, так как велико желание быть большим и умелым. Наша задача: вовремя увидеть того, кому она нужна. Вспомним строки известной поэтессы А. Барто:

«Когда не ладятся дела, мне помогает похвала»

Когда нужна похвала? Какой она должна быть?

А теперь предоставляется возможность каждому из нас, показать друг другу насколько мы умеем хвалить и восхищаться. Для этого нужно разделиться на пары, определить, кто выступает в роли детей, которых нужно похвалить, кто в роли педагогов.

  Ситуация: нужно похвалить ребенка за то, что соблюдает правило: берет кусок, который лежит ближе к нему, не выбирая. В минуту могут войти вопросы, обращенные к детям, к данному ребенку, использование театрализованных действий, предметов и т.д.

Если вам понравилось, как вас хвалят - подарите улыбку талантливому режиссеру и артисту.

А теперь можно поменяться ролями и похвалить за умение аккуратно есть, не оставляя крошек на столе и под столом.

Отмечать успехи детей поможет также игра.

"Узнай по описанию"

Педагог или сказочный герой описывает, не называя имени, с восхищением рассказывает о выполнении кем-то правила, а дети должны угадать, о ком говорится. На что педагог отвечает: посмотрите, у кого это получается хорошо и тогда узнаете.

Работа с родителями

Работать с родителями можно разными способами: это могут быть консультации по данной теме, материал в родительском уголке, папки – передвижки, другая наглядная агитация. Главное, чтобы лекции были увлекательными, а наглядный материал – красочным, бросающимся в глаза и запоминающимся.

                                                               

 А теперь представьте, что вашим сменным воспитателем стал начинающий педагог. Какое основное правило в виде призыва, предупреждения вы бы написали для него, как непременное условие успешной работы в воспитании у детей хороших манер за столом?

1. Не бойся хвалить детей!

2. Не делай замечаний во время еды.

3. Не ругай.

4. Говори меньше, а поучай на примере своего поведения.

5. Люби играть.

6. Восхищайся целую минуту.

7. Не сравнивай успехи одного с другим, а только с его же результатами.

8. Не читай длинных нотаций.

9. Изучи и выполняй все правила поведений.

10. Каждый день сообщай об успехах детей родителям.

11. Ни на день не забывай о работе по привитию навыков культуры.

12. Сочиняй сказки, стихи, песни вместе с детьми, привлеки к этому родителей.

13. Будь режиссером забавных театрализации - сказок на закрепление правил.

14. Оформи наглядную агитацию.

16. Приглашай на уроки вежливости родителей

Материал для консультации:

Вопросы острого блюда:

Обязательно ли подавать чашку с чаем на блюдце? Сколько чая наливать в стакан? (Ответ: подавать чай следует на блюдце, стакан не доливать - 0,5-1 см до края.)

Куда и как следует положить приборы после еды? (Ответ: на тарелку параллельно, ручками влево.)

 Кто первым садится за праздничный стол: хозяин или гости? (Ответ: гости.)

Какие приборы необходимо подать к столу, если на гарнир второго блюда - пюре или каша (гречневая, рисовая)? (Ответ: нож, вилку.)

 В каких случаях вилку следует держать как ложку и почему в левой руке? (Ответ: когда на гарнир пюре, каши, причем в правой руке - нож, с помощью которого можно поддеть гарнир на вилку.)

 Всегда ли нужна чайная ложка при подаче чая? (Ответ: всегда, т.к. по правилам хорошего тона нужно сначала попробовать с ложки, а потом пить из чашки.)

 О чем не следует говорить за столом во время еды? (Ответ: о болезнях, страданиях, не делать замечаний по поводу некачественного приготовления блюд, о проблемах.)

Посуда

Столовые приборы

Столовое бельё

Необходимые требования к сервировке стола

Последовательность сервировки

Правила поведения за столом

Как пользоваться столовыми приборами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Правила хорошего тона.

Внеклассное мероприятие для детей 2 класса, которое поможет учителю повторить с детьми правила хорошего тона, вежливые слова, узнать новые исторические факты....

Классный час "Необычные приключения в Стране хорошего тона"

Усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми;развивать навыки культурного поведения и речевого общения;установить зависимость между речевой культурой человека и его общей...

Классный час Правила хорошего тона "Будь всегда вежливым"

Классный час в 3 классе "Будь всегда вежливым"...

Статья "Нездоровые правила хорошего тона".

Как противостоять негативным эмоциям, если они всё-таки нас посетили? Дать выход охватившему нас чувству или безжалостно подавит его в себе?...

Правила хорошее тона

Инструктажи: по правилам поведения в школе и по правилам дорожного движения...

Конспект урока на тему "Правила хорошего тона"

Тема:  Правила  хорошего тонаУрок 3Цель: Создать благоприятные условия для  повышения мотивации  у обучающихся  к изучению хороших манер, доброжелательности.Задачи:...