Классный час "Необычные приключения в Стране хорошего тона"
классный час (3 класс) по теме
Усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми;
развивать навыки культурного поведения и речевого общения;
установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;
воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priklyucheniya_v_strane_vezhlivogo_tona_3_klass.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час "Необычные приключения в Стране хорошего тона"
Подготовила:
Василенко Л.А
Цель: привитие культуры поведения, речи, общения младших подростков.
Задачи:
усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми;
развивать навыки культурного поведения и речевого общения;
установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;
воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Конспект классного часа
Вступительное слово .
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодняшний классный час необычный, мы постараемся разобраться в путанице, которая произошла в Стране хорошего тона.
Эта страна знакома вам с детства. Вы и не замечаете, как ежедневно путешествуете по ней. В раннем детстве вас учат дома, в детском саду, в начальных классах, как правильно жить в этой удивительной Стране хорошего тона. Становясь постарше, вы, незаметно для себя, начинаете задавать себе вопрос: "Как окружающие относятся к вам?"
Вот с разрешения этого вопроса мы и будем "распутывать" клубок загадок Страны хорошего тона. А начнём мы с вами с песни М. Матусовского и В. Шаинского «Вместе весело шагать»
Слайд 1. « Необычные приключения в Стране хорошего тона"
Учитель. Тема нашего классного часа "Необычные приключения в Стране хорошего тона"
Учитель. Сегодня мы будем работать над культурой поведения, речи, общения подростков. Для этого постараемся усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми; развивать навыки культурного поведения и речевого общения; постараемся установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; будем воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Слайд 2. "Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость".Сервантес.
Учитель. Сервантес писал: "Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость". И действительно, вежливость- это не только умение проявлять такт, держаться доброжелательно по отношению к собеседнику, но и знание речевого этикета.
Ученик. В автобусе и классе, и в шуме дискотек
Ты должен быть прекрасен и чуток, человек!
Но, делая уступки, ты резко не дели
Одежду и поступки, и помыслы свои.
Случается нередко - и это не секрет -
Красивой этикеткой сменяют этикет.
И вроде всё в порядке, и всё как у людей,
Но это только прятки от совести своей.
Учитель. Ребята, скажите мне, что такое "этикетка"? (дети отвечают на вопрос ученицы)
Да, верно, это информация о вещи.
А что такое "этикет"? (ответы учеников) Это манеры, умение вести себя в обществе, воспитанность.
Слайд 3 «Театральные подмостки»
Первая сценка, её обсуждение. Действующие лица: десятиклассник, первоклассник.
Десятиклассник: Прикидываете, тащусь я вчера на подоконнике, а тут подкатывает кругляшка из 1 "б" и чешет...
Первоклассник: Здравствуй, Саша, как дела?
Десятиклассник: У! Дела воще моща!
Первоклассник: Что- что?
Десятиклассник: Да классно, говорю, шо один фитиль такое сморозил: подкатывает к шкету, дай, говорит, мотик погонять, сел и почесал, а тут мент, а он давай выпендриваться. Варежку разинул да как дерябнется - сам с фингалом, мент чуть не с катушки, а мотик шмякнулся. Во ржачка была, клёво, да?
Первоклассник: А что, там лошадь была?
Десятиклассник: Какая лошадь?
Первоклассник: Ну та, которая ржала.
Десятиклассник: Да ты ничего не понял. Один фитиль....
Первоклассник: Без свечи?
Десятиклассник: Ну, конечно же, без...
Первоклассник: А что это за фитиль такой?
Десятиклассник: Да парень такой длинный подкатил к шкету...
Первоклассник: К какому шкету?
Десятиклассник: Да шибзик такой, вот с таким шнобелем.
Первоклассник: С кем, с кем?
Десятиклассник: Да не с кем, а с чем - нос у него такой. Сел и почесал...
Первоклассник: У него, наверное, чесалось что-нибудь?
Десятиклассник: Да нет, попилил он!
Первоклассник: И что, распилил?
Десятиклассник: Что распилил?
Первоклассник: Как что, мотик!
Десятиклассник: Чем?
Первоклассник: Ну этим... Шнобелем!
Десятиклассник: Да нет! Шнобель был у шкета, а у фитиля фингал. Ему бзик в голову ударил, он кочевряжился, варежку разинул, вот и дерябнулся! Теперь-то ты понял?!
Ученик: Да, теперь он понял, что ты абсолютно не знаешь русского языка. Помнишь, как у Гоголя: "Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькает, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величавая красота... Редкая птица долетит до середины Днепра..." А не твоём языке-бзике это прозвучало бы так: "Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не бормотнется. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не секёшь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет - так гикнется, что копыта отбросит".
Учитель:Что мы можем сказать о десятикласснике Саше Н.? (выслушиваются ответы).
Слайд 4. «Нельзя засорять нашу речь»
Итак, мы делаем вывод о том, что такие слова засоряют нашу речь, искажают и делают её непонятной!
Однако иногда даже хорошие слова могут обидеть. Приглашаю выйти ... (выступление учеников).
Вторая сценка. "Обыкновенные слова". Действующие лица: брат и сестра.
Сестра: Витя, сходи за овощами, и вот еще тебе дело: вымой, пожалуйста, посуду.
Витя (буркнул недовольно): Вот еще!
Сестра: Да ну, пожалуйста, не тяни, а то я не успею обед сварить.
Витя (растягивая слова, передразнивая): Ну и пожалуйста!
Сестра: Витя, подумай, что ты говоришь? Мне очень надо поскорее выполнить мамину просьбу.
Витя (недовольно): Подумаешь, очень надо.
Учитель: Ребята, скажите, почему брат обидел сестру, ведь он употреблял в речи обычные слова? (ответы ребят)
Обыкновенные, хорошие слова могут стать обидными! Это зависит от того, какой смысл вкладывает человек в сказанное!
Третья сценка
"Мир в семье всего дороже"
Действующие лица: Автор, Дед, Бабка, Внучка, Курочка Ряба.
Автор: Жили-были Дед и Баба.
Жили, не тужили.
Сухарь чаем запивали,
Один раз в месяц колбасу жевали.
И все ладно бы, да курочка-невеличка
Взяла и снесла яичко.
Яичко не простое,
Яичко золотое.
А теперь по нашим ценам
И вообще оно бесценно.
На семейный на совет
Собрал Внучку с Бабкой Дед.
Дед: Так и так. Такое дело.
Что с яичком этим делать?
Может, скушать? Иль продать?
Иль на доллары сменять?
Может, чтоб упали стены,
Центр музыкальный купим современный?
Внучка: Может, купим мне духи?
Обалдеют женихи!
Иль французскую помаду?
Я ей тоже буду рада!
Автор: Начался тут сыр да бор
И житейский шумный спор.
То не се, да то не так.
Дед: Ты балда!
Бабка: А ты дурак!
Автор: Начался такой скандал -
Свет такого не видал!
Только Курочка молчит,
Около стола стоит.
Курочка: Ну ни как не ожидала
Стать причиною скандала.
Чтобы это прекратить,
Надо мне яйцо разбить.
Внучка и Бабка: Что наделала ты, Ряба?
Автор: Дед не плакал, как ни странно,
Вывернул с дырой карманы.
Дед: Нету денег, ну и что же?!
Мир в семье всего дороже!
Учитель: Да, мир в семье всего дороже.
Четвертая сценка. "Петина болезнь" Действующие лица: доктор, мальчик Петя.
Доктор: Заходи, больной.
Петя: Я не больной, у меня только горло:.
Доктор: Что горло? Болит?
Петя: Хрипит.
Доктор: Что ж, посмотрим. (Дает ему градусник, берет лист бумаги и пишет).
- Как же тебя зовут, Птичкин?
Петя: Петя.
Доктор: В каком классе учитесь, молодой человек?
Петя: В третьем"вы".
Доктор (удивленно): Вы! Что это за "вы"? Не знаю я такого класса. А дружно вы живете в вашем классе?
Петя: Жутко дружно и весело:
Доктор (приподняв очки, удивленно): Жутко? И весело? А учитесь хорошо?
Петя: Порядок! Особенно девчонки жмут! Их учителя в пух и прах хвалят!
Доктор: А ты как учишься?
Петя: Клево! Вот только вчера по физ-ре "двойку" схватил:
Доктор: О, это ужасно! Такие слова: "клево, по физ-ре:" Тут явно болезнь, но только не горла, а языка и головы. Покажи, пожалуйста, язык.
(Петя открывает рот и говорит: "А-а-а").
Доктор (смотрит в рот): Покраснение, правда, есть. Но оно скоро пройдет. Вот примите сейчас (подает пузырек и ложку).
Петя(берет пузырек, читает по слогам): "По 5 капель после приема пищи". (Пьет и пищит).
Доктор: Петя, что с тобой? Почему ты пищишь?
Петя: На пузырьке написано "пищи", вот я и пищу.
Доктор: Вот чудак! Ты не только говорить, но и читать не умеешь. Написано: "после приема пищи". Мой тебе совет - лучше учиться.
Слайд 5. Нужен словарь!
Ежедневно для общения друг с другом мы используем устную речь. Однако не всегда говорящие задумываются над правильностью данной речи. Нарушение правил произношения ведёт к непониманию говорящими друг друга, делает речь некрасивой и неграмотной. Помочь здесь может только орфоэпический словарь. Обращайтесь к нему почаще.
Учитель. А сейчас послушаем частушки о вежливых ребятах в кавычках.
Частушки
- Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, не зевайте!
Выходите, плясуны!
- Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак
«Извините тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак».
- Коля ссорится с друзьями
В ход пускает кулаки
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
4. В поезд входят три юнната
- Ух, народу сколько тут!
- Занимай места, ребята,
- А то бабушки займут!
5. Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала.
Только я еще мала!
6. Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить,
Только «здравствуй и спасибо»
Не умеет говорить
7.Ты играй повеселее
Балалайка в три струны!
Подпевайте, кто умеет,
Не стесняйтесь, плясуны.
Слайд 6. Мы в кинозале.
Просмотр отрывка мультфильма.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из м/ф "Зеркальце" и ответить на вопрос: "Можно ли сказать, что человек, употребляющий этикетные слова, всегда прав, честен, искренне вежлив и воспитан?" (ответы ребят) Когда человек хочет получить выгоду, он льстит, говорит неискренне, и о таком человеке мы не скажем, что он воспитан и вежлив.
Слайд 7. Домашнее задание.
Человек, с которым у тебя много общего, но вряд ли ты с ним будешь откровенным (товарищ)
Установленный порядок поведения (этикет)
Поступки, совершаемые нами ежедневно (привычка)
Внутреннее осознание добра и зла; твой главный судья (совесть)
Твой выбор в конкретной ситуации (поступок)
Достоинство, то, что вызывает уважение (честь)
Знание правил поведения в обществе (воспитанность)
Слайд 8. Мы культурные и вежливые дети.
Учитель. Улыбнемся друг другу , пожелаем всего л хорошего и закончим наше мероприятие песнкой В.Шаинского и М.Пляцковского «Улыбка»
Итог классного часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Правила хорошего тона.
Внеклассное мероприятие для детей 2 класса, которое поможет учителю повторить с детьми правила хорошего тона, вежливые слова, узнать новые исторические факты....
Классный час Правила хорошего тона "Будь всегда вежливым"
Классный час в 3 классе "Будь всегда вежливым"...
Классный час «Приключения в Стране дорожных знаков»
Классный час«Приключения в Стране дорожных знаков»...
Классный час «Правила хорошего тона»
Сколько раз вы слышали: "сними головной убор в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет....
Классный час " Правила хорошего тона"
Классный час "и Правила хорошего тона"...
Внеклассное мероприятие на тему: «НЕОБЫЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ В СТРАНЕ ХОРОШЕГО ТОНА»
ЦЕЛЬ: ПРИВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ, РЕЧИ, ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми; развивать навыки культ...
Конспект классного часа. 2 класс. Тема: "Правила хорошего тона".
Конспект классного часа. 2 класс. Тема: "Правила хорошего тона"....