Внеклассное мероприятие. Правила хорошего тона.
план-конспект урока (2 класс) по теме

Слезева Елизавета Дмитриевна

Внеклассное мероприятие для детей 2 класса, которое поможет учителю повторить с детьми правила хорошего тона, вежливые слова, узнать новые исторические факты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Pravila_horoshego_tona._Vneklassnoe_meropryatie.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1605

Внеклассное мероприятие

по риторике во 2 классе

подготовила

учитель начальных классов

высшей категории

Слезева Елизавета Дмитриевна

Москва,  2011 г.

Тема:   «Правила хорошего тона».

Цель:      - формировать у ребенка умение выбирать нужный стилевой  уровень и употреблять  выражения  соответствующие  речевому этикету.

Задачи:     - научить уважительному отношению к себе и к окружающим.

                 - развивать связанную речь учащихся, учить их точно и образно выражать свои мысли и чувства.

                - воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, воспитание вежливости.

Оборудование: - карточки с вежливыми словами;

                            - иллюстрации с заданиями;

                            - кружки разного цвета;

                            - ромашка с заданиями;

                            - карточка со словом «вежа»

Музыкальное сопровождение:  

  1. Песни из мультфильмов Крошка Енот  - Улыбка. сл. М.Пляцковский. муз. В.Шаинский.
  2.  Кот Леопольд  -  (слова : Пляцковский М., музыка: Савельев Б.) … Если добрый ты, то всегда легко). 
  3. Чебурашка и Крокодил Гена" Слова: А. Тимофеевский, Музыка: музыка В. Шаинский.

Литература:     1. Ладыженская Т.А., Сорокина Г.И. «Детская риторика». Методические рекомендации. – Баланс,- Москва 1994.

2. Сорокина Г.И., Сафонова И.В. Детская риторика. – «Просвещение»,   Москва 1995.

3. www.lenagold.ru 

  www.forum.materinstvo.ru

  http:// video.mail.ru

  1. Самуил Маршак    Урок вежливости.

Этапы мероприятия

Основное содержание

  1. Вступительная беседа учителя с детьми.

  1. Речевая разминка. Дыхательная гимнастика. 

  1. Знакомство

 с темой.

  1. Система упражнений и заданий.

  1. Поэтическая игра: «Словарь вежливых слов»

  1. Подведение итогов.

   У нас сейчас будет необычное занятие и, чтобы оно прошло интересно, мне потребуется ваша помощь.

- Что делают спортсмены перед основной игрой?

Разминаются.

- Для чего?

Чтобы хорошо отработать основную часть.

   Мы с вами тоже немного разомнемся, прежде чем  приступить к основной части нашего мероприятия и раскрыть все его секреты,  нам необходимо размять нашу дыхательную систему и потренировать голосовые связки.

  1. Очень важно научиться хорошо дышать при произнесении речи.

- Сдуть пылинку с руки, постепенно увеличивая напор.

2.Не менее важно произносить слова громко, четко понятно. Упражнение на произношение.

- Произнести слоги в разной высоте.

3. Скороговорка.

Шесть маленьких мышат тихо в камышах шуршат.

Произнося,  по очереди выделять голосом каждое слово.

 Теперь мы готовы перейти к основной части.

Выразительное чтение  учителем стихотворения

 Самуила Маршака  Урок вежливости

- О какой же проблеме сегодня пойдет речь?

Мы поговорим о правилах приличия, о поведении и о вежливых словах.

- Как вы думаете, эта тема важна для обсуждения?

  Вспомните и посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. (Дома, в школе, в магазине, на улице).

- Что значит быть вежливым?

До 16 века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.

Добавьте приставку не- к части  «вежа». Что получится?

Что означает слово «невежа»? ( грубый, невоспитанный человек)  А «невежда»?  (тёмный, необразованный или несведущий в чём-то человек)  Невежа и невежда - разные по происхождению, стилю и значению слова.

  1. Какие правила приличия ты вспомнил, рассматривая эти иллюстрации?  (viki.rdf.ru)
  2. Игра «Ромашка».  

(Можно разбиться на группы. Капитан каждой группы берет лепесток ромашки, на обороте которого написана ситуация, требующая обсуждения и решения).

Одна девочка жаловалась возмущенно маме:

- Во дворе мальчишка, такой невежа, зовет меня Танька!

- А ты как его зовешь? - спросила мама.

  1. Я его вообще никак не зову, - ответила Таня.
  2. - Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

- Скажите, права ли Таня? Почему?

В дверях сталкиваются два мальчика, причем одному 8 лет, другому 10 лет.

Кто должен кого пропустить?

Наташа и Иван сидят за партой в классе.

Входит их одноклассница.

Кто должен здороваться первым?

Олег и Егор идут и оживлённо обсуждают кинофильм.

Их обгоняет Света.

Кто должен здороваться первым?

О каком правиле вежливого поведения во время разговора идет речь?

…И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьете.

Сережа постоянно дергал Зину за косичку. Она сердилась и старалась его стукнуть. Что можно посоветовать ребятам?

  1. Работа с карточками.

Кто может сказать данную фразу и в какой ситуации.

а) Доброе утро, мой маленький, вставай скорее.

б) Здравствуйте, дедушка! Как давно я Вас не видела!

в) Привет, Коля! Я спешу на урок!

г) До встречи!

д) Счастливого пути!

е) Рад вас приветствовать!

 (фразы и ситуации можно продолжить или подобрать свои)

  1. Кто первым подает руку для приветствия: ребенок или взрослый?

- Откуда появилась эта традиция?

  Возник этот обычай во времена рыцарей – здороваться и снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно.

   А сейчас я проверю, хорошо ли вы запомнили те слова, о которых мы говорим.

Я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте!

Хором дружно отвечайте.

- Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)

- Зазеленеет старый пень, когда услышит…

                                          (добрый день)

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы …

        (спасибо)

- Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…                                                                 (здравствуйте)

- Когда нас бранят за шалости, говорим…

                                         (прости пожалуйста)

- И во Франции, и в Дании на прощанье говорят…

                                           (до свидания)

- «Будьте добры» или «Будьте любезны» -

Эти слова в разговоре полезны

 С ними легко на прогулке и дома

      Будет приятно их слышать… (любому).

   Человек может знать вежливые слова, выучить все правила хорошего поведения и быть в обществе вежливым и все-таки ему это не поможет, если делает он одно, а в мыслях невежа и грубиян. Нельзя быть на людях рыцарем, дома – разбойником, хлопающим дверьми, а в школе - пиратом, набрасывающимся на тех, кто слабее. Действительно воспитанный человек думает так же, как поступает. Внутренне он также порядочен, как и внешне.

   А теперь сосредоточьтесь и на кружке, который лежит у вас на парте,  напишите фамилию и имя того, кого вы считаете в нашем классе самым вежливым. (Дети подписывают кружки. Учитель собирает и кладет их на парты тех, чьи фамилии на них записаны.)

   Посмотрите, кто же у нас, по мнению класса, самый вежливый.

Пусть каждый посмотрит на свою парту и сделает  для себя вывод, а советы кота Леопольда немного помогут вам:

Запомни!

  1. В отношении к другому, будь всегда: (продолжают дети) вежлив, уважителен, доброжелателен.
  2. Не позволяй себе смеяться над недостатками другого человека.
  3. Не стремись себя возвысить над другими.
  4. Не стесняйся уступить другому.
  5. Не отвечай на грубость грубостью.

    Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.

Приучи себя постоянно помнить об окружающих.

Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите, вежливые слова!

  На этом наше занятие подошло к концу, но всё, о чем мы сегодня говорили,  должно быть всегда с нами.

Самуил Маршак

Урок вежливости

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

- В гостях, медведь,

Нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

А старых уважай

И бабушку-медведицу

В туман и гололедицу

До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести...

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям -

Лисицам и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Правила хорошего тона "Будь всегда вежливым"

Классный час в 3 классе "Будь всегда вежливым"...

Статья "Нездоровые правила хорошего тона".

Как противостоять негативным эмоциям, если они всё-таки нас посетили? Дать выход охватившему нас чувству или безжалостно подавит его в себе?...

Правила хорошее тона

Инструктажи: по правилам поведения в школе и по правилам дорожного движения...

Конспект урока на тему "Правила хорошего тона"

Тема:  Правила  хорошего тонаУрок 3Цель: Создать благоприятные условия для  повышения мотивации  у обучающихся  к изучению хороших манер, доброжелательности.Задачи:...

Этикет или правила хорошего тона.

Классный час с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества; использование ИКТ....


 

Комментарии

Слезева Елизавета Дмитриевна

Внеклассное мероприятие для 2 класса. Поможет повторить правила хорошего тона и вежливые слова.