Программа внеурочной деятельности "Познаём родной край!"
рабочая программа по зож (1 класс) на тему
Программа экологического направления, формирует личность, обладающую экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_poznayom_rodnoy_kray.docx | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Познаём родной край!»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Познаём родной край!» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).
Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами ставит важную задачу перехода к «новой школе», школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением.
Следовательно, цель моей работы, как педагога – формировать личность, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.
От того, каким будет общество завтра зависит какое образование мы дадим детям сегодня, но у обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, именно внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и учащихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.
Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность в нашей области, расширить и углубить знания учащихся о родном крае.
Задачи:
- Сформировать экологические понятия.
- Развивать умения ухода за растениями.
- Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.
- Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.
- Прививать любовь к природе, родному краю, Родине
- Сформировать умение критически мыслить.
Занятие внеурочной деятельности проводятся в 4 классе, рассчитаны на 1 час в неделю по одному часу, всего 33 часа.
Реализация программы опирается на содержание следующих предметов: мир вокруг нас, технология, ИЗО, литература, информатика.
Принципы реализации программы:
- Научность;
- Доступность;
- Целесообразность;
4.Доступность.
Формы организации занятий:
Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.
Предполагаемые результаты реализации программы
Обучающиеся смогут:
- раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура;
- обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;
- прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;
- смоделировать экологическую ситуацию;
- приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;
- аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;
- взаимодействовать в группах;
- находить необходимую информацию на различных носителях;
- демонстрировать результаты своей работы;
- соблюдать правила поведения в природе.
Первый уровень результатов освоения программы кружка «Познаём родной край " будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, проектах.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе исследовательских лабораторий.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы экскурсии на природу с маршрутными наблюдениями, в музеи, краеведческие КВНы для обучающихся, презентации проектов на микроучастке школы.
Учебно-тематический план
№ | Модуль | Количество часов |
1 | Экология – наука об окружающей среде. | 2 ч. |
2 | Экологический опыт прошлых лет. | 4 ч. |
3 | Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. | 7 ч. |
4 | О сёлах и сельских жителях: человек в городе | 10 ч. |
5 | Озеленение микрорайона и школы.. | 5 ч. |
6 | Пропаганда экологических знаний. | 6 ч. |
Итого: 34 ч. |
Содержание программы
- Экология – наука об окружающий среде. (2 ч.)
Общие представления о науки экология. Методы исследования. Экологическая безопасность. Модели поведения.
2. Экологический опыт прошлых лет. (4 ч.)
Экологические традиции народов России. Экологическая культура разных народов.
Экологическая культура коренных жителей Ульяновской области. Использование традиций прошлого в современном мире.
4. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. (7ч.)
Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать.
Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.
Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы.
Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые
строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.
Как сельский дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов —одно из условий сохранения окружающей среды.
Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в сельской местности, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).
Практические работы: «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта). Наблюдение за расходом воды в школе и дома
- Общий дом — общие проблемы:
почему возникают и как решаются экологические проблемы
Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).
Переработка и повторное использование бытовых отходов.
Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:
изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.
Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.
Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в городе (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).
Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.
6.Пропаганда экологических знаний.(6 ч.)
Правила поведения в лесу. Правила поведения на берегу реки. Экологическая сказка «Грустная история». Берегите природу родного края! Пожары и человек. Дом, в котором мы живем.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | |
план | факт | |||
Экология – наука об окружающий среде. (2 ч.) | ||||
1 | Вводное занятие. Я – и экология! | 1 | ||
2 | Экологическая безопасность. Модели поведения. | 1 | ||
Экологический опыт прошлых лет. (4 ч.) | ||||
3 | Экологическая культура разных народов. | 1 | ||
4 | Экологические традиции народов России. | 1 | ||
5 | Экологическая культура коренных жителей Ульяновской области. | 1 | ||
6 | Использование традиций прошлого в современном мире. | 1 | ||
Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. (7 ч.) | ||||
7 | Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. | 1 | ||
8 | Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. | 1 | ||
9 | Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. | 1 | ||
10 | Элементарные представления об экологии жилища. | 1 | ||
11 | Как сельский дом обеспечивается водой и электроэнергией? | 1 | ||
12 | Как научиться экономить энергию? | 1 | ||
13 | Наблюдение за расходом воды в школе и дома. | 1 | ||
О городах и горожанах: человек в городе. (9 ч.) | ||||
14 | Глобальные экологические проблемы: | 1 | ||
15 | Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). | 1 | ||
16 | Как разлагается мусор? | 1 | ||
17 | Переработка и повторное использование бытовых отходов. | 1 | ||
18 | Новинки из мусорной корзинки. | 1 | ||
19 | Охраняемые природные территории и объекты: | 1 | ||
20 | Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: | 1 | ||
21 | Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде. | 1 | ||
22 | Мусорный бум. | 1 | ||
23 | Правила утилизации бытовых отходов | 1 | ||
Озеленение микрорайона и школы (5 ч.) | ||||
24 | Роль комнатных растений в жизни человека. | 1 | ||
25 | Мои зелёные друзья. | 1 | ||
26 | Уход за комнатными растениями. | 1 | ||
27 | Озеленение классных комнат. | 1 | ||
28 | Цветочная мелодия. | 1 | ||
Пропаганда экологических знаний (6 ч.) | ||||
29 | Правила поведения в лесу, | 1 | ||
30 | Правила поведения на берегу реки. | 1 | ||
31 | Экологическая сказка «Грустная история». | 1 | ||
32 | Берегите природу родного края! | 1 | ||
33 | Пожары и человек. | 1 | ||
34 | Дом, в котором мы живем. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"
Рабочая программа к курсу «Родной край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Курс введен в часть ...
Программа внеурочной деятельности "Мой край родной..."
Данная программа направлена на изучение младшим школьником особенностей природы Краснодарского края. Они узнают об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, ко...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс
Программа содержит календарно-тематическое планирование на 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"
Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край" для 1 класса.Программа направлена на формирование обществоведческих представлений младших школьников....
Программа по внеурочной деятельности «Родной край»
Изучение курса «Родной край» в 1-2 классах направлено на достижение следующих целей: – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"
Программа внеурочной деятельности "Мой край родной"...