Разработка урока на тему "Кожа"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
- познакомить с понятием “кожа” и ее функциями
- прививать гигиенические навыки ухода за кожей и кожными образованиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кожа | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
"Кожа — надежная защита организма".
Учитель: Тютрина И.А. МОУ «СОШ № 40 г. Улан-Удэ
Цели:
- познакомить с понятием “кожа” и ее функциями
- прививать гигиенические навыки ухода за кожей и кожными образованиями
Оборудование
- презентация “Кожа”
- тест “Кожа – надежный защитник организма”
- слова: Дерматолог, эпидермис, дерма, гиподерма, меланин, поры
- бинт, вата, лейкопластырь, йод, термометр, эластичный, вода в ванночке, тряпочка, варежка, платок
- 5 листов белой бумаги, фломастеры, карточки «Органы чувств»
- Орг.момент
1 слайд
II. Введение в тему
а)Приём «Корзина» идей, понятий…
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать организм человека. На прошлом уроке мы узнали, как человек воспринимает окружающий мир и некоторые важные правила, без которых в жизни никак нельзя обойтись.
Работа в группе
Давайте поиграем. Нужно соединить стрелками правый и левый столбик.
2 слайд
Орган зрения |
| уши |
Орган слуха |
| нос |
Орган обоняния |
| язык |
Орган вкуса |
| кожа |
Орган осязания |
| глаза |
Проверим!
3 слайд
Учитель. Правильно, ребята. Обо всех этих органах мы говорим на уроках природоведения. Остался только орган. О чем мы будем говорить вы узнаете, ответив на загадку.
Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу.
Пот наружу выделяю,
Температурой тела руковожу (кожа)
Учитель. Правильно. Это кожа.
4 слайд
- Дома вы подготовились, прочитали дополнительную литературу и можете поделиться своими знаниями. Какие функции выполняет кожа?
Выступления групп
- Выделим основные!
5 слайд
Предлагаю следующий план изучения:
6 слайд
- Кожа - орган покровной системы
2. Строение кожи
3. Гигиена кожи
- Поговорим о каждой из них более подробно.
III. Работа над новым материалом
Понятие о коже как органе покровной системы
Учитель.
- Сегодня я вас приглашаю на прием к врачу, который занимается изучением кожи и ее болезнями.
7 слайд
- А как называется этот врач… (представление дерматолога и его ассистентов)
Дерматолог
- А помогать дерматологу будут его ассистенты (ученики). Давайте послушаем их, что они расскажут о наружном покрове тела.
А—1. Кожа – это самый обширный орган нашего тела. Она покрывает все тело человека и служит своеобразной защитой от различных воздействий.
Наша кожа, как экран, на котором отражается все, что, происходит в организме.
А---2. Все врачи – дерматологи справедливо утверждают, что “кожных” заболеваний нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже.
Учитель. Волдыри, сыпи, язвы – это как бы “кожная проба”, показатель общего состояния организма. Малейшие воздействия веществ, к которым особенно чувствителен организм, сразу же могут проявиться в виде покраснения пятен на коже. Нервные процессы влияют на кожу, так испуг может вызвать усиленное потоотделение, при чувстве стыда – краснеет кожа лица.
Учитель. Ребята, а вы можете ответить на вопрос: “Меняется ли у нас кожа?”
- Кожа состоит из слоев кожи.
8 слайд
Верхний слой сшелушивается, по мере того как нижние порождают новые клетки. Таким образом, наша кожа ежедневно производит миллиарды новых клеток и именно столько же мы теряем старых клеток. Этот процесс идет постоянно и благодаря ему наша кожа выглядит как новенькая. Но фактически в течение жизни нам служит не одна и та же кожа: она у нас постоянно обновляется.
Учитель. Почему кожа бывает разного цвета?
9 слайд
А---3. Кожа у людей бывает самого разного цвета - от бледно-розового до темно-коричневого
- Цвет человеческой кожи зависит от трех пигментов, или красящих веществ, имеющихся в организме.
Первый из них – меланин, представляющий собой коричневое вещество.
Второй – каротин, вещество желтого цвета.
Третий – гемоглобин, вещество красного цвета, имеющееся в крови.
Различия в цвете кожи у людей почти полностью зависят от количества меланина в коже. Учитель. Веснушки - это маленькие пятна меланина на коже.
Меланин защищает кожу от лишних солнечных лучей. Поэтому летом она темнеет: содержание меланина в ней увеличивается в несколько раз. Правда, увлекаться загаром нельзя - солнечный свет может быть опасен.
А—4. Кроме того существуют различные кожные образования – волосы, ногти.
10 слайд
Волосы постоянно растут. Мелкие волосики на теле живут 50 дней, а волосы на голове несколько лет. Ежедневно у здорового человека меняется 30 – 40 волос. Ногти растут на всех 20 пальцах наших конечностей. Ногти на руках растут в несколько раз быстрее, чем ногти на ногах. Но и те, и другие растут в тепле быстрее, чем на холоде.
За шесть месяцев ногти вырастают максимум на один сантиметр.
Учитель. А как можно ухаживать за ногтями?
Учитель. Трудно представить, что главная ее “забота” – это защита внутренних частей тела от различных повреждений, от холода и жары, от опасных микробов.
- Почему на поверхности кожи нет сосудов?
- Что защищает их от повреждений?
- Назовите участки тела, которые не покрыты кожей.
А---5. Таких участков нет, все тело покрыто кожей. Кожа – не просто оболочка нашего тела.
Она надежный защитник от многих самых разных опасностей. Она расстилается по всему телу тончайшей оболочкой площадью 20.000 кв. см.
IV. Строение кожи
Учитель. Давайте проведем небольшое исследование. Посмотрите на кожу своей руки . Потрогайте ее , потяните. Что вы можете сказать о коже? Какая она по цвету?
- Упругая.
- Тонкая
- Мягкая
- Прочная
- Бледно – розового цвета
Учитель. Рассмотрите кожу. Что вы видите на ней?
11 слайд
- На поверхности кожи видны волоски и маленькие отверстия
Учитель. Правильно. А для чего нужны эти отверстия.
- Наверно, через них кожа дышит.
Учитель. Эти отверстия называются поры, через них кожа дышит, а маленькие волоски – это часть кожи. Через поры выделяется пот, жир. Прислоните лупу ко лбу. Что заметили?
- Выделился жир (жирное пятно)
Учитель. А теперь послушайте рассказ о строении кожи.
12 слайд
(По ходу объяснения появляются таблички со словами)
А---2. Кожа состоит из трех слоев. Первый слой «эпидермис» – сверху, наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит.
Второй слой «дермис» – сама кожа. В ней находятся специальные сальные железы, которые выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой.
В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу и боли.
Третий слой «гиподерма» – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.
Учитель. – Перечислите из каких слоев состоит наша кожа.
Учитель. Скажите, хорошо ли, что кожа выделяет жир и пот? Они ведь загрязняют кожу. Оказывается, пот испаряется с поверхности кожи и тела человека, от этого человек охлаждается. Человек легче переносит жару и выполняет тяжелую работу. Кроме того, потом выделяются из организма некоторые вредные вещества.
Жир, покрывая кожу, делает ее более мягкой и упругой.
Подведём итог!
V. Физминутка. «Самый внимательный: ухо, нос, глаза, уши»
V. Гигиена кожи.
Учитель.
А) Как поступать, чтобы на коже не скапливалось много жира и пота?
Клип «Уход за кожей»
Составьте правила заботы о коже. А помогут вам эти иллюстрации!
13 слайд
Работа в группах- составьте правила заботы о коже!
Правила заботы о коже.
- Утром и вечером мойся теплой водой с мылом
- После мытья ног досуха вытирай стопы и промежутки между пальцами
- Не играй со спичками и с огнем, иначе можешь обжечься
- Не трогай незнакомых животных на улице
- Пользуйся только своим полотенцем, носками, обувью
Известные авторы С.Я. Маршак писал о девочке чумазой, а К. Чуковский в своем произведении “Мойдодыр” призывал нас же мыться, плескаться.
И прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Б) Познавательные задачи.
- Почему после бани легче дышится? (Кожа участвует в газообмене)
- Почему, если человек сильно пропотел, ему необходимо вытереться насухо и держаться подальше от сквозняка? (Чтобы не произошло переохлаждения)
VI. Первая помощь при повреждении кожи.
Учитель. Я буду вам читать начало предложений, а вы должны закончить Это повреждение кожи бывает трех степеней. (Ожог) Если у вас …, то вам нужно обработать кожу йодом, а затем перебинтовать. (Рана) Срочно приложи тряпочку, смоченную холодной водой, или холод, если у вас… (Ушиб).
А) Работа с учебником. Работа в группе
Учитель. Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется “Подготовь аптечку первой помощи”
Стр. 138 1гр. «Ранка»
2 гр. «Ушиб»
3 гр. «Ожог»
4гр. «Обмораживание щёк, ушей, носа»
5 гр. «Обмораживание ног, рук»
Если рана, ожог, ушиб у вас большие, нужно немедленно обратиться к врачу. Ребята, а еще мне как врачу приходиться лечить и другие
Учитель. Ребята, мы с вами очень много узнали о коже. А теперь давайте выполним тест “Кожа – надежный защитник нашего организма”, тем самым подводя итог нашему уроку.
VII. Итог урока
Подведём итог!
14 слайд
Наша кожа выполняет множество функций:
1) защищает чувствительные внутренние органы;
2) предохраняет нас от бактерий;
3) удерживает жидкости;
4) помогает поддерживать температуру тела;
5) кожа состоит из нескольких слоёв;
6) Ощущать тепло и холод, давление и боль;
15-16 слайд
Тест (отметь плюсом правильный ответ)
Работа в группах
- Как называется врач, который лечит кожные заболевания
А. Кожник
Б. Дерматолог
В. Окулист
- Кожа — это орган
А. Слуха
Б. Осязания
В. Обоняния
- Кожа дышит через
А. Поры
Б. Волоски
В. Жир
- Кожа состоит из трех слоев
А. Наружная оболочка, жир, кожа
Б. Наружная оболочка, кожа, подкожный жир
В. Жир, пот, поры
- Чтобы на коже не было микробов, надо
А. Мыть все тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю
Б. Смазывать кремом
Учитель. Сегодня, ребята, вы хорошо поработали и оценки получают …
VIII. Домашнее задание
Запомните, как надо ухаживать за кожей и выполняйте эти правила.
Расскажите о коже и правилах гигиены дома.
Учебник стр.136-139. Тетрадь стр. Дополнительный материал о коже (см. в приложении)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...