Мастер-класс"Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных видов деятельности"
методическая разработка по зож (4 класс) на тему

Смирнова Эльвира Худаёровна
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики рук напрямую зависит подготовленность рук к письму, работа  речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому при поступлении в школу, недостаточное развитие мелкой моторики, трудности в овладении письмом могут принести к возникновению негативного отношения ребенка к школе, снижению учебной мотивации.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx10.04 КБ

Предварительный просмотр:

"Развитие мелкой моторики посредством

 нетрадиционных видов деятельности"

Пояснительная записка

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с использованием нетрадиционной, художественной  техники  изобразительного искусства  позволяет формировать координацию движений пальцев рук, интеллектуальную способность,  развивать речевую деятельность,  а самое главное, подготовить ребенка к школе.

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики рук напрямую зависит подготовленность рук к письму, работа  речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому при поступлении в школу, недостаточное развитие мелкой моторики, трудности в овладении письмом могут принести к возникновению негативного отношения ребенка к школе, снижению учебной мотивации.

Очень важно в дошкольном возрасте как можно раннее создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.    

Проблема с почерком – довольно распространенная в начальной школе. Для того чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно рук.                    

Целью работы стало: развитие зрительно-моторной координации у детей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Задачи:

Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук, улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

Улучшить общую двигательную активность.

Развивать воображение, логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе, в группе и индивидуально.

Средства достижения цели.

Сайт педагога.  

Индивидуальная консультация педагога.    

Индивидуальная консультация родителей.

Диагностика будущих первоклассников.

Выступления на ШМО.

Занятия будущих первоклассников.

Памятки и стенды для информации родителей.

Выступления на родительских собраниях.

Открытые занятия.

Занятия посещают дети, у которых мелкая моторика развита плохо. Движения нечеткие, недостаточно координированные. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

В начале курса занятий с будущими первоклассниками проводится диагностика для определения уровня развития зрительно-моторной координации. На основании данной диагностики было составлено перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики.  В кабинете была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены, созданы  игры и пособия для развития мелкой моторики.

 Для укрепления и развития руки и координации движений предлагаю выполнять следующие упражнения.

  • Пальчиковая гимнастика.

Попробуйте поиграть с ребенком пальчиками. Показывайте ему

изображения разных животных: зайчика, собачку, птицу, кошку и т. д., а он повторяет за вами. Каждое упражнение может сопровождаться чтением небольшого стихотворения. Такие игры просты и интересны для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Пальчиковая игра «Белочка»
          Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем — левой.
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
- Скажите, какая белка?
- Какой у нее хвостик? 
- Белка, скажи, ты не теряла корзинку 
Белка. Нет, ребятки!!! Это не моя корзина.
- Что любит белка грызть. (Шишки)

2.Поделки из природного материала.

Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу обратите его внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите малышу заметить в старой коряге притаившегося лесовика, в еловой шишке - сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры.

Использование нестандартного оборудования сопровождаются стихотворным пакетом или выполняются под музыку. Природный материал всегда доступен, не требует финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.

Дидактическая игра «Шишки на тарелке»

Покатаем сосновые, еловые шишки по тарелке. Сначала покатаем одну шишку, затем две, три.
Попрыгали как белочки по тропинке.
Послушайте, кто-то плачет?
- Кто же это плачет!?
Под ёлкой находим ёжика. 
- Ребята, кто это?
- Почему он плачет? (Он потерял свои колючки)
Надо ежику помочь.

3. Игры с прищепками.

Они развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику.

Цель – научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной , можно прикреплять прищепки по цвету, по тематике ( лучики к солнцу, дождик к тучке, травку к земле, иголки к ёжику).

Дидактическая игра «Поможем ёжику» 

(Прикрепляют ежику на спинку прищепки.)

4. Салфеточная мозаика.

Аппликация из разноцветных салфеток развивает глазомер. С помощью этой техники можно создать красивые картины и панно.

Сначала дети выполняют пальчиковую гимнастику, затем сминают кусочки салфеток. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунков.

В процессе практической деятельности у ребенка развиваются пространственные представления, познавательные свойства различных материалов, появляются элементы творчества.

5. Крупотерапия.

Крупотерапия – нетрадиционная форма работы с разными видами крупы, которая направлена на нормализацию нарушенных процессов, жизнедеятельности организма.

Цель - взаимодействие детей с системным недоразвитием речи с окружающим миром, способствуя формированию речевых навыков, творческой активности, а также развитию зрительно - моторной координации. Применение крупотерапии в ходе занятий позволило решить сразу несколько коррекционно — развивающих задач:

- Развить тактильно — кинестетическую чувствительность и мелкую моторику;

- Снять мышечную напряженность;

- Совершенствовать зрительно - пространственную ориентировку и речевые возможности;

- Расширить словарный запас.

- Развивать связную речь и лексико - грамматические представления.

- Стабилизировать эмоциональное состояние.

Работая по технологии "Волшебная крупа" используя накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считаю, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому использую следующие приемы:

систематичность проведения игр и упражнений.

Для проведения упражнений использую следующее оборудование: подносы, пластиковые тарелочки. Также, будет необходим следующий материал: фасоль, горох, бобы, зерна овса, пшеницы, семечки подсолнечника, а также семена овощей и фруктов (тыквы, арбуза, дыни), крупа (манная, гречневая, рис, пшено).

Широко известны такие приемы, как рисование на подносе. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проводя пальчиком по крупе, получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, круги, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.

Не менее эффективен прием «сухого бассейна»: для этого нужна небольшая емкость, таз. Наполняется он горохом, фасолью или рисом. Для проведения упражнений использую пластиковые баночки и бутылочки, коробочки, палочки. В «сухой бассейн» бросаю мелкие игрушки, камушки дети с интересом "ищут клад". Задания достаточно просты, так как дети захватывают и держат предмет ладонью.

На первых этапах работы предлагаю детям сортировать крупу, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. 

При работе с крупой использую различные варианты. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению. Крупа и бобовые будут полезны в следующих упражнениях: 
- массаж ладоней с помощью горошины;

- раскладывание в мисочки;

- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;

- угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;

- выкладывание цифр, букв.

Велико разнообразие поделок, которые можно смастерить из подручных средств. Кроме доставленного удовольствия эта работа развивает у детей координацию движений, внимательность, изобретательность и расширяет словарный запас, их представления о формах и размерах предметов. Дети могут фантазировать и изобретать. 

Регулярно используя метод крупотерапии на занятиях, я отметила улучшение мелкой моторики у 83% детей за 2015-2016 года: улучшилась тактильно — кинестетическая чувствительность, понизилась мышечная напряженность, расширился словарный запас детей.

Существует огромное количество игр, упражнений, различных видов продуктивной деятельности. Все из условно можно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнения с предметами, игры на выкладывание, на нанизывание, рисование, лепка, аппликация, плетение, вязание  и т.д.

Главное – уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и сложные трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру можно усложнять, увеличивать количество предметов для её проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал.

Таким образом целенаправленная, системная, планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в процессе организации нетрадиционных видов рисования, лепки, аппликации способствуют формированию интеллектуальных способностей, положительно влияют на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное способствуют сохранению физического психического здоровья ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» Мастер-класс

Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Я их использую для развития математических представлений, обучению грамоте, ознаком...

Статья " Развитие мелкой моторики - показатель мыслительной деятельности"

Статья " Развитие мелкой моторики - показатель мыслительной деятельности"...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет через различные виды деятельности». 2016-2017 г.

Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует постоянной работы над собой. Ведь дети все разные, каждое поколение ставит новые воспитательные и образовательные задачи перед нами. Поэтому и моло...

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через разные виды деятельности»

Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции коррекционного образова...

«Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности в начальной школе»

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность, которая включает в себя все образовательн...

Мастер- класс по развитию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с помощью крупы.

      Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Особое...