«Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности в начальной школе»
статья по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Козловская Амалия Рштуниевна

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность, которая включает в себя все образовательные области. Полноценное развитие младших школьников становится все более актуальной проблемой современности, и все большее значение для успешного интеллектуального и психофизического развития ребенка приобретает сформированная мелкая моторика и координация движений пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности в начальной школе»

 

  «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки    способностей и дарования- на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли.»

В. А. Сухомлинский

 На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность, которая включает в себя все образовательные области. Полноценное развитие младших школьников становится все более актуальной проблемой современности, и все большее значение для успешного интеллектуального и психофизического развития ребенка приобретает сформированная мелкая моторика и координация движений пальцев рук.

Занятия изобразительной деятельностью

*Развивает мелкую моторику рук

*Активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка.

* Вселяет уверенность в своих силах

*Учат детей свободно выражать свои замыслы

*Побуждают детей к творческим поискам и решениям

*Развивают чувства композиции

*Учат детей работать с разнообразными материалами

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что формирование изобразительных навыков следует начинать в раннем возрасте. Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию школьников. Изобразительная деятельность детей тесно связана с познанием окружающей жизни. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Важно, как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует об умении ребенка к логическому рассуждению, сформированности памяти, внимания и связной речи, навыкам пространственной ориентации, зрительно-двигательной координации и произвольного управления действиями. Недостаточный уровень развития мелкой моторики воздействует на снижение работоспособности ребенка, провоцирует негативное отношение к предстоящей учебе и является причиной тревожности. По мере обогащения и совершенствования движений рук совершенствуются и функции нервной системы. Тренировка у детей движений пальцев и кистей рук выступает условием развития у дошкольника мелкой моторики.

Изобразительная деятельность ребенка в школе,  является одним из естественных специфических детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно- образовательного характера. Помимо совершенствования изобразительных навыков и умений развивается и тактильная чувствительность при непосредственном контакте пальцев рук с различными средствами изобразительной деятельности.

Детская продуктивная деятельность представлена в школе рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Все эти виды деятельности имеют колоссальный развивающий потенциал при тренировке мелких мышц руки ребенка. Мелкая моторика неразрывно связана с развитием продуктивных видов деятельности. Таким образом изобразительные виды деятельности предоставляют возможность детям передавать собственные переживания, воплощать то, что вызывает у них интерес, а это, в свою очередь, способствует развитию мелкой моторики.

Рисование: Мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка, оно раскрывает внутренний мир маленького человека. По рисункам детей можно проследить, как развивается ребенок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.  Поэтому при первом изображении предмета той или иной формы дети должны обследовать предмет движением руки по контору и показать это движение в воздухе. Такая деятельность основана на совершенствовании координационных движений рук, выработке зрительного контроля. Использование всевозможных инструментов для рисования - ручек, простых и цветных карандашей, мела, требует различной степени нажима, что также укрепляет ручную умелость ребенка.

Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственного мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики. Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».

При работе ребенка с различными изобразительными средствами (кистью, карандашом) происходит укрепление мелкой мускулатуры пальцев рук, совершенствуется координация движений. Ручная умелость у дошкольников развивается при использовании разных техник рисования и соответствующих способах держания карандаша либо кисти, рациональных приемах их использования.

Лепка, является средством развития мелкой моторики рук и одним из видов изобразительной деятельности, не менее эффективна. Лепка является своеобразной азбукой представления о предмете. Лепка в гораздо большей степени, нежели рисование и аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, что, в свою очередь, способствует более точной передаче формы. Благодаря этому дошкольники начинают усваивать способы изображения гораздо быстрее, что развивает самостоятельность и творческую инициативу. Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей - согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. А работа с пластилином – это еще и творческое искание, и возможность добиваться все более совершенных результатов, и удовлетворение любознательности детей. Польза пластилина, для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы дети особенно младшего возраста мяли пластилин, отрывали от него кусочки, катали их между ладошками.

Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, координации движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

Аппликация является одним из видов изобразительной техники, основанном на вырезании, наложении и закреплении различных форм на определенном фоновом материале. Особенно важны занятия аппликацией при развитии ручной моторики: ребенок вырезает, наклеивает, рвет бумагу создает симметрию изображения, что отрабатывает ручные навыки. Таким образом создаются благоприятные условия для развития мелкой моторики пальцев рук. Занятия аппликацией не только развивают мелкую моторику, но еще и способствуют развитию творчества, фантазии, активирует наблюдательность, внимание, воображение, чувство формы и глазомер.  Аппликация – это отличный способ развивать и тренировать пальчики. Занятия дают понятие о структуре материала, цвете, развивают пространственное мышление, координацию, точность движений, фантазию. При проведении занятий с детьми младшего школьного возраста по изобразительной деятельности, аппликации, конструированию, обратила внимание, что у многих детей часто возникают затруднения в использовании ножниц, сворачивании или складывании бумаги, умении правильно держать мелкие детали, карандаш или кисть. Это свидетельствовало о слабо развитой мелкой моторике детей.

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей посредством изобразительной деятельности способствует не только речевому развитию, но и помогает развитию навыков письма, рисования, ручного труда, лепки, аппликации, что поможет в будущем понимать многие явления окружающего мира ребенка. Не зря существует выражение, что наш ум- находится на кончиках наших пальцев: рисуем, лепим, фантазируем, развиваемся!

 

1

 

Даю согласие на обработку данных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами проектной деятельности учащихся начальной школы

Формирование здоровья ребёнка в школьном возрасте в значительной мере зависит от того, какая работа ведётся в школе. В работе можно увидеть новые приёмы и методы....

Система работы по развитию мелкой моторики рук детей группы подготовки к школе

В данном материале описываются формы и методы организации и проведения работы по развитию мелкой моторики рук детей в группе подготовки к школе.  Предлагается материал, используемый в работе....

Бисероплетение - как средство развития мелкой моторики рук детей группы подготовки к школе

В статье описывается  положительное влияние бисероплетения на активизацию  мелкой моторики рук, на развитие мелких мышц кисти, воображение, фантазию, памяти, развитие пространственного мышле...

Статья " Развитие мелкой моторики - показатель мыслительной деятельности"

Статья " Развитие мелкой моторики - показатель мыслительной деятельности"...

Мастер класс на тему "Лэпбук как средство проектной деятельности в начальной школе"

Мастер класс на тему "Лэпбук как средство проектной деятельности в начальной школе"...

Развитие мелкой моторики на уроках труда в корреционной школе

Развитие мелкой моторики в коррекционной школе....