Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через разные виды деятельности»
консультация
Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции коррекционного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое и умственное развитие ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_motorika.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза М.П. Константинова
Мастер-класс
«Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через разные виды деятельности»
Подготовила:
учитель-дефектолог
Постольник Т.В.
2019 г.
Цель:
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ.
2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.
3. Изготовить с педагогами игровое пособие «Такса» по развитию мелкой моторики рук.
Участники: Педагоги
Ход мастер-класса.
Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции коррекционного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое и умственное развитие ребёнка.
В свое время, великий педагог - Василий Александрович Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я убедилась, что у ребят в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу. У учащихся с интеллектуальной недостаточностью наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами. У многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью. Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое до конца. В процессе работы выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Часто у детей с ОВЗ встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны. У таких ребят существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики.
Сегодня, я попытаюсь дать обзор тех методов и приемов развития мелкой моторики, которые я использую в коррекционно-развивающей работе с детьми. Это:
Игры с пластилином;
Игры с конструктором, мозаикой;
Тренажеры для развития мелкой моторики;
Игры с пуговицами:
- Заполнить просторную коробку пуговицами.
- Перетереть пуговицы между ладонями.
- Пересыпать их из ладошки в ладошки.
- Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
Игры с крупами:
- Пересыпать крупу
- «Отгадай, какая крупа в мешочке»
- Найти игрушку
- «Сухой бассейн» из гороха и фасоли
- Шнуровки;
Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры:
- Самомассаж тыльной стороной кистей рук
- Самомассаж ладони
- Самомассаж пальцев рук
- Упражнения с массажерами
Рисование:
- Карандашом, кистью
- Рисование пальцем, ладонью, палочкой.
Игры с бумагой:
- Складывание различных фигур;
- Вырезание ножницами, склеивание различный объемных игрушек.
- Упражнения с мячами:
- Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
- Катать мяч по часовой стрелке и др.
Игры со счетными палочками.
Перечисленные виды детской деятельности используются в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах.
- Учебная деятельность
- Индивидуальная коррекционная работа
- Самостоятельная деятельность
- Прогулка
- Самообслуживание
На базе МБОУ СОШ №2 г. Усмани работает волонтерский отряд «Возрождение». Волонтеры помогают проводить групповые занятия с детьми ОВЗ и сопровождают их на общешкольных мероприятиях. Учащиеся 10 класса Мерещенко Александра, в 2018-2019 уч. г. защищала проект по обществознанию «Особенности работы с детьми ОВЗ. Мелкая моторика» в рамках которого было создано «Методическое пособие по развитию и коррекции мелкой моторики рук для детей с ОВЗ и учащихся начальной школы».
И конечно помощь родителей. (Показ коврика)
Практическая часть
Игровое пособие «Такса». Сегодня мы с вами изготовим игровое пособие для развития мелкой моторики рук «Такса», для этого нам потребуется Картон, клей или двусторонний скотч, лента.
(изготовление пособия)
Использование выше приведенных упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику. И я буду рада, если данное пособие вы будете использовать в своей работе.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей и учеников на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей»
Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.Считается...
Мастер-класс "Взаимосвязь развития мелкой моторики и речи"
Мастер-класс....
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» Мастер-класс
Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Я их использую для развития математических представлений, обучению грамоте, ознаком...
Мастер класс Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»
Развитие связаной речи детей с ОНР с помощью нетрадиционной технологии квиллинг...
презентация к мастер-классу Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»
познакомить с техникой квиллинг, научить изготавливать базовые формы, составлять из них различные композиции;-проследить положительное влияние использования техник...
Мастер- класс для учителей начальных классов "Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ"
Развитию кисти и пальчиков принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи. Особенно важно развивать двигательную активность пальцев рук у детей с ограниченными возможно...
Мастер- класс по развитию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с помощью крупы.
Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Особое...