Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Здоровячок. Разговор о правильном питании» 3 класс
рабочая программа по зож (3 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Здоровячок. Разговор о правильном питании» 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyachok.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 1
Кулундинского района Алтайского края
Согласовано. Заместитель директора по УВР МБОУ КСОШ №1 ________ Слепухина М.А. «____»________2017 г. | Утверждено. Директор МБОУ КСОШ №1 ________ Хлебова В.Н. Приказ № _________ от « ______»_______2017 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Здоровячок. Разговор о правильном питании»
3 класс
Составитель Левицкая С.С.,
учитель начальных классов
Кулунда 2017 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровячок. Разговор о правильном питании» для 1 – 4 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями)
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);
- Образовательной программы разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
- Плана по внеурочной деятельности МБОУ Кулундинская СОШ № 1;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МБОУ Кулундинская СОШ № 1 по реализации ФГОС.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
• формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
• формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
• освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
• формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
• информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
• развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
• развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
• просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Программа построена на основе следующих принципов:
доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);
деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).
Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Цель курса «Разговор о правильном питании» - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.
Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Курс «Разговор о правильном питании» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Факультативный курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).
Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.
В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.
Формы работы:
- Групповая работа. Работа в парах.(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
- Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
- Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Методы:
- Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
- Проблемный
- Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).
- Объяснительно-иллюстративный.
При организации занятий у каждого ребёнка есть своя рабочая тетрадь/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011., в которой он выполняет задания.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Здоровячок. Разговор о правильном питании» предназначена для учащихся 1- 4 классов и составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 3 класс - 34 часа в год.
Тематика курса охватывает различные аспекты рационального питания:
- разнообразие питания:
1. «Самые полезные продукты»,
2. «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»,
3. «Где найти витамины весной»,
4. «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты»,
5. «Каждому овощу свое время»;
- гигиена питания:
«Как правильно есть»;
- режим питания:
«Удивительные превращения пирожка»;
- рацион питания:
1. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»,-
2. «Плох обед, если хлеба нет»,
3. «Полдник. Время есть булочки»,
4. «Пора ужинать»,
5. «Если хочется пить»;
- культура питания:
1. «На вкус и цвет товарищей нет»
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения курса «Здоровячок. Разговор о правильном питании» младшие школьники получат представления:
о правилах и основах рационального питания,
о необходимости соблюдения гигиены питания;
о полезных продуктах питания;
о структуре ежедневного рациона питания;
об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
умения:
Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
Формы контроля
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.
. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе:
- оформление выставок работ учащихся в классе, школе;
- оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание»
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Развитие познавательных интересов.
Развитие желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания.
Развитие самосознания младшего школьника как личности.
Уважение к себе.
Способность индивидуально воспринимать окружающий мир.
Иметь и выражать свою точку зрения.
Целеустремлённость.
Настойчивость в достижении цели.
Готовность к преодолению трудностей.
Способность критично оценивать свои действия и поступки.
Коммуникабельность
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
При проведении интегрированных занятий, целесообразном планировании тем трудовой и изобразительной деятельности кружка, использовании доступного, известного с детства материала можно добиться определённых результатов. Личностными результатами изучения курса является формирование умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы;
- В предложенный педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий
- Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией
- Учиться работать по предложенному учителем плану
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
- Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи
- Слушать и понимать речь других
- Читать и пересказывать текст
- Совместно договариваться о правилах общения и следовать им
- Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:
- Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам
- Выделять существенные признаки предметов
- Сравнивать между собой предметы, явления
- Обобщать, делать несложные выводы
- Определять последовательность действий
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-й год обучения
Содержание | Теория | Практика |
1. Вводное занятие. | Обобщение имеющихся знаний об основах рационального питания | Знакомство с рабочей тетрадью « Две недели в лагере здоровья» |
2. Состав продуктов. | Беседа «Из чего состоит пища».Основные группы питательных веществ | Оформление дневника здоровья. Составление меню. Оформление стенгазеты «Из чего состоит наша пища». |
3. Питание в разное время года | Беседа «Что нужно есть в разное время года» Блюда национальной кухни | Ролевые игры. Составление меню. Конкурс кулинаров. |
4. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. | Беседа «Что надо есть, если хочешь стать сильнее».Рацион собственного питания. | Дневник «Мой день». Конкурс «Мама папа я - спортивная семья». |
5. Приготовление пищи | Беседа « Где и как готовят пищу» Устройство кухни. Правила гигиены. | Экскурсия на кухню в школьной столовой . Ролевые игры. Конкурс «Сказка, сказка, сказка». |
6. В ожидании гостей. | Беседа «Как правильно накрыть стол» Столовые приборы | Ролевые игры. Конкурс «Салфеточка». |
7. Молоко и молочные продукты | Беседа «Роль молока в питании детей». Ассортимент молочных продуктов. | Игра -исследование «Это удивительное молоко». Игра «Молочное меню». Викторина. |
8. Блюда из зерна | Полезность продуктов , получаемых из зерна. Традиционные народные блюда из продуктов, получаемых из зерна. | Ролевые игры. Конкурс «Хлебопеки». Праздник «Хлеб всему голова». |
9. Проект «Хлеб всему голова» | ||
10. Творческий отчет. |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
п/п | Содержание занятий | Всего часов | Дата | |
план | факт | |||
1. | Введение | 2 | 6.09 | 6.09 |
2. | Практическая работа. | 2 | 13.09 | 13.09 |
3. | Из чего состоит наша пища | 2 | 20.09 | 20.09 |
4. | Практическая работа «Меню сказочных героев» | 2 | 27.09 | 27.09 |
5. | Что нужно есть в разное время года | 2 | 4.10 | 4.10 |
6. | Оформление дневника здоровья | 2 | 11.10 | 11.10 |
7. | Выпуск стенгазеты о составе нашей пищи | 2 | 18.10 | 18.10 |
8. | Игра «В гостях у тетушки Припасихи» | 2 | 25.10 | 25.10 |
9 | Конкурс кулинаров | 2 | 8.11 | 8.11 |
10 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | 2 | 15.11 | 15.11 |
11 | Составление меню для спортсменов | 2 | 22.11 | 22.11 |
12 | Оформление дневника «Мой день» | 2 | 29.11 | 29.11 |
13 | Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья» | 2 | 6.12 | 6.12 |
14 | Где и как готовят пищу | 2 | 13.12 | 13.12 |
15 | Экскурсия в столовую. | 2 | 20.12 | 2012 |
16 | Конкурс «Сказка, сказка, сказка». | 2 | 27.12 | 27.12 |
17 | Как правильно накрыть стол. | 2 | 11.01 | 11.01 |
18 | Игра накрываем стол | 2 | 17.01 | 17.01 |
19 | Молоко и молочные продукты | 2 | 24.01 | 24.01 |
20 | Интернет - экскурсия на молокозавод | 2 | 31.01 | 31.01 |
21 | Игра-исследование «Это удивительное молоко» | 2 | 7.02 | 7.02 |
22 | Молочное меню | 2 | 14.02 | 14.02 |
23 | Блюда из зерна | 2 | 21.02 | 21.01 |
24 | Путь от зерна к батону | 2 | 28.02 | 28.02 |
25 | Конкурс «Венок из пословиц» | 2 | 07.03 | 07.03 |
26 | Игра – конкурс «Хлебопеки» | 2 | 14.03 | 14.03 |
27-28 | Выпуск стенгазеты | 4 | 21.03,04.04 | 21.03,4.04 |
29-30 | Праздник «Хлеб всему голова» | 4 | 11,18.04, | 11,18.04 |
31-32 | Экскурсия на хлебкомбинат | 4 | 25.04 | 25.04 |
33-34 | Оформление проекта « Хлеб- всему голова» | 4 | 02.,16.05 | 02,16.05 |
35 | Подведение итогов | 2 | 23.05 | 23.05 |
Предполагаемые результаты 3-го года обучения должны знать:
- при недостатке того или иного питательного вещества организм не может справляться с работой;
- основные отличия рациона питания в летний и зимний периоды;
- здоровье и внешность человека во многом зависит от него самого;
- условия хранения продуктов;
- правила сервировки стола;
- важность употребления молочных продуктов.
После третьего года обучения ученики должны уметь:
- составлять меню;
- соблюдать правила техники безопасности при использовании кухонных принадлежностей и бытовых приборов;
- различать столовые приборы и столовую посуду, которая используется к завтраку, обеду.
Учебная деятельность.
Учебная деятельность школьников строится по следующим модулям:
- гигиена питания,
- режим питания,
-рацион питания,
- культура питания,
- разнообразие питания,
- этикет,
- традиции и культура питания.
Для занятий используются рабочие тетради «Разговор о правильном питании». Дети проводят исследовательскую работу по различным темам, ходят на экскурсии на различные предприятия, оформляют плакаты по правилам правильного питания , выполняют практические работы. Всё это позволяет реально сформировать у школьников полезные навыки и привычки в области рационального здорового питания.
Воспитывающая деятельность.
Работа в кружке даёт большие возможности для воспитания здорового поколения и для формирования коллективизма. Реализация программы ориентирована на творческую работу ребёнка – индивидуальную или групповую.
Индивидуально дети выполняют задания в рабочих тетрадях. Коллективно или в группах работают над творческими проектами, оформляют плакаты по правилам правильного питания, выставки, участвуют в конкурсах, праздниках.
В результате формируются такие качества как ответственность, взаимопомощь, взаимовыручка, любознательность, коллективизм.
Развивающая деятельность.
Работа по программе «Здоровячок. Разговор о правильном питании» способствует развитию творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательных способностей, развитию коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем.
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудование и обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по программе «Здоровячок. Разговор о правильном питании» необходимы следующие принадлежности:
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор; - набор ЦОР по проектной технологии.
IV СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с
Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. -Л., 1974,200с
Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с
Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с
Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000, 350с
Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.
Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с
Список литературы для детей.
1.Верзилин.Н. По следам Робинзона Л. 1974,254с
2. Верзилин. Н . Путешествие с комнатными растениями Л., 1974,254с
3.Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990, 185.
4.Огуреева Г.Н. Краткий атлас – справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер».
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер». Цель программы: воспитание грамотной культурной личности. Содержание ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «НАШ МИР» в 5 классе
Данная программа составлена для реализации внеурочной деятельности по общекультурному направлению...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Страна этикета" для обучающихся 2 класса.
Данная рабочая программа "Страна этикета" по внеурочной деятельности составлена по всем требования ФГОС. Она направлена на общекультурное воспитание обучающихся 2 класса. Рабочая программа имеет не то...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Разговор о правильном питании" 1-4классы
Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества. Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический и т.д. Одно из ведущих мест...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Здоровячок. Разговор о правильном питании» 1 - 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Здоровячок. Разговор о правильном питании» 1 - 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Творческая мастерская» для 1-4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Творческая мастерская» для 1-4 классов...