Рабочая программа_Школа здоровья
рабочая программа по зож (1 класс) на тему
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является всё углубляющееся противоречие между потребностью общества в здоровых кадрах и ростом заболеваемости среди населения: около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений оздоровительной культуры. Удовлетворению общественной потребности в действенном здоровьесберегающем обучении младших школьников призвана служить работа учителя по программе «Школа здоровья», разработанной на основе Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Цель данного курса – через комплексное применение здоровьесберегающих педагогических технологий обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_zdorovya.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрова Валентина Ивановна_учитель начальных классов МБОУ СОШ №27 г. Белгорода
Программа «Школа здоровья» для учащихся 1-х классов
Объяснительная записка
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является всё углубляющееся противоречие между потребностью общества в здоровых кадрах и ростом заболеваемости среди населения: около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений оздоровительной культуры. Удовлетворению общественной потребности в действенном здоровьесберегающем обучении младших школьников призвана служить работа учителя по программе «Школа здоровья», разработанной на основе Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Цель данного курса – через комплексное применение здоровьесберегающих педагогических технологий обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Программа призвана решить следующие задачи:
- укрепление здоровья детей;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
- создание условий реализации потребности в двигательной активности через систему спортивно-оздоровительных мероприятий.
Программу следует рассматривать в трёх плоскостях:
- Участниками «Школы здоровья …» являются учащиеся младших классов, их родители, медицинские работники, психологи, учителя.
- Работа охватывает и учебный процесс, и свободное время учеников. Используются медицинские, психологические и образовательные методики.
- Важным результатом работы должно явиться достижение единства взглядов педагогов, медицинских служб, учащихся и родителей на проблему здоровья.
Работа учителя организовывается в следующих направлениях:
- Работа с учащимися во время учебной и внеурочной деятельности
- Работа с родителями
- Работа с педагогическим составом
Здоровьесберегающие мероприятия в системе педагогических технологий
- Учебная деятельность
Перед началом учебных занятий,
на переменах и после занятий
- контроль над чистотой и опрятностью учащихся;
- проветривание класса;
- мытьё рук перед завтраком;
- завтрак;
- игры на переменах;
- спортивный час на улице;
- вытирание пыли влажной тряпкой на школьной мебели и подоконниках;
- поливка цветов в классном кабинете;
- влажная уборка учебного помещения после уроков первой смены;
Во время уроков
математики:
- проведение комплекса упражнений для уроков математики (на 10 минуте урока)
- проведение упражнений по профилактике близорукости (на 20 минуте урока):
- счёт по таблице с числами от 1 до 9
- счёт по таблице с числами от 1 до 10 красного и чёрного цвета
- счёт по таблице с числами от 1 до 20
- физкультминутка под музыку (на 20 минуте урока) из 5—6 упражнений (2—3 из них целенаправленно формируют осанку);
- контроль правильной осанки учащихся (в течение всего урока);
обучения грамоте (русский язык):
- проведение комплекса упражнений для уроков русского языка (на 10 минуте урока);
- гимнастика для пальцев (на 20 минуте урока);
- проведение упражнений по профилактике близорукости (на 20 минуте урока):
- чтение алфавита по таблице с буквами
- игра «Дрессированный кузнечик»
проведение упражнений для глаз по таблице с кругами;
- контроль правильной осанки учащихся (в течение всего урока);
- Беседы по охране жизни и здоровья на уроках обучения грамоте:
- Осторожность при обращении с колющими предметами (Знакомство с буквой «Ё»);
- Опасность, исходящая от диких животных (Знакомство с буквой «Е» - лес);
- Как пользоваться швейными принадлежностями (Знакомство с буквой «И»);
- Как вести себя у водоёма (Знакомство с буквой «Р»);
- Осторожность при общении с собаками (Чтение сказки В.Сутеева «Кто сказал Мяу?»);
- Как не утонуть в реке (Чтение сказки В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок»);
- Ориентирование в лесу (В. Берестов «Как найти дорожку»);
- Оказание первой помощи при ранах (Знакомство с буквой «Б» - бинт);
- Опасность ожога (Знакомство с буквой «П» - печка);
- Отчего возникает пожар (Знакомство с буквой «Ч» - спички);
- Правила пользования инструментами (Знакомство с буквой «Щ» - клещи);
- Можно ли открывать двери незнакомцам (Знакомство с буквой «Х» - «Малыш у себя дома»);
- Собака – друг или враг? (Чтение рассказа Е.Чарушина «Томка»);
обучения грамоте (чтение):
- проведение комплекса упражнений для уроков чтения (на 10 минуте урока)
- проведение дыхательных упражнений и
работа со скороговорками (на 20 минуте урока)
- контроль над правильной осанкой учащихся (в течение всего урока)
- Беседы по охране жизни и здоровья на уроках чтения:
- Профилактика простудных заболеваний (В.Сутеев «Под грибом»);
- Как не замёрзнуть зимой (С.Маршак «12 месяцев»);
- Правила поведения во время купания в водоёмах (Е.Чарушин «Как Томка научился плавать»);
- Нужно ли обращаться к докторам (Е.Чарушин «Как Никита играл в доктора»);
- Надо ли мыть овощи и фрукты (В.Сутеев «Яблоко»);
- Правила питания (Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета»);
- Как вести себя с незнакомыми предметами (Н.Носов «Живая шляпа»);
- Почему опасно бросать предметы из окна (В.Драгунский «Тайное становится явным»);
- Как вести себя у весенних водоёмов (С.Маршак «Апрель»);
- Правила пользования режущими предметами (Е.Пермяк «Торопливый ножик»);
- Осторожность в использовании садового инвентаря (А.Барто «Я лишний»);
- Переправа через реку (Народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»);
- Опасность пожара (К.Чуковский «Путаница»);
литературного чтения:
- Беседы по охране жизни и здоровья на уроках литературного чтения:
- Осторожность в лесу (И.Соколов – Микитов «Русский лес»);
- Чем опасны дикие животные? (В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок»);
- Почему нельзя доверять незнакомым людям? (Ш.Перро «Красная шапочка»);
- Как вести себя во время землетрясения или теракта (Урок творчества «Сказочные теремки»);
- Чем плоха излишняя доверчивость (Народная сказка «Кот, петух и лиса»);
- Если вас похитили (К.Чуковский «Муха – Цокотуха»);
- Как одеваться зимой (С.Есенин «Поёт зима – аукает»);
- Первая помощь при обморожениях (Русская сказка «Лисичка – сестричка и Волк»);
- Правила поведения на болоте (В.Сутеев «Палочка – выручалочка»);
- Как вести себя в лодке (Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»);
- Правила поведения во время грозы (А.Барто «Весенняя гроза»);
- Как пользоваться ножницами (Е.Ильина «Чик – чик ножницами»);
окружающего мира:
- физкультминутка в стихах (на 10 минуте урока);
- гимнастика на расслабление (на 20 мин урока);
- контроль над правильной осанкой учащихся (в течение всего урока)
- Беседы по охране жизни и здоровья на уроках окружающего мира:
- Правила дорожного движения («Дорога от дома до школы»);
- Правила дорожного движения («Улицы города»);
- Осторожность в общении с незнакомцами («Мой воскресный день»);
- Чего опасаться в парке («Прогулка в парк»);
- Для чего нужно мыть овощи и фрукты («Что осень нам подарила»);
- Правила личной гигиены (Поиграем: «Кто самый аккуратный»);
- Что мы знаем о режиме дня («Что такое здоровье»);
- Берегите слух и зрение («Наши помощники – органы чувств);
- Правила поведения в спортивном зале («Урок в спортивном зале»);
- Как защитить себя от укусов насекомых («Прогулка в парк»);
- Правила поведения у воды и в воде (Прогулка на водоём);
- Чем опасны дикие звери («Поиграем: лесные новости»);
- Как не простудиться («Погода в ноябре»);
- Осторожно, гололёд («Декабрь: свойства и состояния воды»);
- Какие опасности подстерегают нас весной (авитаминоз, аллергия) («Звуки весны: апрель);
- Секреты богатырского здоровья («День космонавтики»);
- Правильно ли мы питаемся («Здоровая пища»);
изо и художественного труда:
- физминутка под музыку (на 10 минуте урока);
- упражнения на расслабление (на 20 минуте урока);
беседы «Как правильно пользоваться рабочими инструментами: ножницами, иглами, карандашами...»
физической культуры:
- подготовка спортивного зала и инвентаря к занятиям;
- осуществление контроля за
- дисциплиной учащихся;
- наличием спортивной одежды и обуви;
- проведение специальных профилактических упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия;
- проведение бесед по ОБЖ;
проведение подвижных игр, эстафет, соревнований «Весёлые старты» и т. д.
- Внеурочная деятельность
- утренняя гимнастика;
- приём солнечных, воздушных ванн во время прогулки;
- игры в режиме продленного дня;
- занятия в кружках физической культуры и спортивных секциях,
- участие в спортивных соревнованиях «Весёлые старты»;
- проведение Дней здоровья (последняя суббота каждого месяца);
- выполнение точечного массажа по А.А.Уманской для профилактики ОРЗ
- приём водных процедур перед сном
- Сохранение и укрепление здоровья учащихся:
- Конкурс рисунков «Здоровые зубы – здоровью любы» (сентябрь);
- Устный журнал «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (сентябрь);
- Выпуск бюллетеня «Советы доктора Айболита» для классного санитарного уголка (октябрь);
- Обсуждение ситуации «А если руки не мыть» (октябрь);
- Игра – соревнование «Ученическая скорая помощь» (ноябрь);
- Практическое занятие по уходу за одеждой и обувью (ноябрь);
- Праздник чистоты «Мойдодыр приехал» (декабрь);
- Беседа «Осанка – стройная спина» (декабрь);
- Чтение сказки К.Чуковского «Доктор Айболит» (январь);
- Смотр – конкурс на лучшее санитарное состояние рабочего места (январь);
- Классный час «Вред табачного дыма» (февраль);
- Выпуск бюллетеня «Не бойтесь уколов, ребята» (февраль);
- Конкурс пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье» (март);
- Занятие – презентация «Огонь – друг и враг» (март);
- Беседа «Правила обращения с газовыми и электрическими приборами» (апрель);
- Представление кукольного театра «Если хочешь быть здоров – закаляйся» (апрель);
- Конкурс рисунков – кожа надёжная защита организма» (май);
- Обсуждение ситуации «Зачем человеку уши» (май);
- Работа над правилами дорожного движения:
- что такое правила дорожного движения (сентябрь);
- наша улица (сентябрь);
- игра «Светофор» (октябрь);
- городские улицы (октябрь);
- чтение детских книжек С.Маршака по ПДД (ноябрь);
- перекрёстки (ноябрь);
- загородные дороги (декабрь);
- мы идём в школу (декабрь);
- пешеходные перекрёстки (январь);
- настольные игры по ПДД (январь);
- мы пассажиры (февраль);
- презентация «Как должен вести себя пешеход» (февраль);
- дорожные знаки (март);
- викторина «Хорошо ли мы знаем дорожные знаки» (март);
- где можно и где нельзя играть (апрель);
- движение по улицам группами (апрель);
- конкурс рисунков по ПДД (май);
- конкурс детских творческих работ (сказки, стихи о ПДД) (май);
- Профилактика злоупотребления психотропных веществ:
- Я неповторимый человек (сентябрь);
- О чем говорят чувства (октябрь);
- Множество решений (ноябрь);
- Нужные и ненужные тебе лекарства (декабрь);
- Учусь делать здоровый выбор (январь);
- Курение.
- Учусь находить новых друзей и интересные занятия.
- Правда об алкоголе.
- Что такое психоактивное вещество?
- Работа с родителями
- Работа с родителями во внеурочное время:
- привлечение родителей к участию в Днях здоровья;
- привлечение родителей к проведению спортивных соревнований «Весёлые старты»;
- Тематика бесед, проводимых на родительских собраниях:
- Тестирование родителей «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым» (I четверть)
- «Каков он — здоровый ребенок? (II четверть)
- «Основные принципы режима для младшего школьника» (III четверть);
- «Гигиена питания» (IV четверть);
- Работа с педагогами
- Выступления на МО учителей начальных классов по вопросам здорового образа жизни ("Помоги себе сам"):
- Профилактика пищевых отравлений.
- От чего зависит работоспособность
- Здоровые и вредные привычки.
- Консультации для воспитателей групп продлённого дня (по общению с детьми, культурным навыкам, санитарно-гигиеническим нормам)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон.
Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон....
Рабочая программа "Школа 2100".1класс.
Календарные и тематические планы....
Рабочая программа "Школа России" 2 класс
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по программе "Школа России", 2 класс...
Рабочая программа "Школа России" 3 класс
Рабочая программа "Школа России" с календарно-тематическим планированием по всем предметам, 3 класс...
Рабочие программы_Школа 2100_1 класс
Опубликованы рабочие программы по математике, письму и обучению грамоте...
Рабочая программа "Школа мяча"
Программа по баскетболу для 1 класса...
Рабочая программа "Школа здоровья"
Назначение рабочей программы– формирование у детей младшего школьного возраста представлений о факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; рациональной...