факультатив по ОБЖ
рабочая программа по зож на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1—4 классов образовательных учреждений разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения»,
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др.
Основной целью курса является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Главными задачами обучения по данной программе являются:
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение;
- развитие бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Реализация программы позволит:
- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
- сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год
Планируемые результаты изучения
В результате освоения данного материала выпускники начальной школы будут знать:
Правила перехода дороги, перекрёстка;
-правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиационным транспортом, обязанности пассажира;
-особенности жизнеобеспечения дома (квартиры) и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации;
-характеристики водоёмов в местах своего проживания, их состояние в различное время года;
-способы и средства спасения утопающих, основные спасательные средства;
-правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёма;
-меры пожарной безопасности при разведении костра;
-правила личной безопасности в различных криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте;
-наиболее характерные для региона проживания чрезвычайные ситуации, причины их возникновения и последствия;
-систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в местах проживания;
-опасные погодные явления. Наиболее характерные для региона проживания;
-места с неблагоприятной экологической обстановкой в районе проживания и правила безопасного поведения в них;
-основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу жизни;
Помнить:
-основные правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, бытового газа, а также препаратов бытовой химии;
- рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоёмов;
- порядок и правила вызова милиции, «скорой помощи», пожарной охраны;
Обладать навыками:
- организации безопасной переправы через небольшую водную преграду (ручей, овраг, канава);
- завязывания одного – двух видов узлов;
- разведения и гашения костра;
- ориентирования по местности;
- действий в неблагоприятных погодных условиях, в том числе в лесу, в поле, у водоёма;
- действий в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания;
- оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении пищевыми продуктами.
У учащихся будут сформированы индивидуальные навыки здорового образа жизни, а также убеждения о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье.
№ | Наименование разделов и тем |
1 | Защита человека в чрезвычайных ситуациях |
2 | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи |
3 | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни |
3.1 | Безопасное поведение на природе |
3.2 | Безопасное поведение на воде |
3.3 | Безопасное поведение на улицах и дорогах |
3.4 | Безопасное поведение дома |
3.5 | Пожарная безопасность и поведение при пожарах |
Содержание материала
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
1.1. Чрезвычайные ситуации
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни
От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.
Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.
Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.
Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
3.1. Безопасное поведение на воде
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.
Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
3.3. Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.
Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.
Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.
Тематическое планирование 34 часа
№п\п | Наименование разделов и тем | Характеристика основной деятельности учащихся | Дата проведения | Примечания | |
По плану | Фактически | ||||
Защита человека в чрезвычайных ситуациях | |||||
1 | Чрезвычайные ситуации. Что это такое? | Учиться предвидеть опасность, находить опасные предметы.знать правила безопасного поведения. | |||
2 | Чрезвычайные ситуации природного происхождения | Знакомиться с ЧС природного происхождения | |||
3 | Наводнения. Причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений. | Знакомиться с причинами наводнения и необходимостью принятия мер по защите от наводнений | |||
4 | Службы экстренной помощи | Понимать основные сигналы: 01, 02, 03, 04. Закреплять понятия «опасность», «безопасность». Учиться правилам безопасного поведения. | |||
5 | Практическое занятие. «Отработка действий учащихся по предупредительному сигналу «Внимание всем!» П/Р по плану эвакуации населения из школы. | Отрабатывать действия я по предупредительному сигналу «Внимание всем!» | |||
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | |||||
6 | От чего зависит наше здоровье | Знакомиться с причинами избыточного веса, что такое здоровое питание. | |||
7 | Как живет наш организм. Из чего состоит тело человека | Знакомиться со строением человека | |||
8 | Наши органы. Органы дыхания. | Знакомиться с органами человека, их значением | |||
9 | Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных болезней | Знакомиться, что такое инфекционные заболевания, их связью с образом жизни. | |||
10 | Заноза, кровотечение, укус, ушиб. П/р «Оказание первой помощи при занозе, кровотечении, укусе, ушибе» | Учиться оказывать первую помощь при занозе, кровотечении, укусе, ушибе | |||
11 | Травмы, порезы, ссадины и царапины. П/Р «Оказание первой помощи» | Учиться оказывать первую помощь при получении ссадин, порезов, царапин | |||
12 | Ожоги. Обморожения. П/р «Оказание первой мед. Помощи при ожогах, обморожениях | Учиться оказывать первую помощь при получении ожогов и обморожений | |||
13 | Отравления. Причины, признаки отравлений. Первая помощи при отравлении | Знакомиться с причинами отравлений, оказанием первой помощи при отравлениях | |||
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся Безопасное поведение на природе (5 часов) | |||||
14 | Чистый воздух, его значение для жизни человека. Причины загрязнения | Устанавливать причины важности чистого воздуха для жизни человека | |||
15 | Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад | Знакомиться с правилами безопасного поведения в природной среде | |||
16 | Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры безопасности. | Знакомиться со съедобными и несъедобными грибами, ядовитыми растениями. | |||
17 | Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с ними. Меры предосторожности | Знакомиться с опасными животными, с правилами безопасного поведения в лесу, в поле. | |||
18 | Ориентирование на местности. П/Р по отработке способов ориентирования. | Знакомиться с простейшими способами ориентирования. Учить ориентироваться на местности. | |||
Безопасное поведение на воде (3 часа) | |||||
19 | Наши озеро, река, пруд. | Знакомиться с мерами безопасности при пользовании водной переправой. | |||
20 | Меры безопасности в осеннее и зимнее время. | Знакомиться с мерами предосторожности при движении на льду, катании на лыжах и коньках. | |||
21 | Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже | Знакомиться с правилами купания, научить оказывать помощь терпящим бедствие. | |||
Безопасное поведение на улицах и дорогах (8 часов) | |||||
22 | Движение пешеходов по дорогам. | Знакомиться с правилами безопасности на улице. Учиться предвидеть опасную ситуацию. | |||
23 | Элементы дорог. Правила перехода дорог. | Познакомиться с назначением дорожной разметки и правилами перехода дороги. | |||
24 | Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика | Знакомиться с разными видами перекрестков.видами светофоров, значением знаков регулировщика | |||
25 | Дорожные знаки. | Знакомиться с дорожными знаками, научить находить сходства и различия в дорожных знаках. | |||
26 27 | Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть. Обязанности пассажиров | Определять наиболее безопасные места для игр. Учиться соблюдать правила поведения в транспорте. | |||
28 | Будь внимателен, пешеход! Тест по теме «Безопасное поведение на дорогах | Применять полученные знания при выполнении сам.работы | |||
29 | Наиболее безопасный путь в школу и домой Практическое занятие «Улицы города» | Определять на практике безопасный путь в школу. | |||
Безопасное поведение дома (3 часа) | |||||
30 | Современное жилище. Чем оно опасно для человека. Электричество и газ как источники возможной опасности | Классифицировать окружающие предметы на опасные и безопасные . Учиться пользоваться электроприборами. | |||
31 | Лекарство и средства бытовой химии как источники опасности | Учиться понимать необходимость правильного использования лекарств и средств бытовой химии | |||
32 | Как вести себя со злоумышленниками. | Знакомиться с правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми. | |||
Пожарная безопасность и поведение при пожаре (2 часа) | |||||
33 | Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. | Учиться находить причины возникновения пожара в помещении, на транспорте, в природе и принимать правильные меры. | |||
34 | Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при пожаре. | Закреплять знания о правилах пожарной безопасности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (2 вид) по Основам православной культуры (факультатив)
Предмет "Основы православной культуры" – это пропедевтический курс, который знакомит ребят с нравственными и духовными основами православия. Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента рус...
Творческая мастерская "Если есть шаг, должен быть след" (факультатив «Ваши права»)
Что такое права человека? Человеческое достоинство? Толерантность? У нас в стране и взрослые слабо себе это представляют. Возможно ли, чтобы маленькие школьники это поняли? Да. Благодаря интересн...
Факультатив "Математика и конструирование" " Объемные и плоские фигуры. Веселые игрушки"
В ходе данного занятия учащиеся реализуют учебный кратковременный моно - прект. Дети работают по группам, создавая обьемные и плоскостные игрушки из геометрических фигур...
Факультатив по русскому языку "Лексика и фразеология"
Факультатив для одаренных детей. Содержит рабочую программу, тематическое планирование занятий, разработки занятий, дополнительный материал для практической работы....
Факультатив по математике для 3 - 4 классов.
Разработана программа, занятия и домашние задания....
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»
Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению факультатив «Экономика: первые шаги»
Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического ...