Творческая мастерская "Если есть шаг, должен быть след" (факультатив «Ваши права»)
план-конспект урока (4 класс) по теме

Крыцина Марина Викторовна

Что такое права человека? Человеческое достоинство? Толерантность? 

У нас в стране и взрослые слабо себе это представляют. Возможно ли, чтобы маленькие школьники это поняли? Да. Благодаря интересной для детей игровой форме почти всех занятий. Я веду курс "Ваши права" в начальной школе пятый год. Мною накоплен некоторый опыт работы, которым хочу поделиться с коллегами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_est_shag_dolzhen_byt_sled.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

                 Муниципальное образовательное учреждение

Усть-Абаканская СОШ №3

Творческая мастерская

(факультатив «Ваши права» в 4 классе)

                      Крыцина Марина Викторовна,

                                                             учитель начальных классов

                                                             Муниципального образовательного  

                                                             учреждения Усть-Абаканская средняя

                                                             общеобразовательная школа №3.

                                                             

                     

п. Усть-Абакан, 2012 г.

                                                   Творческая мастерская

(Факультатив «Ваши права» в 4 классе) 

Тема: «Если есть шаг, должен быть след»

Цели занятия:   1. Создание условий для социализации растущей личности, для

                                вхождения  её в    гражданское правовое общество через  

                                становление отношения к  миру и  себя в нём.

                            2. Раскрытие взаимосвязей человеческих поступков и их последствий.

                            3. Формирование у учащихся навыков выбора поступка в конкретной  

                                ситуации и ответственности  за него.

Задачи: 1. Создание условий для социализации растущей личности, для вхождения  

                   её в гражданское правовое общество через становление   отношения  

                   к миру и себя в нём.

                   Формирование у детей  гражданско-патриотических чувств.

               2. Раскрытие  взаимосвязей человеческих поступков и их последствий.

               3. Формирование у учащихся навыков выбора поступка в конкретной

                          ситуации и ответственности за него.

               4. Развитие навыков критического мышления, рефлексии.  

               5. Формирование умения работать в группе, отстаивать собственное

                          мнение.        

  Актуальность:

                   Освоение навыков правовой культуры учащимися подразумевает не только знание норм поведения, не слепое подчинение, а способность различать «правовые» законы и «неправовой» произвол, готовность и желание жить «по справедливости», умение делать правильный выбор в конкретной ситуации и нести за него ответственность

  Новизна курса «Ваши права»:

  1. Правовое образование, формирование основ правовой культуры начинается на начальной ступени обучения.
  2. Принципиально новой является постановка задачи обеспечения условий для группового и индивидуального позиционирования младших школьников

  Оборудование:

  1. Компьютер, проектор, слайд-фильм «Если есть шаг, должен быть след»
  2. Раздаточный материал: схематичные человечки, эпиграфы, тексты рассказов.
  3. Фломастеры, карандаши.

Ход занятия:

I этап: ИНДУКЦИЯ - создание эмоционального настроя

Задачи:

1. Снять напряжение, включить детей в работу.

2. Обеспечить добрые, доверительные отношения в коллективе класса.

3. Создать эмоциональный фон занятия.

Учитель:- Здравствуйте! Я очень рада вас видеть!

Наше занятие мне хочется начать с молитвы о встрече:

Я пришёл в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришёл в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать моим надеждам.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг-друга-

                                                           это прекрасно!

А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.

                                                    «Молитва о встрече»

 

- Устройтесь, пожалуйста, удобнее и приготовьтесь не только слушать и слышать, но и быть сегодня активными участниками всего происходящего.

   -  А для  прекрасного настроения, мы возьмем с собой улыбку. Когда люди улыбаются,  они становятся красивыми.

            Игра «Приветствие»

Учитель:

- Я предлагаю поиграть вам в игру «Приветствие».

Учащиеся получают карточки с приветствиями из разных стран:

  1. сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
  2. потереться носами (Новая Зеландия);
  3.  пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  4.  крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия),  
  5. показать язык (Тибет);
  6. очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
  7. помахать рукой; обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).

Учитель:

- Поприветствуйте друг друга способом, указанным на карточке (3 группы детей  получают по 2 карточки).

Обсуждение:

- Понравилась ли вам игра?

- Какую роль играют приветствия в нашей жизни?

II этап: САМОКОНСТРУКЦИЯ – создание гипотезы о теме занятия

Задачи:

1.Формирование навыков работы в группах совместной деятельности.

2. Создание условий для диалога, дискуссии.

3. Развитие логического мышления.

Учитель:

- Сейчас мы с вами будем работать в группах. Каждая творческая группа получит  по 1 высказыванию известных людей. По этим высказываниям постарайтесь догадаться, какова тема нашего занятия сегодня? (Эпиграфы на слайдах)

Слайды для 1 творческой группы: «Если каждый человек на кусочке своей земли    

                                                          сделал бы всё, что он может, как прекрасна  

                                                          была бы земля наша!»

                                                                                   А.П.Чехов                                                              

Слайды для 2 творческой группы: «….Мы живём, чтобы оставить след,

                                                                  Дом иль тропинку,

                                                                  Дерево иль слово…»

                                                                                  Р.Гамзатов

Слайды для 3 творческой группы: «Попытайтесь быть немного добрее, и вы увидите,

                                                            что окажитесь не в состоянии совершать дурной                                          

                                                            поступок».

                                                                                          Конфуций                                  

           (В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что говорить на занятии будем про хорошие и плохие дела, поступки).

Учитель:

-   Вы правы,  сегодня мы будем говорить о делах и поступках, добрых и плохих.

-   Тема нашего занятия:   «Если есть шаг, должен быть и след» (Тема урока на слайде).

- Необходимо, чтобы каждая творческая группа стала настоящим сплочённым коллективом. Для этого предстоит нам всем вместе приложить немало сил. Это сделать нелегко, мы все такие разные, с разными привычками, взглядами. И всё же мы должны учиться строить отношения, договариваться между собой.

1. Работа с иллюстрацией (Слайд).

Учитель:

- Посмотрите, пожалуйста,  на рисунок. Поделитесь своими мыслями.

  (На слайде человечек идёт и оставляет после себя следы).

- След, который оставляет человечек, похож на его ступню?

- Ребята, можно сказать - какая ступня, такой и след?

(В ходе обсуждения дети приходят к выводу, какая ступня у человечка, такой и след он оставляет  после себя).

2. Словарная работа

(Слайд со словами: след, ступня, поступок)

Учитель:

- На слайдах слова: след, ступня,  поступок. Что вы о них можете сказать?

-  Как вы думаете, от какого слова произошло  слово поступок?

(Идёт работа в группах, выясняется значение слов, находится принцип объединения слов).

- Ребята, как вы понимаете, что такое поступок?  (Высказывания детей).

- Давайте посмотрим значение слов след и поступок в толковом словаре.(Дети находят значение слов в словаре)

 (Слайд)

След - 1)  отпечаток, оттиск на какой-либо поверхности;

             2)  результат, последствие чей-либо  деятельности.

Поступок – совершённое кем-нибудь действие.

- Нам сегодня предстоит разобраться в различии этих слов.

III этап СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ – работа учащихся в группах

Задачи:

1. Развитие навыков работы учащихся в содружестве, диалоге, полилоге.

2. Развитие навыков критического мышления при работе с текстом.

3. Выращивание исследовательской позиции школьников.

1. Работа с текстом произведений (в группах)

- Каждая творческая группа сейчас будет работать с текстом. Вы должны  прочитать его в своей группе, обсудить  и ответить на вопросы (Приложение 1).

           (Идёт работа в группах, дети читаются тексты, обсуждают ситуацию, отвечают  на вопросы, делают вывод.)    

                   

IV этап СОЦИАЛИЗАЦИЯ – выступление в группе

Задачи:

1. Умение анализировать свои поступки.

2. Формировать навыки позиционирования учащихся в группе.

Учитель:

           - Сейчас каждая творческая группа зачитает свой текст и ответит на главный итоговый  вопрос: какой след оставил поступок героя? (Дети выступают, высказывают своё мнение).

            - Подвести итог над работой с текстами  мне хочется словами Максима Горького:

             «Превосходная должность быть на Земле  Человеком….» (Слайд)

            -  Вы согласны с этим утверждением?  

            -  Как вы его поняли?

(Дети высказывают своё мнение и приходят к выводу, что хороший человек совершает настоящие, хорошие поступки).

1. Игра «Какой я? »

(У каждого ученика на столах  лежат схематичные  человечки из картона).

Учитель:

- Предлагаю вам поиграть в игру, «Какой я?» Это очень простая игра, и вы все с успехом справитесь  с её правилами. Я называю качества характера, а вы рисуете на туловище человечка фломастером. Если у вас есть это качество, то вы рисуете «плюс», если нет этого качества – «минус».  

(Учитель диктует слова)

 Добрый, щедрый, сердечный, честный, аккуратный, справедливый, смелый, весёлый, трудолюбивый.

(Дети в это время ставят  на трафарете своего человечка «плюс» или «минус»).

Учитель:

- Поднимите своих человечков вверх, покажите их всем. (Дети поднимают человечков вверх).

-  Я очень рада видеть на ваших человечках в основном «плюсы»!

-  Если человечек состоит только из плюсов, то в нём, а значит и в вас, только хорошие качества характера. Хороший человек поступает хорошо. А если поступок хороший, то и след от него остаётся тоже хорошим (Слайд).

V этап: АФИШИРОВАНИЕ – предъявление коллективных работ учеников (рисунков, схем, текстов)

Задачи: 1.Совершенствовать навыки анализа своих поступков.

               2. Работа в группах.

Учитель:

-Заканчивается наше занятие. Давайте подведём итог.

В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк – в реку, реки – в море добра. Хорошо, если человек после себя оставляет добрый след.

- Мы все вместе сделаем одно общее дело – выполним коллективный рисунок «Наши добрые поступки». Я предлагаю вам встать вокруг ватмана, положить руки на плечи друг друга, закрыть глаза и почувствовать другого. Молча, не договариваясь, все вместе нарисуем коллективный рисунок, который будет называться «Наши добрые поступки».

 (Дети рисуют  под музыку).

- Прокомментируйте, что вы нарисовали.

( По 1 человеку из творческой группы комментируют свою работу).

VI этап: Рефлексия

(Слайд с изображением большого красивого сердца).

Учитель:

- Посмотрите, какое большое красивое сердце (Слайд). Это сердце, готовое любить, помогать друг другу и делать только хорошие поступки. Оно не простое, а волшебное. В это сердце вместятся ваши маленькие сердечки. (На столах для каждого ребёнка лежит маленькое сердечко).

Наше занятие – это шаг в познании вами мира.

Какой след оставил этот шаг, т.е. урок?

- Напишите, чем понравилось занятие.

(Пожелания, мнения зачитываются, и сердечки прикрепляются на большое сердце).

- Я рада, что мне удалось вам подарить минуты радости и творчества.

- Спасибо вам за работу!                                    

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким должен быть современный учитель?(материал к педагогическому совету)

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации.        Современный учитель. Ка...

Эссе: "Каким должен быть педагог?"

Эссе: "Каким должен быть педагог?"...

Классный час "Права ребёнка - это ваши права"

Классный час "Права ребёнка - это ваши права". Дети знакомятся с некоторыми положениями "Конвенции о правах ребёнка", рассматривают  конкретные ситуации с точки зрения соблюдения прав ребёнка....

Внеклассное мероприятие«Ваши права: права ребенка»

« Ваши права: права ребенка»-доступные материал в интересной форме....

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Творческая мастерская «Не будет скуки, если заняты руки»

Цель: изготовление панно с изображением традиционной деятельности народа коми....