Творческая мастерская "Если есть шаг, должен быть след" (факультатив «Ваши права»)
план-конспект урока (4 класс) по теме
Что такое права человека? Человеческое достоинство? Толерантность?
У нас в стране и взрослые слабо себе это представляют. Возможно ли, чтобы маленькие школьники это поняли? Да. Благодаря интересной для детей игровой форме почти всех занятий. Я веду курс "Ваши права" в начальной школе пятый год. Мною накоплен некоторый опыт работы, которым хочу поделиться с коллегами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_est_shag_dolzhen_byt_sled.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Усть-Абаканская СОШ №3
Творческая мастерская
(факультатив «Ваши права» в 4 классе)
Крыцина Марина Викторовна,
учитель начальных классов
Муниципального образовательного
учреждения Усть-Абаканская средняя
общеобразовательная школа №3.
п. Усть-Абакан, 2012 г.
Творческая мастерская
(Факультатив «Ваши права» в 4 классе)
Тема: «Если есть шаг, должен быть след»
Цели занятия: 1. Создание условий для социализации растущей личности, для
вхождения её в гражданское правовое общество через
становление отношения к миру и себя в нём.
2. Раскрытие взаимосвязей человеческих поступков и их последствий.
3. Формирование у учащихся навыков выбора поступка в конкретной
ситуации и ответственности за него.
Задачи: 1. Создание условий для социализации растущей личности, для вхождения
её в гражданское правовое общество через становление отношения
к миру и себя в нём.
Формирование у детей гражданско-патриотических чувств.
2. Раскрытие взаимосвязей человеческих поступков и их последствий.
3. Формирование у учащихся навыков выбора поступка в конкретной
ситуации и ответственности за него.
4. Развитие навыков критического мышления, рефлексии.
5. Формирование умения работать в группе, отстаивать собственное
мнение.
Актуальность:
Освоение навыков правовой культуры учащимися подразумевает не только знание норм поведения, не слепое подчинение, а способность различать «правовые» законы и «неправовой» произвол, готовность и желание жить «по справедливости», умение делать правильный выбор в конкретной ситуации и нести за него ответственность
Новизна курса «Ваши права»:
- Правовое образование, формирование основ правовой культуры начинается на начальной ступени обучения.
- Принципиально новой является постановка задачи обеспечения условий для группового и индивидуального позиционирования младших школьников
Оборудование:
- Компьютер, проектор, слайд-фильм «Если есть шаг, должен быть след»
- Раздаточный материал: схематичные человечки, эпиграфы, тексты рассказов.
- Фломастеры, карандаши.
Ход занятия:
I этап: ИНДУКЦИЯ - создание эмоционального настроя
Задачи:
1. Снять напряжение, включить детей в работу.
2. Обеспечить добрые, доверительные отношения в коллективе класса.
3. Создать эмоциональный фон занятия.
Учитель:- Здравствуйте! Я очень рада вас видеть!
Наше занятие мне хочется начать с молитвы о встрече:
Я пришёл в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришёл в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать моим надеждам.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг-друга-
это прекрасно!
А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.
«Молитва о встрече»
- Устройтесь, пожалуйста, удобнее и приготовьтесь не только слушать и слышать, но и быть сегодня активными участниками всего происходящего.
- А для прекрасного настроения, мы возьмем с собой улыбку. Когда люди улыбаются, они становятся красивыми.
Игра «Приветствие»
Учитель:
- Я предлагаю поиграть вам в игру «Приветствие».
Учащиеся получают карточки с приветствиями из разных стран:
- сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
- потереться носами (Новая Зеландия);
- пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
- крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия),
- показать язык (Тибет);
- очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
- помахать рукой; обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).
Учитель:
- Поприветствуйте друг друга способом, указанным на карточке (3 группы детей получают по 2 карточки).
Обсуждение:
- Понравилась ли вам игра?
- Какую роль играют приветствия в нашей жизни?
II этап: САМОКОНСТРУКЦИЯ – создание гипотезы о теме занятия
Задачи:
1.Формирование навыков работы в группах совместной деятельности.
2. Создание условий для диалога, дискуссии.
3. Развитие логического мышления.
Учитель:
- Сейчас мы с вами будем работать в группах. Каждая творческая группа получит по 1 высказыванию известных людей. По этим высказываниям постарайтесь догадаться, какова тема нашего занятия сегодня? (Эпиграфы на слайдах)
Слайды для 1 творческой группы: «Если каждый человек на кусочке своей земли
сделал бы всё, что он может, как прекрасна
была бы земля наша!»
А.П.Чехов
Слайды для 2 творческой группы: «….Мы живём, чтобы оставить след,
Дом иль тропинку,
Дерево иль слово…»
Р.Гамзатов
Слайды для 3 творческой группы: «Попытайтесь быть немного добрее, и вы увидите,
что окажитесь не в состоянии совершать дурной
поступок».
Конфуций
(В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что говорить на занятии будем про хорошие и плохие дела, поступки).
Учитель:
- Вы правы, сегодня мы будем говорить о делах и поступках, добрых и плохих.
- Тема нашего занятия: «Если есть шаг, должен быть и след» (Тема урока на слайде).
- Необходимо, чтобы каждая творческая группа стала настоящим сплочённым коллективом. Для этого предстоит нам всем вместе приложить немало сил. Это сделать нелегко, мы все такие разные, с разными привычками, взглядами. И всё же мы должны учиться строить отношения, договариваться между собой.
1. Работа с иллюстрацией (Слайд).
Учитель:
- Посмотрите, пожалуйста, на рисунок. Поделитесь своими мыслями.
(На слайде человечек идёт и оставляет после себя следы).
- След, который оставляет человечек, похож на его ступню?
- Ребята, можно сказать - какая ступня, такой и след?
(В ходе обсуждения дети приходят к выводу, какая ступня у человечка, такой и след он оставляет после себя).
2. Словарная работа
(Слайд со словами: след, ступня, поступок)
Учитель:
- На слайдах слова: след, ступня, поступок. Что вы о них можете сказать?
- Как вы думаете, от какого слова произошло слово поступок?
(Идёт работа в группах, выясняется значение слов, находится принцип объединения слов).
- Ребята, как вы понимаете, что такое поступок? (Высказывания детей).
- Давайте посмотрим значение слов след и поступок в толковом словаре.(Дети находят значение слов в словаре)
(Слайд)
След - 1) отпечаток, оттиск на какой-либо поверхности;
2) результат, последствие чей-либо деятельности.
Поступок – совершённое кем-нибудь действие.
- Нам сегодня предстоит разобраться в различии этих слов.
III этап СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ – работа учащихся в группах
Задачи:
1. Развитие навыков работы учащихся в содружестве, диалоге, полилоге.
2. Развитие навыков критического мышления при работе с текстом.
3. Выращивание исследовательской позиции школьников.
1. Работа с текстом произведений (в группах)
- Каждая творческая группа сейчас будет работать с текстом. Вы должны прочитать его в своей группе, обсудить и ответить на вопросы (Приложение 1).
(Идёт работа в группах, дети читаются тексты, обсуждают ситуацию, отвечают на вопросы, делают вывод.)
IV этап СОЦИАЛИЗАЦИЯ – выступление в группе
Задачи:
1. Умение анализировать свои поступки.
2. Формировать навыки позиционирования учащихся в группе.
Учитель:
- Сейчас каждая творческая группа зачитает свой текст и ответит на главный итоговый вопрос: какой след оставил поступок героя? (Дети выступают, высказывают своё мнение).
- Подвести итог над работой с текстами мне хочется словами Максима Горького:
«Превосходная должность быть на Земле Человеком….» (Слайд)
- Вы согласны с этим утверждением?
- Как вы его поняли?
(Дети высказывают своё мнение и приходят к выводу, что хороший человек совершает настоящие, хорошие поступки).
1. Игра «Какой я? »
(У каждого ученика на столах лежат схематичные человечки из картона).
Учитель:
- Предлагаю вам поиграть в игру, «Какой я?» Это очень простая игра, и вы все с успехом справитесь с её правилами. Я называю качества характера, а вы рисуете на туловище человечка фломастером. Если у вас есть это качество, то вы рисуете «плюс», если нет этого качества – «минус».
(Учитель диктует слова)
Добрый, щедрый, сердечный, честный, аккуратный, справедливый, смелый, весёлый, трудолюбивый.
(Дети в это время ставят на трафарете своего человечка «плюс» или «минус»).
Учитель:
- Поднимите своих человечков вверх, покажите их всем. (Дети поднимают человечков вверх).
- Я очень рада видеть на ваших человечках в основном «плюсы»!
- Если человечек состоит только из плюсов, то в нём, а значит и в вас, только хорошие качества характера. Хороший человек поступает хорошо. А если поступок хороший, то и след от него остаётся тоже хорошим (Слайд).
V этап: АФИШИРОВАНИЕ – предъявление коллективных работ учеников (рисунков, схем, текстов)
Задачи: 1.Совершенствовать навыки анализа своих поступков.
2. Работа в группах.
Учитель:
-Заканчивается наше занятие. Давайте подведём итог.
В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк – в реку, реки – в море добра. Хорошо, если человек после себя оставляет добрый след.
- Мы все вместе сделаем одно общее дело – выполним коллективный рисунок «Наши добрые поступки». Я предлагаю вам встать вокруг ватмана, положить руки на плечи друг друга, закрыть глаза и почувствовать другого. Молча, не договариваясь, все вместе нарисуем коллективный рисунок, который будет называться «Наши добрые поступки».
(Дети рисуют под музыку).
- Прокомментируйте, что вы нарисовали.
( По 1 человеку из творческой группы комментируют свою работу).
VI этап: Рефлексия
(Слайд с изображением большого красивого сердца).
Учитель:
- Посмотрите, какое большое красивое сердце (Слайд). Это сердце, готовое любить, помогать друг другу и делать только хорошие поступки. Оно не простое, а волшебное. В это сердце вместятся ваши маленькие сердечки. (На столах для каждого ребёнка лежит маленькое сердечко).
Наше занятие – это шаг в познании вами мира.
Какой след оставил этот шаг, т.е. урок?
- Напишите, чем понравилось занятие.
(Пожелания, мнения зачитываются, и сердечки прикрепляются на большое сердце).
- Я рада, что мне удалось вам подарить минуты радости и творчества.
- Спасибо вам за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект к презентации написания текста-рассуждения: "Каким должен быть современный мужчина"
Файл в текстовом формате....
Каким должен быть современный учитель?(материал к педагогическому совету)
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Современный учитель. Ка...
Эссе: "Каким должен быть педагог?"
Эссе: "Каким должен быть педагог?"...
Классный час "Права ребёнка - это ваши права"
Классный час "Права ребёнка - это ваши права". Дети знакомятся с некоторыми положениями "Конвенции о правах ребёнка", рассматривают конкретные ситуации с точки зрения соблюдения прав ребёнка....
Внеклассное мероприятие«Ваши права: права ребенка»
« Ваши права: права ребенка»-доступные материал в интересной форме....
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
Творческая мастерская «Не будет скуки, если заняты руки»
Цель: изготовление панно с изображением традиционной деятельности народа коми....