Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения
статья по зож (1 класс) на тему

Масиянская Евгения Александровна

Статья о проблемах сохранения и укрепления здоровья младших школьников во время учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ»

Кафедра начального образования

Курсовая работа по проблеме «Развитие качества начального образования» учителя начальных классов Масиянской Евгении Александровны

Тема «Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения»

Руководитель Гурова Светлана Ивановна

Мурманск, 2011

 «Я рожден в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, и ты рожден не для меня, если мы встретились – прекрасно, если нет – так тому и быть…»

                                    Молитва гештальтистов

Гештальтпсихология – одна из основных школ (преимущественно немецкой) психологии 1-й половины 20 века.

 К сожалению, в мире с каждым годом рождается все меньше абсолютно здоровых детей (менее 1%). В России до 2000 года рождалось
6 – 8 % с нормой, 86% - с незначительной патологией. После 2000 года рождение здоровых детей снижается. Россия занимает одно из ведущих мест по детскому травматизму. Часто чрезмерная опёка взрослыми своих детей  приводит к тому, что у детей снижается уровень инстинкта самосохранения.

60% детей страдает дидактоневрозами от учения.

В такой непростой ситуации мы вынуждены с вами работать
в настоящее время, где главной задачей для учителя становится
«Не навреди!»

И не случайно в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования один из критериев – это разгрузка содержания образования и обеспечение психического и физического здоровья учащихся.  

Наша задача – помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования.

Беспека Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ
№ 13 г. Бугуруслана пишет: «Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду
с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни
для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения.

Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.

В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана
с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения»

В 7 – 11 лет ребенок физически развивается относительно спокойно и равномерно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно пропорционально. Костная система младшего школьника находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено, и костной системе много хрящевой ткани. Это необходимо принимать во внимание и заботиться
о правильной осанке, походке ученика. С целью профилактики утомляемости, нарушения осанки учащихся проводятся физкультминутки,
в которые не стоит включать элементы счета или задания на развитие фонематического слуха. Полезны эмоциональная разгрузка и минуты покоя.

Эмоциональная  разгрузка (продолжительность 2-3 минуты) – можно послушать хорошую музыку, связанную с темой урока, посмотреть слайд
с изображением пейзажа, обсудить увиденное и услышанное.

Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение
в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка. Для решения этой проблемы как нельзя лучше подходит использование «конторок» Базарного.

Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников. Для снятия напряжения с рук детей необходимо регулярно выполнять пальчиковую гимнастику.

У младших школьников происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-синтетическая функция коры, постепенно изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным. Но
по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и поэтому младшие школьники в высокой степени возбудимы. Этот факт необходимо учитывать при проектировании урока или внеклассного занятия.

Очень важно на каждом уроке вести работу по предупреждению утомляемости глаз учащихся. Нельзя забывать про дыхательную гимнастику и игровой массаж на уроках.

Необходимо у детей формировать навыки здорового образа жизни. Это понятие включает в себя формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение своего здоровья, расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Целью учителя, заботящимся о здоровье детей, становится научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить  свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Ставится задача: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития. На это нацелены уроки здоровья, которые проводятся в начальной школе. Эта задача должна решаться и в проведении внеклассных воспитательных мероприятий.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент
на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви
к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.

Занятия о пище, питании можно проводить в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды).

Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре, добрых поступках, словах и в то же время быть сердитым, раздражительным, позволять себе резкие высказывания в общении с детьми и своими коллегами.[1]

Успешность обучения во многом определяется интересом
к изучаемому предмету. Об этом знают все: и учителя, и родители, да и сами ученики. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, к сожалению, удается не всегда. Особенно трудно сформировать положительную мотивацию у детей с небольшими способностями, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков.

Такие уроки, как правило, целесообразно проводить или в период введения в тему, или же, напротив, обобщая ее.

В подготовке нестандартных уроков и внеклассных мероприятий принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Это обстоятельство позволяет дать посильное задание каждому ученику
в соответствии с его возможностями, склонностями, интересами.

В процессе проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика.

В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Для начальных классов наиболее популярными и доступными являются: уроки-исследования, ролевые игры, уроки путешествия, уроки-праздники, уроки-сказки, устные журналы, уроки на местности (вне класса). Большинство из них являются интегрированными, так как изучаемый предмет или явление, как правило, рассматривают
с разных сторон.
[2] 

Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок
в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ.

Это не только способствует развитию мыслительных операций памяти, но и одновременно отдыху ребят.

Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках в 3-4-х классах блочно-модульной системы снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. Школьной программой предусмотрено выполнение   творческих работ на спортивную тематику.

Пропаганда здорового образа жизни, занятия физкультурой и спортом – неотъемлемая часть и воспитательного процесса. Желательно на уроке отвести время (2-3 минуты) для проведения «Оздоровительной страницы». Ученики могут вести свой персональный Словарь мудрых мыслей:

“Пешком ходить - долго жить”,

“Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься”,

“Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём здоровье”,

“Воздух, солнце и вода – три кита здоровья”.

“Хороший смех оздоравливает душу”,

“Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём”,

“Улыбка – лучшая таблетка”. [3]

 Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Использование ИКТ дает возможность сэкономить время и провести его интересно, избегая перегрузки, тем самым повышая мотивацию к учению. (Смотри приложение)

Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов письменных работ, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию. Во время выполнения сложных заданий для снятия напряжения используется  карточка-помощница (Смотри приложение)

В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, рекомендованного решением коллегии Министерства Образования и науки Российской Федерации обозначены

5.11. Требования к программе формирования ценности здоровья и здорового образа жизни  младшего школьника

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни младшего школьника – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни предполагает комплексное развитие познавательной, эмоциональной и личностной сферы ребенка.

Программа ориентируется на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов и реализуется в пределах часов как инвариантной, так и вариативной части базисного учебного (образовательного) плана начальной школы.

Результатом реализации программы является сформированная установка на здоровый образ жизни, соблюдение норм поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья и  знания об этих нормах.  

Поэтому сегодня предъявляются особые требования к содержанию педагогической деятельности, ее мотивам и стилю, личности педагога, смыслу «педагогической поддержки» ребенка в системе образования, как средству профессионализма и компетентности педагога. «Педагогическая поддержка» призвана содействовать духовно-нравственному развитию и саморазвитию ребенка, решению его индивидуальных проблем, связанных
со здоровьем, учением, коммуникацией.

Наиболее ценной для растущего человека оказывается педагогическая помощь, которую М. Монтессори назвала инициированием. Ее суть была сформулирована в одном из дидактических принципов итальянского педагога: «Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам». Организуя с помощью наводящих вопросов и рассуждений эвристическую или исследовательскую деятельность учащихся, сопровождая их обучение, учитель создает необходимые условия для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач и тем самым способствует самостоятельным открытиям уже известных истин. Таким образом, обучающиеся реализуют свой творческий потенциал и одновременно обогащают и развивают его, при этом сохраняя свое индивидуальное своеобразие.

Как утверждают многие ученые, современной школе остро необходим не просто учитель, а учитель-фасилитатор (фасилитатор – повышающий скорость или эффективность деятельности индивида) – учитель-психотерапевт, успешно развивающий «помогающие», поддерживающие отношения во взаимодействии с ребенком, родителями, коллегами.

Учитель-фасилитатор полностью принимает ребенка таким, каков он есть, безо всяких условий, может тепло относиться к ученику, что снижает страхи и беспокойства ребенка, его деструктивные защитные реакции и обеспечивает развитие и самореализацию личности как ребенка, так и педагога.

Учитель-фасилитатор может быть более свободным и открытым
в общении с детьми, не прикрываясь педагогической маской, и быть самим собой. Такой педагог думает о детях, а не о поддержании своего авторитета. Сталкиваясь с проявлением детской агрессии, упрямства, невнимательности, такой учитель не прибегает к авторитарным педагогическим средствам,
для него важнее внутреннее состояние ребенка. Поэтому вместо заезженных безапелляционных требований, нотаций, нравоучений он остается в контакте с ребенком для того, чтобы помочь ему справиться с затруднениями. В таких ситуациях он способен с сочувствием спросить, подбодрить, предложить свою помощь. Эти идеи в современной психологии первым стал развивать американский психолог и педагог К. Рожерс. Позже они были положены
в основу процесса гуманизации воспитания и обучения.
[4]

Е.В. Бондаревская определяет понимание задач личностно-ориентированного образования – не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самоопределения, самореализации, саморазвития, самовоспитания, адаптации и др., необходимые для формирования самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни,
для диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой. Их реализация возможна, если ориентирами, направляющими воспитательную деятельность, станут принципы:

- природосообразности воспитания – отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде развития. Воспитание осуществляется в соответствии с законами развития детского организма, учитывает особенности физического развития, состояния здоровья ребенка, создает условия для удовлетворения его доминантных потребностей:
в движении, игре, познании, общении с людьми и природой, творчестве, обеспечивает преемственность этапов детского развития;

- культуросообразности воспитания – «образование и культура как среда, растящая и питающая личность» (П. Флоренский), отношение
между воспитателем и ребенком как человеком гуманитарной культуры.

Этот принцип предписывает создание в образовательном пространстве различных сред, которые в совокупности составляют единое культурно-образовательное пространство школы, класса, где осуществляется развитие ребенка, приобретение им опыта культуросообразного поведения и оказание ему помощи в культурной самоидентификации, побуждает культурное саморазвитие ребенка, основывающееся на идее ценности саморазвития ребенка как творческой личности.

Признаками успешности становления ребенка как ученика являются:

- потребность в знаниях, интерес к определенной области человеческой культуры и готовность изучать ее углубленно, культура информационного взаимодействия с миром;

- гордость за свое образовательное учреждение, свой класс, своего учителя; знание своих прав и обязанностей, заложенных в уставе школы, стремление следовать им;

- комфортное самочувствие обучающегося в классе, в образовательном учреждении, чувство своей защищенности в нем;

- преданность традициям своего класса, забота о нем;

- умение быть учеником, уважающим опыт и знания старших.[5]

Источники информации

Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья (1-4 классы). Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ВАКО, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).

Троицкая Н. Б. Нестандартные уроки и творческие занятия : учебно-метод. пособие – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 139 с. – (Библиотека учителя начальной школы).

Малахова Е.В. статья: Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка.

Дик Н. Ф., Классные часы в 3-4-х классах (Серия «Сердце отдаю детям»). Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 416 с.


[1] Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья (1-4 классы). Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ВАКО, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).

[2] Троицкая Н. Б. Нестандартные уроки и творческие занятия : учебно-метод. пособие – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 139 с. – (Библиотека учителя начальной школы).

[3] Малахова Е.В. статья: Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка.

[4] Г. Н. Сибирцова, начальник отдела воспитательной работы Ростовского ИПК и ПРО.

[5] Дик Н. Ф., Классные часы в 3-4-х классах (Серия «Сердце отдаю детям»). Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения

Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, имеющего в своей основе главное - сохранение здоровья учащихся. Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной. И хотя о...

Основные подходы к созданию здоровье-сберегающей среды в образовательном пространстве начальной школы

Здесь даны основные критерии по созданию здоровье-сберегающей среды  для младшего школьника...

«Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для учащихся начальных классов»

В концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где сказано о необходимости ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Данная тема актуальна,...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении на уровне начального общего образования

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении  на уровне начального общего образования...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы. Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании является основной задачей Федеральных государственных об...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСПЕШНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технол...