Историографический анализ исследований по проблематике детского аутизма и возможностям социальной адаптации детей с PAC
статья по теме

Седых Ирина Олеговна

Историографический анализ исследований по проблематике детского аутизма и возможностям социальной адаптации детей с PAC

Скачать:


Предварительный просмотр:

Историографический анализ исследований по проблематике детского аутизма и возможностям социальной адаптации детей с

расстройствами аутистического спектра

Анализ психологической, психолого-педагогической, психиатрической и психотерапевтической литературы по предмету исследования показал, что аутистические расстройства личности крайне неоднородны, их следует отличать от психических заболеваний (Ф.И. Гиренок, Б.Ф. Поршнева и др. [30, 56]), поэтому необходимы специфические меры психолого-педагогической поддержки, обеспечивающие интеграцию детей с аутизмом в социальную среду. Под «аутизмом» учёные (Ф. Аппе, О.Б. Богдашина и др. [13, 23]) понимают спектр (группу) расстройств психического развития человека, основными признаками которых, в соответствии с МКБ-10 [6] – F-84, являются нарушения когнитивных процессов, ведущие к ограничению коммуникабельности и социального взаимодействия личности.

Аутистические расстройства различаются по генезису, степени и форме проявления. Аутизм в лёгкой степени наблюдается при конституциональных нарушениях психики – от акцентуации характера до психопатии по аутистическому типу. Аутистические расстройства могут провоцироваться психотравмирующей социальной ситуацией либо возникать как грубая аномалия психического развития при шизофрении и органических поражениях головного мозга. В легких, конституционально и социально обусловленных формах, аутизм нередко сочетается с одаренностью в различных областях, что облегчает процесс социальной адаптации детей с РАС. В более тяжелых случаях необходимы специальная коррекция и лечение.

Спектр (группа) аутистических расстройств включает следующие нозологические категории:

- детский аутизм (аутизм, психоз, синдром Каннера; 1942) как тип общего нарушения развития, характеризующийся задержками и аномалиями в развитии детей в возрасте до 3-х лет, психопатологическими изменениями во всех личностных сферах (особенно в аффективно-эмоциональной сфере, что позволило О.С. Никольской [50] выделить 4 группы детей с ранним детским аутизмом на основе выраженности факторов нарушения возможности активного взаимодействия со средой и снижения порога аффективного дискомфорта в контактах с миром), стереотипными действиями, речевыми нарушениями, ограничениями в общении и поведении;

- атипичный аутизм (атипичный детский психоз, умственная отсталость с чертами аутизма), который отличается от детского аутизма более старшим возрастом развития расстройства, заметными когнитивными аномалиями и недостаточной его выраженностью в каких-либо других личностных сферах (он чаще развивается у детей с глубокой задержкой психического развития и нарушениями речевых функций);

- синдром Ретта (Andreas Rett, 1966) – расстройство, обнаруживаемое только у девочек, при котором нормальное раннее развитие осложняется частичной или полной утратой речи, навыков пользования руками, нарушениями моторики, замедлением роста головы и характеризуется глубокой умственной отсталостью;

- дезинтегративные расстройства детского возраста, проявляющиеся в виде детской деменции, дезинтегративного психоза, синдрома Геллера (впервые описан австрийским психиатром Теодором Геллером (Theodor Heller , 1930 г.), симбиозного психоза и характеризующиеся утратой навыков в течение нескольких месяцев после нормального периода детского развития (как минимум, до 2-х лет), потерей интереса к окружающему, стереотипным поведением и однообразием движений;

- гиперактивное расстройство, сочетающееся с нарушениями внимания, с умственной отсталостью и стереотипными движениями;

- синдром Аспергера (Hans Asperger, 1944 г.; описан на примере детей, не способных к социальной коммуникации) или высокофункциональный аутизм (аутическая психопатия, шизоидное расстройство в детском возрасте) в отличие от других форм аутизма не характеризующийся ранними речевыми и познавательными нарушениями, но для которого всё же характерны монотонность и стереотипность поведения, неуклюжесть движений, ритуализм, психопатические эпизоды в раннем периоде зрелости;

- другие общие расстройства развития.

В разряд людей с расстройствами аттического спектра  по симптомологическим показателям подпадают как люди с глубокой умственной отсталостью, так и люди с высокофункциональным аутизмом и избирательной одарённостью (художественной, лингвистической, математической и т.д.), яркое художественное описание которых дано в известном американском фильме Б. Левинсона «Человек дождя» (1988 г.), призванном изменить отношение общества к людям, имеющим аутистические расстройства. Разнообразие клинических и социально-психологических проявлений аутизма привело к тому, что его признаки психиатры иногда автоматически относили к шизофрении, а психологи и педагоги долгое время не рассматривали аутистов как участников процесса инклюзивного образования (Н.Я. Семаго [59, с. 4-14]). Швейцарский психиатр О. Блейер, впервые введший термин «аутизм» в психиатрическую практику (1911 г.), характеризовал «аутизм» как погружённость в мир оторванных от реальности фантазий, иллюзий, бредовых представлений. Пионер в изучении аутизма как самостоятельного расстройства психики Л. Каннер его главным нозологическим признаком считал ярко выраженную аномалию социальной коммуникации, полный разрыв индивида и социума (1942 г.). В документах Американской психиатрической ассоциации  указывается, что под аутизмом следует понимать расстройство, возникающее вследствие развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. О.Б. Богдашина в качестве основных психологических нарушений у аутистов называет нарушения в сферах социального взаимодействия, социальной коммуникации и воображения [23, с. 45-54] .

Хотя проблема аутизма занимает важное место в медико-психиатрических и психфизиологических  (В.М. Астапов, Н.Г. Блинова, М.Ю. Веденина, Х. Ремшмидт и др. [14, 22, 25, 57]), психолого-социальных (Г.М. Андреева, С.С. Бубен, Н.Г. Поршнева, Н.М. Семаго, Н.Я. Семаго, А.М. Царёв и др.), психолого-диагностических (Е.Л. Агафонова, О.В. Алмазова, О.Б. Богдашина, Е.С. Иванов, К.С. Лебединская, О.С. Никольская и др.[8,11, 12, 14, 23, 24, 25, 39, 45, 50, 56, 59, 60, 68]), психолого-педагогических и психокоррекционных (А.А. Дмитриев, Е.С. Иванов, В.В. Лебединский, Е.В. Максимова, И.И. Мамайчук, С.А. Морозов, С.С. Морозова, Т; К. Гилберт, Т. Питерс и др. [16, 29, 33, 39, 44, 46, 48, 49, 53]) исследованиях, в её осмыслении остаётся немало «белых пятен». Е.Н. Викторук и А.Ф. Гох [26] апеллируют к термину Н. Фуко «незавершённая медицинская истина» в анализе признаков аутизма.

При этом в научном сообществе нет единого мнения о причинах развития аутизма. В качестве них рассматриваются как хромосомно-генетические аномалии (фрагильная Х-хромосома и др.), нарушения в биохимическом обмене веществ, патологические функциональные нарушения в развитии головного мозга (избыток нейронов, нарушение нейромиграции на ранней стадии развития, разбалансировка возбудительно-тормозных нейросетей, нарушение формирования синапсов и дендридных шипиков), так и социальные факторы (развитие «детей-маугли», педагогически неправильное поведение родителей, дефицит родительского внимания, конфликтные отношения в семье, теории «шизогенных семей», «матерей-холодильников», охлаждающих чувства ребёнка (Г. Бейтсона, Б. Беттельхейма и др. [21]), ранние конфликты в социальном окружении, хроническая психическая травма, неравномерность протекания психологических процессов ассимиляции – интеграции внешних стимулов с внутренними структурами и аккомодации – изменение саморегуляции под воздействием стимулов окружения, по Ж. Пиаже и т.д.).

У детей с РАС замечены трудности произвольной организации поведения и обучения, слабая переключаемость действий, характерные проявления импульсивности и инертности психических процессов, часто наблюдается неспособность подчинить свое поведение речевой инструкции, самостоятельно выстроить последовательность нескольких действий даже при наличии мотивации, невозможность осуществления целенаправленных и произвольных действий (вне зависимости от их сложности), овладения элементарными видами деятельности. Следствием этого оказывается жёсткая ограниченность взаимодействия аутичного ребенка с окружающим миром. Нарушения когнитивной или сенсомоторной личностных сфер приводят к неспособности усвоения и выполнения детьми c РАС даже простейших программ. Аномалии эмоционально-волевой сферы препятствуют формированию учебной мотивации. Адаптация отдельных упражнений к операциональным возможностям таких детей (связанным с их восприятием, моторикой и памятью) малоэффективна и не гарантирует доступности и результативности какой-либо определённой методики обучения. Такие дети нуждаются в постоянной помощи, педагогическом и психологическом сопровождении. Для них требуется разработка особого подхода к коррекции и развитию.  

В основе современного понимания «аутизма» лежит его функциональная сторона, исследование возможностей людей с особым типом функционирования познавательных процессов и речи приспосабливаться к жизни в социальной среде. Исследование учёными социально-педагогических и психолого-педагогических аспектов социальной адаптации детей с РАС, подготовки их к школьному обучению (Е.Л. Агафонова, Г.М. Андреева, С.С. Бубен, Т.Ю. Галочкина, Р.П. Дименштейн,  Е.А. Черенёва, Н.Б. Лаврентьева, Н.Н. Малофеев, Н.М. Семаго, Н.Я. Семаго, У.В. Ульенкова,; Б.Л. Бейкер, Л.А. Вайзмар, Ф. Л. Волкмар, К. Гилберт и др.[8, 12, 20, 24, 27, 29, 32, 43, 47, 59, 60, 65, 69]) выявило возможность включения детей с расстройствами аутистического спектрав процесс инклюзивного школьного образования. Л.М. Шипицина [72] предполагает возможность интеграции процессов социальной и учебно-педагогической адаптации в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В современной школе, в связи с введением ФГОС нового поколения [3], специалисты (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учителя предметники и др.) выполняют важные задачи по помощи в интеграции обучающихся с РАС в социокультурную жизнь. В комплекс задач по психолого-педагогической поддержке и социальной адаптации детей с РАС в системе общеобразовательной школы входит налаживание эффективного педагогического взаимодействия и формирование его границ;  помощь в организации учебной деятельности при отсутствии тьюторского сопровождения, формирование коммуникативных навыков в стереотипных ситуациях межличностного взаимодействия в быту, в трудовой деятельности и их последовательное, гибкое изменение; персонализированная работа, направленная на формирование позитивного «Я-образа» обучающегося, его адекватных представлений об окружающих и психологической модели взаимодействия с ними, его эмоциональное, социальное и личностное развитие; формирование у него функций самоконтроля; психолого-педагогическая работа с родителями  ребёнка и налаживание эффективного взаимодействия семьи со специалистами; помощь в межличностной коммуникации в среде сверстников ребёнка (работа с классом или референтной группой) (О.С. Никольская, Н.М. Семаго, Н.Я. Семаго и др. [50, 59, 60]).

Самой спецификой расстройств аутистического спектра и необходимостью целостного оздоровления организма имеющих эти расстройства детей продиктованы педагогические задачи коррекции коммуникативных свойств (А.В. Батаршев, В.М. Башина, Е.В. Клюев, А.В. Костюк, Ю.В. Лазарева, Т.И. Морозова, Л.Г. Нуриева, И.В. Сухорукова, А.В. Хаустов, Е.А. Янушко; С. фон Течнер,  Х. Мартинсен и др. [18, 19, 42, 51, 63, 64]) и физических качеств (Н.В. Астафьев, Н.Г. Блинова, Г.И. Гербцова, Е.А. Гусева, А.А. Дмитриев, В.И. Дубровский, С.П. Евсеев, В.А. Епифанов, Л.Л. Журавлёва, Д.В. Ивинский, Е.В. Клочкова, Э.А. Коба, С.В. Криковцов, Э.В. Плаксунова, А.Н. Старкин, М.И. Чистякова, Л.В. Шапкова; Э.Д. Айрес, А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюррей и др.[9, 10, 15, 17, 22, 31, 33, 35, 36, 37, 38, 40, 41, 54-55, 62, 66, 70, 71, 73]) обучающихся с РАС.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция и государственная символика Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2009. – 64 с. – [Российское законодательство].
  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ: с комент. юристов + обзор изменений. – М.: Эксмо, 2014. – 800 с.
  2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра  (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 19 декабря 2014 г., № 1598).
  3. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. Резолюция 62 сессии № А/Res/62/139 «Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма» (п. 66-а повестки дня, 76 пленарное заседание, по докладу Третьего комитета), принята 18.12.2007. 
  4. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. Резолюция 67 сессии № А/Res/67/82 (п. 127 повестки дня, без передачи в Главные комитеты) «Удовлетворение социально-экономических потребностей отдельных лиц, семей и обществ, затрагиваемых проблемами расстройств аутистического спектра и других расстройств развития», принята 12.12. 2012.
  5. Европейская хартия прав людей с аутизмом. Представлена на 4-ом Конгрессе «Аутизм-Европа» в Гааге 10 мая 1992 года. Принята Европейским Парламентом как письменная декларация 9 мая 1996 г. – Режим доступа: file:///D:/Doc/Downloads/hartia2015%202.pdf
  6. МКБ-10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. / Под ред. Ю.Л. Нуллера и С.Ю. Циркина. - СПб.: Оверлайд, 1994. – 303 с.
  7.  Агафонова, Е.Л. Педагогическое обследование детей младшего школьного возраста с синдромом детского аутизма: (характеристика по результатом диагностического и динамического обследования) / Е.Л. Агафонова, О.О. Григорян // Коррекционная педагогика. - 2006. - № 1. - С. 12-30.
  8. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебно- физической культуре для детей с нарушениями здоровья / сост. Г.И. Гербцова. - СПб.: Образование, 1994. - 65 с.
  9.  Айрес, Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Д. Айрес; пер. с англ. – М : Теревинф, 2010. - 272 с.
  10.  Алмазова О.В. Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы аутизма Текст. / О.В. Алмазова, СЛ. Мазалова // Специальное образование: Научно-методический журнал Екатеринбург, 2002 - №1 - С.47-54.
  11. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М: Аспект Пресс, 1996. - 376 с.
  12.  Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма / Ф. Аппе; пер. с англ. – М.: Теревинф, 2006. – 216 с.
  13. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов. – М.: Международная пед. академия, 1994. – 216 с.
  14.  Астафьев, Н.В. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников / Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев. - Омск, 1997. - 40 с.
  15.  Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе (материалы к спецкурсу) / под ред. С.А. Морозова. - М.: СигналЪ, 2002. -246 с.
  16.  Банди, А. Сенсорная интеграция: теория и практика / А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюррей; пер. с англ. и науч.ред. Д.В. Ермолаева. М.: Теревинф, 2017. - 768 с.
  17. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А.В. Батаршев. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 176 с.
  18.  Башина, В.М. Аутизм в детстве / В.М. Башина. - М.: Медицина, 1999. - 240 с.
  19. Бейкер, Б.Л. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам / Б.Л. Бейкер, А.Дж. Брайтман. - М.: Теревинф, 2002. - 320 с.
  20.  Беттельхейм, Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Б. Беттельхейм; пер. с англ. – М.: Академический проект: Традиция, 2004. – 784 с.
  21.  Блинова, Н.Г. Психофизиологическое сопровождение обучающихся с ранним детским аутизмом / Н.Г. Блинова, Н.Н. Кошко, Р.М. Акбиров // Сибирский вестник специального образования. – 2016. - № 1-2 (16-17). – С. 32-34.
  22.  Богдашина, О.Б. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма: учеб. пособие / О.Б. Богдашина; под науч. ред. Е.А. Черенёвой, И.В. Сухоруковой; Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск: КрГПУ, 2012. – 248 с.
  23.  Бубен, С.С. Интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития: проблемы и перспективы / С.С. Бубен // Дефектология. — 1996. — №5. - С. 3-11.
  24.  Веденина, М.Ю. Терапевтическая роль игры в формировании механизмов экспансии у аутичного ребенка / М.Ю. Веденина // Дефектология. - 1994. - №1. -  С. 59-65.
  25. Викторук, Е.Н. Дефиниция аутизма: от диагноза до незавершённой медицинской истины / Е.Н. Викторук, А.Ф. Гох // Сибирский вестник специального образования. – 2016. - № 1-2 (16-17). – С. 34-39.
  26.  Волкмар, Ф.Л. Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей (в 3-х кн.). Кн. 1 / Ф.Л. Волкмар. Л.А. Вайзнер; пер с англ. - М.: Рама Паблишинг, 2014. - 224 с.
  27. Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости // Собрание сочинений Л. С. Выготского: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Педагогика, 1983. С. 332–342.
  28.  Гилберт, К. Аутизм у детей: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберт, Т. Питерс. - СПб.: ИСП и П, 1998. - 124 с.
  29.  Гиренок, Ф.И. Аутография языка и сознания / Ф.И. Гиренок. – М.: МГИУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. - 245 с.
  30. Гусева, Е. А. Методические рекомендации для занятий адаптивной физической культурой с детьми, имеющими выраженное недоразвитие интеллекта / Е.А. Гусева, Г.Н. Голоухова  – Архангельск : ПГУ, 2001. - 21 с.
  31.  Дименштейн, Р.П. О перспективах интегративных процессов в дезинтегрирующей среде / Р.П. Дименштейн, О.А. Герасименко// Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования: сб. науч. трудов и проектных материалов / под ред. В.И. Слободчикова. — М.: Инт педагогических инноваций РАО, 1995. – С. 226-335.
  32.  Дмитриев, А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития: учеб..-метод. пособие / А.А. Дмитриев ; РАО, МПСИ. - 2-е изд., перераб. и доп. – М .: МПСИ ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2004. - 224 с.
  33.  Дмитриева, Е.В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы. – М.: Центр, 2002. – 224 с.
  34.  Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учебник для студ. вузов / В.И. Дубровский— 2-е изд., стер. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 608 с.
  35.  Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие для вузов и средних проф. учеб. заведений / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. – М: Советский спорт, 2000. – 240 с.
  36.  Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и массаж: учебник для мед. училищ и колледжей / Е.А. Епифанов. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 528 с.
  37.  Журавлёва, Л.Л. Занятия лечебной физкультурой обучающихся с расстройством аутистического спектра / Л.Л. Журавлёва, Н.Г. Блинова, С.В. Криковцов, Э.А. Коба // Сибирский вестник специального образования. – 2016. - № 1-2 (16-17). – С. 67-69.
  38.  Иванов, Е.С. Детский аутизм: диагностика и коррекция / Е.С. Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. – СПб. : Дидактика Плюс, 2004. – 80 с.
  39.  Ивинский, Д.В. Развитие двигательных качеств у умственно отсталых школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Ивинский Дмитрий Владимирович. – Тамбов, 2007
  40. Клочкова, Е.В. Физическая терапия и эрготерапия лоя детей с РАС [электронный медиаресурс], 2016. – Режим доступа:  http://autizmru.ru/physical-therapy-and-occupational-therapy-for-children-with-asd-ekaterina-klochkova/
  41.  Клюев, Е.В. Речевая коммуникация. / Е.В. Клюев. -  М.: Приор, 1998. — 224 с.
  42.  Лаврентьева, Н. Б. Подготовка к школьному обучению детей с аутизмом: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Лаврентьева Наталья Борисовна. – М., 2008. - 26 с. 
  43.  Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 342 с.
  44.  Лебединская, К.С. Диагностика раннего детского аутизма: учеб. изд. / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
  45.  Максимова, Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна / Е.В. Максимова. — М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. — 288 с.
  46.  Малофеев, Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии / Н.Н. Малофеев. - М.: Изд-во «Экзамен», 2003. - 256 с.
  47.  Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2007. – 288 с.
  48.  Морозова, С.С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. - М.: Владос, 2007 - 176 с. - [Коррекционная педагогика].
  49.  Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – 8-е изд. – М.: Теревинф, 2014. – 288 с.
  50.  Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: методические разработки / Н.Г. Нуриева. – М.: Теревинф, 2003. – 160 с.
  51.  Оринчук, В.А.Основы адаптивного спорта: учеб. пособие для студентов по направлениям подготовки: «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья», «Физическая культура» / В.А. Оринчук, Е.Н. Фомичева, М.В. Курникова. – Н. Новгород: Фил. Сочинского гос. ун-та в г. Нижний Новгород, 2015. - 293 с. 
  52.  Питерс, Т. Аутизм: от терапевтического понимания к педагогическому воздействию / Т. Питерс. – М: Владос, 2003. – 240 с.
  53.  Плаксунова, Э.В. Характеристика нарушений двигательной сферы у детей с аутизмом / Э.В. Плаксунова // Аутизм и нарушения развития. — 2008. — № 2. — С. 50-62.
  54.  Плаксунова, Э.В. Социализация детей с аутизмом в процессе игровой деятельности на уроках адаптивной физической культуры / Э.В. Плаксунова // Аутизм и нарушения развития. — 2009. — № 1. — С. 64-68.
  55.  Поршнева, Н.Г. Практики соседства в институциальной системе помощи людям с аутизмом: автореф. дис. … канд социол. наук: 22.00.04 / Поршнева Надежда Геннадьевна. – Саратов, 2013. – 20 с.
  56.  Ремшмидт, Х. Аутизм. Клинические прявления, причины и лечение / Х. Ремшмидт; пер. с нем. — М: Медицина, 2003. — 120 с.
  57.  Романцов, М.Г. Здоровье как проблема гуманитарного знания / М.Г. Романцов, Н.И. Лисовская. – Калининград: Издательство КГУ, 2004. – 199 с.
  58.  Семаго Н.Я. Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС / Н.Я. Семаго, Е.А. Саломахина // Аутизм и нарушения развития. – 2017. – Т. 15. - № 1. – С. 4-14.
  59.  Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: методический сборник / Н.Я. Семаго, Н.М. Семаго / отв. ред. С.В. Алехина / под ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 56 с.
  60.  Специальная психология: учебное пособие для студентов пед. вузов / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др. / под общ. ред. В.И. Лубовского. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 464 с.
  61.  Старкин, А.Н. Средства физической культуры в социальной адаптации школьников-олигофренов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / А.Н. Старкин.- М., 1996. -27 с.
  62.  Сухорукова, И.В. Использование метода прямого наблюдения для определения начального уровня коммуникативных навыков ребёнка с расстройством аутистического спектра / И.В. Сухорукова, А.В. Костюк // Сибирский вестник специального образования. – 2016. - № 1-2 (16-17). – С. 109-113.
  63.  Течнер, С. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. – Изд. 2-е / Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. – М.: Тревинф, 2017. – 432 с.
  64.  Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учебное пособие для студ. вузов, специальностей: «Специальная психология», «Специальная дошкольная педагогика» / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. — М.: Академия, 2002. — 174 с. 
  65.   Хаустов, А.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Хаустов Артур Валерьевич. –М., 2005.  – 20 с.
  66.  Царевский, Л.П. Здоровьесохраняющее образование: инновационные, креативные и социокультурные аспекты / Л.П. Царевский, Н.Н. Алалыкина, М.Г. Романцев – М.: Русаки, 2003. – 264 с.
  67.  Царёв, А.М. Организация образования на основе специальной индивидуальной программы развития (СИПР) в контексте требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / А.М. Царёв // Сибирский вестник специального образования. – 2016. - № 1-2 (16-17). – С. 114-121.
  68.  Черенёва, Е.А. Модернизация образования и сопровождения лиц с РАС в России / Е.А. Черенёва // Сибирский вестник специального образования. – 2016. - № 1-2 (16-17). – С. 3-5.
  69.  Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова; под ред. МИ. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
  70.  Шапкова, Л.B. Средства адаптивной физической культуры: методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным развивающим занятиям детей с отклонением в интеллектуальном развитии / Л.В. Шапкова; под ред. С.П. Евсеева. М.: Сов. спорт, 2001. – 152 с.
  71.  Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. – СПб.: Образование, 1996. – 65 с.
  72.  Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е.А. Янушко.— М.: Теревинф, 2004. - 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)

В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем звене общеобразовательных учреждений города

В статье представлен материал по проблемам адаптации в среднем звене детей с ограниченными возможностями здоровья....

Доклад на тему «Социальная адаптация детей с особыми возможностями здоровья»

Доклад на тему «Социальная адаптация детей с особыми возможностями здоровья» был написан, так как это является  одной из актуальных  проблем современного российского общества. Решение пробле...

Психолого-педагогический проект «Социальная адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами кукольного театра»

В современном мире актуально воспитание творческой социально адаптированной личности, умеющей справляться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых окружающим миром [42].У детей с ограниченными возм...

«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооце...

" Социализация детей с ОВЗ в МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей- инвалидов" через внеурочную деятельность

В современном мире проблема социального развития детей становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, ст...

«Прикладной анализ поведения (АВА) для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития».

laquo;Прикладной анализ поведения (АВА)для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития»....