Психолого-педагогический проект «Социальная адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами кукольного театра»
проект по теме
В современном мире актуально воспитание творческой социально адаптированной личности, умеющей справляться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых окружающим миром [42].
У детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации затруднен. Во многом это связано с тем, что в настоящее время эти дети в основном воспитываются и обучаются либо в домах – интернатах, либо в домашних условиях. Таким образом, они с малых лет «изолируются» от общества, от здоровых сверстников. Однако социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм общечеловеческой культуры происходит в ходе взаимодействия с окружающими людьми.
Тем самым становится очевидной актуальность развития навыков социальной адаптации детей с особыми потребностями.
При этом необходимо решать задачу эффективности психолого - педагогического воздействия на детей с ОВЗ, с целью оптимального развития потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовки к самостоятельной жизни и включения в социальную среду полноправными членами общества.
Известно, что ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в процессе интересной игры, которой он отдается целиком. Одним из видов творческих игр является кукольный театр, который позволяет решать не только учебно-воспитательные, но и коррекционные задачи: развивать точность координацию движений, речевые и неречевые средства общения, эмоционально-волевую деятельность. При этом специальная подготовка и талант значения не имеют. Важен непосредственно процесс творчества, а также особенности внутреннего мира ребенка.
Участие в работе кукольного театра в качестве актера, художника, декоратора, создателя кукол, сценариста, музыкального оформителя компенсирует неудовлетворенность в других жизненных сферах, конкурирует с девиантными формами детских и подростковых реакций. Разыгрывание собственных историй, сочиненных детьми и их родителями или специалистами, основанных на диагностических данных, представление их в подчеркнуто экспрессивной, сценически эффективной драматической форме, делает личностное реагирование более зрелым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социальная адаптация детей с ОВЗ средствами кукольного театра | 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление Образования муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области Муниципальное образовательное
учреждение средняя образовательная школа №4
муниципального образования «Барышский район»
Психолого-педагогический проект
«Социальная адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами кукольного театра»
Выполнил
педагог-психолог
МОУ СОШ №4
МО «Барышский район»
Исакова В.В.
2014 г.
Пояснительная записка.
Не следует забывать, что основной закон детского
творчества заключается в том, что ценность его
следует видеть не в результате, не в продукте творчества,
важно то, что они создают, творят, упражняться
в творческом воображении и его воплощении.
Л. С. Выготский
В современном мире актуально воспитание творческой социально адаптированной личности, умеющей справляться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых окружающим миром [42].
У детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации затруднен. Во многом это связано с тем, что в настоящее время эти дети в основном воспитываются и обучаются либо в домах – интернатах, либо в домашних условиях. Таким образом, они с малых лет «изолируются» от общества, от здоровых сверстников. Однако социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм общечеловеческой культуры происходит в ходе взаимодействия с окружающими людьми.
Тем самым становится очевидной актуальность развития навыков социальной адаптации детей с особыми потребностями.
При этом необходимо решать задачу эффективности психолого - педагогического воздействия на детей с ОВЗ, с целью оптимального развития потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовки к самостоятельной жизни и включения в социальную среду полноправными членами общества.
Известно, что ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в процессе интересной игры, которой он отдается целиком. Одним из видов творческих игр является кукольный театр, который позволяет решать не только учебно-воспитательные, но и коррекционные задачи: развивать точность координацию движений, речевые и неречевые средства общения, эмоционально-волевую деятельность. При этом специальная подготовка и талант значения не имеют. Важен непосредственно процесс творчества, а также особенности внутреннего мира ребенка.
Участие в работе кукольного театра в качестве актера, художника, декоратора, создателя кукол, сценариста, музыкального оформителя компенсирует неудовлетворенность в других жизненных сферах, конкурирует с девиантными формами детских и подростковых реакций. Разыгрывание собственных историй, сочиненных детьми и их родителями или специалистами, основанных на диагностических данных, представление их в подчеркнуто экспрессивной, сценически эффективной драматической форме, делает личностное реагирование более зрелым.
Данное направление в работе дает возможность создавать смешанные группы, в которых дети с ОВЗ вовлечены в совместную деятельность со здоровыми ребятами. Однако важным условием достижения и сохранения комфортной психологической среды в процессе реализации проекта, является формирование психологических факторов толерантности у детей. Осознание этого факта убедило в необходимости включения в проект мероприятий, направленных на формирование норм толерантного поведения здоровых детей по отношению к детям-инвалидам. Так воспитанники научатся жить в коллективе: общаться, сотрудничать, быть милосердными, терпимыми, отзывчивыми.
В процессе социализации ребенка с ОВЗ немаловажным является активное участие родителей в воспитании и обучении собственных детей. Именно родители являются первыми помощниками в реабилитационном процессе. Но, чем ближе узнаешь этих людей, чем больше вникаешь в их проблемы, тем лучше понимаешь, как и они нуждаются в поддержке и помощи. Поэтому опираясь на опыт коллег из Нижнего Новгорода [9], мы решили организовать в рамках данного проекта клуб взаимопомощи «Окно в мой мир» для родителей детей с ОВЗ. Цель объединения заключается в том, чтобы сообща решать наболевшие вопросы, отмечать праздники, проводить свой культурный досуг и просто поддерживать друг друга в трудную минуту.
Подобного рода клубы имеют огромное положительное значение для социальной поддержки. Есть, однако, и возможность проявления негативных последствий: замыкание участников на себе, закрытость к общению вне группы; фиксация на собственных проблемах; формирование враждебного отношения к тем, кто не переживает схожих проблем. Поэтому, в проекте запланированы мероприятия, предполагающие совместную творческую деятельность семей различных категорий, что будет способствовать формированию общих увлечений и у родителей, и у детей, укреплению внутрисемейных отношений, установлению психо - эмоционального контакта с окружающими, ликвидации чувства изолированности, замкнутости от всего мира в семьях с детьми с ОВЗ.
Таким образом, будут созданы условия, способствующие творческой самореализации детей, развитию гармоничных детско-родительских отношений, появятся предпосылки для формирования социально-адаптированной личности.
Целевой группой проекта являются дети с ограниченными возможностями и их семьи.
Целью проекта является развитие навыков социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами кукольного театра.
Основные задачи:
- Изучение особенностей личности ребенка и психологического здоровья семьи.
- Способствовать познанию ребенком самого себя, знакомству с эмоциями человека; осознанию собственных эмоций и чувств.
- Создание благоприятных условий, в которых ребенок может отреагировать имеющиеся подсознательные аффекты и комплексы, облегчая перенос своих внутренних переживаний на символический объект (куклу).
- Коррекция форм отклоняющегося поведения путем разыгрывания типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни самих детей (смена ролей на противоположные, обсуждение эффективных и неэффективных поведенческих моделей, их положительное или отрицательное подкрепление сопровождающеесяся анализом внутреннего содержания конфликта).
- Обеспечение автоматизации усвоенных раннее логопедических и психологических навыков за счет мотивации их многократного повторения условиями актерской работы.
- Гармонизация эмоциональной и нравственной сферы ребенка, актуализация зоны ближайшего развития личности (разыгрывание собственных историй, сочиненных детьми и их родителями или специалистами, основанных на диагностических данных, представление их в подчеркнуто экспрессивной, сценически эффективной драматической форме, делает личностное реагирование более зрелым).
- Способствовать творческой самореализации и обогащению социальными навыками. (Участие в работе кукольного театра в качестве актера, художника, декоратора, создателя кукол, сценариста, музыкального оформителя компенсирует неудовлетворенность в других жизненных сферах, конкурирует с девиантными формами детских и подростковых патохарактерологических реакций).
- Совершенствование предпосылок интеллекта.
- Осуществление косвенного внушения правильного поведения, автоматизация усвоенных поведенческих навыков.
- Способствовать освоению норм взаимоотношений с близкими людьми, сверстниками, окружающими; развитие социальных навыков и навыков саморегуляции; создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона.
- Спсосбоствовать укреплению внутрисемейных отношений, установлению психо-эмоционального контакта «Родитель-ребенок» на основе формирования общих увлечений и совместной творческой деятельности;
- Развитие языка жестов, мимики и пантомимики, коммуникативной гибкости; повышение работоспособности, развитие творческого мышления; развитие умения распознавать эмоциональные реакции других людей и адекватно выражать свои эмоции.
- Преодоление нерешительности, неуверенности в себе; формирование адекватной самооценки ребенка.
- Формирование норм толерантного поведения здоровых детей-участников коррекционно-развивающей группы.
- Социально-психологическая поддержка семей с детьми с ОВЗ.
Программа рассчитана на два года обучения, предполагает индивидуальную и групповую работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Программа ориентирована на детей школьного возраста (8 –12 лет) с легкой степенью умственной отсталости. В объединение принимаются дети по желанию.
Сроки реализации программы: январь 2014- декабрь 2015.
Занятия по программе «Когда куклы и дети вместе» будут проводиться 1 раз в неделю, заседание клуба «Окно в мой мир» 2 раза в месяц в отдельном кабинете со специальным оборудованием.
Продолжительность академического часа — 30 минут.
Методы и приемы:
- психогимнастика;
- куклотерапия;
- сказкотерапия;
- релаксационные техники;
- сюжетно-ролевые и др. игры;
- просмотр и обсуждение фрагментов фильмов и мультфильмов;
- беседы;
- обыгрывание эмоционального состояния;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение выходам из них;
- выражение своего эмоционального состояния через рисование, сценки и пр.;
- составление коллажей.
Материальное оснащение проекта.
- театр на фланелеграфе:
- куклы-картинки;
- фланелеграф;
- рисунки для мини – декораций.
- театр верховых кукол:
- куклы;
- театральная ширма;
- декорации к спектаклям.
- театр кукол - марионеток:
- куклы;
- театральная ширма для театра марионеток;
- декорации к спектаклям.
- театр «дети-куклы»:
- специальные костюмы для детей;
- декорации к спектаклям.
- театр игрушек:
- мягкие игрушки.
- Материалы для реставрации и изготовления декораций:
- Фанера;
- Бумага;
- краски
- Материалы для реставрации старых кукол:
- Ткани, краски.
- Необходимая аппаратура:
- проектор,
- компьютер,
- экран
- колонки,
- микрофон
Ожидаемые результаты
Мы предполагаем, что по окончании реализации проекта «Когда куклы и дети вместе» дети научатся владеть своим эмоциональным состоянием, основными навыками общения и взаимодействия с окружающими, будут иметь адекватную самооценку и умеренный уровень тревожности.
После реализации проекта дети с умственной отсталостью расширят свои знания о:
- Базовых эмоциях человека.
- Основах релаксации и саморегуляции.
- Вербальных и невербальных средствах общения.
- Адекватных способах разрешения конфликтных ситуаций.
Дети научатся:
- Осознавать собственные эмоции, передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
- Распознавать эмоциональное состояние другого человека.
- Применять навыки конструктивного общения (вести диалог).
Психологическое сопровождение участников на всех уровнях реализации проекта будет способствовать гармонизации внутреннего мира детей и взрослых, их успешной социализации и укреплению внутрисемейных отношений.
Рабочий план проекта включает следующие мероприятия.
№ n.n | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Примечания |
I | Подготовительный этап | Январь 2014-апрель 2014 | |
II | Диагностический | Март 2014 | |
IV | Профилактический | Май 2014-сентябрь 2014 | |
III | Знакомство с волшебством | Сентябрь 2014 – ноябрь 2014 | |
VII | Когда куклы и дети вместе | Ноябрь 2014 – сентябрь 2015 | |
VIII | Диагностический | Октябрь 2015 | |
IX | Заключительное представление | Ноябрь 2015 |
Использованная литература
- Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам. Под ред. Хрипковой А.Г. — М., 1982. — 234 с.
- Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, 1976. — 272 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. — 324 с.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. Проблемы психологической адаптации. М.: Просвещение, 1996. — 176 с.
- Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа, № 7, 1996. — С. 17-22.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии, 1984, № 4. — С. 89-95.
- Петровский А.В., Шпалинский В.В.. Социальная психология коллектива. М., 1978. — 184 с.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии
- http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200900313
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального фольклора»
Данный проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации....
Дополнительная программа реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Практические рекомендации...
Особенности организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен материал об организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в рамках деятельности структурного подразделения образовтельного коррекционного уч...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Методические рекомендацииКазакова Л.А....
«Профориентация как средство социальной адаптации обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья» (из опыта работы)
В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья — это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...
Психолого-педагогические условия формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Статья посвящена психолого-педагогическим условиям формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья....
Духовно-нравственное воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Данная статья ориентирована на тех, кого интересуют проблемы духовно-нравственного воспитания лиц с отклонениями в умственном развитии, тех, кто хотел бы работать в этом направлении. Проблема духовно-...