«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья
Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооценки, путь дальнейшего развития.Участие в театральной деятельности способствует формированию целостности внутреннего мира личности ребёнка и установлению гармонии его отношений с окружающим миром и с людьми. А установление отношений с окружающим миром есть одна из форм социализации ребенка в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 38.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооценки, путь дальнейшего развития.
А для детей с ограниченными возможностями здоровья этот этап более сложен: их детство скованно узкими социальными рамками, изолировано от широкого общества, насыщенно постоянным психологическим дискомфортом от осознания того, что они не такие, как все. Да и у нормальных детей современный образ жизни способствует возникновению и обострению психических болезней.
Ребенок, в сущности, не проживает детство, в наш век он рано взрослеет, порой даже ожесточается, что осложняет и обедняет его дальнейшее развитие. Дети душевно одиноки.
По официальным статистическим данным, 85 % учащихся общеобразовательных школ нуждаются в помощи психологического или коррекционно-педагогического характера. Одними из острых социальных проблем современной России являются ухудшение состояния здоровья детей и рост детской инвалидности. По статистическим данным Министерства образования Российской Федерации, 1,7 млн. детей, проживающих в России, имеют ограниченные возможности здоровья.
Существует и не поддающаяся точному учёту многочисленная группа детей, которые не имеют официального статуса инвалида, но возможности их ограничены вследствие хронических заболеваний. Эта категория детей нуждается в особой заботе, общество обязано предоставить им условия для
полноценной социальной адаптации, включающей возможности разностороннего развития, обучения, получения образования и профессии.
На 1-м Международном конгрессе по проблемам комплексной реабилитации детей, состоявшемся в конце 2013г. в Москве, научные работники, видные зарубежные учёные, специалисты разных ведомств подчёркивали важность взаимодействия учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты. Неоднократно цитировалось высказывание выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского: «Человечество победит раньше или позже слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом».
Для осуществления коррекционной работы с такими школьниками особенно эффективны мероприятия вне стен учебного заведения.
Проблема общей реабилитации людей с ограниченными возможностями решается отечественными учеными Е.Д. Агеевым, С.Н. Ваньшиным, Г.П. Диянской, A.M. Кондратовым, А.Е. Шапошниковым, Ф.И. Шоевым. В своих трудах они анализируют психологические и педагогические особенности реабилитационной работы с инвалидами в различных условиях.
Теоретические основы социально-культурной адаптации детей
- Социокультурные технологии адаптации детей в условиях современного общества
В современном российском обществе происходят радикальные изменения. Нет ни одной сферы общественной жизни, в которой не произошли бы значимые преобразования, требующие от человека иные образцы поведения, ценности, установки, ориентации и т. д. Переход от монокультуры к плюрализму и свободе духовной сфере объективно актуализирует необходимость активного приспособления большинства населения к новым условиям своей жизнедеятельности. В этих условиях возникает потребность в исследовании социокультурной реальности, которая складывается в российском обществе.
Проблемы социальной адаптации личности, таким образом, начинают приобретать одно из центральных мест в гуманитарной науке. Перед исследователями стоит задача понять, как осуществляется социальная адаптация детей, чтобы потом провести объективную параллель с адаптацией современного российского гражданина к новым условиям, выявить насколько ему удаётся сегодня сохранить ценностный мир. В философских и социологических исследованиях адаптация представлена как процесс вхождения личности в социальную среду, освоения общественных норм, правил, ценностей, новых социальных ролей и позиций.
В отечественной психологии адаптация представлена как первая фаза личностного становления индивида, вступающая в относительно стабильную общность. Адаптация - присвоение индивидом социальных норм и ценностей, становление индивидуальности; интеграция - изменение жизнедеятельности окружающих людей.
Огромное значение имеет социальная адаптация ребёнка, поступившего в школу как "процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребёнка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся окружающей среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определённых социально - экономических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам".
Согласно Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития, представляет собой систему отношений между ребёнком и социальной действительностью как исходного момента для всех динамических изменений происходящих в развитии в течение данного периода и определяющих целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые и новые свойства личности.
По мнению М.Н. Битяновой, адаптированный человек - это субъект жизнедеятельности и своего дальнейшего развития, он способен использовать данную ему социальную ситуацию для решения задач сегодняшнего дня и формирования предпосылок движения вперёд М.Н. Битянова рассматривает адаптацию ребёнка к школе как способность к развитию.
Успешная социальная адаптация детей к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые успешные установки, которые в существенной мере определяет в средней школе успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность самореализации.
Социальная адаптация понимается как процесс первоначального приспособления, усвоения личностью принятых норм ценностей её социального окружения, в том числе микросреды, с последующим влиянием личности на эту среду.
В социокультурном подходе адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к культуре. Основной задачей исследования является, прежде всего, определение степени оснащённости элементами культуры конкретного социокультурного процесса, в данном контексте процесса адаптации, а так же возможности применения полученных знаний в педагогической практике. Социокультурная адаптация выступает одним их основных факторов культурогенеза в целом, исторической изменчивости культуры, порождения инноваций и иных процессов социокультурной трансформации сообщества, а так же изменение черт сознания и поведения отдельных личностей.
Социокультурная адаптация - специально организованный процесс обучения и воспитания, направленный на обретение детьми своей целостности.
Дети осваивают самые общераспространённые, жизненно необходимые элементы своей культуры. Задачей взрослых является формирование у нового поколения навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни. Задача детей - максимально полно овладеть "азбукой" культуры. Развитие социокультурных навыков характеризуется превалированием роли взрослого в отношениях, связанных с трансляцией культурного опыта, вплоть до использования механизмов принуждения ребёнка к постоянному выполнению определённых социокультурных стереотипов.
Социокультурная адаптация детей обеспечивается одновременным протеканием нескольких процессов, которые способствуют гармонизации детей на трёх уровнях: личности, культуры и общества:
- Развитие, обеспечивающее становление индивидуально личностных характеристик ребёнка;
- Инкультурация, направленная на усвоение технологий, образцов и требований культуры, результатом которой выступает интеллигентность личности, как совокупность приобретённых культурных норм, интегрированных с нормами родной культуры;
- Социализация, обеспечивающая развитие социально - коммуникативных характеристик личности ребёнка.
Социокультурная адаптация детей представляет собой процесс усвоения социальных норм, культурных ценностей и установления отношений сотрудничества в социуме. Сущность такого процесса состоит в обеспечении эмоциональной отзывчивости и восприимчивости детей с ограниченными возможностями к культурным явлениям. По мнению А.Н. Леонтьева, познание мира и вхождение в культуру осуществляется в деятельности, которая является единицей жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире.
Основными критериями социокультурной адаптации детей являются: социальная направленность активности личности, её устойчивость и результативность.
Показателями социальной адаптации выступают:
- Эмоциональная отзывчивость и восприимчивость к процессам и явлениям добротворчества, милосердия, сострадания, соучастия, сотрудничества;
- Развитая эмпатия, осознание социальных норм поведения и выражение стремления к ним; стремление к активной социальной позиции, способность к рефлексивной оценки своих поступков.
Специфика социокультурной адаптации детей содержит:
- Осуществление процесса обучения и творчества на основе субъект - субъективных отношений, обеспечивающих успешность детей в учебной и в творческой деятельности;
- Раскрытие и поддержку природных данных ребёнка, латентность воспитательных средств и методов, способствующих индивидуальному росту, развитию креативности личности.
Эффективность социокультурной адаптации детей обеспечивается функционированием целостной педагогической модели, в которой культурологическое, социологическое, досуговое сопровождение создаёт адаптивно - образовательное пространство для раскрытия и самореализации детей младшего возраста.
Итак, социокультурная адаптация - это процесс и результат вхождения ребёнка в новую социальную ситуацию развития - ситуацию школьного обучения, результатом которого является адаптированность (система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности). Эффективная адаптация - одна из предпосылок успешной учебной деятельности, ведущая для детей, так как представляет собой систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения и общения.
- 1.2 Театральные технологии как средство адаптации и социализации детей с ОВЗ
В современных социальных условиях проблема поиска новых методов помощи детям с ограниченными возможностями здоровья становится все более актуальной. В воспитании ребенка важным является обеспечение своевременной помощи в решении различного рода проблем, связанных со спецификой его заболевания. Наиболее эффективным в решении проблем развития детей с ограниченными возможностями здоровья является применение художественно-творческих технологий.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - особая категория детей, имеющих проблемы в физическом, умственном или психическом развитии. Для «особых» детей, для детей с нарушением интеллекта или имеющих хронические нарушения в здоровье, необходимо создавать и особые условия. Многие из таких детей социально изолированы от сверстников в силу заболевания, и имеют возможность общения с детьми только в пределах школы или больницы. Самоотношение таких школьников с ограниченными возможностями здоровья зачастую отличается негативной окраской, самооценка в большинстве случаев занижена, образ «Я» искажён, самопринятие слабо выражено.
Эффективность помощи в должной мере зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка. Одним из наиболее продуктивных видов деятельности для таких детей является художественно - творческая.
В процессе художественного творчества учащихся с ограниченными возможностями здоровья решаются следующие основные проблемы самоотношения:
- Проблема формирования целостного и позитивного представления самих себе. У детей с ограниченными возможностями здоровья зачастую формируется искажённое, либо негативно окрашенное, представление о себе. В конце младшего школьного возраста добавляется представление о собственном внешнем виде; у детей могут появляться комплексы, связанные с их отличиями от других людей. В творчестве формируется адекватное отношение к себе и своему заболеванию.
Ребенок отвечает на вопросы «кто я?», «какой я?».
Решением данной проблемы является создание условий для самопознания, самопринятия ребенка, формирования у него адекватного и позитивного образа «Я» в процессе творческой деятельности.
Формированию физического образа «Я» способствуют занятия на темы «Автопортрет», «Я в прошлом, настоящем и будущем», «Мои качества». Можно предложить ребенку нарисовать, слепить, протанцевать, проиграть различные образы самого себя (приложение).
- Проблема развития эмоционально - ценностного отношения к себе.
У детей с ограниченными возможностями здоровья зачастую нарушена область проявления эмоций, эмоционально-волевая сфера требует коррекции. Арт-терапия, то есть исцеление с помощью искусства, является важной в сопровождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительству.
Решение этих проблем – театрализованная деятельность.
Внутренний мир детей с ограниченными возможностями здоровья оригинален, нестандартен. Детям с ограниченными возможностями здоровья свойственна особенная спонтанность творчества.
Метафорическое пространство искусства позволяет бережно и мягко скорректировать особенности психоэмоциональной сферы у учащегося с ОВЗ, отвлекает от сосредоточенности на заболевании и позволяет скорректировать неблагополучные условия среды. Таким образом, решением проблемы является реализация арт - терапевтического потенциала искусства в творчестве ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Упражнения, направленные на развитие самоотношения, адекватной самооценки призваны обеспечить для ребенка эмоциональную разгрузку с последующим формированием позитивного отношения к самому себе.
Е.С. Куроленко полагает, что музыкальное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его творческих способностей, созидательного отношения к себе в процессе музыкального воспитания может быть источником укрепления его физического, душевного и социального здоровья. Важно музыкальное развитие незрячих детей. Незрячий ребенок начинает активно познавать мир, себя в нем, взаимодействовать с ним более комфортно, уверенно чувствовать себя в любой, даже незнакомой обстановке.
Слепой ребенок посредством звуков способен достигать практически полного представления, как об окружающей действительности, так и самом себе.
- Проблема развития социального «Я».
У детей, у которых затруднено выражение собственных мыслей в силу психических или физических факторов, важным является невербальное, творческое выражение своих чувств, мыслей, отношения к действительности. В процессе групповой творческой деятельности происходит раскрытие собственного потенциала ребенком через восприятие других, самовыражение, преодоление чувства одиночества. Чувство отверженности, непонимания и отторжения общества - это проблемы, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья.
С помощью художественного творчества ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится устанавливать позитивные отношения с другими, основанные на эмпатии, толерантности, доброжелательном сотрудничестве.
Поэтому решением проблемы коммуникативного аспекта ребенка с ограниченными возможностями здоровья является включение его в групповую творческую работу с остальными детьми (приложение).
Важным методом развития социального «Я» является детский театр, психодрама с детьми.
И.И. Мамайчук полагает, что сюжетно - ролевые игры содействуют развитию самооценки ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Для детей с серьезными проблемами в здоровье и низким социальным опытом рекомендуется проигрывание известных сказок. Педагог с ребенком обговаривает суть сказки по определенным вопросам, которые помогают ребенку восстановить образы героев сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Сказка активизирует воображение ребенка, развивает у него умение представлять испытания, в которые попадают персонажи. Создается образ героя сказки. Способность ребенка входить в роль и уподобляться образу это важное условие, необходимое для коррекции не только эмоционального дискомфорта, но и негативных характерологических проявлений.
Свои отрицательные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя персонажей собственными отрицательными эмоциями и чертами характера.
Театральные технологии способствуют развитию отношения ребенка с ограниченными возможностями здоровья к себе с помощью расширения ролевого репертуара, внутреннего опыта проживания жизненных ситуаций в процессе формирования эмпатии, что происходит с помощью следующих механизмов:
- Идентификация (с героем, с художественным образом, с участниками творческого процесса, а через процесс творчества - с миром);
- Обособление (осознание своих отличий от других на основе неповторимости своего творчества, выбора художественных средств, разотождествление с героем на определенном этапе творчества)
- Самовосприятие (восприятие своего «Я» посредством выбора героев, способов театральной игры)
- Рефлексивные механизмы (осмысление своего творчества): так, Т. Г. Пеня полагает, что театральное творчество приводит к развитию у ребенка «внутреннего критика»;
- Децентрация (выход за пределы «Я» путем отстранения от своего героя, самого себя, творчества).
- Проблема самоактуализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо большее пространство для самореализации, самоактуализации. В пространстве школы такие учащиеся не всегда могут полностью реализовать свой внутренний потенциал в силу своего заболевания, частых пропусков, невозможности сосредоточиться на уроках. Занятия художественным творчеством особенно важны для детей-инвалидов, которые из-за физических или психоэмоциональных особенностей, связанных с заболеванием, часто социально дезадаптированы, у них не сформированы навыки жизни в мире, обществе, преобладает «социальный инфантилизм». В процессе совместного творчества, организованном на занятии, дети учатся быть активными, креативными, самостоятельными и ответственными. В процессе создания художественных продуктов перед детьми расширяется пространство профессионального и жизненного пути. Решением данной проблемы является обеспечение педагогами свободы творчества детей с ограниченными возможностями здоровья (приложение).
Важным является и создание определенного творческого продукта, так как детям с особыми потребностями особенно необходимо подтверждение их «нужности», пользы, значимости в виде наглядного результата. Так, например, Ю. Красный предлагает использование глины: детей с детским церебральным параличом можно приобщать к созданию глиняных фигурок неопределенной формы: глиняные «прижималки» создавать легче и приятнее, нежели пластиковые. Хорошо подготовленная глина «послушнее», ее поверхность сохраняет малейшие следы детских пальцев, серый (до обжига) цвет подчеркивает каждую выпуклость и каждую вмятину [9].
И.И. Мамайчук полагает, что существует два вектора развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья:
- возврат к ранним онтогенетическим этапам развития познавательных процессов и личности, активизация этих процессов в качестве ранее не востребованных резервов. Так, для развития социально «Я», коммуникативных навыков и эмоционально-волевой устойчивости используются различные подвижные игры и расслабляющие техники, направленные на снижение эмоционального напряжения
- ориентация на уровень ближайшего развития ребенка. Это предполагает стимуляцию взросления личности у детей с ограниченными возможностями здоровья и включает в себя формирование их самооценки, самоуважения, адекватного отношения к своему дефекту.
В ходе реализации второго направления важным является не только обеспечение позитивного отношения к себе как к индивиду, но и формирование отношения ребенка к себе как к культурной и творческой личности. Поэтому в ходе занятий необходимо формировать основы культуры личности.
Таким образом, эффективным решением данных проблем является развитие позитивного самовосприятия ребенка с ограниченными возможностями здоровья, творческая реабилитация, развитие ребенка как творческой личности. Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо большее пространство для самореализации, самоактуализации. Поэтому внедрение в работу педагогов художественно - творческих технологий является важным фактором гармоничного развития личности и позитивного самоотношения каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- 1.3 Значимость театральной педагогики в воспитании и социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (учение К. С. Станиславского)
Театр – искусство действия и овладеть основами сценической грамоты с детьми с проблемами в развитии можно только в самом театральном действии. Передовая практика в поисках наиболее эффективных путей не случайно обращается к наследию К.С. Станиславского, где вопросы обучения рассматриваются в непрерывной связи с задачами коррекционно-развивающего обучения и воспитания качеств творческой личности, необходимых в любой деятельности.
Итак, учение К. С. Станиславского об актёрском творчестве многими гранями соприкасается с общепедагогическими установками и механизмами формирования творческой личности и даёт реальные возможности в решении современных педагогических проблем, т. к. у сценического и жизненного действия одинаковая природа, они протекают по одним и тем же законам.
Вся система и метод К. С. Станиславского – это методологическая база подготовки и реализации творческого результата, начиная с простейших элементов: сценической правды, веры, органики, внимания, раскрепощённости тела, воображения, фантазии и т. п. Подготовка этих элементов тем более должна быть у детей с ограниченными возможностями в силу их специфики развития. К. С. Станиславский утверждал, что в театре важен творческий процесс. Он не возможен без воспитания в себе чувства коллектива. Коллективное чувство театра настойчиво требует общения и взаимодействия между собой всех членов коллектива в процессе сценического творчества. Человек, играющий в театре, воспитывает в себе черты характера, интеллект, чувство коллектива и волю к активному действию. И если ребёнок с нарушением интеллекта участвует в театре, он будет более развит в этих чувствах. Все участники театра должны найти общий язык. К.С. Станиславский в своих беседах с молодёжью основной предпосылкой для роста коллектива и каждого отдельного её члена утверждал принцип доброжелательности.
Итак, творчество - это задача, поиск и открытие. Стадии творческого процесса определены психологией творчества: сначала должна возникнуть “ проблемная ситуация“, но её решение ищущим должно быть страстно желаемым. И, если условия проблемы реальны, начинается дискурсивный ход использования всех знаний и всего опыта для её решения.
Проблему адаптации ребёнка с ограниченными возможностями можно попытаться решить по такому же пути. Самое главное-это захотеть как детям, так и их родителям, педагогам достичь желаемой цели. А ещё немаловажно привести ребёнка в театральный кружок, студию или в то место, где будут с ним заниматься театрализованной деятельностью. Ведь театр сочетает в себе несколько направлений искусств. А искусство-это средство развития личности.
Театр формирует умение увидеть и понимать прекрасное, в силу своей синтетической природы. Театр – это и литературный текст, и звучащее слово; это пластика и действие актёра, его костюм, грим; это музыка, цвет и свет; это изобразительное пространственное искусство художника. Причём, каждое из искусств, выступая в театре в союзе с другими видами искусств, обретает новые, дополнительные возможности воздействия на ребёнка с проблемами в развитии. В своём воздействии на человека искусство театра влияет на сложную систему его чувств, вовлекает зрителя в действие, заставляет сопереживать. Театральный спектакль учит анализировать увиденное и услышанное, вырабатывает умение активно воспринимать, что крайне необходимо в процессе воспитания характера личности. Участие в театральной деятельности способствует формированию целостности внутреннего мира личности ребёнка и установлению гармонии его отношений с окружающим миром и с людьми.
А установление отношений с окружающим миром есть одна из форм социализации ребенка в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)
В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем звене общеобразовательных учреждений города
В статье представлен материал по проблемам адаптации в среднем звене детей с ограниченными возможностями здоровья....
Описание опыта работы по социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Описание опыта работы социального педагога МБОУ "СОШ №2"...
Физическое воспитание как средство реабилитации,коррекции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, подборка упражнений. подвижных игр....
Отчет по реализации социально-просветительского проекта адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья 1 А класса за 2020-2021 учебный год
Краткий отчет специалистов, реализующих программу проекта...
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье предоставлен анализ социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы....
Театрализованные игры как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в рамках школьного театра «Лучик».
Воспитательная практика была проведена мной на базе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области. Цель воспитательной практики:га...