ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья

Елена Вячеславовна Попова

Игра имеет особое значение в жизни детей, но она также может быть мощным инструментом в психотерапии, дефектологии, логопедии для людей всех возрастов. Терапия через игру - это подход, в котором игровые методики и материалы используются для достижения терапевтических целей и поддержки психологического благополучия человека.Игровая терапия доказано эффективна в работе с невротическими расстройствами у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_terapiya_dlya_sotsadaptatsii_detey_s_ovz.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Попова Елена Вячеславовна

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Школа - интернат г. Павловский Посад, Московская область

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Игра имеет особое значение в жизни детей, но она также может быть мощным инструментом в психотерапии, дефектологии, логопедии для людей всех возрастов. Терапия через игру - это подход, в котором игровые методики и материалы используются для достижения терапевтических целей и поддержки психологического благополучия человека.

Игровая терапия может использоваться также для лечения широкого спектра детских расстройств, включая тревожность, поведение, депрессию, синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ), посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), расстройство аутистического спектра, тяжелые множественные нарушения, болезнь Дауна, синдром Аспергера и т.д. Она также может быть использована для помощи детям, пережившим травмирующие события, такие как жестокое обращение или отсутствие заботы. Игровая терапия обычно проводится обученным педагогом, специалистом, который создает для ребенка безопасную и заботливую среду для игр и исследований. Педагог наблюдает за игрой ребенка и использует ее как способ понять его мысли, чувства и переживания.

Игровые методики, такие как ролевые игры, настольные игры, карточные игры, создание историй или использование песочницы, арт-терапия, нейроигры предоставляют детям возможность экспериментировать, исследовать и переживать свои эмоции и мысли в безопасной и контролируемой среде.Одной из причин эффективности игровой терапии является возможность непосредственной вовлеченности ребёнка в процесс. Игра предлагает активную форму взаимодействия, где ребёнок становится активным участником и создателем своего опыта. Это помогает ему осознать и изменить свои мысли, поведение и отношения.

В процессе  развития у детей часто возникают сложности в приспособлении к окружающей обстановке, в их жизнь тоже могут вторгаться трудные жизненные обстоятельства. Само развитие может усиливать внутреннее психологическое напряжение, усиливая тревогу и беспокойство. Некоторым детям в каких-то областях нужна большая помощь, чем другим. Внешне это выражается по-разному: ухудшилось поведение ребенка,
чрезмерные эмоциональные реакции, стал много болеть, не хочет категорически ходить в сад или школу.  В большом проценте случаев родители на самом деле,  находят способы помочь своему ребенку, они больше уделяют ему внимания, стараются 
выслушать и понять, изменить условия жизни, родительский подход. Но, к сожалению, бывает так, что этого недостаточно.  Часто, когда возникают психологические или поведенческие проблемы у детей, предлагают подождать, мол ребенок перерастет проблему, повзрослев. Это и правда, так бывает, что ребенок спонтанно излечивается спустя какое-то время,  благодаря тому, что становится более личностно зрелым.

Но, бывает и так, что психологические проблемы изматывают не только ребенка, но его окружение: родителей, учителей или воспитателей.  И становятся угрозой для развития и общества.

Специалистов  обучают распознавать игровой язык детей.  А когда ребенок чувствует, что его кто-то понимает, он испытывают облегчение, потому что чувство высказано.  Тогда и с проблемой легче справиться. Самое главное — сессии игры должны быть ВЕСЕЛЫМИ, они должны мотивировать ребенка.  

Игровая терапия помогает детям пройти непростой для них адаптационный период в детском саду и школе, принять ритм жизни в социуме.Одним из основных преимуществ игровой терапии является то, что она позволяет детям выразить себя естественным и не угрожающим способом. Через игру дети могут выражать свои мысли, чувства и переживания в удобной и привычной для них форме. Это может быть особенно полезно для детей, которые испытывают трудности с вербализацией своих эмоций или переживаний.

Еще одним преимуществом игровой терапии является то, что она может помочь детям развить навыки преодоления трудностей и стратегии решения проблем. Играя, дети могут исследовать различные сценарии и научиться справляться с трудными ситуациями в безопасной и контролируемой среде. Это может помочь им развить уверенность и стойкость, необходимые для преодоления трудностей повседневной жизни. Игра способствует социальной адаптации и может быть использована для тренировки навыков коммуникации, установления границ, решения конфликтов и сотрудничества. Коррекционно - развивающая работа с детьми требует большого терпения. Не избежать в ней периодов спада, регрессии. Однако при адекватной коррекционной помощи дети преодолевают свои страхи перед обучением, контактом с окружающим миром, они становятся более открытыми, определяют содержание своих увлечений и интересов, имеют возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.  

Благодаря игровой терапии происходит:

  1. Расширение ролевого диапазона формирующейся личности ребенка, что повышает его адаптацию и адекватное поведение в окружающей среде;
  2. Ребенок мягче выходит из эгоцентрической позиции, достигается единство индивидуального и коллективного «я»;
  3. Корректируются ранее аффективно обусловленные и невротически закрепленные стереотипы поведения, например, ранее испытанные беспокойства, испуга;
  4. Эффективно ведется работа с самооценкой, формированием ее адекватного уровня; устраняется чрезмерная сомнительность в правильности своих действий;
  5. Снижение утомляемости, нормализация сна и защитных сил организма.

Игровая терапия доказано эффективна в работе с невротическими расстройствами у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Список литературы:

  1. С.В. Гайченко. Игровые коммуникативные технологии в условиях инклюзивного образования.  Москва ИНФРА-М 2024.стр. 13-18, стр.36-79
  2. Пальчиковые игры  упражнения для детей 2-7 лет. /сост. Т.В. Калинина( и др.). – Изд. 4, перераб.- Волгоград: учитель.- 151 с.
  3. Арзамасова Т.А., Трубина Е.Н. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дощкольного возраста с нарушением зрения. Программа коррекционно-образовательной деятельности учителя - дефектолога. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. - 96с.
  4. Давыдова О.М., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями.-  СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128с.
  5. Е.А.Стребелева. Методическое пособие с приложением альбома « Наглядный материал для обследования детей» Москва  «Просвещение» 2024г.- с.432


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)

В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем звене общеобразовательных учреждений города

В статье представлен материал по проблемам адаптации в среднем звене детей с ограниченными возможностями здоровья....

«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооце...

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье предоставлен анализ социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы....

Театрализованные игры как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в рамках школьного театра «Лучик».

Воспитательная практика была проведена мной на базе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области. Цель воспитательной практики:га...