ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья
Игра имеет особое значение в жизни детей, но она также может быть мощным инструментом в психотерапии, дефектологии, логопедии для людей всех возрастов. Терапия через игру - это подход, в котором игровые методики и материалы используются для достижения терапевтических целей и поддержки психологического благополучия человека.Игровая терапия доказано эффективна в работе с невротическими расстройствами у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_terapiya_dlya_sotsadaptatsii_detey_s_ovz.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Попова Елена Вячеславовна
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Школа - интернат г. Павловский Посад, Московская область
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Игра имеет особое значение в жизни детей, но она также может быть мощным инструментом в психотерапии, дефектологии, логопедии для людей всех возрастов. Терапия через игру - это подход, в котором игровые методики и материалы используются для достижения терапевтических целей и поддержки психологического благополучия человека.
Игровая терапия может использоваться также для лечения широкого спектра детских расстройств, включая тревожность, поведение, депрессию, синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ), посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), расстройство аутистического спектра, тяжелые множественные нарушения, болезнь Дауна, синдром Аспергера и т.д. Она также может быть использована для помощи детям, пережившим травмирующие события, такие как жестокое обращение или отсутствие заботы. Игровая терапия обычно проводится обученным педагогом, специалистом, который создает для ребенка безопасную и заботливую среду для игр и исследований. Педагог наблюдает за игрой ребенка и использует ее как способ понять его мысли, чувства и переживания.
Игровые методики, такие как ролевые игры, настольные игры, карточные игры, создание историй или использование песочницы, арт-терапия, нейроигры предоставляют детям возможность экспериментировать, исследовать и переживать свои эмоции и мысли в безопасной и контролируемой среде.Одной из причин эффективности игровой терапии является возможность непосредственной вовлеченности ребёнка в процесс. Игра предлагает активную форму взаимодействия, где ребёнок становится активным участником и создателем своего опыта. Это помогает ему осознать и изменить свои мысли, поведение и отношения.
В процессе развития у детей часто возникают сложности в приспособлении к окружающей обстановке, в их жизнь тоже могут вторгаться трудные жизненные обстоятельства. Само развитие может усиливать внутреннее психологическое напряжение, усиливая тревогу и беспокойство. Некоторым детям в каких-то областях нужна большая помощь, чем другим. Внешне это выражается по-разному: ухудшилось поведение ребенка,
чрезмерные эмоциональные реакции, стал много болеть, не хочет категорически ходить в сад или школу. В большом проценте случаев родители на самом деле, находят способы помочь своему ребенку, они больше уделяют ему внимания, стараются
выслушать и понять, изменить условия жизни, родительский подход. Но, к сожалению, бывает так, что этого недостаточно. Часто, когда возникают психологические или поведенческие проблемы у детей, предлагают подождать, мол ребенок перерастет проблему, повзрослев. Это и правда, так бывает, что ребенок спонтанно излечивается спустя какое-то время, благодаря тому, что становится более личностно зрелым.
Но, бывает и так, что психологические проблемы изматывают не только ребенка, но его окружение: родителей, учителей или воспитателей. И становятся угрозой для развития и общества.
Специалистов обучают распознавать игровой язык детей. А когда ребенок чувствует, что его кто-то понимает, он испытывают облегчение, потому что чувство высказано. Тогда и с проблемой легче справиться. Самое главное — сессии игры должны быть ВЕСЕЛЫМИ, они должны мотивировать ребенка.
Игровая терапия помогает детям пройти непростой для них адаптационный период в детском саду и школе, принять ритм жизни в социуме.Одним из основных преимуществ игровой терапии является то, что она позволяет детям выразить себя естественным и не угрожающим способом. Через игру дети могут выражать свои мысли, чувства и переживания в удобной и привычной для них форме. Это может быть особенно полезно для детей, которые испытывают трудности с вербализацией своих эмоций или переживаний.
Еще одним преимуществом игровой терапии является то, что она может помочь детям развить навыки преодоления трудностей и стратегии решения проблем. Играя, дети могут исследовать различные сценарии и научиться справляться с трудными ситуациями в безопасной и контролируемой среде. Это может помочь им развить уверенность и стойкость, необходимые для преодоления трудностей повседневной жизни. Игра способствует социальной адаптации и может быть использована для тренировки навыков коммуникации, установления границ, решения конфликтов и сотрудничества. Коррекционно - развивающая работа с детьми требует большого терпения. Не избежать в ней периодов спада, регрессии. Однако при адекватной коррекционной помощи дети преодолевают свои страхи перед обучением, контактом с окружающим миром, они становятся более открытыми, определяют содержание своих увлечений и интересов, имеют возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Благодаря игровой терапии происходит:
- Расширение ролевого диапазона формирующейся личности ребенка, что повышает его адаптацию и адекватное поведение в окружающей среде;
- Ребенок мягче выходит из эгоцентрической позиции, достигается единство индивидуального и коллективного «я»;
- Корректируются ранее аффективно обусловленные и невротически закрепленные стереотипы поведения, например, ранее испытанные беспокойства, испуга;
- Эффективно ведется работа с самооценкой, формированием ее адекватного уровня; устраняется чрезмерная сомнительность в правильности своих действий;
- Снижение утомляемости, нормализация сна и защитных сил организма.
Игровая терапия доказано эффективна в работе с невротическими расстройствами у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Список литературы:
- С.В. Гайченко. Игровые коммуникативные технологии в условиях инклюзивного образования. Москва ИНФРА-М 2024.стр. 13-18, стр.36-79
- Пальчиковые игры упражнения для детей 2-7 лет. /сост. Т.В. Калинина( и др.). – Изд. 4, перераб.- Волгоград: учитель.- 151 с.
- Арзамасова Т.А., Трубина Е.Н. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дощкольного возраста с нарушением зрения. Программа коррекционно-образовательной деятельности учителя - дефектолога. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. - 96с.
- Давыдова О.М., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями.- СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128с.
- Е.А.Стребелева. Методическое пособие с приложением альбома « Наглядный материал для обследования детей» Москва «Просвещение» 2024г.- с.432
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)
В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем звене общеобразовательных учреждений города
В статье представлен материал по проблемам адаптации в среднем звене детей с ограниченными возможностями здоровья....
Описание опыта работы по социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Описание опыта работы социального педагога МБОУ "СОШ №2"...
«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооце...
Отчет по реализации социально-просветительского проекта адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья 1 А класса за 2020-2021 учебный год
Краткий отчет специалистов, реализующих программу проекта...
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье предоставлен анализ социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы....
Театрализованные игры как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в рамках школьного театра «Лучик».
Воспитательная практика была проведена мной на базе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области. Цель воспитательной практики:га...