Методическая разработка уроков физической культуры по развитию физических качеств ловкости, быстроты, выносливости.
методическая разработка по физкультуре (1 класс) на тему
Методическая разработка уроков физической культуры по развитию физических качеств ловкости, быстроты, выносливости.
В данной работе представлены вопросы развития физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, силы, гибкости на уроках физической культуры у учащихся с 1 по 11 классы общеобразовательной школы.
Автор останавливается на наиболее эффективных средствах, приемах и методах воспитания данных качеств с учетом анатомо-физиологических особенностей детей данных возрастных групп. В работе обобщен передовой опыт по развитию физических качеств во все разделах школьной программы на основе требований государственного образовательного стандарта по предмету «Физическая культура».
Работа может быть использована в практической деятельности учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitiya_fizicheskih_kachestv.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №40»
Творческая работа
Рабочие программы по физической культуре на примере
«Развития физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости»
Ярославль
2015г.
Оглавление
Введение | 3 |
Основная часть | 6 |
Развитие ловкости, быстроты, выносливости в 1-2 классах | 6 |
Развитие ловкости, быстроты, выносливости в 3-4 классах | 8 |
Развитие ловкости, быстроты, выносливости в 5 классах | 9 |
Развитие ловкости, быстроты, выносливости в 6 классах | 11 |
Развитие ловкости, быстроты, выносливости в 7 классах | 13 |
Развитие ловкости, быстроты, выносливости в 8-9 классах | 16 |
Развитие ловкости, быстроты, выносливости в 10-11 классах | 18 |
Заключение | 21 |
Список используемых источников и литературы | 22 |
Приложения |
Введение
В младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функции двигательного анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движений. Обучение новым движениям с развитием координационных способностей становится для детей привлекательным и доступным.
Но в то же время детям младшего школьного возраста трудно выполнять отдельные параметры. Дети плохо переносят однообразные упражнения и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях, быстро утомляются. Очень привлекают учащихся те упражнения, которые они могут быстро освоить. Выбирая тот или иной метод обучения при работе с детьми, необходимо учитывать их возрастные особенности и двигательный опыт.
При занятиях с младшими школьниками, учитывая их бедный двигательный опыт, следует уделить вниманию методу обеспечения наглядности. Но уже с начальных классов следует с помощью доходчивых образных объяснений органически связывать наглядность с глубоким осмысливанием сути изучаемых действий, их назначения, правил выполнения.
Работая с младшими школьниками, чаще пользуются методом целостного выполнения упражнения, при этом действия в начале упрощают за счет второстепенных деталей и облегчают путем замедленного выполнения, использования вспомогательных снарядов, ориентиров, физической помощи и т.д. Большое место имеет применение игровой формы выполнения задания, особенно при совершенствовании движения и использовании его для развития физических качеств.
Особую роль приобретают при работе с детьми специальные формы речевого воздействия учителя. Звучность команды, интонация, эмоциональная окраска речи сильно влияет на качество выполнения упражнения учениками.
Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте имеет свои особенности. Направленное воздействие на развитие тех или иных физических качеств обеспечивается подбором физических упражнений и методикой занятия. Физические качества совершенствуются в процессе обучения движениям. Важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления организма – всесторонность воздействий, нагрузок и функциональных возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.
Развитие ловкости в период занятий в школе у детей идет по пути образования новых форм координации движений.
Чтобы успешно решить эти задачи, детей обучают широкому кругу разнообразных двигательных действий.
С целью воспитания ловкости, как умения преобразовывать движения в связи с меняющейся обстановкой их применения широко используют подвижные игры, бег и другие упражнения на местности, связанные с преодолением препятствий и ориентированием, при этом очень важно постоянно обновлять упражнения, менять условия их применения.
Чтобы совершенствовать координацию движения, их точность и экономичность, в уроки включают усложняющие задания, с соблюдением пространственных и временных параметров движения, а также упражнения на «расслабления» и на «равновесия». Упражнения на «равновесие» и на тренировку вестибулярного аппарата требуют особого внимания.
При развитии физических качеств необходимо учитывать, что у младших школьников показатели силовых способностей невелики, к 11 годам они возрастают, далее продолжают увеличиваться, но неравномерно. В младшем школьном возрасте (интенсивный рост тела) применение упражнений способствующих наращиванию мышечной массы малоэффективны и поэтому нецелесообразны. Не следует форсировать собственно силовых способностей в младшем и среднем школьном возрасте.
Задача на этих этапах – обеспечить гармоничное развитие всех мышечных групп, и образованию прочного «мышечного корсета», укрепить дыхательную мускулатуру, развивать мышцы, слаборазвивающиеся без выполнения упражнения. Наиболее интенсивно сила возрастает у мальчиков с 11 до 13 лет.
Индивидуальное развитие силы зависит от сроков полового созревания. В начальной школе не следует включать в урок упражнения, связанные с максимальными и продолжительными мышечными напряжениями, с длительным сохранением статических поз, предельная величина отягощения не должна превышать 1/3 – 1/2 веса собственного тела.
Следует уделить внимание укреплению и развитию крупных мышечных групп, от которых зависит правильная осанка. Это развивающие упражнения: лазание, бег, прыжки, метания, игры с элементами единоборств и т.д., и только после 10 лет упражнения с отягощениями, упражнения в смешанных висах и упорах продолжительностью до 10 минут, игры с выраженными силовыми напряжениями и другие упражнения.
При развитии быстроты у младших школьников воздействуют на быстроту двигательной реакции, быстроту отдельных движений и способность увеличивать темп движений без отягощений. С этой целью используют различные упражнения, требующие быстроты двигательной реакции на заранее обусловленный сигнал (зрительный, звуковой, тактильный). Для развития скоростных возможностей использовать естественные движения в нестандартных вариантах. Многократное стандартное повторение упражнений с максимальной скоростью (повторный метод тренировки) может привести к отрицательным явлениям: возникновению скоростного барьера даже в младшем школьном возрасте. Применение различных «скоростных» игр в разнообразных вариантах наиболее эффективно.
В младшем школьном возрасте проявления статической и скоростной выносливости незначительны. Но чаще и целесообразнее всего развитие выносливости в этом возрасте проводить во время подвижных игр.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Развитие ловкости, быстроты, выносливости в 1-2 классах
Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии т.д.). Эти программы содержат научно-обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений навыков. Физическое воспитание является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств.
Реализация этого положения в процессе физического воспитания определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям».
Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями, а также способность быстро переключаться с одного сложного движения на другое не менее сложное. Развивается ловкость при изучении новых отдельных движений и упражнений в целом. Но упражнения обязательно должны быть новыми. Очень важно развивать жизненно необходимый навык – способность сохранять равновесие. С этой целью применяются упражнения по уменьшенной и повышенной опоре:
в 1-2 классе мы делаем следующие упражнения:
- на местности ходьба на носках, пятках и т.д.;
- ходьба в полуприсяде и т.п.
Уроки № 24, 25, 26, 27.
Акробатические упражнения:
- группировка;
- стойка на лопатках и т.п.
Уроки № 22, 23, 27, 31.
- полоса препятствий;
- лазание по гимнастической стенке вверх, влево, вправо, наискосок и т.д.
Уроки № 24, 27, 28.
Висы:
- на гимнастической стенке;
- животом к гимнастической стенке и т.д.
Уроки № 28, 29, 30, 31.
Хорошо способствуют развитию ловкости – подвижные и спортивные игры (программный материал):
- «Метко в цель» - мяч водящему;
- «Самый ловкий» - мяч в корзину;
- передача мяча в парах;
- передача мяча в шаге и т.д.
Уроки № 1, 2, 4, 5, 7, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 22 , 25, 27, 28, 32, 49, 50, 53, 54, 56, 64, 65, 67, 68.
Ловкость на уроках лыжной подготовки:
- ступающий шаг;
- скользящий шаг;
- игры на лыжах и передвижение на местности – совершенство важно в технике, но главное содержание занятий составляет выработка необходимых качеств – ловкости.
Уроки № 34, 35, 36, 37, 38, 39, 41, 42, 44, 45, 47.
Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить на открытом воздухе. Это упражнения в игровой и соревновательной форме, что доставляет детям радость и удовольствие, что формирует морально-волевые качества личности ребенка:
- обычный бег с изменением скорости;
- соревнования (до 30м, до 60м) и другие упражнения.
Уроки № 5, 10, 57, 58, 59, 60, 61, 65, 67, 68.
Быстрота – это способность быстро реагировать на сигналы (быстрота двигательных реакций) и быстро перемещаться в пространстве (беге по дистанции, во время игр и т.д.). Основным упражнением на развитие быстроты является повторный бег с максимальной «интенсивностью» на короткие (30-100м) дистанции.
Легкая атлетика в 1-2классах
- различные эстафеты с предметами;
- бег с препятствием;
- «салки» - в разных вариантах и т.д.
Уроки № 1, 2, 5, 11, 15, 55, 56, 62, 65, 67, 68.
На уроках лыжной подготовки быстрота развивается:
- игры «Кто самый быстрый?» отдельно для девочек и мальчиков;
- эстафета с поворотом между командами на дистанции до 50м.
Уроки № 35, 37, 38, 41, 43, 44, 46, 47, 49, 50.
В подвижных играх быстрота развивается на играх:
- гонка мячей по кругу;
- круговая эстафета и т.п.
Уроки № 53, 54, 58, 60, 61, 62, 65, 68.
Выносливость – способность бороться с утомлением и длительное время выполнять нагрузку в какой-либо деятельности. Для развития выносливости лучше всего использовать длительный бег (кросс на местности), передвижение на лыжах, велосипеде и другое.
В 1-2 классе мы выполняем в легкой атлетике:
- бег на выносливость до 4 мин., до 6 мин.;
- игры «Лисы и куры», «Два мороза».
Уроки № 7, 8, 10, 64, 65.
Выносливость в лыжной подготовке:
- игры «Вызов номеров», «Пройти в ворота и обратно»;
- эстафеты без палок.
Уроки № 35, 36, 38, 41, 42, 46, 47, 50.
Подвижные игры в 1-2 классах:
- игры «Пустое место», «Волк во рву» и т.д.
Уроки № 3, 7, 8, 10, 11, 15, 18.
Развитие ловкости, быстроты, выносливости в 3-4 классах
Развитие ловкости на уроках легкой атлетики:
- преодоление 3-4 препятствий;
- прыжки через скакалку;
- круговые эстафеты.
Уроки № 1, 2, 5, 9, 16, 18, 28, 32, 53, 54, 58, 62, 64, 65.
Ловкость на уроках гимнастики:
- кувырки вперед, назад;
- подтягивание на скамейке;
- полоса препятствий из гимнастических снарядов и т.д.
Уроки № 19, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 26, 31.
Опорные прыжки:
- прыжки вверх с мостика;
- наскок на колени, встать, прыжок прогнувшись.
Уроки № 25, 26, 27, 28, 30, 31.
Висы:
- вис на согнутых руках;
- поднимание ног в висе.
Уроки № 27, 29, 30, 31.
Подводящие упражнения на гимнастической скамейке:
- ходьба по гимнастической скамейке выпадами;
- прыжки на двух ногах и т.д.
На бревне:
- ходьба по бревну h – 100см;
- переход на одно колено.
Уроки № 28, 29, 30, 31.
В лыжной подготовке ловкость развивается:
- скользящий ход с палками и без палок;
- спуски в высокой и низкой стойках.
Уроки № 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42.
Подвижные игры – развитие ловкости:
- в баскетболе - броски над собой, ловля и передача мяча в парах на месте;
- броски по ворота в футболе;
- игры «Овладей мячом», «Борьба за мяч» и т.д.
Уроки № 1, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17.
Развитие быстроты в 3-4 классах:
- бег из различных исходных положений с максимальной скоростью до 30м, до 60м;
- эстафеты с эстафетной палочкой;
- полоса препятствий из 5-6 элементов.
Уроки № 2, 3, 5, 7, 8.
В 3-4 классах развитие выносливости постепенно увеличивается.
Выносливость в легкой атлетике:
- бег приставными шагами;
- прыжки на заданную длину 60-100м
- бег до 1000м (соревновательный);
- встречные эстафеты с мячами, с палкой, со скакалкой.
Уроки № 1, 3, 5, 6, 7, 53, 58, 62, 63, 64, 65, 67.
В лыжной подготовке выносливость вырабатывается:
- эстафеты с палками и без палок;
- соревнования с дистанции 1км;
- эстафеты со склона до 100м (2-3 раза).
Уроки № 34, 41, 42, 43, 44.
Подвижные игры:
- в баскетболе – бег с чередованием ходьбой; прыжки на одной, двух ногах;
- игры «Кто лишний», Прыжки через коридор», «Салки» и т.д.;
- ведение мяча с изменением направления.
Уроки № 1, 3, 5, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 17, 45, 46, 47, 48, 49, 50.
Развитие ловкости, быстроты, выносливости в 5 классах
Развитие ловкости в 5-х классах. В 5-х классах делаем также упражнения:
- легкоатлетический бег на короткие дистанции;
- перекат с пятки на носок;
- ходьба выпадами.
Подвижные игры:
- прыжки в высоту, длину;
- челночный бег 3*5, 3*10, 4*10 и т.п.
Уроки № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 53, 55, 56, 59, 60, 61.
В гимнастической ловкости выражается:
- на брусьях – мальчики – сед ноги врозь; из седа на бедре соскок с поворотом; девочки – перемахи (правой, левой ногой)спад и подъем до упора на нижней жерди; наклоны вперед; подъем переворот в упор на нижней жерди.
- гимнастическая полоса препятствий.
Уроки № 20, 21, 23, 24.
Освоение акробатических упражнений:
- перекаты вперед, влево, вправо;
- стойка на лопатках;
- комбинации из изученных акробатических упражнений 3-4.
Уроки № 28, 29, 30,31, 32.
Игры с использованием гимнастических упражнений:
- упражнения с лентами, булавами;
- упражнения на бревне;
- ходьба с подниманием ноги и хлопок над ногой.
Уроки № 26, 27, 28, 29.
В лыжных играх:
- спуски со склона в низкой стойке;
- повороты плугом – подъемы;
- прохождение дистанции 2км.
Уроки № 34, 35, 36, 38, 39, 40, 42, 43, 44.
Развитие быстроты в 5-х классах.
В легкой атлетике:
- бег с высокого старта до 10м, 15м;
- прыжки широкими шагами;
- эстафеты с эстафетной палочкой и т.д.
Уроки № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59,60.
Быстрота в гимнастике:
- прыжки через скакалку;
- сгибание разгибание рук (до 30с.);
- эстафета с кувырками вперед.
Уроки № 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31.
Быстрота в спортивных играх:
- баскетбол – передача мяча в парах в 3-х в движении;
- учебная игра по упрощенным правилам;
- челночный бег с ведением и без ведения мяча и т.д.
Уроки № 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.
Волейбол – перемещение игрока боком, лицом, спиной вперед приставными шагами;
- передача мяча над собой сверху двумя руками на месте;
- игра мини-волейбол по упрощенным правилам;
- игра «Пионербол».
Уроки № 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52.
Развитие выносливости в 5 классах. Выносливость в легкой атлетике:
- многоскоки;
- прыжки в длину с разбега;
- кросс до 15м
- бег с препятствиями.
Уроки № 6, 8, 14, 57, 62, 63, 64.
В гимнастике:
- танцевальные упражнения под музыку;
- лазание по канату произвольным способом;
- прыжки через препятствие и др.
Уроки № 24, 26, 27, 28.
В лыжной подготовке выносливость развивается:
- движение по кругу на лыжах (5 кругов);
- прохождение дистанции 500м в быстром темпе с отдыхом – 500м – 2км (2 раза) и т.д.
Уроки № 34, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44.
Развитие ловкости, быстроты, выносливости в 6 классах
Развитие ловкости в легкой атлетике:
- бег боком (правым, левым);
- старт с опорой на одну руку;
- эстафеты.
Гимнастика – развитие ловкости:
- акробатика – перекаты боком, вперед, назад;
- стойка на лопатках;
- комбинации из ранее изученных упражнений (3-4 упражнения);
- эстафеты с элементами акробатики.
Уроки № 28, 29, 30, 31, 32.
Упражнения на брусьях:
- висы согнувшись, прогнувшись на верхней жерди;
- мальчики – сед на бедро соскок с поворотом;
- девочки – вис лежа, вис присев, вис прогнувшись и т.д.
Уроки № 20, 21, 22, 23.
Бревно:
- ходьба на носках;
- приседания;
- соскок прогнувшись.
Уроки № 24, 25, 27.
Гимнастический козел:
- подскоки на мостике;
- из упора присев в упор лежа;
- игра «Кто дальше прыгнет».
Уроки № 25, 26, 27, 28.
Лыжная подготовка:
- игры «Остановка рывком», «С горки на горку»;
- прохождение отрезков по 500м с палками и без палок;
- одновременный 2-ый ход.
Уроки № 33, 34, 35, 33, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44.
Ловкость в спортивных играх:
- передача мяча со сменой мест;
- броски мяча в кольцо;
- передача мяча в движении, бросок в кольцо;
- Учебная игра без правил и по упрощенным правилам.
Уроки № 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.
Волейбол:
-удары мяча об пол;
- передвижения в стойке, остановки по свистку учителя, ускорения;
- игра «Пионербол».
Быстрота в легкой атлетике:
- прыжки на месте и через препятствие;
- бег 30м, 60м;
- старт из положения лежа на 20м и т.д.
Уроки № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
В гимнастике:
- опорные прыжки;
- толчки с мостика на маты;
- быстрые вращения на перекладине.
Уроки № 20, 21, 22, 23, 24.
Быстроты в лыжной подготовке:
- эстафета без палок на отрезке 100м;
- игры «Спуск с горы», «Вызов номеров», «Кто быстрее» и т.д.;
- лыжные гонки.
Уроки № 34, 36, 38, 39, 40, 41, 43, 44.
В спортивных играх:
- эстафеты с мячом;
- прием мяча в движении;
- нижняя прямая передача и т.д.
Уроки № 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16.
Выносливость в легкой атлетике:
- бег по пересеченной местности;
- круговая тренировка;
- прыжки через препятствие на точность приземления.
Урок № 8.
В лыжной подготовке:
- прохождение дистанции 3км;
- лыжные гонки 1-2км;
- игры «С горки на горку», «Салки».
Уроки № 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 43, 44.
В спортивных играх выносливость развивается:
- подвижные игры с мячом;
- эстафеты с ведением мяча с изменением направления;
- игры «Борьба за мяч», «Мяч капитану» и др.
- техника передвижений, остановок.
Уроки № 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18.
Развитие ловкости, быстроты, выносливости в 7 классах
Развитие ловкости в гимнастике:
- научить вальсовой дорожке с продвижением вперед, на месте с поворотом, назад;
- стойка на голове с согнутыми ногами;
- эстафеты - «Мост» - эстафета с элементами акробатики, «Лазание по канату любым способом», «С вызов номеров»,
- эстафета - « С вызов номеров». Играющие в командах рассчитываются по порядку номеров, и каждый запоминает свой номер. Помимо стартовой черты, за 1-2м. от нее впереди чертится линия «финиша».
Руководитель вызывает любой номер. Игроки с данным номером выбегают вперед, обегают конечный предмет и возвращаются обратно. Кто из них раньше пересечет линию «финиша», тот зарабатывает очко для своей команды. Затем руководитель вызывает другой любой номер, и игроки под этим номером выбегают и т.д. Руководитель вызывает игроков по своему усмотрению. Некоторых участников игры он вызывает подряд 2 раза. Игра проводится 5-10 мин., после чего подсчитывается общее количество очков в каждой команде. Команда, заработавшая большее количество очков считается победительницей.
Правила:
1) если оба игрока прибегут одновременно, очко не присуждается не той ни другой команде;
2) если игрок не добежит до конечного пункта, он считается проигравшим и очко зарабатывает «противник».
Развитие ловкости на бревне:
- прыжки на одной и 2х ногах на месте;
- повороты на 180° и 360° махом ноги вперед;
- подтягивание в висе и т.д.
Уроки № 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32.
Ловкость в легкой атлетике:
- низкий старт;
- прыжки в длину с места (фаза полета);
- игра «Два лагеря» (часовые и разведчики) и т.д.
Уроки № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 53, 54, 55, 56, 57, 58.
Ловкость в спортивных играх:
- достать в беге подвешенный предмет рукой, ногой, головой;
- ведение мяч на месте и в движении;
- броски мяча в кольцо с места и после ведения мяча;
- игра в баскетбол без правил;
- игра «Перебежки четверками». Описание игры: играющие располагаются шеренгами за очерченными сторонами квадрата. В каждой шеренге количество участников должно быть одинаковым. В шеренгах производится расчет по порядку. Руководитель вызывает в любом порядке те или другие номера. Игроки, номера которых назвал руководитель, обегают снаружи построенный квадрат (справа или слева, смотря по условию) и возвращаются на свои места, стараясь их поскорее занять.
Бегуны, занимающие свои места в шеренгах первыми, выигрывают.
Правила игры:
1) выбегая и вставая на свое место, нельзя задевать игроков, стоящих в шеренге;
2) при перебежках нельзя мешать другим игрокам.
Волейбол:
- бег с выполнением заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т.д.);
- передача мяча в парах на месте;
- двусторонняя игра длительностью от 12 до 20 мин.
Уроки № 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.
Ловкость в лыжной подготовке:
- скользящий шаг;
- спуски, повороты «плугом»;
- игры «Гонки с преследованием», «Карельская гонка», «По следам», «Гонки на лыжах в парах».
Уроки № 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44.
Быстрота в легкой атлетике:
- бег с максимальной «интенсивности» на короткие дистанции 30м, 60м, 100м;
- прыжки на месте, в длину с разбега;
- метание в цель;
- эстафета с преодолением препятствий. Играющие делятся на 2 равные команды и выстраиваются в колонны по одному параллельно одна другой на расстоянии 2-3м от стартовой черты. Вдоль зала устанавливаются 2 гимнастические скамейки рейками вверх. В 3-4м от них ставятся 2 козла или 2 коня, а за ними кладутся маты. Желательно, чтобы на расстоянии 4-5м от матов была гимнастическая стенка.
Играющие проходят по рейке скамейки, затем опорным прыжком преодолевают козла, бегут до гимнастической стенки, влезают по ней и касаются верхней рейки. Не задерживаясь, они спускаются, бегут обратно, подлезают под козел, добегают до своей колонны и касаются рукой следующего впереди стоящего игрока, который выполняет то же задание и т.д. Препятствия могут быть самыми разнообразными. Во всех случаях надо следить за качеством исполнения каждого задания, для чего у руководителя должны быть помощники.
Уроки № 1, 2, 3, 4, 6, 8, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60.
Быстрота в гимнастике развивается:
- эстафетный бег с элементами акробатики (кувырками);
- полоса препятствий с гимнастическими снарядами (5-6 снарядов);
- толчки с пяток на носки с выпрыгиванием.
Уроки № 20, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28.
Быстрота в лыжах:
- бег 30м, 60м;
- эстафетный бег с ускорением;
- для развития рук – отжимание, игры в баскетбол, в теннис и т.д.;
- для укрепления быстроты – бег 100м, прыжки через гимнастическую скамейку;
- подъем «елочкой»;
-эстафеты и игры.
Уроки № 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44.
Выносливость в легкой атлетике:
- бег в равномерном темпе, на скорость 30-60м, бег до 8-10 мин. и т.д.;
- подвижные игры (баскетбол, футбол);
- упражнения с отягощением;
- упражнения с подскоками и прыжками;
- соревновательный бег – 2км.
Уроки № 8, 53, 56, 58, 63, 66, 67.
Лыжная подготовка для выносливости:
- бег с различными заданиями, с чередованием ходьбой и т.д.;
- спуски без палок в основной, низкой стойках;
- прохождение дистанции 2-3км (девочки), 4-5км (мальчики);
- круговые, встречные эстафеты и т.д.
Уроки № 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44.
В спортивных играх выносливость развивается в упражнениях:
- ведение мяча с изменением скорости в парах в баскетболе;
- броски мяча из-за головы вперед, назад;
- игры «Мини-баскетбол», «Волейбол» - до 20-30мин.
- эстафеты и игры «Мяч капитану», «Передал, садись». Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются в колонны по одному, параллельно одна другой. Каждая команда выбирает капитана, который встает напротив своей команды на расстоянии 5-8 шагов. У капитанов в руках по мячу.
Описание игры: по сигналу руководителя капитан передает мяч (двумя руками от груди или другим установленным способом) первому игроку колонны, который ловит его, возвращает обратно капитану и сразу же принимает упор присев. Затем капитан обменивается передачами со 2-м, 3-м и остальными игроками команды. Каждый игрок, сделавший ответную передачу, принимает упор присев.
Когда последний в колонне игрок отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встает.
Побеждает команда, закончившая передачи мяча первой и не нарушившая правил.
Правила: никто не должен пропускать своей очереди. Игрок, не поймавший мяч, обязан сбегать за ним, вернуться на свое место и продолжить передачи. Игра усложняется, если последний в колонне игрок поучил от капитана мяч, бежит (ведя мяч) на место капитана, а тот встает в начало колонны. После этого игрок, стоящий перед колонной, снова обменивается передачами с остальными игроками. Таким образом, в ходе игры каждый игрок побывает в роли капитана.
Игра заканчивается, когда начинавший игру снова окажется впереди.
Уроки № 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52.
Развитие ловкости, быстроты, выносливости в 8-9 классах
Развитие ловкости в легкой атлетике:
- бег с изменением направления;
- эстафеты с элементами бега с бросками и ловлей мяча – 4*100, 4*200;
- игры «Борьба за мяч», «Тяни в круг».
Игра «Тяни в круг». По середине площадки чертят два круга (один в другом) диаметром 1м и 2м. Все играющие окружают большой круг, взявшись за руки.
Описание игры: играющие двигаются по кругу вправо и влево. По сигналу руководителя игроки стараются втянуть за черту большого круга своих соседей. Играющие, спасаясь, стремятся перепрыгнуть большой круг, чтобы попасть в малый, не разъединив руки с соседями. Тот, кто попадает в большой круг хотя бы одной ногой, выходит из игры. Затем опять играющие берутся за руки, и по сигналу руководителя продолжают игру. Ели игроки во время перетягивания разъединят руки, то выходят из игры оба игрока. Последние игроки, не втянутые в круг, считаются победителями.
Правила:
1) игра начинается и останавливается по сигналу руководителя;
2) втягивать соседей в круг можно только руками, не прибегая ни к каким другим способам;
3) когда играющих мало, и они не могут окружить большой круг, они становятся вокруг малого и втягивают в него.
Уроки № 3, 4, 5, 6, 53, 54, 56, 58, 59, 61, 65.
Ловкость в гимнастике:
- переворот в сторону с разбега (колесо);
- мальчики – кувырок назад в стойку на руках с помощью; стойка на голове;
- девочки – кувырок назад с поворотом в «полушпагат»; упражнения на бревне;
- эстафеты с элементами акробатики.
Уроки № 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32.
Лыжная подготовка в 8-9 классах:
- эстафеты с палками и без палок;
- коньковый ход;
- подпрыгивание во время спусков;
- различные эстафеты и игры на склонах, игры и эстафеты в скорости спуска. Занимающиеся выстраиваются на горе в колонну по двое. Каждая колонна представляет одну команду. Между ними стоит руководитель группы или один из занимающихся, положив руки на плечи первой паре. По команде «марш» руководитель снимает руки, и первые двое начинают спуск. После выхода на равнину они проходят в средние ворота, при этом каждый делает поворот наружу и старается попасть в крайние ворота. Во время спуска первой пары следующая стоит наготове. Как только первый игрок проходит створ вторых ворот, руководитель снимает руки с плеча очередного и тот сразу начинает спуск. Выигрывает команда, закончившая спуск раньше.
При повторении игры занимающиеся меняются местами, чтобы в конце спуска выполнить поворот вправо и влево. Там, где позволяет склон, в начале игры можно построить группы в шеренгу. Можно эстафету упростить или усложнить.
Уроки № 34, 35, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44.
Ловкость в спортивных играх:
Баскетбол – передача мяча в движении; броски по кольцу в прыжке; взаимодействие двух игроков в команде и защите через «заслон»; игра по упрощенным правилам.
Волейбол – передача мяча над собой; передача мяча у сетки и в прыжке через сетку; нижняя и верхняя прямая подача; нападающий удар через сетку; игра по упрощенным правилам.
Уроки № 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61.
Быстрота в легкой атлетике:
- достать в прыжке подвешенный предмет рукой головой;
- эстафеты с эстафетной палочкой;
- броски набивного мяча – 2кг двумя руками из различных положений.
Уроки № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 63, 64, 65, 66, 67, 68.
Быстрота в лыжах:
- прохождение дистанции 500м со скоростью;
- встречная эстафета, дистанция 100м;
- прохождение дистанции коньковым ходом;
- «Гонки на выбывание».
Уроки № 34, 37, 39, 40, 42, 44.
Быстрота в спортивных играх:
Баскетбол – эстафеты с передачей мяча; ведение мяча бросок в кольцо; передача мяча во встречном движении; бросок одной рукой от плеча в прыжке; игра в баскетбол по упрощенным правилам и др.
Волейбол – упражнения на быстроту и точность реакции; передача мяча у сетки и в прыжке через сетку; нападающий удар; передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах, в тройках; страховка партнера при приеме мяча; учебная игра в волейбол.
Уроки № 13, 14, 15, 16, 17, 18, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62.
Выносливость в легкой атлетике:
- эстафетный бег;
- преодоление горизонтальных препятствий (ров, канава шириной 2,5-3м);
- прыжки в длину с разбега, в высоту с разбега;
- специальные беговые, прыжковые и метательные упражнения;
- бег на выносливость (девочки – 2000м, мальчики – 3000м).
Уроки № 2, 4, 7, 9, 10, 64, 67, 68.
Развитие выносливость в гимнастике:
- упражнения с отягощением;
- лазание по канату;
- эстафеты с элементами акробатики;
- комбинации из 5-6 элементов на брусьях, перекладине, бревне;
- элементы художественной гимнастики.
Уроки № 21, 22, 23, 24.
В спортивных играх выносливость развивается в упражнениях:
Баскетбол – ведение мяча бросок в кольцо; передвижение различными способами (боком, спиной, вперед, приставными шагами); тактические действия – действия 2-3 нападающих против 2-3 защитников; игры «Только своим», «Салки с заслоном»; учебная игра и др.
Волейбол – круговая тренировка; соревновательные эстафеты; нападающий удар при встречных передачах; передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах; учебная игра.
Уроки № 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62.
Развитие ловкости, быстроты, выносливости в 10-11 классах
Ловкость в легкой атлетике:
- кроссы проводимые на местности с естественными препятствиями (канавами, пнями, кустами, поваленными деревьями и т.д.);
- прыжки с вращением скакалки (двое крутят, третий прыгает в быстром темпе);
- прыжки вверх из глубокого приседа на одной и двух ногах;
- бег по виражу, с переменной скоростью;
- броски набивного мяча из различных исходных положений.
Уроки № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 49, 50, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62.
Развитие ловкости в гимнастике:
- прыжки со скакалкой;
-опираясь о стеку руками 3-4 маленьких прыжка и один высокий, повторить 6-8 раз;
- юноши: упражнения на перекладине – висы, махи, соскоки; подъем переворотом толчком двух ног. На брусьях – кувырок вперед; стойка на плечах; соскок через два конца жерди. Акробатика – кувырок вперед из стойки на руках;
- девушки: на бревне – упоры, вальсовые шаги, выпады, равновесия, соскоки. На брусьях – висы, упоры, махи соскоки. Художественная гимнастика – упражнения с лентой (восьмерки, спирали и т.д.), со скакалкой, с булавами, с обручами.
Уроки № 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29.
Ловкость в лыжной подготовке:
- спуск с переступанием (вправо, влево);
- эстафеты без палок и с палками;
- игры с изменением движения.
Уроки № 36, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46.
Ловкость в спортивных играх:
- игры «Мяч капитану», «Восьмерка»;
- эстафеты с изменением положения (сидя, стоя, лежа);
- выполнение упражнения с любым мячом баскетбольным, волейбольным ноги на ширине плеч;
- бросок из-за спины;
- из исходного положения мяч за спиной подбросить вверх, а впереди поймать.
Уроки № 12, 13, 15, 16, 45, 46, 49, 50, 51, 52.
Быстрота в легкой атлетике:
- бег на короткие дистанции с повторением (бег 30м 2-3 раза);
- бег из исходного положения стоя;
- прыжки на месте 10 секунд.
Уроки № 1, 5, 6, 7, 8, 9, 15, 16, 17.
Быстрота в гимнастике развивается:
- разбег для опорного прыжка с 3-6 шагов через козла, коня h-115см;
- кувырки вперед, назад в группировке (3-4 кувырка).
Уроки № 19, 21, 22, 24, 25, 26.
Быстрота в лыжах:
- прохождение на скорость отрезков до 200м (2-3 раза);
- прохождение на скорость отрезков до 500м (2-3 раза);
- общий старт.
Уроки № 39, 40, 41, 42, 43, 44, 49.
Быстрота в спортивных играх:
- при игре в баскетбол при выполнении тактических действий в 2-3 при атаке на кольцо;
- при самой игре в баскетбол.
Уроки №11, 12, 13, 14 15, 16, 17.
Выносливость в легкой атлетике:
- юноши – медленный бег до 12 мин.;
- девушки – медленный бег до 5-8 мин.;
- прыжки через скакалку до 2 мин.
Уроки № 4, 6, 10, 12.
Выносливость в гимнастике развивается:
- общеразвивающие упражнения с различными предметами;
- упражнения на бревне (пройденный материал в 9-10кл.);
- упражнения на брусьях.
Уроки № 20, 21, 22, 31.
Лыжная подготовка для выносливости:
- прохождение дистанции 3км с переменной интенсивностью с несколькими ускорениями по 200м;
- передвижение с равномерной и переменной интенсивностью до 5км;
- круговая тренировка.
Уроки № 44, 45, 46, 47.
Выносливость в спортивных играх:
- тактические действия в нападении и защите;
- прием мяча с подачи, нападающий удар;
- упражнения с набивными мячами;
- прыжки со скакалкой;
- многократные прыжки с максимальной высотой подскока;
- игровые задания по сигналу;
- подвижные игры;
- эстафеты с ведением и бросками мяча в корзину;
- учебная игра «Баскетбол», «Волейбол».
Уроки № 13, 14, 15, 16, 17, 49, 50, 51, 52.
Заключение
Программный материал рассчитан и рекомендован учителям физической культуры начальной школы и преподавателям в старшем звене.
По моему мнению, учителям начальной школы будет полезно познакомиться с разнообразными формами работы на уроках физической культуры в среднем и старшем звене. С целью планирования своих занятий в начальной школе. Таким образом, это послужит первой ступенькой для формирования основных способностей по физической культуре и спорту в дальнейшем. В свою очередь учителю физической культуры старшего звена, важно знать с какой базой, в плане физической подготовки, дети приходят из начальной школы.
Список используемых источников и литературы
1. Башкин С. Уроки по баскетболу. – М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1966г.
2. Бергман Б.И., Шапошников В.И., Шумайлов М.И. Лыжный спорт. – М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1965г.
3. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе. – М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1978г.
4. Бутин И.Н., Леонтьева Т.Н., Масленников С.М., Ткачев К.В. Физическая культура в начальных классах. Методическое пособие для учителя. – Ярославль, 1996г.
5. Былеева Л.В., Коротков Н.М. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культуры. – М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1982г.
6. Былеева Л.В., Коротков Яковлев В.Г. Подвижные игры. – М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1959г.
7. Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. – М.: Просвещение, 1996г.
8. Кузнецов В.С., Холодницкий Г.А. Силовая подготовка детей школьного возраста. – М.: Изд. НЦ-«ЭНАС», 2002г.
9. Клещев Ю.Н. Советский энциклопедический словарь. – 1979г.
10. Козьмин Р.К., Левицкий Н.Г., Лимарь Г.Л. Первые шаги в легкой атлетике – М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1965г.
11. Каюров В.С. Книга учителя физической культуры. – М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1973г.
12. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания с 1 по 11 классы. – М.: Просвещение, 2006г.
13. Лях В.И., Кофман Л.Б., Майксон Г.Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-4 классов, 5-9 классов общеобразовательной школы. – М.: 1992г.
14. Под ред. Портнова Ю.М. Баскетбол: Учебник институтов физической культуры. – М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1998г.
15. Фаламеев А.И. Как стать сильным. – Миниздат, 1968г.
16. Фатеев Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998г.
17. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. 4-изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока православной культуры "Воеводы сил любви. Добродетели"
Урок православной культуры для 4 класса разработан по УМК Л.Л.Шевченко. Содержит разнообразные формы работы, игровые моменты. Несет высокий воспитательный потенциал....
Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по предмету «Физическая культура» образовательной области «Физическая культура».
Предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура». В 3 классе в предметной области «Физическая культура» изучается учебный предмет физическая культура....
Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по предмету «Физическая культура» образовательной области «Физическая культура»
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, со...
Методическая разработка "Подвижные игры,как средство развития физических качеств учащихся начального образования"
Недостаток двигательной активности влечет за собой печальные последствия - снижение работоспособности, быструю утомляемость, общее ухудшение самочувствия. Причиной этого кроются в их образе жизни. Про...
Методическая разработка урока по чтению и развитию речи на тему "Обобщающий урок. О труде и трудолюбии".
Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний с использованием здоровьесберегающих и информационно - коммуникативных технологий.На уроке используются индивидуальные и коллективные способы организ...
Методическая разработка по предмету: «Физическая культура» Тема: «Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры»
Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются в свою очередь основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников фор...
Рабочая программа по физической культуре и адаптивной физической культуре для 2 – 4 классов».
Рабочая программа по физической культуре и адаптивной физической культуре для 2 – 4 классов»....