Доклад Тема: "Лечебная физическая культура как средство физического развития ребенка с ослабленным зрением".
материал по физкультуре (1 класс) по теме
Определение ЛФК. Краткая история развития ЛФК. Основная форма ЛФК. Упражнения ЛФК. Принципы и методические рекомендации коррекции отклонения у детей с ослабленным зрением. Схема построения урока ЛФК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_seminaru.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 1 г. Шатуры Шатурского муниципального района Московской области
Доклад
Тема: «Лечебная физическая культура
как средство физического развития ребенка
с ослабленным зрением»
Выполнила:
Симонова Наталья Викторовна
Учитель физической культуры
Шатура 2011
Лечебная физкультура (ЛФК) — это система применения самых разнообразных средств физических упражнений: в ходьбе, беге, плавании, ходьбе на лыжах, в играх.
Краткая история развития ЛФК
Физические упражнения с целью лечения и профилактики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до нашей эры в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Греции физические упражнения и массаж были неотъемлемыми в быту, военном деле.
Основная форма ЛФК — лечебная гимнастика.
Одной из разновидностей лечебной гимнастики является корригирующая гимнастика, которая проводится с целью укрепления мышц, суставов и связок и, как следствие, исправления некоторых дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм: нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопия. Также действует лечебная физкультура и на органы дыхания, сердечнососудистую систему и зрение.
Основу ЛФК составляют физические упражнения — это естественные и специально подобранные движения, применяемые в ЛФК. Их отличие от обычных движений заключается в том, что они имеют целевую направленность и специально организованы для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций.
Физические упражнения:
стимулируют обмен веществ, тканевой обмен, эндокринную систему;
повышая иммунобиологические свойства, ферментативную активность, способствуют устойчивости организма к заболеваниям;
положительно влияют на психоэмоциональную сферу, улучшая настроение;
оказывают на организм тонизирующее, трофическое, нормализующее влияние и формируют компенсаторные функции.
физические упражнения выполняют после их объяснения или показа.
Принципы и методические рекомендации коррекции отклонении у детей с ослабленным зрением.
При применении ЛФК у детей со зрительной патологией необходимо, с учетом специфических особенностей их психического и физического развития, соблюдать общепринятые дидактические принципы:
1. Индивидуальный подход в методике и дозировке физических упражнений.
2. Системность воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений.
3. Регулярность воздействия. Регулярное применение физических упражнений обеспечивает развитие функциональных возможностей организма, приобретение необходимого запаса представлений о предмете, движении или упражнении.
4. Длительность применения физических упражнений. Коррекция нарушенных функций и основных систем организма возможна только при длительном и упорном повторении физических упражнений
5. Нарастание физической нагрузки в течение учебного года. Необходимо учесть, что у многих детей в каникулярный период наблюдается снижение двигательной активности.
6. Разнообразие и новизна в подборе и применении физических упражнений (10-15 % упражнений обновляются, а 85-90 % повторяются, для закрепления ранее приобретенных умений и навыков) учитывая, что запоминание у слабовидящих точных и простых движений требует 8-10 повторений, в то время как у нормально видящих сверстников -6-8 повторений. Умеренность воздействия физических упражнений. Используется умеренная, но более продолжительная или дробная физическая нагрузка, учитывающая ограничения при некоторых заболеваниях и быструю утомляемость детей с нарушенным зрением.
7. Соблюдение цикличности. Чередование выполнения физических упражнений с отдыхом (упражнения для глаз, упражнения на обучение правильному дыханию, релаксация). Этот принцип необходим для предупреждения и профилактики переутомления. Нужно помнить, что у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.
8. Всестороннее воздействие с целью совершенствования нейрогуморального механизма регуляции и развития адаптации организма.
9. Учет возрастных особенностей специфических особенностей развития ребенка со зрительной недостаточностью.
Схема построения урока по ЛФК.
Урок ЛФК отличается от общеобразовательного урока физкультуры тем, что он несет коррекционную направленность. Содержание его обуславливается задачами программного материала по ЛФК для детей со зрительной патологией. Урок ЛФК состоит из трех частей: вводная часть, основная и заключительная. Вводная часть занимает 1/6 - 1/8, основная - 3/4 и заключительная -1/8 часть общего времени урока.
Вводная часть представляет собой постепенную подготовку организма к предстоящей физиологической нагрузке.
При этом предусматриваются следующие задачи:
1) организация группы, концентрация внимания;
2) воспитание сознательного отношения к принятию правильного положения тела;
3) создание эмоционального настроя на занятие;
4) умеренное воздействие на сердечнососудистую и дыхательную системы; умеренная стимуляция обмена веществ;
5) прямое или косвенное воздействие на те недостатки, которые преобладают у ученика;
6) оптимальный выбор исходного положения для основной части урока. Можно использовать методы разностороннего влияния на организм. Ходьба простая и усложненная (с остановками, изменением направления), упражнения, способствующие повышению обменных процессов (бег с изменением темпа); общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами; танцевальные упражнения; простейшие упражнения в равновесии и координации движений; сочетание упражнений на дыхание и расслабление; упражнения на формирование правильной осанки; на формирование пространственных представлений.
Цель основной части - изменение величины физиологической нагрузки на организм. В этой части урока решаются следующие основные задачи:
1) освоение основных двигательных умений и навыков, предусмотренных программой;
2) ликвидация недостатков физического развития с учетом индивидуального и дифференцированного подхода. В положении лежа, сидя или стоя выполнять упражнения: для мышц живота и спины, улучшающие дыхательную функцию; в лазании и перелезании; в равновесии; тактильная работа у гимнастической стенки; для профилактики плоскостопия; на расслабление; для укрепления мышц глаз; для нормализации подвижности позвоночника (само-вытяжение и смешанные висы); для развития мелкой моторики руки. Используются адаптированные подвижные игры и сюжетно-ролевые игры с корригирующей направленностью.
В заключительной части предусматривается снижение физиологической нагрузки, нормализация деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, введение облегченного исходного положения. Снятие утомления, закрепление сформированных в основной части урока навыков, переход к дальнейшему включению учащихся в режим дня. Эти задания выполняются путем упражнений на внимание, для глаз, на расслабление, дыхательных, ритмических и танцевальных, ходьбой в медленном темпе, играми малой.
Урок должен быть эмоционально насыщен. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды преподавателя. Необходимо менять тембр звука: громко, тихо, мягко, строго, учитывая психическое состояние учащихся, их быструю утомляемость.
Вывод:
На занятиях ЛФК с патологией зрения необходимо учитывать следующие основные специфические особенности занятия: - На протяжении всего занятия воспитание и закрепление правильной осанки должно проводиться при условии сознательного освоения детьми правильного положения тела, позы и ходьбы.
Комплексы упражнений.
1. Упражнения общеразвивающей направленности.
2. Дыхательные упражнения.
3. Специальные упражнения для глаз.
4. Упражнения для коррекции осанки.
Упражнения с предметами (гимнастическими палками, мячами разной величины. Воздушными шарами) способствуют тренировке внутренних мышц глаз. Эти упражнения можно выполнять подряд или чередовать с ОРУ. Виды спорта: гимнастика, волейбол, баскетбол, теннис, бадминтон.
У многих детей с ослабленным зрением наблюдается сутулость, что говорит о слабости мышц задней поверхности туловища, которая может способствовать прогрессированию близорукости. В комплекс ЛФК необходимо включать ходьбу и бег с разными положениями рук и ног, как профилактику и коррекцию нарушений осанки, а также закаливание организма и тренировка органов дыхания. Вид спорта: ходьба и бег на лыжах, плавание.
Для детей с ослабленным зрением показан массаж шейного отдела позвоночника, который стабилизирует зрительные функции. Массаж проводится 2-3 раза в неделю специалистом с медицинским образованием. Массаж можно заменить самомассажем.
При самомассаже следует сесть на стул ровно, облокотившись на его спинку, голову держать прямо.
Выполняются следующие элементы: 1) поглаживание одной и двумя
руками – 20 – 30 сек.; 2) растирание четырьмя пальцами по кругу – 1 мин.; 3)
разминание одной и двумя руками – приём «щипцы» – 1 мин.
Общая продолжительность самомассажа 5 – 6 мин.
Литература:
1. Дидактический материал по физическому воспитанию учащихся начальных классов и воспитанников дошкольных учреждений (в помощь учителям физической культуры и воспитателям дошкольных учреждений). М. -1993. - разработано заслуженным учителем Российской Федерации Анисимовым В.В.
2. Епифанов В.А., Мошков В.Н., Антуфьева Р.И. и др. Лечебная физическая культура: Справочник //Лечебная физкультура в офтальмологии. М.-"Медицина", - 1988.
3. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М., 1973.
4. Лукьянов В.А. Упражнения для мышц живота //Физическая культура в школе. 1986. N11. С.47.
5. Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников. М. 1970.
6. Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте. // Физическая культура в школе. -1987.- N 5.- С.25.
7. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения (метод, рекомендации для учителей, воспитателей, родителей). СПб,- 2001.
8. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. М.: Творческий центр Сфера 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры как средство гармоничного развития личности ребенка"
В статье представлена практика работы по гармоничному развитию ребенка посредством использования сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры в начальных классах общеобразовательной школы.Ключевы...
Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по предмету «Физическая культура» образовательной области «Физическая культура».
Предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура». В 3 классе в предметной области «Физическая культура» изучается учебный предмет физическая культура....
Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по предмету «Физическая культура» образовательной области «Физическая культура»
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, со...
Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.
Игровые технологии в начальной школе являются средством решения ряда задач воспитания школьника, таких как: развитие творческого мышления, воображения, развитие инициативности, самостоятельности, дисц...
«Подвижные и спортивные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры»
laquo;Подвижные и спортивные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры»...
Уроки физической культуры как средство воспитания физического развития младших школьников
В связи с тем, что до сих пор урок остается основной формой организации обучения школьников и занимает основное время их пребывания в школе, то именно он является основным средством в осуществлении фи...
Рабочая программа по физической культуре и адаптивной физической культуре для 2 – 4 классов».
Рабочая программа по физической культуре и адаптивной физической культуре для 2 – 4 классов»....