«Подвижные и спортивные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры»
статья по физкультуре
«Подвижные и спортивные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Подвижные и спортивные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры»
Обоснование актуальности и перспективности опыта
Одним из важных вопросов улучшения физического воспитания является поиск эффективных средств и методов, способствующих ускоренному развитию двигательных функций обучающихся, привитию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями, воспитанию личностных качеств. Мне, учителю физической культуры, делающему все для активизации двигательной деятельности учащихся, совершенно небезразлично, с удовольствием ли работает ученик, заинтересован он учебным материалом или все предлагаемое оставляет его равнодушным. Стандартное проведение физкультурных занятий, в том числе уроков физической культуры, применение однотипных средств, методов, форм обучения и воспитания значительно влияет на мотивационную сферу занятий. Опыт и практика показывают, что подвижные и спортивные игры, является важным фактором в решении проблем комплексного воспитания подрастающего поколения и приобщения их к труду. Особенно большими возможностями в реализации данной работы располагает учебный предмет физическая культура.
Поэтому использование на уроках подвижных и спортивных игр как средство развития физических качеств на уроках физической культуры заключает в себя очень важную роль в системно - деятельностном подходе, что позволяет сформировать фундамент для формирования универсальных учебных действий. Тем самым позволяет раскрыть особенности каждого учащегося, почувствовать себя более успешными. Так как основными задачами физического воспитания в школе является укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических и моральных качеств. Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. Великий педагог К.Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на будущую судьбу. Именно поэтому я использую игру в своей работе.
Главной задачей и целью школьного образования, на мой взгляд, должно быть, повышения интереса и внимания учащихся на уроках физической культуры. Для достижения высоких результатов повышения интереса и внимания важно максимально использовать подвижные и спортивные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры.
Цель: развитие у учащихся физических качеств путем подвижных и спортивных игр на уроках физической культуры.
Задачи:
1. Рассмотреть методику влияния подвижных и спортивных игр на развитие физических качеств у школьников
2. Создать условие для развития интереса учащихся к занятиям физической культурой через игровую и спортивную деятельность.
3. Найти технологию развития физических качеств на уроках физической культуры
Новизна моего опыта заключается в использовании подвижной и спортивной игровой технологии: активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем, способствуют физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Показателем успешности применения подвижных и спортивных игр на уроках стали высокие результаты в соревнованиях.
На моих занятиях активно используются подвижные игры, которые направлены на решение учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Школьная программа по физической культуре соответствует содержанию комплекса ГТО. Игра моделирует многие виды деятельности, включает основные движения, поэтому рекомендуется программой, эффективное средство освоения таких разделов, как легкая атлетика, спортивные игры, лыжи. При изучении мальчиками видов борьбы на помощь мне приходят подвижные и спортивные игры - в первом случае для воспитания силы, ловкости и воли, а во втором случае воспитания творческого воображения. Также игры помогают воспитанию общей и скоростной выносливости, необходимой в кроссовом спринтерском беге, при освоении марш – бросков, элементов туризма. Быстрота и координация движений, воспитываемые в играх, важны и для успеха в соревновании по преодолению полосы препятствий ГТО. Однако для подготовки учащихся выполнению норм, три урока в неделю недостаточно. На помощь приходит внеклассная работа, организуемая обычно в секции общей физической подготовки, секции по видам спорта. Применение игрового метода для освоения ряда упражнений, входящий в комплекс, повышает интерес детей к занятиям, стимулирует двигательную активность, меньше утомляет детей.
Наличие теоретической базы опыта
Подвижная и спортивная игра – одна из важнейших средств всестороннего воспитания детей школьного возраста. Характерная ее возможность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе. Среди широкого разнообразия игр в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным и спортивным играм отводится важнейшее место.
Значение подвижных и спортивных игр велико: они являются одновременно и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная и спортивная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.
В подвижных и спортивных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.
Доказано, что подвижные и спортивные игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, т.к. почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д.
Основные задачи решаемые при проведении подвижных и спортивных игр: оздоровительные, воспитательные, образовательные.
Оздоровительные задачи. При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные и спортивные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.
Воспитательные задачи. Игре принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. В подвижных и спортивных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.
Образовательные задачи. Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме; правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.
Большое образовательное значение имеют подвижные и спортивные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту.
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей.
Так же следует отметить значение подвижных и спортивных игр в воспитании психофизических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация движений, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Таким образом, подвижные и спортивные игры создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают развитие физических качеств.
Существует несколько классификаций подвижных и спортивных игр. Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространства, по системе подсчета очков, по игровым прелюдиям и наказанию, по общему сюжету и т.д.
Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры - баскетбол, волейбол, футбол и др., подвижные игры - игры с правилами.
Рассмотрим классификацию подвижных и спортивных игр по следующим признакам:
- по возрасту (для детей младшего, среднего и младшего школьного возраста)
- по содержанию (от самых простых, элементарных до сложных с правилами и полуспортивных игр);
- по преобладающему виду движений (игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползанием, катанием, бросанием и ловлей, метанием);
- по физическим качествам (игры для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости);
Качества проявляемые в игре | Игры используемые во время урока | Игры используемые во время внеурочной деятельности | Характеристика игровых действий |
Ловкость | «Дождик», «Болотце», «Мельница»,«Хвостики»,«Телеграф», «Шалашик», «Рыбалка», «Обезьянки», «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол», «Эстафетный бег с разными элементами» | «Хаамыска», «Хабылык», «Бой быков»,«Жеребята»,«Ойбонтон уулааьын», «Куерчэх», «Кириэс тэбии» | Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим. Игры, требующие сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, действия с увертыванием) |
Быстрота | «Комбинированная эстафета», «Кто скорее», «Пятнашки», « Эстафета в городе», «Быстее в гору», «Встречная эстафета с набивными мечами», «Гонка мячей по кругу», «Трудная дорога», «Гонка с палками и без палок», «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол», «Эстафетный бег с разными элементами» | «Ыт буутун охсуута», «Онхой оонньуута» «Дул5алаах сиринэн», «Хапса5ай», «Ат суурдуутэ», «Мунхалааьын», «Онхой оонньуута», «Кириэс тэбиитэ», «Кылыы», «Куобах», «Буур» | Игры, побуждающие своевременных ответов на зрительные, звуковые сигналы с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний в кратчайший срок; с бегом на скорости в изменяющихся условиях |
Сила | «Волшебный канат», «Кто сильнее», «Эстафета на четвереньках», «Тачка», «Кенгуру», «Переправа», «Бой баранов», «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол», «Эстафетный бег с разными элементами» | «Хара баттаьыы», «Кулуустэьии», «Еьес торбос», «Мас тардыьыыта», «Сбрасывание со скамейки», «Кириэс тэбии», «Бык и пень», «Кылыы», «Куобах», «Буур» | Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статистического характера |
Выносливость | «Цепочка», «Черные и белые», «Эстафета с обручами», «Салки со скакалкой», «Поймай лягушку», «Круг за кругом», «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Эстафета поезда», «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол», «Эстафетный бег с разными элементами» | «Тутум эргиир», «Бык и пень», «Кириэс тэбиитэ», «Лучинки», «Еьес торбос» | Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим |
Гибкость | «Палку за спину», «Гонка мячей», «Бег раков», «Мостик и кошка», «Кувырки и перекаты», «Скамейка над головой», «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол», «Эстафетный бег с разными элементами» | «Ойбонтон уулааьын», «Хапса5ай», Тустуу», «Тутум эргиир» | В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой, это упражнениями на растягивание: маховые или пружинные движения типа наклонов, висов или выпадов и растягивающие движения, выполняемые с партнером или на тренажерах |
- по видам спорта (игры, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры с лыжами и на лыжах, на санках и с санками, на местности);
- по признаку взаимоотношений играющих (игры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновения);
- по организационной форме (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно-оздоровительной работы);
- по подвижности (малой, средней и большой подвижности - интенсивности);
- по сезону (летние и зимние);
- по месту занятий (для спортивного зала, спортивной площадки; для местности, помещений);
- по способу организации играющих: командные и некомандные (с разделением на команды, игры-эстафеты; условия игр предполагают двигательные задания, одинаковые для команды, итоги игры подводятся по общему участию всех членов команды; игры без разделения команды - каждый играющий действует самостоятельно в соответствии с правилами игр).
Учитывая, что одной из главных задач физического занятия является развитие и совершенствование физических качеств занимающихся, возникает необходимость оценки применяемых игр с точки зрения двигательной активности, интенсивности игровой деятельности.
Группировка игр по проявлению у занимающихся физических качеств
Содержательная направленность практического использования игрового материала на занятиях физической культуры заключается, прежде всего, в следующем.
Если на проводимом занятии решается задача развития силы, то в него очень выгодно включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные притягивания, сталкивания, удержания, выталкивания и т.д. Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также двигательные операции с доступными для детей отягощениями, наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки.
Если решается задача развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кротчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
Если решается задача развития ловкости - необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой.
Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторениями составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.
В основе решения проблемы использую идеи развивающего обучения, через двигательные действия в различных видах спорта: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, гимнастика.
Средством реализации идеи стали тестовые задания (челночный бег, прыжки в длину с места, сгибания и разгибания рук в упоре лежа –девочки, подтягивание –мальчики).
Продуктивность опыта состоит в том, что игры создают основу для полноценного физического развития детей, помогает овладеть навыками спорта, успешно готовиться сдать нормы ГТО.
Достоинством является системный подход к формированию закреплению, совершенствованию основных двигательных навыков, самостоятельно организовать свою двигательную активность (от постановки цели до получения и оценки результата).
Практическая востребованность опыта заключается в том, что материальная база в школе позволяет глубоко освоить виды спорта, не требующие специального спортивного оборудования.
Современный учитель всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей, а так же повышению интереса и внимания каждого учащегося, формированию навыков саморазвития и самообразования. И я стараюсь внедрять в свою работу что-то новое, интересное. Исследуя литературу, статьи в педагогических изданиях, заинтересовался опытом использования подвижных и спортивных игр на уроках физической культуры .
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует повышении мотивации в процессе обучения, развитию и укреплению физических качеств школьников:
Чтобы добиться высоких результатов в обучении я пользуюсь:
- принципом систематичности-последовательности;
- методом расчлененного обучения;
- метод целостного обучения;
- метод соревновательный –игровой.
Трудоемкость опыта заключается в следующем:
-подход к каждому ребенка продуман и можно прогнозировать результаты этого обучения;
- разнообразить физическую деятельность уроков, изучить и включить народные подвижные игры;
- применить новые способы обучения различные формы самостоятельности;
- разработать мультимедийные презентации; компьютерные тестирования.
Длительность работы над опытом
В течение 4 лет я работаю над проблемой: «Подвижные и спортивные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры», изучил педагогическую, методическую, психологическую литературу, присутствовал на семинарах, где прослушал доклады по интересующей меня проблеме. На уроках физической культуры основным средством физического воспитания являются подвижные и спортивные игры, с помощью которых у учеников формируется жизненно важные умения, навыки. Воспитываются физические качества, развивают физические способности. Ведется внеурочная деятельность, где использую соревновательно-игровой метод. Анализ итогов деятельности показал положительный результат.
Диапазон опыта.
Мне, как учителю с физической культуры, хочется, чтобы детям на моих уроках было интересно, они любили мои уроки. Поэтому уроки делаю разнообразными, интересными и всегда нахожусь в поиске новых методов. Провожу мастер – классы, открытые уроки и внеклассные мероприятия по физической культуре, участвую на разных семинарах, где представляю свой опыт работы, веду индивидуальную работу с детьми. Использую здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Результативность опыта
В результате использования опыта и повышения эффективности и качества урока физической культуре в современных условиях удается:
-повысить интерес ребят и увлечь предметом;
- научить быть более уверенными в себе;
-раскрыть всесторонние способности учащихся;
- повысить качество знаний;
-учащиеся становятся победителями призерами Всероссийских олимпиад по физической культуре.
Мониторинг прослеживания физических качеств на уроках физической культуры.
Уровень физических качеств я проверяю по данной таблице:
Годы обучения | Класс | Количество учащихся | Физические качества | |||||||||||||||||
Скоростные | Координационные | Скоростно-силовые | Выносливость | Гибкость | Силовые | |||||||||||||||
30 м/сек | Челночный бег 3х10 м/сек | Прыжок в длину с места см | 800 м | Наклон вперед из положения сидя, см. | Подтягивание на высокой перекладине из виса,(м) нанизкой перекладине из виса лежа, раз(Д) | |||||||||||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | |||
2016-2017 | 1 | 18 | 9 | 6 | 3 | 9 | 7 | 2 | 11 | 6 | 1 | 7 | 7 | 4 | 4 | 8 | 6 | 10 | 8 | - |
2017-2018 | 2 | 17 | 6 | 8 | 3 | 7 | 8 | 2 | 8 | 7 | 2 | 6 | 7 | 4 | 4 | 7 | 6 | 8 | 7 | 2 |
2018-2019 | 3 | 17 | 5 | 7 | 5 | 4 | 6 | 7 | 3 | 7 | 7 | 6 | 6 | 5 | 3 | 8 | 6 | 5 | 8 | 4 |
2019-2020 | 4 | 17 | 5 | 6 | 6 | 4 | 4 | 8 | 3 | 5 | 9 | 5 | 7 | 5 | 3 | 7 | 7 | 5 | 6 | 6 |
Данную технологию я так же использую во время внеурочной деятельности для развития Физических качеств на уроках физкультуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактическая игра как средство развития познавательногго интереса на уроках обучения грамоте
Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках обучения грамоте будет эффективнее при следующих педагогических условиях:1)...
«Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте».
Проблема исследованиявытекает из противоречия между необходимостью развития у младших школьников познавательного интереса и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями использования дидакт...
Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры
Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры...
Конспект открытого урока по физической культуре во 2 классе «Развитие физических качеств на уроках гимнастики со спортивно-прикладной направленностью»
Конспект открытого урока по физической культуре во 2 классе «Развитие физических качеств на уроках гимнастики со спортивно-прикладной направленностью»...
Статья "Игра, как средство развития двигательных качеств младших школьников"
ведение Проблема: какие игры и методы способствующие развитию двигательных качеств младших школьников.Тема: «Подвижные игры как средство развития двигате...
Дидактическая игра – как средство развития познавательной активности на уроках математики.
Примеры дидактических игр на уроках математике можно использовать с 1 по 4 класс...
Конспект урока в 3 классе по физической культуре "Подвижные игры как средство развития физических качеств"
Подвижная игра - это образовательно-оздоровительное средство социализации личности, которое способно интенсифицировать учебно-воспитательный процесс, обеспечить мотивационную основу для формирования в...