Особенности занятия физической культурой с инвалидами. Физическая адаптация и реабилитация.
статья по физкультуре

Волоха Наталья Игнатьевна

Доклад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_zanyatiya_fizicheskoy_kulturoy_s_invalidami.docx110.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Выступление подготовила: учитель начальных классов Волоха Н.И.

 

                                                           Доклад.

Особенности занятия физической культурой с инвалидами. Физическая адаптация и реабилитация.                

  1. Введение

По данным Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляют около 10 % населения земного шара. Эта статистика характерна и для России. Несмотря на успехи медицины, их число медленно, но неуклонно растет, особенно среди детей и подростков. До недавнего времени проблемы этой довольно значительной категории населения игнорировались, и все же в последнее время в результате постепенной гуманизации общества были приняты Всеобщая декларация прав человека, Всемирная программа действий в отношении инвалидов и Стандартные Правила ООН по реализации равных возможностей инвалидов. Во многих странах приняты законодательные акты, в которых нашли отражение и проблемы инвалидов.                                                                            

Всеобщее распространение имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является мерилом его культурного и социального развития.                                                                                                                                            

В настоящее время 7 миллионов взрослого населения России зарегистрированы как инвалиды I, II, III групп, возраст половины которых - до 45 лет. Ну, а если к тому же учитывать общее количество хронических больных, находящихся на диспансерном учете, временно нетрудоспособных людей в итоге травм либо заболеваний, детей-инвалидов и лиц, не оформивших инвалидность, то в стране будет насчитываться 20-25 миллионов человек, нуждающихся в срочных реабилитационных мероприятиях.

Но если для здоровых людей физкультура и спорт были обыкновенной потребностью, реализуемой в повседневной жизни, то для инвалидов  они стают настоятельной необходимостью, так как наряду с лечебной физической культурой являются более действующим способом восстановления в первую очередь двигательных возможностей.

  1. Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом

Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия "инвалид", "физическая активность", а, тем более, "спорт" несовместимы, и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья.

Известно, что физические упражнения являются универсальным средством для восстановления утраченных двигательных навыков, для укрепления и повышения физической подготовленности человека (П. К. Анохин, 1975; В. К. Бальсевич, 1987; М. Я. Виленский, 1989; J1. П. Матвеев, А. Д. Новикова, 1991; В. С. Дмитриев, 2003; И. М. Туревский, 1997 и др.).

Так какова же цель привлечение  их к спорту:                                  

  • восстановить утраченный контакт с окружающим миром,
  • создать необходимые условия для воссоединения с обществом,
  • участия в общественно полезном труде
  • и реабилитации своего здоровья.
  • Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.                                                                                          

В настоящее время государственная политика в отношении инвалидов направлена в основном на выделение социальных пособий. Интеграция инвалидов в общество возможна при изменении общественного сознания, условиях предполагающих корректировку деятельности государственных учреждений всех уровней, создании предпосылок к независимой жизни инвалидов. Крайне неблагоприятная ситуация с состоянием здоровья россиян во многом обусловлена недооценкой социальной роли физической культуры. К   числу научно-практических задач требующих своего решения следует отнести проблему полного или частичного возвращения людей с ограниченными возможностями к нормальной жизни на основе внедрения в практику новых оздоровительных технологий средств и методов физической культуры и спорта.

В связи с этим, физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов приобретают особую общественную значимость и актуальность.

  1. Два методических подхода при организации занятий с особыми людьми


В физическом воспитании инвалидов необходимо выполнять два методических подхода при организации занятий.

  • Первый подход определяет организационные моменты занятия или спортивной тренировки и характеризует состав занимающегося контингента. При занятиях с инвалидами могут быть использованы следующие организационные методы:
  • Индивидуальный, т.е. метод, определяющий возможность организации занятия тренером с одним спортсменом-инвалидом. В этом случае методика подбирается строго индивидуально, с учётом особенностей патологии спортсмена-инвалида, его функциональных возможностей и подготовленности. Индивидуальный метод организации занятий является наиболее эффективным.
  • Групповой, когда тренер работает с группой инвалидов до 10 человек. Как правило, в этом случае целесообразно присутствие ассистентов, выполняющих в основном чисто вспомогательные функции по организации занятия и установке оборудования и инвентаря.
  • Индивидуально-групповой, при котором методически занятия организует и ведёт тренер, а ассистенты работают индивидуально со спортсменами под руководством тренера. Эффективность этого метода также очень высока. Кроме того, в этом случае в занятии участвуют сразу несколько инвалидов, что повышает эмоциональный тонус, формирует навыки общения в коллективе. Особенно важно участие здоровых ассистентов, которое является мощным фактором социальной адаптации инвалидов.
  • Метод самостоятельных занятий подразумевает организацию занятий по рекомендации тренера или самостоятельно. Использование этого метода позволяет повысить эффективность занятий за счёт непрерывности воздействия независимо от внешних факторов.
  • Второй подход определяется группой спортивно-педагогических методов:
    Метод строго регламентированного упражнения, определяющий применение конкретных, хорошо подобранных и строго направленных упражнений в каждом занятии.
  • Игровой метод, т.е. применение подвижных игр или элементов спортивных игр в занятии. Характер игры можно также придать любому упражнению. Это особенно эффективно при организации занятий с детьми-инвалидами.
  • Соревновательный метод может использоваться как вариант промежуточного контроля на тренировках, а также как вариант повышения эмоционального тонуса занятий при организации, например, «Весёлых стартов».

  1. Основные средства и формы физического воспитания инвалидов.

В физическом воспитании инвалидов должны широко использоваться все средства этой системы, хотя в то же время, они должны быть разработаны в строгом соответствии с коррекционно-компенсаторными задачами и применяться для той или иной группы инвалидов.
Средства физического воспитания инвалидов целесообразно систематизировать следующим образом.
По преимущественному проявлению двигательных качеств:

 а) упражнения силового характера;

 б) упражнения скоростного характера,

в) упражнения скоростно-силового характера,

г) упражнения для развития общей и специальной выносливости;

 д) упражнения для развития гибкости;

е) упражнения для развития ловкости.


По характеру двигательной деятельности:

 а) физические упражнения циклического характера;

б) физические упражнения ациклического характера;

в) двигательные действия смешанного характера, включающие физические упражнения циклического и ациклического характера.


По видовому признаку:

 а) гимнастические упражнения;

б) плавание;

 в) спортивные и подвижные игры;

г) туризм и экскурсии;

д) элементы тяжелой атлетики и атлетической гимнастики;

е) элементы легкой атлетики; ж)элементы лыжного спорта;

 з)элементы гребного спорта;

 и) элементы велоспорта;

 к) упражнения и игры на инвалидных колясках и др.


Основными формами физической культуры инвалидов являются:

  • Самостоятельные занятия физическими упражнениями (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, ближний туризм, коррекционные занятия).
  • Организационные групповые и секционные занятия физической культурой и спортом (ЛФК и коррекционные занятия в лечебно-санаторных учреждениях и реабилитационных центрах, занятия доступными видами спорта в группах и секциях общественных физкультурных организаций, производственная гимнастика для лиц, занятых в сфере материального производства и службы быта и др.).
  • Спорт инвалидов   (тренировка, организация и проведение соревнований по различным видам спорта).
  • Самостоятельные занятия физическими упражнениями в условиях быта необходимо ежедневно включать в режим двигательной активности инвалидов.
  • В течение дня целесообразно проводить 3-4 занятия продолжительностью 15-30 мин. В целях повышения эффективности воздействия физических упражнений на функциональное развитие и уровень физической подготовленности рекомендуется использовать в индивидуальных занятиях различные тренировочные системы, приспособления и снаряды (гантели, эластичные, резиновые бинты, эспандеры, блочные системы и др.), что позволяет облегчить задачу нормирования физических нагрузок, создания программ локального воздействия на отдельные группы мышц и системы организма.
  • Утренняя гигиеническая гимнастика проводится ежедневно в течение 15-20 мин независимо от того, где находится инвалид (дома, в больнице, санатории, реабилитационном центре). Дома ему помогают родственники, в медицинских учреждениях – инструктора ЛФК, медсестры и др. В комплекс УГГ включаются 9-10 гимнастических упражнений с задачами, обычными для УГГ. Занятия проводятся сидя на стуле, в кресле-каталке или стоя в фиксирующих аппаратах. Дозировка упражнений зависит от степени и уровня повреждений, возраста, функционального состояния организма занимающихся и от уровня их физической подготовленности.
  • Прогулки, ближний туризм – формы физического воспитания, не требующие двигательной подготовки и использования сложного оборудования и приспособлений. Прогулки включают в ежедневный двигательный режим на всех этапах реабилитации, длительность их зависит от температуры окружающей среды, функционального состояния инвалидов, возможности использовать этот вид самостоятельных занятий в домашних условиях. Ближний туризм может быть организован группой инвалидов, занимающихся в одной секции или объединении по территориальному принципу (районный клуб, дома для инвалидов, лечебные учреждения санаторного типа), а также самостоятельно, как правило, в течение дня. Включение ближнего туризма в недельный двигательный режим инвалидов, позволяя обеспечить сочетание активного восприятия окружающей среды с дозированной физической нагрузкой, способствует снижению напряжения нервной системы, улучшению функционального состояния основных систем организма, повышению уровня физической подготовленности инвалидов.
  • Специальные коррекционные занятия как основное звено активной коррекции включают в себя комплекс профилактических мероприятий (гимнастика, массаж, коррекция поз, ортопедические приспособления, упражнения на тренажерах и др.), способствующих полному или частичному устранению недостаточности опорно-двигательного аппарата.  
  • Различают коррекцию активную и пассивную.
  • Под активной коррекцией подразумевают специальные корригирующие упражнения в сочетании с общеукрепляющими.
  • Пассивная – предусматривает ряд корригирующих воздействий без активного участия инвалида (пассивное движение, вытяжение, массаж и др.).
  • Коррекция делится также на общую и специальную.
  • Общая коррекция включает комплекс общеукрепляющих физических упражнений: гимнастические упражнения общеукрепляющего характера, игры, спорт, закаливание, режим.
  • Специальная – использует преимущественно активную и пассивную коррекцию для устранения недостаточности опорно-двигательного аппарата.
  • Коррекционные занятия проводятся, как правило, в специальных залах ЛФК под руководством инструкторов. Возможен также способ организации самостоятельных индивидуальных коррекционных занятий дома под контролем врача, педагога. Коррекционные занятия необходимо включать в недельный двигательный режим путем ежедневных занятий продолжительностью 15-20 мин.
  • Одним из эффективнейших средств физического воспитания инвалидов является использование в коррекционных целях тренажеров комплексного и локального воздействия, позволяющих, применяя индивидуально дозированные нагрузки различной направленности и мощности, получать нужный реабилитационный и тренировочный эффект. В настоящее время отечественной промышленностью выпускается целый ряд тренажеров, рекомендуемых для использования в коррекционных целях: «Здоровье», «Грация», тренажеры нового поколения, а также эспандеры, мини-штанги и др.
  • ЛФК – одна из основных форм организации занятий физическими упражнениями для инвалидов. Это определяется, с одной стороны, широтой воздействия лечебных физических упражнений на различные функциональные системы организма – сердечно - сосудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную, эндокринную, а с другой - восстанавливающим и тренирующим эффектом при недостаточности тех или иных функций организма, т.е. оказывает строго специальное воздействие. В ЛФК используются самые различные группы упражнений и их сочетания с массажем, физиотерапией, ортопедическими приспособлениями и аппаратами и психологическими воздействиями.
  • В условиях производственной деятельности инвалидов вынужденные положения тела и недостаточная мышечная активность создают условия для формирования ряда отрицательных последствий функционального и психогенного характера. Средством профилактики этих изменений у инвалида является производственная гимнастика. В результате педагогических наблюдений за характером профессиональной деятельности инвалидов было установлено, что более высокая эффективность физических упражнений достигается при их применении на протяжении всего рабочего дня в следующих формах.
  • Вводная гимнастика помогает организму быстрее войти в рабочий ритм и сохранить работоспособность в течение продолжительного времени. Комплекс составляется из 7-8 специальных упражнений и выполняется в течение 5-7 мин непосредственно перед работой.
  • Физкультурная пауза (ФП) повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем организма, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность. Комплекс составляется из 7-8 упражнений и выполняется в течение 5-6 мин. Для усиления воздействия упражнений применяются вспомогательные предметы (гантели, эспандеры, резиновые бинты, гимнастические палки). Выполняется комплекс 1-2 раза во время работы за 1-1,5 часа до окончания первой и второй половины рабочего дня.
  • Физкультурные минутки (ФМ) способствуют снятию локального утомления; предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систем организма занимающихся. В зависимости от самочувствия и степени утомления каждый самостоятельно выбирает необходимый для себя комплекс и выполняет в удобное время непосредственно на рабочем месте. Комплекс составляется из 3-4 упражнений и выполняется в течение 1,5-2 мин.
  • Физкультурные микропаузы (ФМП) повышают умственную работоспособность, активизируя нервные центры, снимая излишнюю возбудимость. Комплекс составляется из 1-3 упражнений и выполняется в течение 1 минуты непосредственно во время работы, желательно каждый час.

В программу ежедневных занятий производственной гимнастикой следует включать разнообразные её формы: 1-2 раза ФП, 2-3 раза – ФМ, 3-4 раза –ФМП
В целом на активный отдых в течение рабочего дня инвалидов целесообразно отводить 20-25 мин. Программы занятий необходимо менять ежемесячно.
Регулярные занятия производственной физкультурой способствуют выработке привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями и созданию благоприятных условий для высокопроизводительного труда и сохранения здоровья инвалидов.

  1. Спорт в системе реабилитации инвалидов

В последние годы спорт инвалидов приобрел значительную известность и популярность. Проводятся многочисленные соревнования (чемпионаты Европы, мира, Параолимпийские игры и др.) по различным видам спорта.
Цели занятий спортом для инвалидов:
а) нормализация психоэмоционального состояния;
б) восстановление бытовых навыков;
в) нормализация (восстановление) двигательных функций, навыков;
г) обучение (переобучение) новой профессии и возвращение инвалида в общество;
д) трудоустройство по вновь приобретенной специальности.

Поскольку инвалид-спортсмен быстро утомляется, у него быстрее наступает дискоординация движений, мышечный дисбаланс, гипертонус мышц, а значит, травмы и заболевания.
Тренировки инвалидов-спортсменов имеют свои особенности: интенсивность и продолжительность занятий снижается, делаются более длительные паузы после выполнения того или иного вида физической деятельности;
Вид спорта и методика занятий выбираются с учетом возраста инвалида, его физической подготовленности и времени, прошедшего с момента травмы (заболевания).
Инвалиды тренируются и выступают в таких видах спорта:

  • как стрельба из лука,
  •  настольный теннис,
  • баскетбол в колясках,
  • футбол (больные с ДЦП, ампутанты на костылях),
  • плавание,
  • горные лыжи,
  • гонки на колясках,
  •  прыжки в длину и высоту,
  • толкание ядра,
  •  метание диска,
  •  сидячий волейбол (ампутанты),
  • тяжелая атлетика,
  •  фехтование,
  •  лыжные гонки и др.

Применение элементов спорта в системе реабилитации инвалидов давно используется нашими и зарубежными специалистами. Игры на занятиях с больными положительно влияют на их психоэмоциональную и психофизиологическую сферу, повышают общий тонус. Между тем спортивные игры всегда носят состязательный характер, как и спорт вообще. В этой связи Л. Гутман (1960) был инициатором организации первых Олимпийских игр параплегиков (Паралимпийские игры), которые с тех пор проводятся каждые 4 года.
Травмы (заболевания) ОДА, нервной системы и т.д. приводят к структурным (морфологическим) изменениям моторной функции, локомоторного аппарата и пр.

 Занятия спортом не могут восстановить нарушенные (утраченные) двигательные функции, но дают психоэмоциональное и социальное удовлетворение. Инвалидность не позволяет инвалидам-спортсменам правильно выполнять то или иное движение (упражнение). В этой связи могут выработаться (так часто и происходит) технически неверные движения, а при многократном выполнении дополнительно возникают другие заболевания ОДА (периартриты, периоститы, миозиты, потертости и др.). Поэтому очень важно подбирать виды спорта с учетом особенностей патологии, степени восстановления двигательной функции у инвалидов.
В последние годы инвалидный спорт приобретает профессиональный характер. Тренировки, частые соревнования существенно влияют на психику и дееспособность инвалида. К сожалению, не только положительно. Выступление на соревнованиях, особенно в международных, требует от инвалида-спортсмена колоссального физического и психологического напряжения, которых порой не выдерживает даже здоровый человек.

  1. Особенности тренировок и восстановления физической работоспособности инвалидов, занимающихся спортом.

От преподавателя (тренера) требуется знание особенностей патологии тренируемого, методик тренировок и средств восстановления. Поскольку инвалид, занимающийся спортом, быстро утомляется, у него быстрее наступает дискоординация движений, мышечный дисбаланс, гипертонус мышц, а значит, травмы и заболевания.


Тренировки инвалидов-спортсменов имеют свои особенности :

  • интенсивность и продолжительность занятий снижается, делаются более длительные паузы после выполнения того или иного вида физической деятельности;
  • Дифференцируются методы восстановления физической работоспособности с учетом физических нагрузок, характера и длительности заболевания (времени получения травмы);
  • Более продолжительными должны быть интервалы между тренировками, выполняемыми упражнениями и т.д.
  • Инвалиды-спортсмены быстрее устают из-за нарушения координации движений и выполнения упражнений в неестественной биомеханике. У них происходят значительные биохимические изменения в тканях, крови, гипоксия тканей, гипертонус мышц, нарушается микроциркуляция мышечного кровотока и т.п., что в большей степени угнетает функцию движения, то есть их моторика страдает в большей степени, чем у здоровых людей.
  • Для нормализации тонуса мышц инвалидов-спортсменов, метаболизма тканей, ликвидации гипоксии тканей, нормализации функции мотонейронов, координации движений необходим комплексный подход к системе реабилитации (восстановление) инвалидов-спортсменов. В него входит фармакологическая коррекция (миорелаксанты, витамины, антиоксиданты и др.), физиотерапия, иглорефлексотерапия, УФО-облучение общее и локальное (в водных видах спорта – стоп), различные спиртные напитки и др.
  • Большое значение имеет питание, фитотерапия, различные виды массажа, особенно сегментарно-рефлекторного, криомассажа, упражнения на растяжение соединительно-тканных образований, кислородные коктейли, нормализация сна с помощью фармакологических препаратов растительного происхождения и др.

  1. Влияние гиподинамии на состояние здоровья и физическую работоспособность инвалида.

Отсутствие физических нагрузок отрицательно сказывается на уровне тренированности, физической подготовленности и здоровье инвалида. При этом не только снижается работоспособность, но и утрачиваются специфические навыки, которые были приобретены ранее. На их восстановление уходит много времени, и порой не удается полностью возобновить функции, утраченные в результате травм или заболеваний.
Прекращение тренировок ведет к рассогласованию координации условных и безусловных рефлексов, объединенных в функциональную систему. Выпадение или нарушение какого-либо звена этой цепи или изменение функционального состояния ЦНС приводит к нарушению или спаду (разладу) сложной функциональной системы.
Прекращение (снижение) мышечной деятельности приводит к замедлению крово-и лимфотока в мышцах, снижению их тонуса, окислительно-обменных процессов, что в свою очередь ухудшает (замедляет) процессы репаративной регенерации травмированных тканей.
Одним из важнейших механизмов в развитии нарушении при гипокинезии может явиться резкое снижение постоянной рефлекторной стимуляции основных вегетативных функций организма, обеспечивающих непосредственную регуляцию разных видов метаболизма в органах и тканях. Ослабление моторно-висцеральной стимуляции приводит к тому , что процессы катаболизма начинают преобладать над процессами анаболизма.
При гиподинамии возникает дефицит раздражения и возбуждения ЦНС прежде всего со стороны афферентных влияний . идущих от проприорецепторов бездействующих мышц, от механорецепторов и многих других органов.
Следовательно, прекращение тренировок непременно ведет к снижению потока проприорецептивных влияний на вегетативные функции ряда органов и систем.
При гиподинамии происходит снижение венозного давления, нарушается мышечный кроваток (количество открытых капилляров значительно уменьшено), кислородный режим тканей, снижается тонус и сила мышц.
Скелетная мускулатура выполняет не только опорно-двигательную функцию , но и в значительной степени влияет на мышечный кроваток, метаболизм тканей, эндокринную систему и т.п. Снижение (прекращение) мышечной деятельности приводит к морфофункциональным изменениям в тканях ОДА, ухудшению процессов репаративной регенерации, обменных процессов в тканях и т.п. Все вместе взятое способствует резкому снижению физической работоспособности и ухудшению здоровья инвалида (больного). В основе различных функциональных расстройств деятельности его организма лежит извращение постоянно действующих привычных кинестетических (двигательных) раздражений. Особенно это проявляется у больных с ампутациями нижних конечностей, когда исключается опорная функция и раздражение рефлексогенных зон стоп, а у больных с параличами нижних конечностей выключается из работы большая мышечная масса; в этом случае гиподинамия является типичной причиной дальнейшего ухудшения динамического стереотипа физиологических функций.
Мышечная атрофия значительно усложняет приспособительные механизмы кровообращения к изменениям положения тела, выполнению физической работы и может реально угрожать здоровью больного (инвалида).
Облегчить ситуацию позволяет мышечная деятельность, благотворно влияя на функциональное состояние больного. Она необходима для профилактики контрактур, мышечного дисбаланса (атрофии, гипертонуса и т.п.), пролежней и многих других показателей.
Тренеру следует помнить, что у инвалида, перенесшего травму или заболевание, регуляторные механизмы находятся в состоянии постоянного напряжения, обеспечивая адекватное функционирование процессов жизнедеятельности организма. Ограничение движений усугубляет процессы восстановления утраченных функций. Из-за двигательных нарушений страдают функции желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы, быстрее наступает атрофия мышц, особенно ампутированной или парализованной конечностей, возникают изменения на ЭКГ и другие отклонения в состоянии здоровья. Кроме того, у ампутантов возникают простатит, застойные явления в тазовых органах, лимфангит, нередко царапины и ссадины в области ягодиц вызывают нагноительные процессы.
Для ликвидации последствий гиподинамии в тренировке необходимо включать упражнения на растягивания (на тренажерах, велоэргометре и др.) Хороший эффект дают гидрокинезотерапия и вибрационный массаж спины с игольчатыми вибраторами (особенно паравертебральных областей) мышц надплечья, а у ампутантов – еще и вибрация культи.
Занятия спортом для инвалидов являются главным условием борьбы с гиподинамией и ее последствиями.

  1. Эффективные средства физической реабилитации и адаптации.


Физическая культура и спорт являясь достаточно эффективным средством физической реабилитации, социальной адаптации и интеграции инвалидов, используется явно недостаточно. По данным статистики, за последние два года число клубов физической культуры для инвалидов выросло на 40%, а количество их посетителей - в полтора раза, различными формами физической культуры и спорта в Российской Федерации занимается менее 1% инвалидов (0,9).

Основные направления в этой работе:

  • создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха;
  • открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для детей-инвалидов;
  • разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования;
  • подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре;
  • разработка и издание специализированных методик и программ;
  • подготовка спортсменов-инвалидов к международным соревнованиям, в том числе Параолимпийским играм.

Параолимпийское движение и программа «Спешиал Олимпикс» может в полной мере претендовать на обеспечение социально-профессиональной занятости инвалидов. В параолимпийском движении участвуют спортсмены-инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха и зрения. Параолимпийская программа требует от спортсмена регулярной системы тренировки, участия во всех крупных Международных соревнованиях, а главное - уровня спортивного мастерства не ниже I-II взрослого разряда. По сути дела, параолимпийские игры только для инвалидов, т.е. требуют использования всех резервных возможностей организма как в период соревнований, так и в период тренировки.

Спортсмены-инвалиды с нарушениями интеллекта стали принимать участие в Параолимпийских играх не так давно. Для инвалидов с умственной отсталостью главным спортивным мероприятием являются игры «Спешиал Олимпикс». Эта программа представляет собой особый вид спортивного движения, в котором победителем становиться каждый участник. Программа не предполагает высокого уровня спортивного мастерства, не требует от участника выполнения разрядных нормативов. Применяемый в ней принцип деления на дивизионы позволяет наградить медалью или лентой каждого спортсмена-инвалида. Помимо соревновательных программ, требующих определенного уровня технической и тактической подготовки, существует также раздел «Моторная активность», позволяющий участвовать в соревнованиях и занятиях инвалидов с тяжелыми степенями поражения ЦНС и опорно-двигательного аппарата.

Организация соревнований для инвалидов отличается необходимостью предварительного отбора и классификации спортсменов по их функциональным возможностям для формирования групп. Для этого используется специально разработанная спортивно-медицинская классификация. Разделение участников по функциональным классам, с учетом степени поражения, позволяет создавать равные возможности для всех спортсменов на победу в своей категории, а также обеспечивает определенный уровень безопасности для спортсменов-инвалидов. Представляется, что данная спортивно-медицинская классификация может быть использована при диагностике и определении мероприятий индивидуальной программы реабилитации.

Исходя из принципа социальной интеграции, развитие физкультуры и спорта инвалидов должно акцентироваться на развитии адаптированных видах спорта.  Адаптированные виды спорта - это метод лечебной физкультуры у больных с длительным и стойким нарушением трудоспособности, использующий элементы соревнования в сочетании с субмаксимальными физическими нагрузками с целью повышения мотивации, физической реадаптации и позволяющий повысить социальную значимость больного уже на ранних этапах реабилитации. Адаптированные виды спорта представляют в этом плане удачное сочетание физических, психологических и социальных воздействий, отвечающих основным принципам реабилитации. Причем в отличие от традиционных методов ЛФК, воздействующих на физическую сферу личности и опосредованно через нее на эмоциональную и интеллектуальную сферы, адаптированные виды спорта прямо и опосредованно влияют на физическую, эмоциональную, интеллектуальную и социальную сферы, то есть охватывают в своем воздействии все структуры личности.

В целом целесообразность использования адаптированных видов спорта в реабилитации укладывается в трех основных положениях.

Во-первых, психологическое воздействие спортивных игр и соревнований в адаптированном варианте облегчает компенсацию физических, психических н социальных изменений личности больного, нормализуя социальную значимость, повышая психоэмоциальную устойчивость в условиях стресса.

Во-вторых, дозированное применение повышенных физических нагрузок при занятиях спортом выявляет резервные возможности организма, ускоряя процессы реадаптации.

В-третьих, повышение коммуникативной активности, развитие взаимосодействия больных, а также социальная поддержка в условиях соревновании имеют большое значение как в семейно-бытовой сфере, так и в процессе подготовки к трудовой деятельности в производственном коллективе или на дому.

Следует учитывать, что психологическим воздействием обладает именно факт соревнования, поэтому необходимо создавать самые различные соревновательные ситуации, то есть наряду с крупными, многодневными играми, на которых в различных видах спорта выступают наиболее подготовленные спортсмены, надо организовывать периодические соревнования по отдельным видам спорта для групп разной степени подготовленности.

  1. Опыт регионов и преподавателей.

Региональный опыт создания условий для массовых занятий инвалидов физкультурой и спортом достаточно обширен и представлен различными видами и формами. В целом же проводимая работа носит локальный характер. Можно отметить выраженный акцент на лечебном компоненте физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами и, в меньшей степени, ориентацию на социально-интеграционный аспект.

  • Московский конноспортивный клуб инвалидов (МККИ) – ведущая организация в России, применяющая в реабилитации инвалидов верховую езду и конный спорт. Разработанная в Клубе программа реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов через занятия физической культурой и конным спортом позволяет привлечь детей и взрослых с тяжелейшими формами инвалидности. В 1999 – 2003 гг. Клуб организовал и провел 29 московских, российских и международных турниров по конному спорту, в которых приняли участие 586 инвалидов в возрасте от 8 до 64 лет из 19 регионов России и 8 стран мира. Спортсмены Клуба приняли участие в 11 международных соревнованиях, в том числе чемпионатах Европы и мира, Паралимпийских играх в Сиднее и Специальных Олимпийских играх 2003 г. в Ирландии. В Клубе занимаются более 300 инвалидов в возрасте от 1,5 до 64 лет с такими заболеваниями, как детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, синдром Дауна, слепота и др.

Программа комплексной реабилитации МККИ включает

  • Иппотерапию ( лечение лошадью, а если шире лечебная верховая езда (ЛВЕ ) - один из эффективнейших методов реабилитации инвалидов.)
  • лечебную физкультуру
  • игровые занятия
  • обучение уходу за лошадьми и другими животными
  • организацию, проведение и участие в городских, российских и международных соревнованях по конному спорту среди инвалидов
  • организацию национальных и международных туристических конных походов инвалидов
  • психолого-педагогическую поддержку семей с детьми-инвалидами
  • летние реабилитационные интеграционные семейные лагеря
  • занятия по обучению инвалидов трудовым и профессиональным навыкам, в том числе в ремесленных мастерских.

 

  • Около 15 тысяч людей с ограниченными физическими возможностями принимают участие в различных мероприятиях, проводимых министерством по физической культуре, спорту и туризму Ростовской области совместно с региональными организациями ВОИ, ВОС и ВОГ. Вся физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с инвалидами проводится на спортивных сооружениях области на безвозмездной основе благодаря активной поддержке глав муниципальных образований области, руководителей областных общественных организаций инвалидов, руководителей территориальных органов управления физической культурой и спортом области, руководителей предприятий и организаций инвалидов. В области работают 24 организации, занимающиеся адаптивной физической культурой и спортом.

 Среди них:

- государственное образовательное учреждение дополнительного образования спортивной направленности для детей инвалидов – Ростовская областная детско-юношеская спортивная школа инвалидов № 27 министерства спорта, с численностью занимающихся 330 человек;

- Ростовская региональная общественная организация «Физкультурно-спортивный клуб инвалидов «Скиф» с филиалами в городах: Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Волгодонск, Белая Калитва, Азов, Константиновский район. Открыто и работает 72 секции и 60 групп по видам спорта: настольный теннис, плавание, шахматы, шашки, стрельба пневматическая и пулевая, дартс, гиревой спорт, тяжелая и легкая атлетика и др. В течение многих лет ФСК инвалидов «Скиф» признается одним из лучших в Российской Федерации по итогам смотров-конкурсов на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди инвалидов.

  • В Саратовской области с 1994 года в целях реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры и спорта, достижения высоких спортивных результатов функционирует Государственное учреждение Областная комплексная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа "Реабилитация и физкультура" (ДЮСАШ "Риф") - структурное подразделение министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области. В течение 11 лет в ДЮСАШ были открыты отделения в 13 городах области. В настоящее время в ДЮСАШ "Риф" занимается 638 детей-инвалидов - с поражением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, слуха и интеллекта по плаванию, легкой атлетике, настольному теннису, пулевой стрельбе, лыжным гонкам, бадминтону.
          В школе разработана программа реабилитации которая определяет сроки и объемы проведения реабилитационных мероприятий (ЛФК, массаж, гидропроцедуры, курсы оздоровления и т. д.) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, без которых невозможна подготовка спортсменов – инвалидов высокого класса.
    Учебно-тренировочный и соревновательный процесс проходит под постоянным контролем врачей, психолога школы и реабилитологов федеральной службы медико-социальной экспертизы.
              В школе 72 учебные группы, в том числе 3 спортивного совершенствований, 11 учебно-тренировочных, 5 начальной подготовки, 53 спортивно-оздоровительных. Занятия с детьми проводят специалисты высокой квалификации: 44 тренера – преподавателя (с высшей категорией - 11), врачей – 13, массажистов – 11, инструкторов ЛФК–9.
               На учебно-тренировочных занятиях, которые проводятся на арендуемых спортивных сооружениях г. Саратова и области (6 плавательных бассейнах, 4 тирах, 10 стадионах и спортивных залах) создаются максимально благоприятные условия для физического развития и совершенствования спортивного мастерства детей - инвалидов.

Оценивая региональный опыт организации физкультурно-спортивной деятельности инвалидов, необходимо отметить приоритет в поддержке детско-юношеских специальных спортивных школ. Физкультурно-спортивная занятость взрослых инвалидов является, как правило, прерогативой самодеятельных объединений инвалидов по виду инвалидизации.

       Сегодняшняя проблема использования спортивно-физкультурной деятельности в интересах реабилитации и социальной интеграции инвалидов состоит в том, чтобы найти такие виды спортивной деятельности, такие формы ее организации, которые были бы пригодны для инвалидов, соответствовали бы не только их физическому, но и психическому состоянию и позволяли бы максимально полно и эффективно реализовать по отношению к ним огромный потенциал этой деятельности.

  1. Особенные дети и урок физкультуры в современных школах.

Опыт, многих людей, дает возможность использовать его положительную сторону для избегания ошибок  в повседневной жизни.

Дмитрий Бесполов, учитель физической культуры, лауреат конкурса «Учитель года – 2004» г. Москвы:

Как поднять «с лавочек» детей, которые не хотят или по медицинским показаниям не могут заниматься физкультурой? Как вернуть этих ребят в спортивный зал? Я думаю, что каждый ребенок захочет заниматься физкультурой только тогда, когда он будет чувствовать себя успешным на каждом занятии, на каждом уроке. Для этого мы в своей школе ввели отметку «за активность». Это позволяет детям продвигаться в собственном темпе: у каждого – своя планка, своя вершина, которую нужно (и можно!) преодолеть.

Но одного желания заниматься мало. Нужно еще и иметь возможность – здоровье. Количество освобождений, выданных врачами, с каждым годом растет. Прежде всего, речь идет о детях, которые относятся к специальной медицинской группе. Все замечали, с какой силой, с каким рвением именно дети-инвалиды цепляются за жизнь. Для них мы создаем особые программы, особые условия, проводим беседы с родителями, детьми, медиками. Несколько лет назад у нас учился мальчик, у которого зрение было –13. В одной из бесед он сказал, что никогда не видел лица своих родителей, только их силуэты. Конечно, можно найти для него упражнения из легкой атлетики и гимнастики, которые он сможет выполнить.

   Но когда все играют в баскетбол или в волейбол, он вынужден просто сидеть на лавочке, так как среагировать на летящий мяч не может. Из положения вышли следующим образом: во время этих уроков Женя шел в начальную школу и проводил там спортивные часы, различные занятия. И воспитатель или классный руководитель выставлял ему за эту работу отметку. И ни одна комиссия не могла меня заставить не вывести ему «пятерку» в аттестате. Он честно занимался физической культурой, на том уровне, который ему позволяло его здоровье.

Дети-инвалиды должны участвовать в уроках физкультуры наравне со всеми. Это нужно не только им, но и всем остальным ребятам: класс становится добрее. И пускай тот, кто болен, заканчивает кросс минут на 10 позже остальных. Важно, что в этот момент весь класс аплодирует ему, поддерживает эмоционально.

Прийти к работе с такими детьми нам помог опыт работы в Российско-норвежской школе. В Норвегии на уроках физкультуры вообще запрещено акцентировать внимание на здоровье детей: они считают, что это проблема учителя, а не ребят. Помню, во время стажировки я должен был вести урок волейбола, на котором один из учеников был в инвалидной коляске. Если честно, я не знал, что в такой ситуации можно сделать. Мне посоветовали... опустить сетку на метр. А класс опустился на колени, и все дети оказались на одном уровне.

Этот мальчик «бегал» кросс вместе со всеми: его одноклассники возили на коляске. Подошло время выставления отметок. А какую отметку ему поставить? Я хотел «пятерку», но мне посоветовали «четверку», потому что он... не сдал вовремя теорию. К нему относились как к равному, без унижающей жалостливости.

Если учитель физкультуры не встанет со скамейки, не пойдет к детям – ничему его ученики не научатся. И если учитель не начнет на уроке больше улыбаться, толку от его усилий будет мало. Ведь что такое улыбка? Это работа мимических мышц. Задача учителя физкультуры – развивать все группы мышц, в том числе и эти. Поэтому я не боюсь иногда на уроке быть клоуном. Дети нормально к этому относятся: они улыбаются в ответ.

А еще на каждом уроке должна быть своя «изюминка», тогда дети обязательно будут приходить на занятия. И пусть они не запомнят, как правильно ставится рука на баскетбольный мяч, но эту особенность, «изюминку» обязательно запомнят. Наша «изюминка» – это обязательное музыкальное сопровождение, причем не просто фон, а специально подобранная музыка. Это может быть и Бетховен, и Шопен, и другие классики. А могут быть и современные песни. Вместе со сменой мелодии меняются и упражнения: у нас более 10 разных кассет. Наши ученики умеют составлять и проводить музыкальные разминки.

У нас в школе введена обязательная проектная деятельность на уроках физкультуры. Многие говорят мне, что, мол, мы занимаемся баловством. Да, пусть это не очень научно, но это интересно для ребят, что для нас самое главное.

Марк Агашин, разработчик биомеханических волновых тренажеров:

– Сегодня каждый заинтересован в том, чтобы предлагаемые методики оздоровления были эффективными. Вот такую методику для наших школьников мы и пытались разработать. Наша разработка основана на законах волновой биомеханики. Каждый учитель физкультуры, тренер знает, что наибольший эффект от выполнения какого-то упражнения достигается максимальным числом его повторений. Но в рамках школьного урока это выполнить практически невозможно.

  Мы пошли по другому пути, взявшись за разработку биомеханических волновых тренажеров. Сущность их действия состоит в том, что они создают условия для периодической смены состояния скелетной мускулатуры с напряжения на расслабление и обратно.

  При этом ребенок сам инициирует эту смену состояния мышечной системы, включая в работу и, соответственно, тренируя центральную и периферийную нервную системы, сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма. Практика использования тренажеров в школе № 449 показывает, что даже на последних уроках дети занимаются активно благодаря той физической зарядке, которая проводится с помощью тренажеров как на уроках, так и на переменах.

   Механическая работа, затрачиваемая во время занятий, невысока, но очень эффективна в силу ее структурирующей направленности. При этом интенсивность занятий и физическая нагрузка допустимы в той степени, в какой они разрешены на обычных занятиях физическими упражнениями.

Профилактика инвалидности с помощью волновых тренажеров в ряде случаев позволяет практически восстановить здоровье, например, при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Кроме того, налицо улучшение психоэмоционального фона в школе, дети стали и спокойнее, и увереннее. Но успех любой методики, конечно, во многом зависит от учителя, от того, насколько он сможет открыть детям все ее секреты.


Дети с ограниченными возможностями здоровья будут заниматься физкультурой по спецметодикам.

В системе столичного образования Москвы начала внедряться инклюзивная форма обучения, при которой дети с ограниченными физическими возможностями обучаются вместе со здоровыми учениками.

   Практически все школы-новостройки и детские сады-новостройки сейчас оборудуются пандусами и специальными устройствами, позволяющими детям-колясочникам подниматься на разные этажи школьного здания и посещать уроки вместе со своими сверстниками.  

 А не так давно столичный Департамент образования приступил к разработке специальной программы спортивного обучения детей-инвалидов, обучающихся в обычных общеобразовательных учреждениях.

- Эта программа готовится Центром организационно-методического обеспечения физического воспитания столичного Департамента образования, - рассказывает руководитель этого центра Юрий Пузырь. - Наши специалисты разрабатывают комплекс упражнений, которыми могли бы заниматься на уроках физкультуры параллельно со своими одноклассниками дети-инвалиды.

     А также мы даем департаменту рекомендации, каким спортивным инвентарем для таких занятий необходимо оснащать школьные спортивные залы. Это могут быть звуковые мячи, испускающие определенные сигналы, звуковые табло, звуковая разметка, помогающая, например, слабовидящим детям ориентироваться в пространстве.

   Также это могут быть специальные коляски, каталки, с помощью которых подростки могут играть в подвижные игры: волейбол, настольный теннис.

Кстати сказать, такие программы физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья уже многие годы активно используются в специальных коррекционных учреждениях образования.

   А вот для инклюзивных школ и детских садов методик физвоспитания пока разработано недостаточно. Так что, по мнению Юрия Пузыря, программу спортивного обучения детей-инвалидов, обучающихся в обычных общеобразовательных учреждениях, нужно принимать как можно скорее.

- Эта программа у нас практически готова, - говорит директор Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания. - Осенью мы планируем представить ее на утверждение в Департамент образования.

В рамках развития физического здоровья детей-инвалидов в возрасте от 8 до 18 лет, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах, детских домах и санаторно-лесных школах столицы, центр объявил о начале первого тура спартакиады "Надежда". Проводиться она будет по 14 видам спорта: плавание, лыжи, конькобежный спорт, шахматы, шашки, состязания по легкой атлетике, в том числе по футболу, волейболу, мини-волейболу, баскетболу, ручному мячу.
  Проходить спартакиада будет в течение всего учебного года на базе образовательных учреждений и спортивных сооружений столицы. Информация о том, когда и по каким видам спорта будут проводиться состязания, должна в ближайшие дни поступить во все учреждения образования, где обучаются дети-инвалиды. Также она будет опубликована на сайте центра. Победители спартакиады будут награждаться в конце учебного года. Ребята получат грамоты и ценные подарки.

                               
Спорт и школа должны быть доступен для всех.

     Образование - неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм её проявления, имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении: они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами. Обычные школы, как правило, не имеют условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи...
  Кроме этого, дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому.

   Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход просто устарел.
  Дети с инвалидностью — тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу.

   И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в школу, потому что она не оборудована пандусом.     Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, независимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т.д.), можно, эти условия можно создать.
   Опыт зарубежных стран показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное», или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное - изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и на учиться уважать другие личности.
10 июня 1994 г. на «Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество» в Саламанке (Испания) была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями».     Этот документ призывает государства действовать в направлении создания «школ для всех» — учреждений, которые объединяют всех, учитывают индивидуальные различия детей, содействуют процессу обучения и со ответствуют индивидуальным потребностям.
Второй пункт Декларации гласит:
 
  «Каждый ребенок имеет право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний», «лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на детей с целью удовлетворения этих потребностей

    Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в сообществе, обеспечения образования для всех.

   Более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей, повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования».
  В ходе деятельности нашей организации мы много общались с учителями, директорами школ, в которых уже учатся дети с инвалидностью (которые пользуются инвалидными колясками или тростями или которые имеют слабое зрение или слух).

    Все эти педагоги, без исключения, утверждают, что учеба ребенка с инвалидностью в обычной школе абсолютно нормальное явление, которое не требует от учителей каких-то особых дополнительных усилий. Конечно, встает вопрос о некоторых архитектурных проблемах, которые необходимо будет решать, но это тоже все абсолютно реально сделать, также как осуществить индивидуальный подход к ребенку.
   Как обустроить обычную школу для комфортного обучения в ней детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, незрячих и не слышащих. и дети-инвалиды смогут учиться в них вместе со своими сверстниками и соседями.

 ЕСЛИ ПРИШЕЛ УЧИТЬСЯ РЕБЕНОК С ИНВАЛИДНОСТЬЮ 
Самое главное, когда в общеобразовательную школу приходит ребенок с инвалидностью — создать общий настрой — и одноклассников, и учителей, и администрации школы.

    Если к ребенку с инвалидностью от носиться как к самому обычному школьнику (с некоторыми особыми потребностями), то такое отношение передается и учителям и одноклассникам ребенка.

   Тогда и дети будут оказывать посильную помощь, и ребенок будет себя ощущать более свободно, да и отношение одноклассников к специальным архитектурным устройствам будет более уважительное, и эти приспособления дольше будут оставаться в порядке.
   Необходимо вовлекать ребенка-инвалида во все виды деятельности - и образовательную и во внеклассную. При этом нужно сформировать у одноклассников отношение к нему, как к равному, и в тоже время как к человеку, которому бывает нужна помощь и поддержка.

   Это настроение в классе зависит от учителей и администрации школы.
По мнению педагогов школ, в которых уже учатся такие дети, это главное условие комфортного обучения в общеобразовательной школе детей-инвалидов.  

Итак, в школу пришел учиться ребенок, который пользуется инвалидной коляской, костылями или просто ходит медленно

РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ПОЛЬЗУЮЩИЙСЯ ИНВАЛИДНОЙ КОЛЯСКОЙ, КОСТЫЛЯМИ, ТРОСТЬЮ...) 
Итак, в школу пришел учиться ребенок, который пользуется инвалидной коляской, костылями или просто ходит медленно. Как можно приспособить здание школы, чтобы ребенок в школе себя чувствовал наиболее комфортно?

НАЧНЕМ СО ВХОДА В ШКОЛУ 

ВХОД В ШКОЛУ 
Вход в любую школу обычно начинается с лестницы, которая является серьезным или даже непреодолимым препятствием для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, использующих при пере движении инвалидную коляску, трости, костыли и другие приспособления. Для того чтобы эти дети смогли попасть в школу, необходимо установить пандус у входа в школу.
   Пандус должен быть достаточно пологим (10-12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Еще одна немаловажная деталь — двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Можно оборудовать вход звонком, чтобы предупредить охрану.
ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ 
Вдоль коридоров желательно сделать поручни по всему периметру, чтобы человек, который плохо ходит, мог, держась за них, передвигаться по школе.
Ширина дверных проёмов должна быть не менее 80-85 см, иначе человек на коляске через нее не пройдет.
   Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся). Однако, далеко не во всех школах это возможно сделать. Поэтому, по возможности, можно переносить занятия для классов, где учится ребенок-инвалид на первый этаж.
     Хороший выход — установление на лестницах подъемников. И подъемники — и особенно лифты, дорогостоящее оборудование, и мы понимаем, что далеко не любая школа может позволить себе его. Подъемники выпускаются сейчас в России, и они дешевле импортных. Однако, это было бы решением проблемы передвижения школьника-инвалида внутри школы.
   Еще одним решением проблемы передвижения по лестницам ребенка-инвалида может быть организация дежурств старшеклассников, которые по очереди будут помогать ребенку на лестнице. Если в школе есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок, на инвалидной коляске смог им воспользоваться.

ШКОЛЬНАЯ РАЗДЕВАЛКА 
   В раздевалках инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать её поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также, можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.
ШКОЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ 
 В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширина прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м.
  Также, желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В тоже время не желательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.
  Желательно, чтобы детям-инвалидам в столовой помогали - или сотрудники столовой, или можно организовать дежурства старшеклассников.
  В некоторых школах, где учатся дети-инвалиды, есть практика при носить завтраки всему классу непосредственно в классные кабинеты. Это, конечно, не соответствует санитарно-гигиеническим правилам, за то способствует сближению детей.

ШКОЛЬНЫЙ ТУАЛЕТ 
В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе и инвалидов-колясочников.
 Размеры специализированной кабины не менее: ширина - 1,65 м; глубина - 1,8 м.
Ширина двери в специализированной кабине — не менее 900 мм. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д.
  Все эти элементы должны быть прочно закреплены.
Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на вы соте 0,8 м от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.

СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ 
Детей-инвалидов необходимо также задействовать и на уроках физкультуры. Они могут выполнять посильные упражнения и участвовать в различных играх вместе с классом.
Это поможет им не отделяться от сверстников и выполнять школьную программу в более полном объеме.
  Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей, пользующихся инвалидными колясками, надо немного переоборудовать.
  В душевой, так же, как и в туалете, одну кабинку необходимо оборудовать так, чтобы ребенок инвалид мог ей воспользоваться, т.е. ширина двери должна быть не менее 90 см и коляска должна входить в кабинку целиком.
  Желательно, чтобы в раздевалке все проходы были не уже 90 см.

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА 
  Читальный зал школьной библиотеки тоже желательно оборудовать с учетом доступа учащихся-инвалидов: часть кафедры выдачи книг в абонементе рекомендуется понизить до уровня не выше 0,7 м. Один-два стола сделать высотой не менее 0,7 м.
  Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку желательно, по возможности, располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.
КЛАССНЫЕ КАБИНЕТЫ 
 Здесь тоже важно учесть, что ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) - 1500х1500мм.
 Около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д.
Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 0,9 м. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога.

   Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться около доски. А доску желательно повесить пониже.
Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом (например, положить и закрепить наклонную доску). Это могут сделать и одноклассники на уроке труда.

РЕБЕНОК - ИНВАЛИД ПО ЗРЕНИЮ 
Главное, что надо помнить, когда в школу приходит ребенок со слабым зрением, это то, что он будет испытывать затруднения в ориентации в пространстве.
Поэтому для комфортного пребывания в школе ему надо помочь именно в этом плане.
  В начале учебного года с ребенком надо пройти по зданию школы (устроить «экскурсию»), для того, чтобы он запомнил месторасположение кабинетов и помещений, которыми он будет пользоваться. Все препятствия и повороты должны быть озвучены. Желательно дать ребенку возможность пощупать двери и углы. Также, если по каким-либо причи нам месторасположение этих помещений изменится, надо будет еще несколько раз пройти по новому маршруту.
ВХОД В ШКОЛУ 
Крайние ступени лестницы при входе в школу для ориентации ребенка с ослабленным зрением необходимо покрасить в контрастные цвета. Обязательно нужны перила. Перила должны быть по обе им сторонам лестницы на высоте 70 и 90 см. Для детей младших клас сов - 50 см.
 Удобнее всего перила круглого сечения с диаметром не менее 3-5 см. Длина перил должна быть больше длины лестницы на 30 см с каждой стороны.
Дверь тоже лучше сделать яркой контрастной окраски. Если двери стеклянные, то на них яркой краской надо пометить открывающиеся части.
ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ 
Вдоль коридоров можно сделать поручни по всему периметру, чтобы человек, который плохо видит, мог, держась за них, ориентироваться при передвижении по школе. Еще одним способом облегчения ориентации инвалида по зрению внутри школы может являться разнообразное рельефное покрытие полов.

   То есть при смене направления меняется и рельеф пола.
Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки.
Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами.
  Еще одним решением проблемы передвижения по лестнице плохо-видящего или незрячего ребенка может быть организация дежурств старшеклассников, которые по очереди будут сопровождать ребенка на лестнице. Желательно, чтобы на классных кабинетах таблички были крупным шрифтом контрастных цветов или таблички с надписью шрифтом Брайля.

ШКОЛЬНАЯ РАЗДЕВАЛКА 
 В раздевалках учащимся с плохим зрением нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать её поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д.       Желательно, чтобы этой зоной пользовались только одни и те же люди. Необходимо несколько раз провести ребенка к этому месту, чтобы он его запомнил.

ШКОЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ 
 В столовой у ребенка-инвалида по зрению должно быть свое постоянное место, которым будет пользоваться только он. Также, желательно, чтобы это место находилось в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой, но в тоже время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников. Желательно также, чтобы ребятам с плохим зрением в столовой помогали работники или дежурные.

КЛАССНЫЕ КАБИНЕТЫ 
Здесь тоже важно учесть, что инвалиду по зрению необходимо создать условия для ориентации в пространстве. Для создания доступ ной и комфортной обстановки в классе рекомендуется оборудовать для них одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола.
  Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном.
  Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном — это его способ конспектировать.      Желательно, чтобы пособия, которые используются на разных уроках, были не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.

НЕСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ 
Архитектурные барьеры для не слышащих людей - не препятствие. Главная проблема для них - получать информацию в том же объеме, что и все остальные дети. Для того, чтобы не слышащие дети могли учиться в обычной школе, лучше всего, чтобы им переводил сурдопереводчик.

 Но, скорее всего, в обычную школу придет ребенок, который уже имеет навыки общения: может говорить, немного слышать или читать по губам. Перед тем, как начать учить его, выясните, какими навыками он обладает и как лучше организовать учебный процесс и общение со сверстниками.

Общаясь с не слышащим или слабослышащим ребенком, нужно говорить очень четко (не нужно кричать), не забывать дублировать сказанное, особенно если дело касается чего-то важного: правил, инструкций и т.п. - записями. Учебные фильмы по возможности должны быть снабжены субтитрами.Общаясь с неслышащим или слабослышащим ребенком, нужно говорить очень четко (не нужно кричать)

Для того, чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о на чале и конце уроков. Слабослышащего ребенка лучше сажать на первую парту. Места для тех, чей слух совсем слабый, могут быть оборудованы электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками.

ТЕРРИТОРИЯ ШКОЛЫ 
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории, прежде всего, следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены.
Ребра решеток, на пешеходных дорожках, должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара дол жен быть устроен съезд, уклон которого не более 1:10, как у пандуса, ширина не менее 90 см.
Детей с полной или частичной потерей зрения необходимо провести по территории чтобы они запомнили маршрут и препятствия.
Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской.
Оптимальными для маркировки считаются цвета ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный.
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории, прежде всего, следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пеше­ходных дорожек

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Для ребенка-инвалида обучение в школе - способ вырваться из изоляции, доказать, что он такой же, как и все. А для «обычных» детей — возможность понять и изменить существующее мнение об инвалидах, научится не жалеть и унижать их, а уважать и считать равными себе, полно ценными людьми.
 Пока в городах нет школ, доступных для детей с инвалидностью, но ведется проектирование подобной школы. Мы надеемся что идея инклюзивного образования найдет в нашем городе своих сторонников во всех структурах касающихся образования. 

Я убеждена, что заниматься физкультурой с инвалидами должны только серьезно подготовленные люди, знающие проблемы детей с разными диагнозами.


Список литературы
1.   Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.: ил.
2.   Дубровский В.И. Реабилитация инвалидов-спортсменов. – В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заве дений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 411-417.
3. Куничев Л.А. Лечебный массаж. – К.: Вища школа. Головное изд-во, 1981. – 328 с.
4. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. Проф. В.А.Епифанова. – М.: Медицина, 2004. – 592 с.
5. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.

Электронные ресурсы

                                                                        20019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по предмету «Физическая культура» образовательной области «Физическая культура».

Предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура». В 3 классе в предметной области «Физическая культура» изучается учебный предмет физическая культура....

Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по предмету «Физическая культура» образовательной области «Физическая культура»

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, со...

Методическая разработка по предмету: «Физическая культура» Тема: «Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры»

    Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются в свою очередь основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников фор...

Конспект внеурочного занятия по физической культуре «Проверка уровня физической подготовленности»

Конспект внеурочного занятия по физической культуре «Проверка уровня физической подготовленности»...

Рабочая программа по физической культуре и адаптивной физической культуре для 2 – 4 классов».

Рабочая программа по физической культуре и адаптивной физической культуре для 2 – 4 классов»....

Методологические особенности использования игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе.

       Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного улучшения движений, физических качеств, поскольку в игровом методе существуют благоприят...