"Заседание экспертов ЧС"
методическая разработка по зож на тему

Андюкова Елена Владимировна

 Разработка

внеклассного мероприятия на районный семинар учителей ОБЖ  по теме «Педагогические основы обучения безопасности жизнедеятельности и профориентации»

 

 

 

Игра -Исследование

«ЗАСЕДАНИЕ  ЭКСПЕРТОВ  ЧС»

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zasedanie_eksperov_chs.docx215.11 КБ

Предварительный просмотр:

 Разработка

внеклассного мероприятия на районный семинар учителей ОБЖ  по теме «Педагогические основы обучения безопасности жизнедеятельности и профориентации»

Игра -Исследование

«ЗАСЕДАНИЕ  ЭКСПЕРТОВ  ЧС»

 

2017

Внеклассное мероприятие  

Игра -Исследование

«ЗАСЕДАНИЕ  ЭКСПЕРТОВ  ЧС»

Целевая аудитория 3-4  класс.

Составители:  учитель МОУ-СОШ с. Орловское  высшей  квалификационной категории классный руководитель 3 класса -  Андюкова Е.В.,  учитель МОУ-СОШ с. Орловское высшей  квалификационной категории  классный руководитель 4 класса - Глинская И.Н.

Цель – создать условия для формирования представления  о ситуациях, которые можно назвать “чрезвычайными”.

Задачи: Развивать умение находить решение в сложных ситуациях. Воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

Направление: внеклассная работа

Форма деятельности: поисковые и научные исследования

Ход мероприятия

Мотивация

- Прежде чем начать наше мероприятие, я бы хотела вас спросить, как мы будем с вами работать:

Не просто слушать, а слышать.

Не просто смотреть, а видеть.

Не просто отвечать, а думать.

Дружно и весело работать!

- Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Но прежде я хотела бы познакомить вас с  ребятами.

Выдвижение проблемы.

Сценка – миниатюра с участием детей.

Ведущий:

Спешил Никита на урок

Шел, не сбавляя шага

Вдруг на него рычит щенок

Кудлатая дворняга.

Никита взрослый! Он не трус,

Но шла Танюша рядом

Она сказала: Ой, боюсь!

И сразу слёзы градом.

Таня:

Да, я боюсь всего вокруг:

Огня, землетрясенья,

Большой воды, метелей, вьюг,

Болезней, эпидемий,

Боюсь я дома быть одна,

Лавины с гор боюсь,

Боюсь машины, вдруг она

На скорости несясь

Меня собьет.

Что делать мне?

Как избежать невзгод?

Куда бежать, кого позвать

Что сделать и что предпринять

Как в ситуации поступить

Чтоб жизнь свою спасти?

Никита:

Танюша, милая всего

Нам избежать нельзя.

Как правильно вести себя

Обязан каждый знать.

А сейчас не бойся

В класс скорей иди

В исследовании нашем

Участие  прими.

- Ребята скажите,  чего боится девочка? (землетрясения лавин, пожар и т.д.)

- А как одним словом можно назвать все эти ситуации? (чрезвычайные ситуации)

- Ваши ассоциации к словосочетанию «чрезвычайная ситуация». (опасность, катастрофа, страх. Опасность, угрожающая сразу многим людям – это чрезвычайная ситуация.

– Какие чрезвычайные ситуации вы знаете? Давайте составим кластер

Составление Кластера

Природные

Произошедшие по вине человека

землетрясение

 аварии

наводнение

   пожары

ураганы

 взрывы  

-  Какие из этих ситуаций могут произойти в нашей местности и с нами? 

Постановка учебной задачи.

- Молодцы. А сейчас давайте определим цели и задачи нашего мероприятия и я предлагаю поставить цели используя ключевые слова: Что, Как, Зачем, Где.

Дети предлагают:

Выяснить:

1. Что такое чрезвычайная ситуация?

2. Как нужно себя вести в чрезвычайной ситуации?

3. Зачем нам необходимо знать о чрезвычайной ситуации?

4. Где я буду использовать полученные знания?

- Правильно. Что в конце нашего мероприятия мы должны сделать, какова наша цель?  (Мы должны помочь нашей Танюше узнать о ЧС. И подсказать как правильно вести себя при ЧС).

- А как мы обычно достигаем целей? (Проводим исследования……..)

Построение проекта выхода из затруднения.

- Мы  с вами сегодня будем исследователями. Но прежде, давайте вспомним, что такое исследование? (Изучение чего-то нового)

- Давайте вспомним еще раз, кто такие исследователи? (Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)

- Ребята, сегодня  каждый из вас побывает в роли исследователя.

Прежде чем приступить к исследованию,  давайте назовем тему нашего исследования (ЧС)

 - С чего мы начинаем исследования?  (Добываем информацию)

На доску вывешивается карточка СБОР ИНФОРМАЦИИ

- Как вы думаете с чего нужно  начать работу по сбору информации? (Нужно подумать и задать вопрос. Что я уже знаю по этой теме?)

(один ученик вбирает нужную карточку со схематичным изображением этого слова и вывешивает ё на доску)

Описание: j0299125   

 - Каким образом мы можем добыть информацию?

(постепенно вывешиваются карточки в той последовательности, в которой их называют дети)

Из книг, журналов, газет, энциклопедий и т.д.

Описание: j0217698

посмотреть по телевизору

Описание: j0229385

найти и прочитать в Интернете

Описание: j0195384

понаблюдать или провести эксперимент, опыт.

Описание: j0305257

- Этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе.

спросить у другого человека

Описание: j0233018

- В конце любого исследования что нужно сделать с добытой информацией?

(Обобщить, проанализировать результаты и сделать выводы)

(учитель вывешивает карточки ОБОБЩИТЬ, ВЫВОДЫ)

 Реализация построенного проекта

-Для того, чтобы начать работу мы разделимся на группы, но чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Давайте их вспомним:

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должны все.

3. Один говорит, другие слушают.

- Прежде чем приступить к исследованию, нам нужно определить  конкретно объекты исследования. И сделаем это мы с помощью активного метода «Автобусная остановка». Вам нужно разделиться на группы и провести мини-исследования на каждой остановке. Я раздаю вам маршрутные листы. По желанию разбейтесь на группы. Ознакомьтесь с заданиями и начинайте работать.

Маршрутные листы:

Остановка №1.

Ребята отгадайте  ребус. Желаем успехов!

ребусыребусыребусыК=Г

Ответ:_________________________________________

- Если вы затрудняетесь, на обратной стороне маршрутного листа есть подсказка.

Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.

(огонь)

Остановка № 2.

Ребята отгадайте  ребус. Желаем успехов!

ребусыребусы

Ответ:_________________________________________

Если вы затрудняетесь, на обратной стороне маршрутного листа есть подсказка.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! 

(вода)

Остановка № 3.

Ребята отгадайте ребус. Желаем успехов!

ребусыребусыребусыребусыребусыребусы

Ответ:_________________________________________

Если вы затрудняетесь, на обратной стороне маршрутного листа есть подсказка.

Меня бьют, колотят, 

Режут, ворочают, 

А я все терплю 

И всем добром плачу.

(земля)

Остановка № 4.

Ребята отгадайте  ребус. Желаем успехов!

ребусыребусыребусыребусыребусыребусы

Ответ:_________________________________________

Если вы затрудняетесь, на обратной стороне маршрутного листа есть подсказка.

Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!

(воздух)

МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЯ «Автобусная остановка»

- Какое слово спрятано на №1 остановке? (огонь), на №2? (вода) в №3? (земля), и в №4? (воздух)

- Можно ли все эти объекты объединить в одну группу? (Можно)

- Какое бы вы дали название этой группе? (стихии)

- А могут ли эти стихии принести беду? (да)

 - Поэтому стихии приносящие беду, как называются? (стихийные бедствия)

Дети отвечают на поставленные вопросы, учитель расставляет на столы таблички с названиями стихии. (ОГОНЬ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ)

 

- Как вы думаете, что мы должны исследовать у каждого объекта?

1. Название бедствия, которое может вызвать данная стихия

2. Определение бедствия (пожар - это…..)

3. Причины возникновения

3. Правила поведения человека при бедствии

4. Первая помощь (практическая работа)

Дети предлагают пункты исследования, а учитель  начинает формировать на доске общую исследовательскую карту «Стихийные бедствия».

Название  стихийного бедствия

Определение бедствия

Причины возникновения бедствия

Правила поведения при бедствии

Первая помощь при травмах

Пожар

Наводнение

Ураган

Землетрясение

- Итак, мы с вами выделили основные понятия, которые должны исследовать.

- Посовещайтесь в группе и определите,  экспертом какого объекта вы будете. Во время исследования вы будете пользоваться инструкционно-исследовательскими картами.  В конце исследования мы должны будем заполнить общую исследовательскую карту «Стихийные бедствия ». Займите свои места и приступайте к работе.

 Исследовательская работа

4 группы по инструкционным картам – проводят исследование по 4 стихиям

( в инструкционных листах даны ответы, при печатание листов ответы удалить)

Инструкционно-исследовательский лист

для группы исследователей стихии «Огонь»

  1. Проведите исследование.

А) Подумай  и определи какое стихийное бедствие может вызвать огонь? (запиши название стихийного бедствия в карточке № 1 ПОЖАР)

Б) В толковом словаре найдите толкование этого понятия. Составь определение. (восстанови деформированное предложение и помести его в карточку № 2

Человека, пожар, ущерб, неконтролирумое, вред жизни, горение, причиняющее, и здоровью, материальный.)

Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью человека.

В)  Подумай и запиши причины возникновения данного бедствия. (запиши 2, 3 причины в карточку № 3)

1. В природе:

  • оставленный костер;

2. В быту:

  • Неисправность электрической проводки
  • Возгорание электроприборов — неисправных, самодельных или оставленных без присмотра
  • Утечка газа
  • Неосторожное обращение с огнем и шалость детей

 

Д) Подумай и запиши правила поведения при бедствии (придумай название памятки, запиши 2, 3 правила в карточку № 4)

  1. Обязательно вызвать пожарные службы по номеру телефона 01, 112.
  2. Позвать на помощь любого взрослого, если это возможно.
  3. Оставаться на видном месте, а не прятаться, чтобы пожарные с легкостью могли заметить ребенка.
  4. Если много дыма, опуститься на колени, прикрыть нос мокрым полотенцем  и ползти к выходу.
  1. Практическая работа

А) Вбери на стенде номера телефонов, которые тебе понадобятся для вызова помощи при бедствии;

Б) Определи вид травмы. Выбери на столе все необходимое для оказания первой медицинской помощи. Продемонстрируй свои действия на кукле.

 

Инструкционно-исследовательский лист

для группы исследователей стихии «Вода»

1.        Проведите исследование.

А) Подумай  и определи какое стихийное бедствие может вызвать огонь? (запиши название стихийного бедствия в карточке № 1 НАВОДНЕНИЕ)

Б) В толковом словаре найдите толкование этого понятия. Составь определение. (восстанови деформированное предложение и помести его в карточку № 2)

Или ливней, это затопление, наводнение, притоком воды, вызванное,  снеготаяния, в период, территории,  

Наводнение – это затопление территории, вызванное притоком воды в период снеготаяния или ливней.

 

В)  Подумай и запиши причины возникновения данного бедствия. (запиши 2, 3 причины в карточку № 3)

Причины 1. Таяние снегов. 2. Волны цунами. 3. Продолжительные дожди. -  

Д) Подумай и запиши правила поведения при бедствии (придумай название памятки, запиши 2, 3 правила в карточку № 4)

  1. Отключите газ и электричество;
  2. Возьмите с собой документы, тёплую одежду, сапоги, продукты питания и воду, медицинскую аптечку;
  3. Выходите, выезжайте из опасной зоны в безопасный район или на возвышенные участки местности

2.        Практическая работа

А) Вбери на стенде номера телефонов, которые тебе понадобятся для вызова помощи при бедствии;

Б) Определи вид травмы. Выбери на столе все необходимое для оказания первой медицинской помощи. Продемонстрируй свои действия на кукле.

 

Инструкционно-исследовательский лист

для группы исследователей  стихии «Земля»

1.        Проведите исследование.

А) Подумай и определи какое стихийное бедствие может вызвать огонь? (запиши название стихийного бедствия в карточке № 1 ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ);

Б) В толковом словаре найдите толкование этого понятия. Составь определение. (восстанови деформированное предложение и помести его в карточку № 2)

Это сильное, в земной коре, землетрясение, колебание, вызванное, поверхности земли, происходящими, процессами

Землетрясение – это сильное колебание поверхности земли, вызванное процессами, происходящими в земной коре.

В)  Подумай и запиши причины возникновения данного бедствия. (запиши 2, 3 причины в карточку № 3)

Движение литосферных плит.

Д) Подумай и запиши правила поведения при бедствии (придумай название памятки, запиши 2, 3 правила в карточку № 4)

  • Быстро выйдите из здания, взяв документы , деньги и предмет первой необходимости;
  • Выходите из населённого пункта по центру улицы , так как здания могут обрушиться.
  • При обрушении потолка спрячьтесь под столом;

2.        Практическая работа

А) Вбери на стенде номера телефонов, которые тебе понадобятся для вызова помощи при бедствии;

Б) Определи вид травмы. Выбери на столе все необходимое для оказания первой медицинской помощи. Продемонстрируй свои действия на кукле.

Инструкционно-исследовательский лист

для группы исследователей стихии «Воздух»

1.        Проведите исследование.

А) Подумай, и определи какое стихийное бедствие может вызвать огонь? (запиши название стихийного бедствия в карточке № 1 УРАГАН)

Б) В толковом словаре найдите толкование этого понятия. Составь определение. (восстанови деформированное предложение и помести его в карточку № 2)

Это ветер, время, ураган - , который дует, продолжительное, со скоростью, более 32, метров в секунду

Ураган — это ветер, который дует со скоростью более 32 метров в секунду продолжительное время. 

В)  Подумай и запиши причины возникновения данного бедствия. (запиши 2, 3 причины в карточку № 3)

  • Образование  и перемещение в атмосфере циклонов и антициклонов;

Д) Подумай и запиши правила поведения при бедствии (придумай название памятки, запиши 2, 3 правила в карточку № 4)

  • Закрыть окна, двери, чердачные помещения;
  • Выключить газ, потушить огонь в печах;
  • Подготовить запас воды,  продуктов питания, медикаменты и перевязочные материалы;
  • Укрыться в подвале, погребе.

2.        Практическая работа

А) Вбери на стенде номера телефонов, которые тебе понадобятся для вызова помощи при бедствии;

Б) Определи вид травмы. Выбери на столе все необходимое для оказания первой медицинской помощи. Продемонстрируй свои действия на кукле.

Анализ и обобщение информации

- Теперь давайте подведем итог ваших исследований. Ребята назовите бедствие вызванное стихией:

Огонь – пожар

Вода – наводнение

Земля – землетрясение

Воздух - ураган

- Заполняем следующую графу нашей таблицы. Назовите определение бедствия? (варианты ответов)

- Ребята, что вы делали в следующем пункте нашего исследования (Выясняли причины бедствия) Назовите причины. (варианты ответов)

- Что вы делали дальше? (Составляли памятки) Как называется ваша памятка? (варианты ответов)

-  Затем у вас была практическая работа. Что вы делали? ( Мы выбирали телефоны, которые нам понадобились бы для вызова помощи, затем определяли вид травмы и  оказывали первую помощь пострадавшим)

- Ребята,  давайте вернемся к целям нашего занятия? Какие цели мы ставили перед собой?

-  Провести исследования. Изучить стихийные бедствия.  Помочь  Танюше правильно вести себя при ЧС.

- А теперь уважаемые эксперты, посмотрите внимательно на таблицу и подумайте, смогли ли мы ответить на наш главный вопрос? Помогли ли мы  нашей Танюше узнать о ЧС. (варианты ответов)

Обобщение

- Что такое чрезвычайные ситуации?

- Экспертами каких стихийных бедствий в сегодня были?

- Как правильно себя вести если вы в друг оказались в подобной ситуации

Практическая работа   

- Мы много сегодня говорили о стихийных бедствиях. Хотелось бы вам жить в мире без наводнений, пожаров, землетрясений. А давайте с помощью «Мультинариума»  увидим мир без ЧС. (изготовление панно «Мир без ЧС» с помощью детских быстрых водяных раскрашек под песню «Я рисую  этот мир» Барбарики. Во время песни дети выполняют практическую работу.

- Наша практическая работа будет называться «Детский мультинариум». Вам  нужно подойти к доске с плакатом,  взять губку, намочить её и провести влажной губкой по плакату. И посмотрите, что у вас получится. (На плакате, под действием воды, проявляются красочные  рисунки природы. Данное пособие продается в магазинах детского творчества).

Я рисую на окне

Мир, почти такой, как наш.

Я рисую на окне

Акварели и гуашь.

Краски яркие возьму

И закрашу серый цвет.

Нарисую ту страну,

Где для слёз причины нет,

Где улыбки каждый день,

Где почти всегда весна,

Где у всех, у всех людей

Очень добрые глаза.

Кто-то ищет целый век:

"Где же счастье?" - Вот оно!

Здравствуй, добрый человек -

Посмотри в моё окно!

Припев: Ты посмотри:

На моём окне

Я рисую этот мир,

Где ни зла, ни горя нет.

Ты посмотри:

Будет этот мир,

Где добро всегда царит,

Мир, который нужен мне!

Я рисую новый мир.

Пусть моя не сохнет кисть!

Я рисую новый мир.

Эй, прохожий, обернись!

Если что-то ты хотел

В этой жизни изменить -

Нарисуй в своём окне

Мир, каким он должен быть.

И я верю, что когда

Каждый кисть свою возьмёт,

С наших окон доброта

В настоящий мир войдёт.

И наступит долгий век

Без обид и слёз в глазах.

Где ты, добрый человек?

Это всё в твоих руках!

Припев (2 раза)

  

 Рефлексия.

- Вот и закончилось наше мероприятие.  

- Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным и у него всё получалось.

- Поднимите руку, кто считает, что  у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих занятиях.

- Ребята, работа какой группы вам понравилась больше всего?

Спасибо за работу. Ребята вы  достигли целей, поставленные в начале занятия. Вы были настоящими экспертами, научили Танюшу правильно вести себя при чрезвычайных ситуациях и получили готовый продукт – «Мир без ЧС».

  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация новых ФГОС в начальных школах: рекомендации экспертов.

Основная задача, стоящая перед начальной школой в настоящее время – сформировать у ученика такие черты, как гибкость, конструктивизм, способность к самообучению для успешной адаптации в дальнейш...

«Профессионализм общественного эксперта: информационно-методические механизмы повышения компетентности».

Выполнение работы содержало три модуля:- Оцените деятельность методического объединения (далее – МО), руководителем которого Вы являетесь, заполнив анкету.- Рассчитайте  эффективность деятельност...

план урока 2 класс для экспертов

план урока 2 класс для экспертов...

рефлексивный самоотчет для экспертов

рефлексивный самоотчет  для экспертов...

информационная карта для экспертов

информационная карта для экспертов...

Технологическая карта урока - проекта "Эксперты предложений"

Данный урок является интересным и необычным для изучения темы "Однородные члены предложений"...