"Заседание экспертов ЧС"
методическая разработка по зож на тему
Разработка
внеклассного мероприятия на районный семинар учителей ОБЖ по теме «Педагогические основы обучения безопасности жизнедеятельности и профориентации»
Игра -Исследование
«ЗАСЕДАНИЕ ЭКСПЕРТОВ ЧС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zasedanie_eksperov_chs.docx | 215.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка
внеклассного мероприятия на районный семинар учителей ОБЖ по теме «Педагогические основы обучения безопасности жизнедеятельности и профориентации»
Игра -Исследование
«ЗАСЕДАНИЕ ЭКСПЕРТОВ ЧС»
2017
Внеклассное мероприятие
Игра -Исследование
«ЗАСЕДАНИЕ ЭКСПЕРТОВ ЧС»
Целевая аудитория 3-4 класс.
Составители: учитель МОУ-СОШ с. Орловское высшей квалификационной категории классный руководитель 3 класса - Андюкова Е.В., учитель МОУ-СОШ с. Орловское высшей квалификационной категории классный руководитель 4 класса - Глинская И.Н.
Цель – создать условия для формирования представления о ситуациях, которые можно назвать “чрезвычайными”.
Задачи: Развивать умение находить решение в сложных ситуациях. Воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.
Направление: внеклассная работа
Форма деятельности: поисковые и научные исследования
Ход мероприятия
Мотивация
- Прежде чем начать наше мероприятие, я бы хотела вас спросить, как мы будем с вами работать:
Не просто слушать, а слышать.
Не просто смотреть, а видеть.
Не просто отвечать, а думать.
Дружно и весело работать!
- Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Но прежде я хотела бы познакомить вас с ребятами.
Выдвижение проблемы.
Сценка – миниатюра с участием детей.
Ведущий:
Спешил Никита на урок
Шел, не сбавляя шага
Вдруг на него рычит щенок
Кудлатая дворняга.
Никита взрослый! Он не трус,
Но шла Танюша рядом
Она сказала: Ой, боюсь!
И сразу слёзы градом.
Таня:
Да, я боюсь всего вокруг:
Огня, землетрясенья,
Большой воды, метелей, вьюг,
Болезней, эпидемий,
Боюсь я дома быть одна,
Лавины с гор боюсь,
Боюсь машины, вдруг она
На скорости несясь
Меня собьет.
Что делать мне?
Как избежать невзгод?
Куда бежать, кого позвать
Что сделать и что предпринять
Как в ситуации поступить
Чтоб жизнь свою спасти?
Никита:
Танюша, милая всего
Нам избежать нельзя.
Как правильно вести себя
Обязан каждый знать.
А сейчас не бойся
В класс скорей иди
В исследовании нашем
Участие прими.
- Ребята скажите, чего боится девочка? (землетрясения лавин, пожар и т.д.)
- А как одним словом можно назвать все эти ситуации? (чрезвычайные ситуации)
- Ваши ассоциации к словосочетанию «чрезвычайная ситуация». (опасность, катастрофа, страх. Опасность, угрожающая сразу многим людям – это чрезвычайная ситуация.
– Какие чрезвычайные ситуации вы знаете? Давайте составим кластер
Составление Кластера
Природные | Произошедшие по вине человека |
землетрясение | аварии |
наводнение | пожары |
ураганы | взрывы |
- Какие из этих ситуаций могут произойти в нашей местности и с нами?
Постановка учебной задачи.
- Молодцы. А сейчас давайте определим цели и задачи нашего мероприятия и я предлагаю поставить цели используя ключевые слова: Что, Как, Зачем, Где.
Дети предлагают:
Выяснить:
1. Что такое чрезвычайная ситуация?
2. Как нужно себя вести в чрезвычайной ситуации?
3. Зачем нам необходимо знать о чрезвычайной ситуации?
4. Где я буду использовать полученные знания?
- Правильно. Что в конце нашего мероприятия мы должны сделать, какова наша цель? (Мы должны помочь нашей Танюше узнать о ЧС. И подсказать как правильно вести себя при ЧС).
- А как мы обычно достигаем целей? (Проводим исследования……..)
Построение проекта выхода из затруднения.
- Мы с вами сегодня будем исследователями. Но прежде, давайте вспомним, что такое исследование? (Изучение чего-то нового)
- Давайте вспомним еще раз, кто такие исследователи? (Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)
- Ребята, сегодня каждый из вас побывает в роли исследователя.
Прежде чем приступить к исследованию, давайте назовем тему нашего исследования (ЧС)
- С чего мы начинаем исследования? (Добываем информацию)
На доску вывешивается карточка СБОР ИНФОРМАЦИИ
- Как вы думаете с чего нужно начать работу по сбору информации? (Нужно подумать и задать вопрос. Что я уже знаю по этой теме?)
(один ученик вбирает нужную карточку со схематичным изображением этого слова и вывешивает ё на доску)
- Каким образом мы можем добыть информацию?
(постепенно вывешиваются карточки в той последовательности, в которой их называют дети)
Из книг, журналов, газет, энциклопедий и т.д.
посмотреть по телевизору
найти и прочитать в Интернете
понаблюдать или провести эксперимент, опыт.
- Этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе.
спросить у другого человека
- В конце любого исследования что нужно сделать с добытой информацией?
(Обобщить, проанализировать результаты и сделать выводы)
(учитель вывешивает карточки ОБОБЩИТЬ, ВЫВОДЫ)
Реализация построенного проекта
-Для того, чтобы начать работу мы разделимся на группы, но чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Давайте их вспомним:
1. В группе должен быть ответственный.
2. Работать должны все.
3. Один говорит, другие слушают.
- Прежде чем приступить к исследованию, нам нужно определить конкретно объекты исследования. И сделаем это мы с помощью активного метода «Автобусная остановка». Вам нужно разделиться на группы и провести мини-исследования на каждой остановке. Я раздаю вам маршрутные листы. По желанию разбейтесь на группы. Ознакомьтесь с заданиями и начинайте работать.
Маршрутные листы:
Остановка №1.
Ребята отгадайте ребус. Желаем успехов!
К=Г
Ответ:_________________________________________
- Если вы затрудняетесь, на обратной стороне маршрутного листа есть подсказка.
Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
(огонь)
Остановка № 2.
Ребята отгадайте ребус. Желаем успехов!
Ответ:_________________________________________
Если вы затрудняетесь, на обратной стороне маршрутного листа есть подсказка.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(вода)
Остановка № 3.
Ребята отгадайте ребус. Желаем успехов!
Ответ:_________________________________________
Если вы затрудняетесь, на обратной стороне маршрутного листа есть подсказка.
Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают,
А я все терплю
И всем добром плачу.
(земля)
Остановка № 4.
Ребята отгадайте ребус. Желаем успехов!
Ответ:_________________________________________
Если вы затрудняетесь, на обратной стороне маршрутного листа есть подсказка.
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!
(воздух)
МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЯ «Автобусная остановка»
- Какое слово спрятано на №1 остановке? (огонь), на №2? (вода) в №3? (земля), и в №4? (воздух)
- Можно ли все эти объекты объединить в одну группу? (Можно)
- Какое бы вы дали название этой группе? (стихии)
- А могут ли эти стихии принести беду? (да)
- Поэтому стихии приносящие беду, как называются? (стихийные бедствия)
Дети отвечают на поставленные вопросы, учитель расставляет на столы таблички с названиями стихии. (ОГОНЬ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ)
- Как вы думаете, что мы должны исследовать у каждого объекта?
1. Название бедствия, которое может вызвать данная стихия
2. Определение бедствия (пожар - это…..)
3. Причины возникновения
3. Правила поведения человека при бедствии
4. Первая помощь (практическая работа)
Дети предлагают пункты исследования, а учитель начинает формировать на доске общую исследовательскую карту «Стихийные бедствия».
Название стихийного бедствия | Определение бедствия | Причины возникновения бедствия | Правила поведения при бедствии | Первая помощь при травмах |
Пожар | ||||
Наводнение | ||||
Ураган | ||||
Землетрясение |
- Итак, мы с вами выделили основные понятия, которые должны исследовать.
- Посовещайтесь в группе и определите, экспертом какого объекта вы будете. Во время исследования вы будете пользоваться инструкционно-исследовательскими картами. В конце исследования мы должны будем заполнить общую исследовательскую карту «Стихийные бедствия ». Займите свои места и приступайте к работе.
Исследовательская работа
4 группы по инструкционным картам – проводят исследование по 4 стихиям
( в инструкционных листах даны ответы, при печатание листов ответы удалить)
Инструкционно-исследовательский лист
для группы исследователей стихии «Огонь»
- Проведите исследование.
А) Подумай и определи какое стихийное бедствие может вызвать огонь? (запиши название стихийного бедствия в карточке № 1 ПОЖАР)
Б) В толковом словаре найдите толкование этого понятия. Составь определение. (восстанови деформированное предложение и помести его в карточку № 2
Человека, пожар, ущерб, неконтролирумое, вред жизни, горение, причиняющее, и здоровью, материальный.)
Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью человека.
В) Подумай и запиши причины возникновения данного бедствия. (запиши 2, 3 причины в карточку № 3)
1. В природе:
- оставленный костер;
2. В быту:
- Неисправность электрической проводки
- Возгорание электроприборов — неисправных, самодельных или оставленных без присмотра
- Утечка газа
- Неосторожное обращение с огнем и шалость детей
Д) Подумай и запиши правила поведения при бедствии (придумай название памятки, запиши 2, 3 правила в карточку № 4)
- Обязательно вызвать пожарные службы по номеру телефона 01, 112.
- Позвать на помощь любого взрослого, если это возможно.
- Оставаться на видном месте, а не прятаться, чтобы пожарные с легкостью могли заметить ребенка.
- Если много дыма, опуститься на колени, прикрыть нос мокрым полотенцем и ползти к выходу.
- Практическая работа
А) Вбери на стенде номера телефонов, которые тебе понадобятся для вызова помощи при бедствии;
Б) Определи вид травмы. Выбери на столе все необходимое для оказания первой медицинской помощи. Продемонстрируй свои действия на кукле.
Инструкционно-исследовательский лист
для группы исследователей стихии «Вода»
1. Проведите исследование.
А) Подумай и определи какое стихийное бедствие может вызвать огонь? (запиши название стихийного бедствия в карточке № 1 НАВОДНЕНИЕ)
Б) В толковом словаре найдите толкование этого понятия. Составь определение. (восстанови деформированное предложение и помести его в карточку № 2)
Или ливней, это затопление, наводнение, притоком воды, вызванное, снеготаяния, в период, территории,
Наводнение – это затопление территории, вызванное притоком воды в период снеготаяния или ливней.
В) Подумай и запиши причины возникновения данного бедствия. (запиши 2, 3 причины в карточку № 3)
Причины 1. Таяние снегов. 2. Волны цунами. 3. Продолжительные дожди. -
Д) Подумай и запиши правила поведения при бедствии (придумай название памятки, запиши 2, 3 правила в карточку № 4)
- Отключите газ и электричество;
- Возьмите с собой документы, тёплую одежду, сапоги, продукты питания и воду, медицинскую аптечку;
- Выходите, выезжайте из опасной зоны в безопасный район или на возвышенные участки местности
2. Практическая работа
А) Вбери на стенде номера телефонов, которые тебе понадобятся для вызова помощи при бедствии;
Б) Определи вид травмы. Выбери на столе все необходимое для оказания первой медицинской помощи. Продемонстрируй свои действия на кукле.
Инструкционно-исследовательский лист
для группы исследователей стихии «Земля»
1. Проведите исследование.
А) Подумай и определи какое стихийное бедствие может вызвать огонь? (запиши название стихийного бедствия в карточке № 1 ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ);
Б) В толковом словаре найдите толкование этого понятия. Составь определение. (восстанови деформированное предложение и помести его в карточку № 2)
Это сильное, в земной коре, землетрясение, колебание, вызванное, поверхности земли, происходящими, процессами
Землетрясение – это сильное колебание поверхности земли, вызванное процессами, происходящими в земной коре.
В) Подумай и запиши причины возникновения данного бедствия. (запиши 2, 3 причины в карточку № 3)
Движение литосферных плит.
Д) Подумай и запиши правила поведения при бедствии (придумай название памятки, запиши 2, 3 правила в карточку № 4)
- Быстро выйдите из здания, взяв документы , деньги и предмет первой необходимости;
- Выходите из населённого пункта по центру улицы , так как здания могут обрушиться.
- При обрушении потолка спрячьтесь под столом;
2. Практическая работа
А) Вбери на стенде номера телефонов, которые тебе понадобятся для вызова помощи при бедствии;
Б) Определи вид травмы. Выбери на столе все необходимое для оказания первой медицинской помощи. Продемонстрируй свои действия на кукле.
Инструкционно-исследовательский лист
для группы исследователей стихии «Воздух»
1. Проведите исследование.
А) Подумай, и определи какое стихийное бедствие может вызвать огонь? (запиши название стихийного бедствия в карточке № 1 УРАГАН)
Б) В толковом словаре найдите толкование этого понятия. Составь определение. (восстанови деформированное предложение и помести его в карточку № 2)
Это ветер, время, ураган - , который дует, продолжительное, со скоростью, более 32, метров в секунду
Ураган — это ветер, который дует со скоростью более 32 метров в секунду продолжительное время.
В) Подумай и запиши причины возникновения данного бедствия. (запиши 2, 3 причины в карточку № 3)
- Образование и перемещение в атмосфере циклонов и антициклонов;
Д) Подумай и запиши правила поведения при бедствии (придумай название памятки, запиши 2, 3 правила в карточку № 4)
- Закрыть окна, двери, чердачные помещения;
- Выключить газ, потушить огонь в печах;
- Подготовить запас воды, продуктов питания, медикаменты и перевязочные материалы;
- Укрыться в подвале, погребе.
2. Практическая работа
А) Вбери на стенде номера телефонов, которые тебе понадобятся для вызова помощи при бедствии;
Б) Определи вид травмы. Выбери на столе все необходимое для оказания первой медицинской помощи. Продемонстрируй свои действия на кукле.
Анализ и обобщение информации
- Теперь давайте подведем итог ваших исследований. Ребята назовите бедствие вызванное стихией:
Огонь – пожар
Вода – наводнение
Земля – землетрясение
Воздух - ураган
- Заполняем следующую графу нашей таблицы. Назовите определение бедствия? (варианты ответов)
- Ребята, что вы делали в следующем пункте нашего исследования (Выясняли причины бедствия) Назовите причины. (варианты ответов)
- Что вы делали дальше? (Составляли памятки) Как называется ваша памятка? (варианты ответов)
- Затем у вас была практическая работа. Что вы делали? ( Мы выбирали телефоны, которые нам понадобились бы для вызова помощи, затем определяли вид травмы и оказывали первую помощь пострадавшим)
- Ребята, давайте вернемся к целям нашего занятия? Какие цели мы ставили перед собой?
- Провести исследования. Изучить стихийные бедствия. Помочь Танюше правильно вести себя при ЧС.
- А теперь уважаемые эксперты, посмотрите внимательно на таблицу и подумайте, смогли ли мы ответить на наш главный вопрос? Помогли ли мы нашей Танюше узнать о ЧС. (варианты ответов)
Обобщение
- Что такое чрезвычайные ситуации?
- Экспертами каких стихийных бедствий в сегодня были?
- Как правильно себя вести если вы в друг оказались в подобной ситуации
Практическая работа
- Мы много сегодня говорили о стихийных бедствиях. Хотелось бы вам жить в мире без наводнений, пожаров, землетрясений. А давайте с помощью «Мультинариума» увидим мир без ЧС. (изготовление панно «Мир без ЧС» с помощью детских быстрых водяных раскрашек под песню «Я рисую этот мир» Барбарики. Во время песни дети выполняют практическую работу.
- Наша практическая работа будет называться «Детский мультинариум». Вам нужно подойти к доске с плакатом, взять губку, намочить её и провести влажной губкой по плакату. И посмотрите, что у вас получится. (На плакате, под действием воды, проявляются красочные рисунки природы. Данное пособие продается в магазинах детского творчества).
Я рисую на окне
Мир, почти такой, как наш.
Я рисую на окне
Акварели и гуашь.
Краски яркие возьму
И закрашу серый цвет.
Нарисую ту страну,
Где для слёз причины нет,
Где улыбки каждый день,
Где почти всегда весна,
Где у всех, у всех людей
Очень добрые глаза.
Кто-то ищет целый век:
"Где же счастье?" - Вот оно!
Здравствуй, добрый человек -
Посмотри в моё окно!
Припев: Ты посмотри:
На моём окне
Я рисую этот мир,
Где ни зла, ни горя нет.
Ты посмотри:
Будет этот мир,
Где добро всегда царит,
Мир, который нужен мне!
Я рисую новый мир.
Пусть моя не сохнет кисть!
Я рисую новый мир.
Эй, прохожий, обернись!
Если что-то ты хотел
В этой жизни изменить -
Нарисуй в своём окне
Мир, каким он должен быть.
И я верю, что когда
Каждый кисть свою возьмёт,
С наших окон доброта
В настоящий мир войдёт.
И наступит долгий век
Без обид и слёз в глазах.
Где ты, добрый человек?
Это всё в твоих руках!
Припев (2 раза)
Рефлексия.
- Вот и закончилось наше мероприятие.
- Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным и у него всё получалось.
- Поднимите руку, кто считает, что у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих занятиях.
- Ребята, работа какой группы вам понравилась больше всего?
Спасибо за работу. Ребята вы достигли целей, поставленные в начале занятия. Вы были настоящими экспертами, научили Танюшу правильно вести себя при чрезвычайных ситуациях и получили готовый продукт – «Мир без ЧС».
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация новых ФГОС в начальных школах: рекомендации экспертов.
Основная задача, стоящая перед начальной школой в настоящее время – сформировать у ученика такие черты, как гибкость, конструктивизм, способность к самообучению для успешной адаптации в дальнейш...
приказ о назначении экспертов для проведения городских диагностических работ в 4 классах
приказ о назначении экспертов...
«Профессионализм общественного эксперта: информационно-методические механизмы повышения компетентности».
Выполнение работы содержало три модуля:- Оцените деятельность методического объединения (далее – МО), руководителем которого Вы являетесь, заполнив анкету.- Рассчитайте эффективность деятельност...
план урока 2 класс для экспертов
план урока 2 класс для экспертов...
рефлексивный самоотчет для экспертов
рефлексивный самоотчет для экспертов...
информационная карта для экспертов
информационная карта для экспертов...
Технологическая карта урока - проекта "Эксперты предложений"
Данный урок является интересным и необычным для изучения темы "Однородные члены предложений"...