"Заседание экспертов ЧС"
методическая разработка по зож на тему
Разработка
внеклассного мероприятия на районный семинар учителей ОБЖ по теме «Педагогические основы обучения безопасности жизнедеятельности и профориентации»
Игра -Исследование
«ЗАСЕДАНИЕ ЭКСПЕРТОВ ЧС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zasedanie_eksperov_chs.docx | 215.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка
внеклассного мероприятия на районный семинар учителей ОБЖ по теме «Педагогические основы обучения безопасности жизнедеятельности и профориентации»
Игра -Исследование
«ЗАСЕДАНИЕ ЭКСПЕРТОВ ЧС»
2017
Внеклассное мероприятие
Игра -Исследование
«ЗАСЕДАНИЕ ЭКСПЕРТОВ ЧС»
Целевая аудитория 3-4 класс.
Составители: учитель МОУ-СОШ с. Орловское высшей квалификационной категории классный руководитель 3 класса - Андюкова Е.В., учитель МОУ-СОШ с. Орловское высшей квалификационной категории классный руководитель 4 класса - Глинская И.Н.
Цель – создать условия для формирования представления о ситуациях, которые можно назвать “чрезвычайными”.
Задачи: Развивать умение находить решение в сложных ситуациях. Воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.
Направление: внеклассная работа
Форма деятельности: поисковые и научные исследования
Ход мероприятия
Мотивация
- Прежде чем начать наше мероприятие, я бы хотела вас спросить, как мы будем с вами работать:
Не просто слушать, а слышать.
Не просто смотреть, а видеть.
Не просто отвечать, а думать.
Дружно и весело работать!
- Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Но прежде я хотела бы познакомить вас с ребятами.
Выдвижение проблемы.
Сценка – миниатюра с участием детей.
Ведущий:
Спешил Никита на урок
Шел, не сбавляя шага
Вдруг на него рычит щенок
Кудлатая дворняга.
Никита взрослый! Он не трус,
Но шла Танюша рядом
Она сказала: Ой, боюсь!
И сразу слёзы градом.
Таня:
Да, я боюсь всего вокруг:
Огня, землетрясенья,
Большой воды, метелей, вьюг,
Болезней, эпидемий,
Боюсь я дома быть одна,
Лавины с гор боюсь,
Боюсь машины, вдруг она
На скорости несясь
Меня собьет.
Что делать мне?
Как избежать невзгод?
Куда бежать, кого позвать
Что сделать и что предпринять
Как в ситуации поступить
Чтоб жизнь свою спасти?
Никита:
Танюша, милая всего
Нам избежать нельзя.
Как правильно вести себя
Обязан каждый знать.
А сейчас не бойся
В класс скорей иди
В исследовании нашем
Участие прими.
- Ребята скажите, чего боится девочка? (землетрясения лавин, пожар и т.д.)
- А как одним словом можно назвать все эти ситуации? (чрезвычайные ситуации)
- Ваши ассоциации к словосочетанию «чрезвычайная ситуация». (опасность, катастрофа, страх. Опасность, угрожающая сразу многим людям – это чрезвычайная ситуация.
– Какие чрезвычайные ситуации вы знаете? Давайте составим кластер
Составление Кластера
Природные | Произошедшие по вине человека |
землетрясение | аварии |
наводнение | пожары |
ураганы | взрывы |
- Какие из этих ситуаций могут произойти в нашей местности и с нами?
Постановка учебной задачи.
- Молодцы. А сейчас давайте определим цели и задачи нашего мероприятия и я предлагаю поставить цели используя ключевые слова: Что, Как, Зачем, Где.
Дети предлагают:
Выяснить:
1. Что такое чрезвычайная ситуация?
2. Как нужно себя вести в чрезвычайной ситуации?
3. Зачем нам необходимо знать о чрезвычайной ситуации?
4. Где я буду использовать полученные знания?
- Правильно. Что в конце нашего мероприятия мы должны сделать, какова наша цель? (Мы должны помочь нашей Танюше узнать о ЧС. И подсказать как правильно вести себя при ЧС).
- А как мы обычно достигаем целей? (Проводим исследования……..)
Построение проекта выхода из затруднения.
- Мы с вами сегодня будем исследователями. Но прежде, давайте вспомним, что такое исследование? (Изучение чего-то нового)
- Давайте вспомним еще раз, кто такие исследователи? (Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)
- Ребята, сегодня каждый из вас побывает в роли исследователя.
Прежде чем приступить к исследованию, давайте назовем тему нашего исследования (ЧС)
- С чего мы начинаем исследования? (Добываем информацию)
На доску вывешивается карточка СБОР ИНФОРМАЦИИ
- Как вы думаете с чего нужно начать работу по сбору информации? (Нужно подумать и задать вопрос. Что я уже знаю по этой теме?)
(один ученик вбирает нужную карточку со схематичным изображением этого слова и вывешивает ё на доску)
- Каким образом мы можем добыть информацию?
(постепенно вывешиваются карточки в той последовательности, в которой их называют дети)
Из книг, журналов, газет, энциклопедий и т.д.
посмотреть по телевизору
найти и прочитать в Интернете
понаблюдать или провести эксперимент, опыт.
- Этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе.
спросить у другого человека
- В конце любого исследования что нужно сделать с добытой информацией?
(Обобщить, проанализировать результаты и сделать выводы)
(учитель вывешивает карточки ОБОБЩИТЬ, ВЫВОДЫ)
Реализация построенного проекта
-Для того, чтобы начать работу мы разделимся на группы, но чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Давайте их вспомним:
1. В группе должен быть ответственный.
2. Работать должны все.
3. Один говорит, другие слушают.
- Прежде чем приступить к исследованию, нам нужно определить конкретно объекты исследования. И сделаем это мы с помощью активного метода «Автобусная остановка». Вам нужно разделиться на группы и провести мини-исследования на каждой остановке. Я раздаю вам маршрутные листы. По желанию разбейтесь на группы. Ознакомьтесь с заданиями и начинайте работать.
Маршрутные листы:
Остановка №1.
Ребята отгадайте ребус. Желаем успехов!
К=Г
Ответ:_________________________________________
- Если вы затрудняетесь, на обратной стороне маршрутного листа есть подсказка.
Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
(огонь)
Остановка № 2.
Ребята отгадайте ребус. Желаем успехов!
Ответ:_________________________________________
Если вы затрудняетесь, на обратной стороне маршрутного листа есть подсказка.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(вода)
Остановка № 3.
Ребята отгадайте ребус. Желаем успехов!
Ответ:_________________________________________
Если вы затрудняетесь, на обратной стороне маршрутного листа есть подсказка.
Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают,
А я все терплю
И всем добром плачу.
(земля)
Остановка № 4.
Ребята отгадайте ребус. Желаем успехов!
Ответ:_________________________________________
Если вы затрудняетесь, на обратной стороне маршрутного листа есть подсказка.
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!
(воздух)
МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЯ «Автобусная остановка»
- Какое слово спрятано на №1 остановке? (огонь), на №2? (вода) в №3? (земля), и в №4? (воздух)
- Можно ли все эти объекты объединить в одну группу? (Можно)
- Какое бы вы дали название этой группе? (стихии)
- А могут ли эти стихии принести беду? (да)
- Поэтому стихии приносящие беду, как называются? (стихийные бедствия)
Дети отвечают на поставленные вопросы, учитель расставляет на столы таблички с названиями стихии. (ОГОНЬ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ)
- Как вы думаете, что мы должны исследовать у каждого объекта?
1. Название бедствия, которое может вызвать данная стихия
2. Определение бедствия (пожар - это…..)
3. Причины возникновения
3. Правила поведения человека при бедствии
4. Первая помощь (практическая работа)
Дети предлагают пункты исследования, а учитель начинает формировать на доске общую исследовательскую карту «Стихийные бедствия».
Название стихийного бедствия | Определение бедствия | Причины возникновения бедствия | Правила поведения при бедствии | Первая помощь при травмах |
Пожар | ||||
Наводнение | ||||
Ураган | ||||
Землетрясение |
- Итак, мы с вами выделили основные понятия, которые должны исследовать.
- Посовещайтесь в группе и определите, экспертом какого объекта вы будете. Во время исследования вы будете пользоваться инструкционно-исследовательскими картами. В конце исследования мы должны будем заполнить общую исследовательскую карту «Стихийные бедствия ». Займите свои места и приступайте к работе.
Исследовательская работа
4 группы по инструкционным картам – проводят исследование по 4 стихиям
( в инструкционных листах даны ответы, при печатание листов ответы удалить)
Инструкционно-исследовательский лист
для группы исследователей стихии «Огонь»
- Проведите исследование.
А) Подумай и определи какое стихийное бедствие может вызвать огонь? (запиши название стихийного бедствия в карточке № 1 ПОЖАР)
Б) В толковом словаре найдите толкование этого понятия. Составь определение. (восстанови деформированное предложение и помести его в карточку № 2
Человека, пожар, ущерб, неконтролирумое, вред жизни, горение, причиняющее, и здоровью, материальный.)
Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью человека.
В) Подумай и запиши причины возникновения данного бедствия. (запиши 2, 3 причины в карточку № 3)
1. В природе:
- оставленный костер;
2. В быту:
- Неисправность электрической проводки
- Возгорание электроприборов — неисправных, самодельных или оставленных без присмотра
- Утечка газа
- Неосторожное обращение с огнем и шалость детей
Д) Подумай и запиши правила поведения при бедствии (придумай название памятки, запиши 2, 3 правила в карточку № 4)
- Обязательно вызвать пожарные службы по номеру телефона 01, 112.
- Позвать на помощь любого взрослого, если это возможно.
- Оставаться на видном месте, а не прятаться, чтобы пожарные с легкостью могли заметить ребенка.
- Если много дыма, опуститься на колени, прикрыть нос мокрым полотенцем и ползти к выходу.
- Практическая работа
А) Вбери на стенде номера телефонов, которые тебе понадобятся для вызова помощи при бедствии;
Б) Определи вид травмы. Выбери на столе все необходимое для оказания первой медицинской помощи. Продемонстрируй свои действия на кукле.
Инструкционно-исследовательский лист
для группы исследователей стихии «Вода»
1. Проведите исследование.
А) Подумай и определи какое стихийное бедствие может вызвать огонь? (запиши название стихийного бедствия в карточке № 1 НАВОДНЕНИЕ)
Б) В толковом словаре найдите толкование этого понятия. Составь определение. (восстанови деформированное предложение и помести его в карточку № 2)
Или ливней, это затопление, наводнение, притоком воды, вызванное, снеготаяния, в период, территории,
Наводнение – это затопление территории, вызванное притоком воды в период снеготаяния или ливней.
В) Подумай и запиши причины возникновения данного бедствия. (запиши 2, 3 причины в карточку № 3)
Причины 1. Таяние снегов. 2. Волны цунами. 3. Продолжительные дожди. -
Д) Подумай и запиши правила поведения при бедствии (придумай название памятки, запиши 2, 3 правила в карточку № 4)
- Отключите газ и электричество;
- Возьмите с собой документы, тёплую одежду, сапоги, продукты питания и воду, медицинскую аптечку;
- Выходите, выезжайте из опасной зоны в безопасный район или на возвышенные участки местности
2. Практическая работа
А) Вбери на стенде номера телефонов, которые тебе понадобятся для вызова помощи при бедствии;
Б) Определи вид травмы. Выбери на столе все необходимое для оказания первой медицинской помощи. Продемонстрируй свои действия на кукле.
Инструкционно-исследовательский лист
для группы исследователей стихии «Земля»
1. Проведите исследование.
А) Подумай и определи какое стихийное бедствие может вызвать огонь? (запиши название стихийного бедствия в карточке № 1 ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ);
Б) В толковом словаре найдите толкование этого понятия. Составь определение. (восстанови деформированное предложение и помести его в карточку № 2)
Это сильное, в земной коре, землетрясение, колебание, вызванное, поверхности земли, происходящими, процессами
Землетрясение – это сильное колебание поверхности земли, вызванное процессами, происходящими в земной коре.
В) Подумай и запиши причины возникновения данного бедствия. (запиши 2, 3 причины в карточку № 3)
Движение литосферных плит.
Д) Подумай и запиши правила поведения при бедствии (придумай название памятки, запиши 2, 3 правила в карточку № 4)
- Быстро выйдите из здания, взяв документы , деньги и предмет первой необходимости;
- Выходите из населённого пункта по центру улицы , так как здания могут обрушиться.
- При обрушении потолка спрячьтесь под столом;
2. Практическая работа
А) Вбери на стенде номера телефонов, которые тебе понадобятся для вызова помощи при бедствии;
Б) Определи вид травмы. Выбери на столе все необходимое для оказания первой медицинской помощи. Продемонстрируй свои действия на кукле.
Инструкционно-исследовательский лист
для группы исследователей стихии «Воздух»
1. Проведите исследование.
А) Подумай, и определи какое стихийное бедствие может вызвать огонь? (запиши название стихийного бедствия в карточке № 1 УРАГАН)
Б) В толковом словаре найдите толкование этого понятия. Составь определение. (восстанови деформированное предложение и помести его в карточку № 2)
Это ветер, время, ураган - , который дует, продолжительное, со скоростью, более 32, метров в секунду
Ураган — это ветер, который дует со скоростью более 32 метров в секунду продолжительное время.
В) Подумай и запиши причины возникновения данного бедствия. (запиши 2, 3 причины в карточку № 3)
- Образование и перемещение в атмосфере циклонов и антициклонов;
Д) Подумай и запиши правила поведения при бедствии (придумай название памятки, запиши 2, 3 правила в карточку № 4)
- Закрыть окна, двери, чердачные помещения;
- Выключить газ, потушить огонь в печах;
- Подготовить запас воды, продуктов питания, медикаменты и перевязочные материалы;
- Укрыться в подвале, погребе.
2. Практическая работа
А) Вбери на стенде номера телефонов, которые тебе понадобятся для вызова помощи при бедствии;
Б) Определи вид травмы. Выбери на столе все необходимое для оказания первой медицинской помощи. Продемонстрируй свои действия на кукле.
Анализ и обобщение информации
- Теперь давайте подведем итог ваших исследований. Ребята назовите бедствие вызванное стихией:
Огонь – пожар
Вода – наводнение
Земля – землетрясение
Воздух - ураган
- Заполняем следующую графу нашей таблицы. Назовите определение бедствия? (варианты ответов)
- Ребята, что вы делали в следующем пункте нашего исследования (Выясняли причины бедствия) Назовите причины. (варианты ответов)
- Что вы делали дальше? (Составляли памятки) Как называется ваша памятка? (варианты ответов)
- Затем у вас была практическая работа. Что вы делали? ( Мы выбирали телефоны, которые нам понадобились бы для вызова помощи, затем определяли вид травмы и оказывали первую помощь пострадавшим)
- Ребята, давайте вернемся к целям нашего занятия? Какие цели мы ставили перед собой?
- Провести исследования. Изучить стихийные бедствия. Помочь Танюше правильно вести себя при ЧС.
- А теперь уважаемые эксперты, посмотрите внимательно на таблицу и подумайте, смогли ли мы ответить на наш главный вопрос? Помогли ли мы нашей Танюше узнать о ЧС. (варианты ответов)
Обобщение
- Что такое чрезвычайные ситуации?
- Экспертами каких стихийных бедствий в сегодня были?
- Как правильно себя вести если вы в друг оказались в подобной ситуации
Практическая работа
- Мы много сегодня говорили о стихийных бедствиях. Хотелось бы вам жить в мире без наводнений, пожаров, землетрясений. А давайте с помощью «Мультинариума» увидим мир без ЧС. (изготовление панно «Мир без ЧС» с помощью детских быстрых водяных раскрашек под песню «Я рисую этот мир» Барбарики. Во время песни дети выполняют практическую работу.
- Наша практическая работа будет называться «Детский мультинариум». Вам нужно подойти к доске с плакатом, взять губку, намочить её и провести влажной губкой по плакату. И посмотрите, что у вас получится. (На плакате, под действием воды, проявляются красочные рисунки природы. Данное пособие продается в магазинах детского творчества).
Я рисую на окне
Мир, почти такой, как наш.
Я рисую на окне
Акварели и гуашь.
Краски яркие возьму
И закрашу серый цвет.
Нарисую ту страну,
Где для слёз причины нет,
Где улыбки каждый день,
Где почти всегда весна,
Где у всех, у всех людей
Очень добрые глаза.
Кто-то ищет целый век:
"Где же счастье?" - Вот оно!
Здравствуй, добрый человек -
Посмотри в моё окно!
Припев: Ты посмотри:
На моём окне
Я рисую этот мир,
Где ни зла, ни горя нет.
Ты посмотри:
Будет этот мир,
Где добро всегда царит,
Мир, который нужен мне!
Я рисую новый мир.
Пусть моя не сохнет кисть!
Я рисую новый мир.
Эй, прохожий, обернись!
Если что-то ты хотел
В этой жизни изменить -
Нарисуй в своём окне
Мир, каким он должен быть.
И я верю, что когда
Каждый кисть свою возьмёт,
С наших окон доброта
В настоящий мир войдёт.
И наступит долгий век
Без обид и слёз в глазах.
Где ты, добрый человек?
Это всё в твоих руках!
Припев (2 раза)
Рефлексия.
- Вот и закончилось наше мероприятие.
- Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным и у него всё получалось.
- Поднимите руку, кто считает, что у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих занятиях.
- Ребята, работа какой группы вам понравилась больше всего?
Спасибо за работу. Ребята вы достигли целей, поставленные в начале занятия. Вы были настоящими экспертами, научили Танюшу правильно вести себя при чрезвычайных ситуациях и получили готовый продукт – «Мир без ЧС».
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация новых ФГОС в начальных школах: рекомендации экспертов.
Основная задача, стоящая перед начальной школой в настоящее время – сформировать у ученика такие черты, как гибкость, конструктивизм, способность к самообучению для успешной адаптации в дальнейш...
приказ о назначении экспертов для проведения городских диагностических работ в 4 классах
приказ о назначении экспертов...
«Профессионализм общественного эксперта: информационно-методические механизмы повышения компетентности».
Выполнение работы содержало три модуля:- Оцените деятельность методического объединения (далее – МО), руководителем которого Вы являетесь, заполнив анкету.- Рассчитайте эффективность деятельност...
план урока 2 класс для экспертов
план урока 2 класс для экспертов...
рефлексивный самоотчет для экспертов
рефлексивный самоотчет для экспертов...
информационная карта для экспертов
информационная карта для экспертов...
ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ШКОЛЬНОГО НАУЧНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЭРУДИТ» Тема заседания "Создание методологической основы исследовательского мини - проекта «История улицы»
Учащиеся под руководством учителя (научного руководителя проекта) учатся создавать научно - исследовательский проект...