ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ШКОЛЬНОГО НАУЧНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЭРУДИТ» Тема заседания "Создание методологической основы исследовательского мини - проекта «История улицы»
план-конспект занятия (3, 4 класс)
Учащиеся под руководством учителя (научного руководителя проекта) учатся создавать научно - исследовательский проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kamenevat.a.metodologicheskaya_osnova_proekta.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
ШКОЛЬНОГО НАУЧНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЭРУДИТ» (ЧАСТЬ I)
Тема: создание методологической основы исследовательского мини - проекта «История улицы»
Цель: создать условия для определения методологической основы исследования мини – проекта об улице города;
способствовать развитию учебно – познавательных компетенций учащихся при изучении методологических основ исследовательского проекта
Задачи: продолжить работу с основными параметрами исследовательского проекта,
создать условия для применения полученных компетенций;
организовать умения учащихся работать с источниками для создания мини - проекта; рассмотреть примеры основных этапов проекта и выбрать составляющие для конкретной темы;
развивать умения высказывать свою точку зрения, работать в парах, группах,
Универсальные учебные действия
Личностные: осознание смысла создания исследовательского проекта, формирование учебной мотивации
Познавательные: умение осмысленно читать и извлекать нужную информацию, умение формулировать проблемы и решать их, составление и преобразование модели проекта, умение анализировать ход и способ действия
Регулятивные: умение составлять план работы, постановка цели и задачи проекта, владение навыками самоконтроля
Коммуникативные: умение вступать в диалог и сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, слушать и слышать, создавать устные и письменные высказывания, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации, интегрироваться в группу сверстников
Оборудование: презентация, карточки
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
ВВОДНО – МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
- Актуализация знаний
- Учитель: как вы думаете, что означают слова, записанные на доске: проблема, актуальность, тема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, новизна, методы и приёмы, результат проекта (продукт), практическая значимость
- Учащиеся: это определения, составляющие введение в исследовательский проект
- Постановка вопроса учителем в виде загадки с нарастающими сведениями
Учитель: сегодня мы подготовим мини – проект о … Вы должны угадать, о чём мы сегодня будем создавать исследовательский проект по загадке, в которой добавляется каждый раз по одному пояснению
- Она существовала ещё в Древней Руси и была 4 – 8 метров в ширину
- Её основу составляли круглые бревна, на которые вплотную были уложены толстые (10 см) и широкие (10-15 см) плахи - так называемый настил. Когда первый настил изнашивался и зарастал грязью, на него укладывали следующий. Как установили археологи, работавшие в древнем Новгороде, поновление происходило, как правило, через 20-25 лет.
- В древних городах она была безымянной
- Наука, изучающая их название, происхождение и развитие называется топонимика
- В нашем городе их 211
- Самые популярные их названия: Центральная, Молодёжная, Школьная, а мы находимся на Ст. Разина
- Учащиеся: это улица, так как наша школа находится на улице С. Разина. Ещё улицы носят названия Центральная, Школьная. А ещё мы узнали об улицах интересные сведения: когда появились, какие были, сколько улиц в нашем городе и как называется наука об улицах
3. Целеполагание и определение темы занятия
- Учитель: определите тему и цели занятия
- Учащиеся: создание проекта об улице
- Учитель: конкретизируйте, о какой улице будем создавать проект. Ваши предложения
- Учащиеся: улицы города, улица, на которой находится наша школа, улицу на выбор, самая красивая улица города, улица, на которой каждый живет.
- Учитель: прочитайте на экране пары понятий, и вы поймете, о какой улице будете создавать проект (показ на слайде)
Вика – улица С. Разина
Настя – улица 1 Мая
Ярослава – улица М. Горького
Максим – улица Пушкина
Даша – улица Пролетарская
- Учащиеся: это улицы, на которых мы живем. Значит, тема нашего занятия: создание проекта об улице, на которой я живу
- Учитель: подвожу итог по первой части нашего занятия: тема занятия: создание мини – проекта «История улицы…» (прикрепляет на доску тему занятия)
ОСНОВНОЙ ЭТАП
1. Выбор цели мини – исследования Приём «Выбор одной цели из нескольких предлагаемых»
- Учитель: выберите цель для вашего исследования среди нескольких целей, представленных на экране (показ на экране)
- узнать, всегда ли моя улица имела такое название;
- изучить историю улицы…
- привлечь внимание учащихся к историческим зданиям города;
- установить время образования улицы, на которой я живу
- Учащиеся: цель, которая более точно подходит к данной теме проекта: изучить историю улицы…
2. Определение задач исследования Приём «Моделирование задач из фрагментов»
- Учитель: Сейчас вы будете работать в парах с использованием карточек. Смоделируйте задачи проекта из фрагментов»
познакомиться | причину переименования улицы… |
выяснить | историю улицы … |
проанализировать | результаты исследования одноклассникам и членам общества «Эрудит» |
установить | с наукой, изучающей название, происхождение и развитие улицы |
представить |
|
- Составление плана мини – проекта Приём «Недостающие части плана»
- Учитель: я предлагаю вам часть плана мини – проекта. Вы его сможете дополнить, когда изучите весь материал о своей улице.
Пример плана
- Наука о географических названиях
- История улицы …
2.1
2.2
2.3
- Исторические памятники улицы
- Современный ритм улицы
4. Определение гипотезы мини – проекта. Приём «Продолжение фразы»
- Учитель: вспомните определение гипотезы, подберите слова - синонимы
- Учащиеся: гипотеза – это утверждение, которое требует доказательств. Слова – синонимы: гипотеза – предположение – догадка – довод
- Учитель: продолжите гипотезу, используя слова в начале предложения: предположим, допустим, возможно, так как…
- Учащиеся: предположим, улицы С. Разина не всегда имела такое название.
Допустим, улица 9 Января несколько раз переименовывалась в связи
с различными историческими событиями, произошедшими в стране и в городе
Возможно, название улицы М. Горького связано с историей страны и города
Так как улица Никольская была недавно переименована, возможно ранее она также имела другое название
- Выбор методов работы над проектом и продукта Приём «Я выбираю» и «Я предлагаю»
- Учитель: предлагаю вам вспомнить методы и приёмы, которые нам хорошо знакомы: работа с научной и краеведческой литературой, наблюдение, опыт, эксперимент, анкетирование, анализ, сравнение, интервьюирование, изготовление продукта, проведение праздника, конференции. Какие методы можем использовать для создания мини – проекта?
- Учащиеся: работа с научной и краеведческой литературой, анкетирование, анализ, сравнение
- Учитель: какие методы вы можете предложить?
- Учащиеся: посещение краеведческого музея, изготовление буклета и альбома об улицах родного города
- Учитель: какой продукт может быть изготовлен в процессе исследования?
- 1 вариант: можем выпустить буклеты, каждый о своей улице
- 2 вариант: изготовить альбом об улицах города, соединив сведения каждого
ИТОГОВЫЙ ЭТАП
- Выявление недостающих частей методологической основы исследования
- Учитель: какие части методологической основы (введения) мы не обсуждали?
- Учащиеся: новизну исследования и практическую значимость
- Вы получаете карточку с описанием данных частей. Вспомните, что мы изучали ранее и дополните свои знания сведениями с карточки
Карточка
Важная методологическая характеристика исследования – новизна. Новизна предполагает определение того нового знания, которое получит исследователь в результате научной работы. Новизна работы предполагает следующие вопросы «Чему научусь?», «Что нового в исследовании?», «Где можно применить полученные знания, умения и продукт?»
Практическая значимость исследовательской работы означает ее нужность и, обычно, отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась?
Обычно описание практической значимости исследования можно начать так: «Практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ... для ...»
- Рефлексия
- Учитель: выскажите своё мнение о работе на занятии, дополнив высказывания
- было интересно …
- я научился …
- я понял, что…
- я приобрёл …
- мне удалось …
ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
ШКОЛЬНОГО НАУЧНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЭРУДИТ» (ЧАСТЬ II)
Тема: создание исследовательского мини - проекта «История улицы»
Цель: создать условия для написания исследовательского мини – проекта об улицах города;
способствовать развитию учебно – познавательных компетенций учащихся при написании мини – проекта;
Задачи: продолжить работу над созданием исследовательского проекта;
создать условия для применения полученных компетенций;
организовать умения учащихся работать с источниками для создания мини - проекта; развивать умения высказывать свою точку зрения, работать в парах, группах,
Универсальные учебные действия
Личностные: осознание смысла создания исследовательского проекта, формирование учебной мотивации
Познавательные: умение осмысленно читать и извлекать нужную информацию, умение формулировать проблемы и решать их, составление и преобразование модели проекта, умение анализировать ход и способ действия
Регулятивные: умение составлять план работы, постановка цели и задачи проекта, владение навыками самоконтроля
Коммуникативные: умение вступать в диалог и сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, слушать и слышать, создавать устные и письменные высказывания, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации, интегрироваться в группу сверстников
Оборудование: толковые словари, краеведческая литература, презентация, карточки
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
ВВОДНО – МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
- Вступительное слово учителя
- Учитель: предлагаю вам познакомиться с эпиграфом нашего занятия
Если человек не любит старые дома, старые улицы,
значит, у него нет любви к своему городу.
Если человек равнодушен к памятникам истории
своей страны, значит, он равнодушен к своей стране
Д. С. Лихачёв
- Как вы понимаете высказывание Д. Лихачёва?
- Учащиеся: объясняют значение высказывания Д. Лихачёва
2. Целеполагание и планирование работы
- Учитель: сегодня мы продолжим работу над созданием проекта «История улицы» Какая часть проекта выполнена и чем продолжим заниматься?
- Учащиеся: мы выполнили первую часть исследования –вступление. Сегодня, следуя плану, мы должны найти сведения о науке, изучающей географические названия, найти определение слова «улица» и сведения о названиях улиц города и были ли они переименованы.
- Учитель: с какими источниками мы будем работать?
- Учащиеся: с толковыми словарями, с краеведческой литературой и с интернет – источниками
ОСНОВНОЙ ЭТАП
1. Работа в парах с интернет – источниками Нахождение сведений о топонимике
Учащиеся находят сведения о науке, изучающей географические названия и записывают данные в «Блокнот юного исследователя» Сравнение определений, выделение главного, общего и различие
2.Работа в группах с толковыми словарями Нахождение определений слова «улица»
Учащиеся в группах (по 3 человека) работают с толковыми словарями для нахождения определения слова «улица» и записывают сведения в «Блокнот юного исследователя» Сравнение определений, выделение главного, общего и различие
3.Индивидуальная работа по карточке. Изучение документального источника
Учащиеся знакомятся с копией документа от 21 января 1921 года «Выписка из протокола заседания Военно-Революционного Комитета г. Валуйки и его уезда»
Параграф 2. Обсуждая вопрос о названии улиц города Валуек, постановил: улицы переименовать в следующие названия, а именно:
Базарная площадь в Красную площадь
Купянская – в улицу 1 Мая
Симоновскую – в улицу Пролетарскую
Стрелецкая – в улицу Ст. Разина
Казацкая – в улицу Советскую
Панская - в улицу Ленина
Документ от 1937 года « Постановление
Харьковская – в улицу М. Горького
Документ от 1961 года « Постановление
Воронежская – в улицу Гагарина
4.Работа с краеведческой литературой
Учащиеся работают с краеведческой литературой: находят сведения об истории улицы, причинах переименования, исторических зданиях на этой улице
ИТОГОВЫЙ ЭТАП
1.Советы и пожелания учителя в написании и оформлении мини – проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание секции НОУ "Улицы города в лицах"
У каждого губкинца возможно есть своя любимая улица. Но есть в нашем городе улицы, которые обладают памятью многих поколений. Одна из самых значительных городских улиц, знакома каждо...
Проект "История улицы моего села"
Исследовательская работа ученика 3е класса Ямальской школы-интерната Герман Александра. Руководитель Горынцева Любовь Петровна....
ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ»
Тема: Почему дует ветер?Цель: дать импульс превращению процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей, в пр...
Научно-исследовательская работа (секция «Юный исследователь») «Сдай батарейку – спаси планету!»
Тема исследования выходит за рамкишкольной программы начальной школы и являетсяактуальной для современного общества.Исследование помогает ребенку освоить знания,находящиеся на стыке разных естественны...
Проект Тема: «В названии каждой улицы история своя» " История улицы Т.В. Красикова д.Сухоноска"
Деревня Сухоноска - наша малая родина. Это большая деревня, где есть все необходимое для жизни: школа, детский сад, библиотека, амбулатория и много домов. Эти здания находятся на разных ул...
Методическая разработка занятия по финансовой грамотности. Мини-проект "История денег в России"
Методическая разработка содержит описание организации и содержание мини-проекта "История денег в России". Даются определения таких понятий. как деньги, рубль, копейка....
Мастер-класс на тему: «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»
Мастер-класс на тему «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»...