РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ «Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни»
рабочая программа по зож (1 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ «Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ
«Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы «Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни»
Программа учитывает современные требования общества к развитии личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктующие необходимость более полно реализовать идею индивидуализации, как обучения, так и воспитания, при этом учитывая степень тяжести дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Программа направлена на оказание комплексной дифференцированной помощи детям, преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками.
Программа экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся вести здоровый образ жизни и бережно относиться к природе.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа направлена на решение следующих задач:
1) формирование понимания значения природы (животные, птицы, растения) в жизни человека, умение видеть красоту природы.
2) формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня;
3) формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питании;
4) формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных ситуациях); формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
Задачи программы реализуются в рамках внеурочной деятельности с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
Общие сведения учащихся
1. Силкин Даниил
Силкин Даниил воспитывается в полной многодетной семье. Папа работает, мама домохозяйка.
Общее впечатление о ребенке мальчик контактен, словесную инструкцию понимает, но требуется повтор, разъяснение, уточнение. Интерес к заданию проявляет не всегда, в результате своей деятельности не заинтересован.
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка ниже возрастной нормы, сформированы очень слабо, требуется постоянный контроль и помощь
2. Чемляков Никодим
Чемляков Никодим воспитывается в неполной семье, воспитанием занимается мама.
Общее впечатление о ребенке на контакт выходит избирательно, затруднено понимание словесной инструкции (слышит, что говорит взрослый, но выполняет только то, что интересно и значимо для него), для выполнения действия по инструкции педагога практически всегда требуется совместное выполнение («рука в руке»), при нежелании выполнять задание проявляет негативные эмоции: кричит, падает на пол. Вся деятельность носит неустойчивый, хаотичный характер. Не проявляет интереса к выполнению задания и к результату своей работы.
Воспитание, направленное на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Принципы построения программы:
- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся.
- Принцип не нанесения вреда.
- Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом.
- Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания.
- Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся.
- Принцип активной обратной связи.
В предлагаемой программе раскрыты психолого-педагогические и коррекционно-развивающие основы формирования и развития здоровья, во обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития детей с использованием гибкого охранительного режима, успешной адаптации, рационального питания, создания санитарно-гигиенических условий, условий закаливания, оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей, обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия.
Занятия по данной программе проводятся в форме воспитательного занятия, общешкольного мероприятия, экскурсий, прогулок. В 1 группе отведено 36 часов в год. Распределение воспитательных часов и последовательность изучения тем по программе осуществляется следующим образом:
1 класс
Четверть | Количество часов | Количество часов диагностики усвоения программного материала | Количество мониторингов (не входит в общее количество часов) |
I | 10 | 1 | 2 |
II | 10 | 1 | 2 |
III | 8 | 0 | 2 |
IV | 8 | 2 | 3 |
Год | 36 | 4 | 9 |
Ожидаемые результаты экологической культуры и здорового образа жизни в процессе внеурочной деятельности содержат:
- формирование элементарных социально-бытовых умений, используемых в повседневной жизни (гигиенические навыки: мытьё рук, лица, посещение туалета; представления о режиме питания, правила приема пищи и пр.);
- формирование представлений об окружающем мире (животные, птицы, растения): живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе;
- формирование понимания необходимости бережного отношения к растениям и животным; формирование знаний о правилах здорового питании;
- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Направление | Кол-во часов | Краткое содержание темы | Формирования базовых учебных действий (БУД). | Примечание |
|
I | Формирование понимания значения природы (животные, птицы, растения) в жизни человека, умение видеть красоту природы | 5ч. | Времена года. Лето. Дидактическая игра: «Спрячь игрушку». Времена года. Осень. Дидактическая игра: «Чей домик?» . Времена года. Зима. Дидактическая игра: «Найди окошко». Времена года. Весна. Дидактическая игра: «Что катится, то не катится?». Диагностика усвоения программного материала «Времена года». | Познавательные – формировать элементарное представление о временах года, их характерные признаки, погодные изменения. Личностные формировать умение доброжелательно относиться, сопереживать в разных социальных ситуациях. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку.) |
|
|
| 5ч. | Знакомство с овощами «Овощи с огорода». Дидактическая игра: «Посади огород». «Овощи огорода» (помидор, огурец), Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки». Знакомство с фруктами «Фрукты с сада» (яблоко, груша). Дидактическая игра: «Помоги Незнайке собрать фрукты». Сравнительный анализ фруктов и овощей «Где растут фрукты и овощи». Диагностика усвоения программного материала «Растения (овощи, фрукты)». Дидактическая игра: «Найди свою пару» Зрительное соотнесение цветов. | Познавательные формировать элементарное представление об овощах (огурец, помидор), понимать, что овощи растут в огороде, на грядке, называть фрукты (яблоко, груша), понимать, что фрукты растут в саду, на дереве. Формировать умение сравнивать фрукты и овощи по цвету и форме. Личностные --- формировать готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные - формировать умение доброжелательно относиться, сопереживать. Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. |
| ||
|
| 5ч. | Перелетные птицы. Дидактическая игра «Лото». Зимующие птицы. Дидактическая игра «Где такие?». Сравнительный анализ птиц. (2ч.) Диагностика усвоения программного материала «Птицы». | Познавательные - формировать элементарное представление о видах зимующих и перелетных птиц, их места обитания. Личностные - формировать умение способность к осмыслению социального окружения. Коммуникативные формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку.) |
| |
| 5ч. | Дикие животные. Дидактическая игра «Лиса и заяц». Домашние животные. Сравнительный анализ животных. «Посели диких животных в лес, а домашних к местам жизни человека». (2ч.) Диагностика усвоения программного материала «Животные». | Познавательные - формировать элементарное представление о диких и домашних животных, их места обитания. Личностные - формировать умение наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. Коммуникативные - формировать умения: доброжелательно относиться, сопереживать. Регулятивные - формировать умения: соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. |
| ||
II. | Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня. | 7ч. | Мой режим дня. Сон – лучшее лекарство. В гостях у Гигиены Друзья – Вода и Мыло. Подружись с зубною щеткой. Смотри во все глаза, слушай во все уши. Путешествие в страну «Чистляндию».
| Познавательные - формировать элементарное представление о режиме дня и уметь обладать навыками личной гигиены: ухаживать за полостью рта (чистить зубы утром и перед сном, полоскать рот после приема пищи); мыть руки по мере загрязнения, (перед едой, после пользования туалетом и после прогулки; ухаживать за глазами и ушами). Личностные - формировать «сознание себя как ученика», способность к осмыслению социального окружении Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. |
| |
III | Формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания. | 4ч. | Ребенок и окружающий мир. О пользе и вреде воды, сигналы от природы. Принцесса «Витаминка». Диагностика усвоения программного материала | Познавательные – формировать элементарное представление о правилах поведения на природе, о значении солнца, света, чистого воздуха и воды для жизни и здоровья человека, о правилах здорового питания. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). |
| |
IV. | Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. | 5ч. | Что я знаю о себе. Будь осторожен с огнем. Погода и организм. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья (2ч.)
| Познавательные - формировать умение доброжелательно относиться, сопереживать в разных социальных ситуациях, иметь представление об основных органах чувств человека (глаза, уши), представление об опасности игр с огнем. Личностные - формировать умение способность к осмыслению социального окружения. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). |
|
Календарно-тематическое планирование (34 часа в год)
№ п\п | Тема занятия | Содержание деятельности | Кол-во часов | Дата | Цель | Формирования базовых учебных действий (БУД). | Форма проведения | Методы работы |
1. | Времена года. Лето. | 1. Беседа «Посмотри какое лето, посмотри какие дни!» (работа с картинками). 2. Дидактическая игра: «Спрячь игрушку»
| 1 |
| 1. Формирование основных признаков времен года. Формировать представление о том, что каждое время года имеет свой определенный цвет: у лета – пестрый. Составление 2-х признаков к заданной картине по времени года под руководством воспитателя.
2. . 3.
| Познавательные - формировать элементарные представления о времени года – «лето» и его основных признаков. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Аппликация (Готовая аппликация с отсутствием 2–х элементов). Дидактическая игра | Словесные, наглядные, практические |
2. | Времена года. Осень.
| 1. Экскурсия на природу. Дидактическая игра: «Чей домик?»\ | 1 |
| 1. Формирование основных признаков времен года. 2. Формировать представление о том, что каждое время года имеет свой определенный цвет: у осени – желтый. 3.
| Познавательные - формировать элементарные представления о времени года – «осень» и его основных признаков Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение активно участвовать в деятельности, | .Экскурсия.
| Словесные, наглядные, практические. |
3. | Времена года. Зима. | 1.Просмотр презентации. 2.Работа по картинкам. 3.Дидактическая игра: «Найди окошко». | 1 |
| 1. Формирование основных признаков времен года. 2. Формировать представление о том, что каждое время года имеет свой определенный цвет: у зимы – белый. 3. При сравнении картин нахождение отличительны признаков зимы под руководством воспитателя.
| Познавательные - формировать элементарные представления о времени года – «зима» и его основных признаков. Личностные - формировать готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель −ученик). Регулятивные - формировать умение умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Дидактическая игра. | Словесные, наглядные, практические. |
4. | Времена года. Весна.
| 1.Просмотр презентации. 2.Работа по картинкам. 3. Дидактическая игра: «Что катится, то не катится»
| 1 |
| 1 Формирование основных признаков времен года. 2 Формировать представление о том, что каждое время года имеет свой определенный цвет: у весны – зеленый. 3 При сравнении картин нахождение отличительных признаков весны под руководством воспитателя.
| Познавательные - формировать элементарные представления о времени года – «зима» и его основных признаков. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Рассматривание картины весна в сравнении с картиной зима. Дидактическая игра | Словесные, наглядные, практические. |
5 | Диагностика усвоения программного материала «Времена года».
| 1.Мониторинг по определению времён года.
| 1 |
| 1. Определить критерии элементарных представлений уровня времен года. 2. Подобрать диагностический материал и оборудование. | Познавательные - формировать элементарные представления о времени года и их признаки. Личностные - формировать умение положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Срезы
| Словесные, наглядные, практические |
6 | Знакомство с овощами. «Овощи огорода». | 1.Беседа «Огород, огород – что у нас там растет». 2.Дидактическая игра «Помоги Незнайке собрать фрукты». | 1 |
| 1. Формирование элементарных представлений об овощах, умение различать их по цвету. | Познавательные - формировать элементарное представление об овощах огорода. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Беседа по картинке. Использование муляжей. Использование свежих овощей | Словесные, наглядные, практические. |
7. | «Овощи огорода» (помидор, огурец). | 1. 1.Сюжетно ролевая – игра «У нас на грядке выросли овощи». 2. Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки».
| 1 |
| 1. Формирование элементарных представлений об овощах, умение различать их по цвету под руководством воспитателя. | Познавательные – формировать элементарное представление об овощах огорода – огурец, помидор, умение находить овощи (огурец, помидор) среди фруктов. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых элементов.
| Словесные, наглядные, практические. |
8. | Знакомство с фруктами «Фрукты с сада» (яблоко, груша). | 1. 1.Сюжетно - ролевая игра «В саду растут фрукты». 2. 2.Отгадывание загадок. 3.Дидактическая игра «Помоги Незнайке собрать букеты». | 1 |
| 1. Формирование элементарных представлений о фруктах. 2. Умение находить фрукты на картинке под руководством воспитателя. | Познавательные – формировать элементарное представление о фруктах сада – яблоко, груша. Уметь находить фрукты (яблоко, груша) среди овощей. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение активно участвовать в деятельности, | Игровое занятие.
| Словесные, наглядные, практические. |
9. | Сравнительный анализ фруктов и овощей «Где растут фрукты и овощи» | 1.Аппликация «Сад и огород» (на деревья в саду дети приклеивают фрукты, а на грядке в огороде приклеивают овощи).
| 1 |
| 1. Формирование элементарных навыков классификации фруктов и овощей. 2. Умение соотношение цвета фруктов и овощей по образцу под руководством воспитателя. | Познавательные – формировать элементарное представление о классификации фруктов и овощей. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | Практическое занятие | Словесные, наглядные, практические. |
10. | Диагностика усвоения программного материала. | «Растения (овощи, фрукты)». Дидактическая игра: «Найди свою пару» Зрительное соотнесение цветов. | 1 |
| 1. Определить критерии уровня растений (овощи, фрукты), умение соотносить их по цвету. 2. Подобрать диагностический материал и оборудование. | Познавательные – формировать элементарное представление о фруктах и овощах, и их классификации. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Срезы
| Словесные, наглядные, практические. |
11. | Перелетные птицы. | 1. Просмотр презентации. 2.Дидактическая игра «Лото». | 1 |
| Формирование элементарных представлений о перелетных птицах.
| Познавательные формировать элементарное представление о перелетных птицах. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие использовании наглядного материала | Словесные, наглядные, практические. |
12. | Зимующие птицы. | 1.Презентация. 2.Дидактическая игра «Где такие?». | 1 |
| Формирование элементарных представлений о зимующих птицах.
| Познавательные – формировать элементарное представление о зимующих птицах. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие наглядного материала | Словесные, наглядные, практические. |
13- 14 | Сравнительный анализ (классификация птиц) | 1.Аппликация на тему «Птицы». | 1 |
| 1. Формирование элементарных навыков классификации птиц.
| Познавательные – формировать элементарное представление о классификации птиц. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
15 | Диагностика усвоения программного материала по теме «Птицы»
| 1.Упражнения в классификации птиц. 2.Выполнение тестированных заданий.
| 1 |
| 1. Формирование элементарных представлений о птицах и их местах обитания. 2. Определить степень усвоения программного материала по данной теме. | Познавательные – формировать элементарное представление о птицах и их среды обитания. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Срез | Словесные, наглядные, практические. |
16 | Дикие животные | .Просмотр презентации. 2.Дидактическая игра «Лиса и заяц».
| 1 |
| Формирование элементарных представлений о диких животных.
| Познавательные – формировать элементарное представление о диких животных. Личностные - формировать умение положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Беседа. | Словесные, наглядные, практические. |
17 | Домашние животные
| 1.Просмотр презентации. 2. Отгадывание загадок. | 1 |
| Формирование элементарных представлений о домашних животных. | Познавательные – формировать элементарное представление о домашних животных. Личностные - формировать умение положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие при использовании | Словесные, наглядные, практические. |
18- 19 | «Посели диких животных в лес, а домашних к местам жизни человека».
| 1.Сюжетно - ролевая игра. 2.Дидактическая игра «Лото». | 1 |
| Формирование элементарных навыков классификации животных. | Познавательные – формировать умение проводить классификацию диких и домашних животных. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение активно участвовать в деятельности. | Практическое занятие при использовании наглядного материала Дидактическая игра | Словесные, наглядные, практические. |
20 | Диагностика усвоения программного материала «Животные». | .1.Упражнения в классификации животных. 2.Выполнение тестированных заданий.
| 1 |
| 1. Формирование элементарных представлений о животных и их местах обитания. 2. Определить степень усвоения программного материала по данной теме. | Познавательные – формировать элементарное представление о животных и их среду обитания. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Срез | Словесные, наглядные, практические. |
21 | Мой режим дня. | 1. Беседа о режиме дня. 2.Игра «Наш день» (работа по картинкам).
| 1 |
| Формировать элементарные представления о режимных моментах в образовательном учреждении. | Познавательные – формировать навыки умение выполнять режимные моменты. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
22 | Сон лучшее лекарство. | 1. Просмотр презентации. 2. Беседа о пользе сна. 3.Отгадывание загадок | 1 |
| Формировать элементарные представления о пользе сна. | Познавательные – формировать элементарное представление что сон лучшее лекарство. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
23 | В гостях у гигиены. | 1.Просмотр презентации. 2.Отгадывание загадок. 3.Работа по картинкам.
| 1 |
| Формировать элементарные представления о правилах личной гигиены. | Познавательные – формировать элементарное представление о правилах личной гигиены. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Беседа +Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
24 | Друзья – вода и мыло. | 1.Просмотр презентации. 2. Дидактическая игра «Маша – замарашка». | 1 |
| Формировать элементарные навыки личной гигиены и опрятности в повседневной жизни. | Познавательные – формировать элементарное представление об основных гигиенических навыков (мыть руки по мере загрязнения). Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение : адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
25 | Подружись с зубною щеткой. | Игры и упражнения «Помоги Маше почистить зубы», «Какие продукты полезны нашим зубкам»
| 1 |
| Формировать элементарные представления о зубной щетке и пасте, правилами ухода за полостью рта. | Познавательные – формировать элементарное представление об основных гигиенических навыков (чистить зубы утром и вечером, полоскать рот после приема пищи). Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение активно участвовать в деятельности. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
26 | Смотри во все глаза, слушай во все уши. | 1.Отгадывание загадок. 2.Просмотр и обсуждение презентации.
| 1 |
| Формировать элементарные навыки ухода за глазами и ушами. Иметь представление о том, что глаза и уши являются основными органами чувств. | Познавательные – формировать элементарное представление бережного обращения с глазами и уметь ухаживать за ними. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение активно участвовать в деятельности. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
27 | Путешествие в страну «Чистляндию». | 1.Дидактическая игра - путешествие. 2.Работа с текстовыми заданиями. 3.Игры и упражнения. | 1 |
| Закрепление элементарных навыков личной гигиены. | Познавательные – формировать элементарное представление об основных гигиенических навыков и правил личной гигиены. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение активно участвовать в деятельности. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
28 | Ребенок и окружающий мир. | 1.Экскурия. 3.Загадки. 4.Подвижные игры.
| 1 |
| Формировать понятие взаимосвязи человека и природы. Иметь представление о том, какие действия человека вредят природе и ее обитателям | Познавательные – формировать элементарное представление об основных правилах поведения на природе. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение активно участвовать в деятельности. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
29 | О пользе и вреде воды. | 1.Просмотр презентации. 2. Работа по картинкам. 3.Загадки.
| 1 |
| Формировать элементарные представления о пользе и вреде воды. Познакомить детей с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней.
| Познавательные – формировать элементарные представления об опасных ситуациях, возникающих на воде, иметь представление о правилах обращения с водой (лед, кипяток). Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Беседа | Словесные, наглядные, практические. |
30 | Принцесса Витаминка | 1.Просмотр презентации с элементами беседы. 2.Работа с картинками. 3.Отгадывание загадок.
| 1 |
| Формировать элементарные представления о пользе и значении витаминов для укрепления нашего здоровья. | Познавательные – формировать элементарные представления о правилах здорового питания. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
31 | Диагностика усвоения программного материала | 1.Мониторинг по определению познавательного интереса и бережного отношения к природе. 2. Элементарные представления о правилах здорового питания. | 1 |
| Формирование элементарных представлений о правилах поведения на природе (иметь представление о значении солнца, света и чистого воздуха для жизни и здоровья человека). | Познавательные – формировать элементарные представления о правилах поведения на природе. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Срез. | словесные, наглядные, практические. |
32 | Что я знаю о себе
| 1.Игра «Кого ты видишь в зеркале?» 2.Работа по картинкам. 3..Дидактическая игра «Я - человек».
| 1 |
| Формирование элементарных представлений о своем организме, находить общее сходство и различие с другими детьми. | Познавательные – формировать элементарные представления о своем организме. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение активно участвовать в деятельности. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
33 | Будь осторожен с огнем. | 1.Просмотр презентации с элементами беседы. 2.Работа с картинками.
| 1 |
| Формировать элементарные представления о правилах пожарной безопасности | Познавательные – формировать элементарные представления о правилах пожарной безопасности. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
34 | Погода и организм. | 1Экскурсия. 3.Игры на свежем воздухе «Эстафета». | 1 |
| Формировать элементарные представления взаимосвязи здоровья человека с природными и погодными явлениями. | Познавательные – формировать элементарные представления о взаимосвязи человека с природными и погодными явлениями. Личностные - формировать е положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение активно участвовать в деятельности. | Беседа | Словесные, наглядные, практические. |
35- 36 | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. | Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 |
| Формирование навыков здорового образа жизни. | Познавательные – формировать элементарные представления о значение солнца воздуха и воды для жизни и здоровья человека. Личностные - формировать умение положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение активно участвовать в деятельности. | Подвижные игры. | Словесные, наглядные, практические |
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ
«Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы «Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни»
Программа учитывает современные требования общества к развитии личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктующие необходимость более полно реализовать идею индивидуализации, как обучения, так и воспитания, при этом учитывая степень тяжести дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Программа направлена на оказание комплексной дифференцированной помощи детям, преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками.
Программа экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся вести здоровый образ жизни и бережно относиться к природе.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа направлена на решение следующих задач:
- формирование понимания значения природы (животные, птицы, растения) в жизни человека, умение видеть красоту природы.
- формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня;
- формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питании;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных ситуациях); формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
Задачи программы реализуются в рамках внеурочной деятельности с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
Общие сведения учащихся
Силкин Даниил
Силкин Даниил воспитывается в полной многодетной семье. Папа работает, мама домохозяйка.
Общее впечатление о ребенке мальчик контактен, словесную инструкцию понимает, но требуется повтор, разъяснение, уточнение. Интерес к заданию проявляет не всегда, в результате своей деятельности не заинтересован.
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка ниже возрастной нормы, сформированы очень слабо, требуется постоянный контроль и помощь
Чемляков Никодим
Чемляков Никодим воспитывается в неполной семье, воспитанием занимается мама.
Общее впечатление о ребенке на контакт выходит избирательно, затруднено понимание словесной инструкции (слышит, что говорит взрослый, но выполняет только то, что интересно и значимо для него), для выполнения действия по инструкции педагога практически всегда требуется совместное выполнение («рука в руке»), при нежелании выполнять задание проявляет негативные эмоции: кричит, падает на пол. Вся деятельность носит неустойчивый, хаотичный характер. Не проявляет интереса к выполнению задания и к результату своей работы.
Воспитание, направленное на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Принципы построения программы:
- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся.
- Принцип не нанесения вреда.
- Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом.
- Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания.
- Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся.
- Принцип активной обратной связи.
В предлагаемой программе раскрыты психолого-педагогические и коррекционно-развивающие основы формирования и развития здоровья, во обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития детей с использованием гибкого охранительного режима, успешной адаптации, рационального питания, создания санитарно-гигиенических условий, условий закаливания, оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей, обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия.
Занятия по данной программе проводятся в форме воспитательного занятия, общешкольного мероприятия, экскурсий, прогулок. В 1 группе отведено 36 часов в год. Распределение воспитательных часов и последовательность изучения тем по программе осуществляется следующим образом:
1 класс
Четверть | Количество часов | Количество часов диагностики усвоения программного материала | Количество мониторингов (не входит в общее количество часов) |
I | 10 | 1 | 2 |
II | 10 | 1 | 2 |
III | 8 | 0 | 2 |
IV | 8 | 2 | 3 |
Год | 36 | 4 | 9 |
Ожидаемые результаты экологической культуры и здорового образа жизни в процессе внеурочной деятельности содержат:
- формирование элементарных социально-бытовых умений, используемых в повседневной жизни (гигиенические навыки: мытьё рук, лица, посещение туалета; представления о режиме питания, правила приема пищи и пр.);
- формирование представлений об окружающем мире (животные, птицы, растения): живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе;
- формирование понимания необходимости бережного отношения к растениям и животным; формирование знаний о правилах здорового питании;
- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Направление | Кол-во часов | Краткое содержание темы | Формирования базовых учебных действий (БУД). | Примечание | |
I | Формирование понимания значения природы (животные, птицы, растения) в жизни человека, умение видеть красоту природы | 5ч. | Времена года. Лето. Дидактическая игра: «Спрячь игрушку». Времена года. Осень. Дидактическая игра: «Чей домик?» . Времена года. Зима. Дидактическая игра: «Найди окошко». Времена года. Весна. Дидактическая игра: «Что катится, то не катится?». Диагностика усвоения программного материала «Времена года». | Познавательные – формировать элементарное представление о временах года, их характерные признаки, погодные изменения. Личностные формировать умение доброжелательно относиться, сопереживать в разных социальных ситуациях. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку.) | ||
5ч. | Знакомство с овощами «Овощи с огорода». Дидактическая игра: «Посади огород». «Овощи огорода» (помидор, огурец), Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки». Знакомство с фруктами «Фрукты с сада» (яблоко, груша). Дидактическая игра: «Помоги Незнайке собрать фрукты». Сравнительный анализ фруктов и овощей «Где растут фрукты и овощи». Диагностика усвоения программного материала «Растения (овощи, фрукты)». Дидактическая игра: «Найди свою пару» Зрительное соотнесение цветов. | Познавательные формировать элементарное представление об овощах (огурец, помидор), понимать, что овощи растут в огороде, на грядке, называть фрукты (яблоко, груша), понимать, что фрукты растут в саду, на дереве. Формировать умение сравнивать фрукты и овощи по цвету и форме. Личностные --- формировать готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные - формировать умение доброжелательно относиться, сопереживать. Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | ||||
5ч. | Перелетные птицы. Дидактическая игра «Лото». Зимующие птицы. Дидактическая игра «Где такие?». Сравнительный анализ птиц. (2ч.) Диагностика усвоения программного материала «Птицы». | Познавательные - формировать элементарное представление о видах зимующих и перелетных птиц, их места обитания. Личностные - формировать умение способность к осмыслению социального окружения. Коммуникативные формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку.) | ||||
5ч. | Дикие животные. Дидактическая игра «Лиса и заяц». Домашние животные. Сравнительный анализ животных. «Посели диких животных в лес, а домашних к местам жизни человека». (2ч.) Диагностика усвоения программного материала «Животные». | Познавательные - формировать элементарное представление о диких и домашних животных, их места обитания. Личностные - формировать умение наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. Коммуникативные - формировать умения: доброжелательно относиться, сопереживать. Регулятивные - формировать умения: соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | ||||
II. | Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня. | 7ч. | Мой режим дня. Сон – лучшее лекарство. В гостях у Гигиены Друзья – Вода и Мыло. Подружись с зубною щеткой. Смотри во все глаза, слушай во все уши. Путешествие в страну «Чистляндию». | Познавательные - формировать элементарное представление о режиме дня и уметь обладать навыками личной гигиены: ухаживать за полостью рта (чистить зубы утром и перед сном, полоскать рот после приема пищи); мыть руки по мере загрязнения, (перед едой, после пользования туалетом и после прогулки; ухаживать за глазами и ушами). Личностные - формировать «сознание себя как ученика», способность к осмыслению социального окружении Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. | ||
III | Формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания. | 4ч. | Ребенок и окружающий мир. О пользе и вреде воды, сигналы от природы. Принцесса «Витаминка». Диагностика усвоения программного материала | Познавательные – формировать элементарное представление о правилах поведения на природе, о значении солнца, света, чистого воздуха и воды для жизни и здоровья человека, о правилах здорового питания. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | ||
IV. | Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. | 5ч. | Что я знаю о себе. Будь осторожен с огнем. Погода и организм. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья (2ч.) | Познавательные - формировать умение доброжелательно относиться, сопереживать в разных социальных ситуациях, иметь представление об основных органах чувств человека (глаза, уши), представление об опасности игр с огнем. Личностные - формировать умение способность к осмыслению социального окружения. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). |
Календарно-тематическое планирование (34 часа в год)
№ п\п | Тема занятия | Содержание деятельности | Кол-во часов | Дата | Цель | Формирования базовых учебных действий (БУД). | Форма проведения | Методы работы |
1. | Времена года. Лето. | 1. Беседа «Посмотри какое лето, посмотри какие дни!» (работа с картинками). 2. Дидактическая игра: «Спрячь игрушку» | 1 |
Формировать представление о том, что каждое время года имеет свой определенный цвет: у лета – пестрый. Составление 2-х признаков к заданной картине по времени года под руководством воспитателя.
| Познавательные - формировать элементарные представления о времени года – «лето» и его основных признаков. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Аппликация (Готовая аппликация с отсутствием 2–х элементов). Дидактическая игра | Словесные, наглядные, практические | |
2. | Времена года. Осень. |
Дидактическая игра: «Чей домик?»\ | 1 |
| Познавательные - формировать элементарные представления о времени года – «осень» и его основных признаков Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение активно участвовать в деятельности, | .Экскурсия. | Словесные, наглядные, практические. | |
3. | Времена года. Зима. | 1.Просмотр презентации. 2.Работа по картинкам. 3.Дидактическая игра: «Найди окошко». | 1 |
| Познавательные - формировать элементарные представления о времени года – «зима» и его основных признаков. Личностные - формировать готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель −ученик). Регулятивные - формировать умение умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Дидактическая игра. | Словесные, наглядные, практические. | |
4. | Времена года. Весна. | 1.Просмотр презентации. 2.Работа по картинкам. 3. Дидактическая игра: «Что катится, то не катится» | 1 |
| Познавательные - формировать элементарные представления о времени года – «зима» и его основных признаков. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Рассматривание картины весна в сравнении с картиной зима. Дидактическая игра | Словесные, наглядные, практические. | |
5 | Диагностика усвоения программного материала «Времена года». | 1.Мониторинг по определению времён года. | 1 | 1. Определить критерии элементарных представлений уровня времен года. 2. Подобрать диагностический материал и оборудование. | Познавательные - формировать элементарные представления о времени года и их признаки. Личностные - формировать умение положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Срезы | Словесные, наглядные, практические | |
6 | Знакомство с овощами. «Овощи огорода». | 1.Беседа «Огород, огород – что у нас там растет». 2.Дидактическая игра «Помоги Незнайке собрать фрукты». | 1 | 1. Формирование элементарных представлений об овощах, умение различать их по цвету. | Познавательные - формировать элементарное представление об овощах огорода. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Беседа по картинке. Использование муляжей. Использование свежих овощей | Словесные, наглядные, практические. | |
7. | «Овощи огорода» (помидор, огурец). |
2. Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки». | 1 | 1. Формирование элементарных представлений об овощах, умение различать их по цвету под руководством воспитателя. | Познавательные – формировать элементарное представление об овощах огорода – огурец, помидор, умение находить овощи (огурец, помидор) среди фруктов. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие на основе игровых элементов. | Словесные, наглядные, практические. | |
8. | Знакомство с фруктами «Фрукты с сада» (яблоко, груша). |
3.Дидактическая игра «Помоги Незнайке собрать букеты». | 1 | 1. Формирование элементарных представлений о фруктах. 2. Умение находить фрукты на картинке под руководством воспитателя. | Познавательные – формировать элементарное представление о фруктах сада – яблоко, груша. Уметь находить фрукты (яблоко, груша) среди овощей. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение активно участвовать в деятельности, | Игровое занятие. | Словесные, наглядные, практические. | |
9. | Сравнительный анализ фруктов и овощей «Где растут фрукты и овощи» | 1.Аппликация «Сад и огород» (на деревья в саду дети приклеивают фрукты, а на грядке в огороде приклеивают овощи). | 1 | 1. Формирование элементарных навыков классификации фруктов и овощей. 2. Умение соотношение цвета фруктов и овощей по образцу под руководством воспитателя. | Познавательные – формировать элементарное представление о классификации фруктов и овощей. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | Практическое занятие | Словесные, наглядные, практические. | |
10. | Диагностика усвоения программного материала. | «Растения (овощи, фрукты)». Дидактическая игра: «Найди свою пару» Зрительное соотнесение цветов. | 1 | 1. Определить критерии уровня растений (овощи, фрукты), умение соотносить их по цвету. 2. Подобрать диагностический материал и оборудование. | Познавательные – формировать элементарное представление о фруктах и овощах, и их классификации. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Срезы | Словесные, наглядные, практические. | |
11. | Перелетные птицы. | 1. Просмотр презентации. 2.Дидактическая игра «Лото». | 1 | Формирование элементарных представлений о перелетных птицах. | Познавательные формировать элементарное представление о перелетных птицах. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие использовании наглядного материала | Словесные, наглядные, практические. | |
12. | Зимующие птицы. | 1.Презентация. 2.Дидактическая игра «Где такие?». | 1 | Формирование элементарных представлений о зимующих птицах. | Познавательные – формировать элементарное представление о зимующих птицах. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие наглядного материала | Словесные, наглядные, практические. | |
13- 14 | Сравнительный анализ (классификация птиц) | 1.Аппликация на тему «Птицы». | 1 | 1. Формирование элементарных навыков классификации птиц. | Познавательные – формировать элементарное представление о классификации птиц. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. | |
15 | Диагностика усвоения программного материала по теме «Птицы» | 1.Упражнения в классификации птиц. 2.Выполнение тестированных заданий. | 1 | 1. Формирование элементарных представлений о птицах и их местах обитания. 2. Определить степень усвоения программного материала по данной теме. | Познавательные – формировать элементарное представление о птицах и их среды обитания. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Срез | Словесные, наглядные, практические. | |
16 | Дикие животные | .Просмотр презентации. 2.Дидактическая игра «Лиса и заяц». | 1 | Формирование элементарных представлений о диких животных. | Познавательные – формировать элементарное представление о диких животных. Личностные - формировать умение положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Беседа. | Словесные, наглядные, практические. | |
17 | Домашние животные | 1.Просмотр презентации. 2. Отгадывание загадок. | 1 | Формирование элементарных представлений о домашних животных. | Познавательные – формировать элементарное представление о домашних животных. Личностные - формировать умение положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие при использовании | Словесные, наглядные, практические. | |
18- 19 | «Посели диких животных в лес, а домашних к местам жизни человека». | 1.Сюжетно - ролевая игра. 2.Дидактическая игра «Лото». | 1 | Формирование элементарных навыков классификации животных. | Познавательные – формировать умение проводить классификацию диких и домашних животных. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение активно участвовать в деятельности. | Практическое занятие при использовании наглядного материала Дидактическая игра | Словесные, наглядные, практические. | |
20 | Диагностика усвоения программного материала «Животные». | .1.Упражнения в классификации животных. 2.Выполнение тестированных заданий. | 1 | 1. Формирование элементарных представлений о животных и их местах обитания. 2. Определить степень усвоения программного материала по данной теме. | Познавательные – формировать элементарное представление о животных и их среду обитания. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Срез | Словесные, наглядные, практические. | |
21 | Мой режим дня. | 1. Беседа о режиме дня. 2.Игра «Наш день» (работа по картинкам). | 1 | Формировать элементарные представления о режимных моментах в образовательном учреждении. | Познавательные – формировать навыки умение выполнять режимные моменты. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. | |
22 | Сон лучшее лекарство. | 1. Просмотр презентации. 2. Беседа о пользе сна. 3.Отгадывание загадок | 1 | Формировать элементарные представления о пользе сна. | Познавательные – формировать элементарное представление что сон лучшее лекарство. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. | |
23 | В гостях у гигиены. | 1.Просмотр презентации. 2.Отгадывание загадок. 3.Работа по картинкам. | 1 | Формировать элементарные представления о правилах личной гигиены. | Познавательные – формировать элементарное представление о правилах личной гигиены. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Беседа +Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. | |
24 | Друзья – вода и мыло. | 1.Просмотр презентации. 2. Дидактическая игра «Маша – замарашка». | 1 | Формировать элементарные навыки личной гигиены и опрятности в повседневной жизни. | Познавательные – формировать элементарное представление об основных гигиенических навыков (мыть руки по мере загрязнения). Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение : адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. | |
25 | Подружись с зубною щеткой. | Игры и упражнения «Помоги Маше почистить зубы», «Какие продукты полезны нашим зубкам» | 1 | Формировать элементарные представления о зубной щетке и пасте, правилами ухода за полостью рта. | Познавательные – формировать элементарное представление об основных гигиенических навыков (чистить зубы утром и вечером, полоскать рот после приема пищи). Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение активно участвовать в деятельности. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. | |
26 | Смотри во все глаза, слушай во все уши. | 1.Отгадывание загадок. 2.Просмотр и обсуждение презентации. | 1 | Формировать элементарные навыки ухода за глазами и ушами. Иметь представление о том, что глаза и уши являются основными органами чувств. | Познавательные – формировать элементарное представление бережного обращения с глазами и уметь ухаживать за ними. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение активно участвовать в деятельности. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. | |
27 | Путешествие в страну «Чистляндию». | 1.Дидактическая игра - путешествие. 2.Работа с текстовыми заданиями. 3.Игры и упражнения. | 1 | Закрепление элементарных навыков личной гигиены. | Познавательные – формировать элементарное представление об основных гигиенических навыков и правил личной гигиены. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение активно участвовать в деятельности. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. | |
28 | Ребенок и окружающий мир. | 1.Экскурия. 3.Загадки. 4.Подвижные игры. | 1 | Формировать понятие взаимосвязи человека и природы. Иметь представление о том, какие действия человека вредят природе и ее обитателям | Познавательные – формировать элементарное представление об основных правилах поведения на природе. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение активно участвовать в деятельности. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. | |
29 | О пользе и вреде воды. | 1.Просмотр презентации. 2. Работа по картинкам. 3.Загадки. | 1 | Формировать элементарные представления о пользе и вреде воды. Познакомить детей с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. | Познавательные – формировать элементарные представления об опасных ситуациях, возникающих на воде, иметь представление о правилах обращения с водой (лед, кипяток). Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Беседа | Словесные, наглядные, практические. | |
30 | Принцесса Витаминка | 1.Просмотр презентации с элементами беседы. 2.Работа с картинками. 3.Отгадывание загадок. | 1 | Формировать элементарные представления о пользе и значении витаминов для укрепления нашего здоровья. | Познавательные – формировать элементарные представления о правилах здорового питания. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. | |
31 | Диагностика усвоения программного материала | 1.Мониторинг по определению познавательного интереса и бережного отношения к природе. 2. Элементарные представления о правилах здорового питания. | 1 | Формирование элементарных представлений о правилах поведения на природе (иметь представление о значении солнца, света и чистого воздуха для жизни и здоровья человека). | Познавательные – формировать элементарные представления о правилах поведения на природе. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Срез. | словесные, наглядные, практические. | |
32 | Что я знаю о себе | 1.Игра «Кого ты видишь в зеркале?» 2.Работа по картинкам. 3..Дидактическая игра «Я - человек». | 1 | Формирование элементарных представлений о своем организме, находить общее сходство и различие с другими детьми. | Познавательные – формировать элементарные представления о своем организме. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение активно участвовать в деятельности. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. | |
33 | Будь осторожен с огнем. | 1.Просмотр презентации с элементами беседы. 2.Работа с картинками. | 1 | Формировать элементарные представления о правилах пожарной безопасности | Познавательные – формировать элементарные представления о правилах пожарной безопасности. Личностные - формировать положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. | |
34 | Погода и организм. | 1Экскурсия. 3.Игры на свежем воздухе «Эстафета». | 1 | Формировать элементарные представления взаимосвязи здоровья человека с природными и погодными явлениями. | Познавательные – формировать элементарные представления о взаимосвязи человека с природными и погодными явлениями. Личностные - формировать е положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение активно участвовать в деятельности. | Беседа | Словесные, наглядные, практические. | |
35- 36 | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. | Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | Формирование навыков здорового образа жизни. | Познавательные – формировать элементарные представления о значение солнца воздуха и воды для жизни и здоровья человека. Личностные - формировать умение положительное отношение к окружающей действительности, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные - формировать умение активно участвовать в деятельности. | Подвижные игры. | Словесные, наглядные, практические |
Учебно-методический комплекс
Воспитательная программа | Методический материал | Дидактический материал | Дополнительная литература |
«Программа начального общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. (вариант 2). | 1.Е.А. Стреблева, Е.А. Екжанова «Здоровье» (для детей первого и второго года обучения), М.: Просвещение, 2009г.; 2.Е.М.Мастюкова «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников», М.: Просвещение, 2008г.; 3. В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова «Развивающая педагогика оздоровления» М.: Просвещение, 2008г.; 4. С.М. Мартынова «Нетрадиционные методы оздоровления; 5.«Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах», М.: Просвещение, 2009г. 6. В.Т. Гречаная, Е.В. Бочарова «Программа содействия здоровью и обучению ЗОЖ в образовательном учреждении интернатного типа»; 7.В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Практическое пособие для воспитателей и методистов», М.: Просвещение, 2008г.; 8.В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1 – 4 классы», М.: ВАКО, 2008г; | - Упражнения на коррекцию и развитие ВПФ - Физминутки - Игровые упражнения - Психологические тренинги - Наглядные пособия - Рисунки - Игрушки - Плакаты. - Презентации - Дидактические игры | 1.С.В.Хрущева «Гимнастика маленьких волшебников», М.: Просвещение, 2008г.; 2. О.Л. Князева, Р.В. Стеркина и Н.Н. Авдеева «Основы безопасности детей дошкольного возраста», М.: Просвещение, 2007г.; 3. Л.А. Обухова «Тридцать уроков для первоклассников», М.: Просвещение, 2009г.; 4.Л.А. Вдовиченкова «Ребенок на улице. Цикл занятий по обучению детей ПДД», М.: Просвещение, 2010г.; 5.А.Ю. Кожевников «Вечные мысли о главном», СПб.: Изд. дом «Нева2 «Нева», 2006г; 6.Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 – 5 классы», М.: Педагогика, 1982г.; 7.В.В. Петрушинский «Игры: обучение, тренинг, досуг», М.,: Новая школа, 1994г. 8.С.Ю. Медикова «Кладовые природы», Изд. «Весь», 2007г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с позиции здоровьесбережения. Современный урок как элемент формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать у...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни разработана как часть раздела "Содержательный" основной образовательной программы начальной школы...
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм пов...
Внеурочная деятельность в начальной школе по ФГОС (план мероприятий по экологической культуре, здоровому и безопасному образу жизни).
Данная разработка содержит план мероприятий по экологической культуре, здоровому и безопасному образу жизни в начальной школе....
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
ООП Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни...
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — это комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Радуга здоровья»
Программа разработана для учащихся 1 – 4 классов. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физичес...