РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Радуга здоровья»
рабочая программа
Программа разработана для учащихся 1 – 4 классов. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._shipachyovoy_2.doc | 323.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
«Радуга здоровья»
Автор-составитель:
Шипачёва Н.А., учитель начальных классов Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки»
Яя
2019
Содержание
- Пояснительная записка …………………………………………………. . . 4
- Планируемые результаты освоения обучающимися внеурочной программы «Радуга здоровья»…………………………………………. 12
- Учебно-тематический план …………………………………………….. 14
- Содержание программы ………………………………………………… 21
- Список литературы……………………………………………………... 23
- Приложение……………………………………………………………… 25
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа разработана для учащихся 1 – 4 классов. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целости окружающего мира.
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Москва: Просвещение / составитель Савинов Е.С. (2011 г.).
- Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса СП 2.4.2.1178-02, Приказ Минздрава от 28.11.2002, раздел 2.9.
- Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001.
- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000.
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе. Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999.
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от 22 сентября 2011 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, учреждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373.
- Концепция УМК ( «Школа России», «Перспективная начальная школа»)
3.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Охрана и укрепление здоровья детей – дело первостепенной важности. В настоящее время физическое воспитание играет значительную роль в общем развитии человека. Занятия физической культурой и спортом способствуют подготовке человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют его гармоничному физическому развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам в их профессионально - трудовой деятельности. Наше общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. И поэтому в школах (в том числе для умственно отсталых детей) организуются ежедневные занятия физической культурой на уроках, во внеурочное время, в спортивных секциях.
Программа «Радуга здоровья» построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Радуга здоровья» на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
• неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия;
• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
• особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы).
Программа «Радуга здоровья» занимает особое положение в системе коррекционно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида, поскольку физическое состояние и двигательные возможности умственно отсталого ребенка во многом определяют его общую дееспособность в обучении и в труде, а также компенсаторные возможности организма в преодолении нарушений развития. В общей системе воспитания человека физическое воспитание практически неотделимо от других видов (сторон) воспитания. В коррекционной школе VIII вида физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и профессионально-трудовым обучением. Объективной основой их органической взаимосвязи являются, с одной стороны, единство физического воспитания и духовного развития, с другой – основные социальные закономерности построения и функционирования системы воспитания в обществе.
Выбор стратегии реализации программы «Радуга здоровья» совершён с учётом психологических и психофизиологических характеристик детей младшего школьного возраста, опираясь на зону актуального развития. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей экологически безопасной, здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, организации рационального питания.
Таким образом, программа «Радуга здоровья» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является важным участком всей учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида, и оно занимает одно из важнейших мест в подготовке данной категории детей к самостоятельной жизни и производительному труду.
Актуальность программы «Радуга здоровья» заключается в разработке содержания программы внеклассных занятий оздоровительно – педагогической направленности, способствует созданию положительной мотивации здоровому образу жизни и усвоению знаний валеологического характера. Это позволяет успешнее решить проблему формирования культуры здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы:
Укрепление здоровья участников образовательного процесса, формирование основ экологической культуры через внедрение в педагогическую практику на начальной ступени образования инновационных здоровье сберегающих и здоровье формирующих педагогических технологий, а также технологий развития экологической компетентности обучающихся начальной школы.
Задачи программы:
1. Разработать структуру системной работы по реализации здоровьесберегающих технологий, а также технологий развития экологической компетентности обучающихся начальной школы;
2. Работать над просвещением родителей по формированию экологической, культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников;
3. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
4. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Формы организации физического воспитания
Занятия – тренировки;
проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий;
организация дней здоровья;
проведение часов здоровья;
проведение лекций, бесед, консультаций по проблемам сохранения здоровья, профилактики вредных привычек.
Просветительская работа с родителями
Просветительская работа с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания экологической культуры, охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение уровня их знаний и включает:
- проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов;
- организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек, туристических походов, экскурсий.
Виды занятий
В процессе реализации программы использую следующие виды занятий:
- групповые;
- индивидуальные;
-коллективные.
Условия реализации программы
- Наличие кабинета;
- Наличие спортивного зала;
- Наличие спортивной площадки;
- Наличие наглядного материала и необходимого игрового и спортивного оборудования и инвентаря;
- Аудио и видеоаппаратура:
телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, DVD
- Фотоаппарат
Программа включает в себя 148 занятий по 35 - 45 минут и рассчитана на четыре года обучения.
Программа внеурочной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Радуга здоровья» может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с воспитателями, родителями. Возможно привлечение заинтересованных обучающихся и педагогов дополнительного образования.
Этапы организации работы образовательного учреждения по реализации программы
Работа образовательного учреждения по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Радуга здоровья» реализуется в два этапа:
Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:
• организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
• организации проводимой и необходимой для реализации программы просветительской работы образовательного учреждения с обучающимися и родителями (законными представителями).
Второй этап — организация просветительской, учебно-воспитательной и методической работы образовательного учреждения по данному направлению.
Просветительская, учебно-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, включает:
• внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных курсов, которые направлены на формирование экологической культуры обучающихся, ценности здоровья и здорового образа жизни и могут реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;
• лекции, беседы, консультации по проблемам экологического просвещения, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек;
• проведение дней здоровья, конкурсов, экологических троп, праздников и других активных мероприятий, направленных на экологическое просвещение;
• привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению природоохранных, оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Направления реализации программы
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие обеды в урочное и внеурочное время, на перемене. Горячая пища из трех блюд готовится непосредственно в школе.
2. Использование возможностей учебно - методический комплекс (УМК )в образовательном процессе
Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью предметов УМК. Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в системе учебников предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание предоставляет возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом.
В курсе «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в предусмотрены соответствующие темы. Так, с 1 класса широко используется богатый здоровьеформирующий потенциал детских игр народов России. Во 2 классе – это повторяющаяся тема «Будь здоров!». В 3 классе в разделе «Дом как мир» эту задачу решает ряд тем («Детские игры – школа здоровья», «Строение тела человека», «Как работает наш организм», «Что такое гигиена», «Наши органы чувств», «Школа первой помощи», «Здоровью цены нет»). В 4 классе вопрос об охране здоровья рассматривается в темах, посвященных Конституции России и правам ребенка в разделе «Мы – граждане единого Отечества», и в разделе «Мы строим будущее России» (тема «Хороша честь, когда есть, что есть», посвященная продовольственной безопасности страны и производству экологически чистых продуктов сельского хозяйства как основы полноценного питания, необходимого для сохранения здоровья человека).
Для формирования установки на воспитание экологической культуры предусмотрены соответствующие темы о роли растений и животных в жизни людей, о бережном отношении человека к растениям и животным. О влиянии человека на природные сообщества, землю.
В курсе «Трудовое обучение» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением обязательно вводятся правила безопасной работы с инструментами. Показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
В курсе «Физическая культура» весь материал (1–4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все подразделы книги, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, необходимости оказания первой помощи при травмах.
3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
Используемый в специальной (коррекционной) школе VIII вида учебно-методический комплекс позволяет это сделать благодаря тому, что он разработан с учетом требований к обеспечению физического и психологического здоровья детей, здорового и безопасного образа жизни. В основу учебно – методического комплекса (УМК) положен деятельностный метод обучения, позволяющий ученику занимать активную позицию, тем самым, развивая свой интерес к познанию, т.е. традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения заменена технологией деятельностного метода. Система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового.
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития обучающихся: темп развития и темп деятельности.
4. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
Сложившаяся система включает:
- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
- организацию занятий по лечебной физкультуре;
- организацию часа активных движений -динамической паузы ;
- организацию физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.)
Принципы, которые легли в основу создания программы:
1. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей обучающихся предусматривает поддержку всех обучающихся с использованием разного по трудности и объему предметного содержания, а соответственно, помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала каждым обучающимся. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ре6енка.
2. Учет возрастных особенностей обучающихся.
3. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
4. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок — субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
5. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия по материализованной программе к речевому и умственному выполнению действий, переход от поэтапных действий к автоматизированным.
6. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям школы
7. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, произвольной и эмоциональной активации необходимы для предотвращения переутомления детей.
Планируемые результаты освоения обучающимися внеурочной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни программы «Радуга здоровья»
- сформированы компетентности об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- сформированы умения безопасного поведения в окружающей среде;
- развит интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- сформировано ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
- сформированы умения и навыки бережного отношения к растениям и животным;
- активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
- активное участие родителей;
- включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
- повысился уровень качества знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
К концу первого года обучения обучающиеся должны иметь представление:
- об историческом наследии русского народа и русских народных подвижных игр;
- о традициях русских народных праздников;
- о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
должны знать:
- историю возникновения подвижных игр;
- правила проведения игр, эстафет и праздников;
- основные факторы, влияющие на здоровье человека;
- о способах и особенностях движение и передвижений человека;
- правила поведения во время игры;
- о системе дыхания, о правилах использования закаливающих процедур;
- причины травматизма и правила его предупреждения;
должны уметь:
- выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
- владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
- применять игровые навыки в жизненных ситуациях;
- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Тематический план
№ п/п | Наименовании разделов и тем | Кол-во часов | Теория | Практика |
Знание о физической культуре | 6 | |||
1 | Техника безопасности. Беседа. | 1 | + | |
2 | Урок – сказка «Понятие о физической культуре». Беседа. | 1 | + | |
3 | Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь на занятиях в кружке. Беседа. | 1 | + | |
4 | Когда и как возникла физическая культура? Беседа. | 1 | + | |
5 | Значение занятий физической культурой. Беседа. Спорт в моей жизни. | 1 | + | |
6 | Зачем нужно быть здоровым. Классный час. | 1 | + | |
Гигиена, предупреждение травм. | 4 | |||
7 | Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Беседа. Правила поведения во время проведения занятий. Беседа. | 1 | + | |
8 | Зачем нужен свежий воздух. Беседа. | 1 | + | |
9 | Чистота – залог здоровья. | 1 | + | |
10 | Зачем человеку нужен отдых. Беседа. | 1 | + | |
Легкая атлетика | 30 | |||
11 | Техника безопасности. Беседа. | 1 | + | |
12 | Ходьба, бег, прыжки, лазанье и перелазанье, как жизненно важные способы передвижения человека. | 1 | + | |
13 | Ходьба на носках, на пятках с различным положением рук, средним и длинным шагом. | 1 | + | |
14 | Спортивный калейдоскоп. Сочетания различных видов ходьбы. | 1 | + | |
15 | Игра «Слушай сигнал». Игра «Пятнашки». | 1 | + | |
16 | Игра «Гуси – лебеди». | 1 | + | |
17 | Бег. Понятие скорость бега. Беседа. | 1 | + | |
18 | Спортивный марафон. Обычный бег, бег с изменением направления движения, бег с чередованием с ходьбой. Игра «Кошки – мышки. | 1 | + | |
19 | Игра «Дорожки». | 1 | + | |
20 | Игра «Салки». | 1 | + | |
21 | Игра «Змейка». | 1 | + | |
22 | Спортивный марафон. Игра «С кочки на кочку». | 1 | + | |
23 | Бег по размеченным участкам дорожки. Игра « У ребят порядок строгий». | 1 | + | |
24 | Челночный бег. | 1 | + | |
25 | Игра «Ястреб и утка». | 1 | + | |
26 | Спортивный марафон. Медленный бег. Игра «Кто быстрее встанет в круг». | 1 | + | |
27 | Закрепление. Игра «К своим флажкам». | 1 | + | |
28 | Понятие прыжок. Какие бывают прыжки. Беседа. | 1 | + | |
29 | Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, с места, с разбега, в длину. | 1 | + | |
30 | Игра «Попрыгунчики – воробушки». | 1 | + | |
31 | Закрепление. Игра «Прыгающие воробушки». | 1 | + | |
32 | «Спортивные почемучки». | 1 | + | |
33 | Метание мяча. Броски и ловля мяча. Игра «Броски и ловля мяча». | 1 | + | |
34 | Броски мяча на дальность и в цель. Игра « Кто дальше бросит» | 1 | + | |
35 | Игра «Кто дальше». | 1 | + | |
36 | Игра « Охотники и утки». | 1 | + | |
37 | Эстафета с мячом. | 1 | + | |
38 | Игра « Бросай – поймай». | 1 | + | |
39 | Закрепление. Игры «Кто дальше бросит», «Метко в цель». | 1 | + | |
40 | Спортивный калейдоскоп | 1 | + | |
Гимнастика | 21 | |||
41 | Что такое гимнастика? Для чего она нужна человеку? Можно ли обходиться без гимнастики? Беседа. | 1 | + | |
42 | Возникновение первых соревнований. Беседа. | 1 | + | |
43 | Строевые команды. Построение и перестроение. Игра «Класс, смирно». | 1 | + | |
44 | Построение в колону по одному. Игра «Случайный сигнал». | 1 | + | |
45 | Викторина. «Спортивные почемучки». | 1 | + | |
46 | Правила предупреждения травматизма. Беседа. | 1 | + | |
47 | Игра «Змейка». | 1 | + | |
48 | Игра. «Петрушка на скамейки» | 1 | + | |
49 | Викторина «Основные способы передвижения человека». | 1 | + | |
50 | Стойка на носках, на одной ноге (на полу на гимнастической скамейки).Ходьба по гимнастической скамейки. Повороты. | 1 | + | |
51 | Игра «Пройди бесшумно». | 1 | + | |
52 | Передвижение по гимнастической стенке. Игра «Конники – спортсмены». | 1 | + | |
53 | Соревнование. Лазание по гимнастической стенке. Игра « Отгадай, чей голос». | 1 | + | |
54 | Общеразвивающие упражнения с предметами (мячами, гимнастическими палками). | 1 | + | |
55 | Упражнение со скакалкой , резинкой. | 1 | + | |
56 | Соревнование. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания. Игра « Посадка картофеля». | 1 | + | |
57 | Упражнение с гимнастической палкой. Игра «Охотники и утки». | 1 | + | |
58 | Эстафета «Веселые старты». | 1 | + | |
59 | Игра «Догонялки на марше» | 1 | + | |
60 | Основные физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие). Беседа. | 1 | + | |
61 | Закрепление. Игра. «Змейка», «Салки – догонялки». | + | ||
Лыжи | 21 | |||
62 | Значение занятиями лыжами для укрепления здоровья. Беседа. | 1 | + | |
63 | Дыхание при ходьбе. Способы самоконтроля. Беседа. | 1 | + | |
64 | Понятие обморожение. Беседа. | 1 | + | |
65 | Спортивные почемучки. Викторина. | 1 | + | |
66 | Наше здоровья в наших руках. Классный час. | 1 | + | |
67 |
| 1 | ||
68 | Построение в шеренгу с лыжами в руках. Переноска и надевание лыж. | 1 | + | |
69 | Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками. | 1 | + | |
70 | Передвижение скользящим шагом. Повороты переступанием на месте. | 1 | + | |
71 | Передвижение скользящим шагом. Повороты переступанием на месте. | 1 | + | |
72 | Исторические путешествия. «Зарождения зимних игр». Классный час. | 1 | + | |
73 | Передвижение скользящим шагом. Игра « Салки на марше». | 1 | + | |
74 | . Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. Игра « на буксире». | 1 | + | |
75 | Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. Игра «Финские санки». | 1 | + | |
76 | Попеременно двушажный ход. Игра «Два дома». | 1 | + | |
77 | Попеременно двушажный ход. Игра «По местам». | 1 | + | |
78 | Игра «День и ночь». | 1 | + | |
79 | Катания на лыжах. Игра «Найди себе пару». | 1 | + | |
80 | Лыжная эстафета «За мной». | 1 | + | |
81 | Катания на лыжах «Трамвай». | 1 | + | |
82 | Загадки доктора «Неболита». | 1 | + | |
Легкая атлетика | 25 | |||
83 | Историческое путешествие «Зарождение физической культуры на территории Древней Руси». Беседа. | 1 | + | |
84 | Закрепление. Игра «Иди за мной». | 1 | + | |
85 | Историческое путешествие «Зарождение физической культуры на территории Древней Руси. Беседа. | 1 | + | |
86 | Прыжки в длину с разбега. | 1 | + | |
87 | Бег. Метание на дальность. | 1 | + | |
88 | Прыжки со скакалкой. Игра «Кот и мыши». | 1 | + | |
89 | Игра «Невод». | 1 | + | |
90 | Прыжок в высоту. Челночный бег. | 1 | + | |
91 | Прыжок в высоту. Челночный бег. | 1 | + | |
92 | Эстафета с мячами. Игра «Бросай - поймай». | 1 | + | |
93 | Игра « Третий лишний». | 1 | + | |
94 | Смейся на здоровье. Улыбка- хорошее настроение. Классный час. | 1 | + | |
95 | Игра « Воробьи и вороны». | 1 | + | |
96 | Игра « Воробьи и вороны». | 1 | + | |
97 | Эстафета. Игра «Пятнашки». | 1 | + | |
98 | Игра « Воробьи и вороны». | 1 | + | |
99 | Игра «Лисы и куры». | 1 | + | |
100 | Игра «Точный расчет». | 1 | + | |
101 | Игра «Точный расчет». | 1 | + | |
102 | Игра «Лисы и куры». Игра «Точный расчет». | 1 | + | |
103 | Эстафета. | 1 | + | |
104 | Веселые старты с мячом. | 1 | + | |
105 | Игры «Вызов номеров», «Что случилось». | 1 | + | |
106 | Всего понемногу. Беседа. | 1 | + | |
107 | Движение – это жизнь. Беседа. | 1 | + | |
Экологическая культура | 19 | |||
108 | Игра « Все в кружок», «Игровая». | 1 | + | |
109 | Что такое экология? Культура? Природа? Беседа. | 1 | + | |
110 | Взаимосвязь природы с человеком. | 1 | + | |
111 | Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля. | 1 | + | |
112 | Кто в лесу живет, что в лесу растет? Беседа. | 1 | + | |
113 | Заповеди леса. Классный час. | + | ||
114 | Пернатые друзья. Беседа. | 1 | + | |
115 | Организация птичьей столовой. | 1 | + | |
116 | Экологическая игра. «Голос птиц». | 1 | + | |
117 | Зеленая красавица. Беседа. | 1 | + | |
118 | Аптека в лесу. Викторина. | 1 | + | |
119 | Игра. «Экологическая тропа». | 1 | + | |
120 | Тематическая линейка «День птиц». | 1 | + | |
121 | Что такое растение? Какими были самые первые растения на земле? Беседа. | 1 | + | |
122 | Тематическая линейка. «День воды». | 1 | + | |
123 | Экскурсия. «Школьный двор». | 1 | + | |
124 | Экологическая викторина «Знатоки природы» | 1 | + | |
125 | Тематическая линейка «День Земли». | 1 | + | |
126 | Прогулки в Природоград. | 1 | + | |
БЖД безопасность жизнедеятельности | 6 | |||
127 | Ситуации ловушки в которые обычно попадают дети. | 1 | + | |
128 | Вызов экстренной помощи. Беседа. | 1 | + | |
129 | Экстремальные факторы, связанные с незнакомым человеком. Беседа. | 1 | + | |
130 | Экстремальные факторы, связанные с незнакомым человеком. Беседа. | 1 | + | |
131 | Наши верные друзья на улицах и дорогах. Беседа. | 1 | + | |
132 | Практическое занятие «Ты стал заложникам». | 1 | + |
Содержание программы
1 класс 148 часов
Раздел 1: Знания о физической культуре ( 6 часов)
Техника безопасности; Урок – сказка «Понятие о физической культуре»; Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь на занятиях в кружке физической подготовки; Когда и как возникла физическая культура?; Значение занятий физической культурой, Спорт в моей жизни; Зачем нужно быть здоровым;
Раздел 2: Гигиена, предупреждение травм (4 часа)
Гигиенические правила занятий физическими упражнениями, Правила поведения во время проведения занятий; Зачем человеку нужен отдыхю
Раздел 3: Легкая атлетика (30 часов)
Техника безопасности, Игра «Быстро по своим местам»; Ходьба, бег, прыжки, лазанье и перелазанье , как жизненно важные способы передвижения человека; Ходьба на носках, на пятках с различным положением рук, средним и длинным шагом; Спортивный калейдоскоп. Сочетания различных видов ходьбы; Игра «Слушай сигнал», Игра «Пятнашки»; Игра «Гуси – лебеди»; Бег. Понятие скорость бега; Спортивный марафон. Обычный бег, бег с изменением направления движения, бег с чередованием с ходьбой. Игра «Кошки – мышки; Игра «Дорожки»; Игра «Салки»; Игра «Змейка»; Спортивный марафон. Игра «С кочки на кочку»; Бег по размеченным участкам дорожки. Игра « У ребят порядок строгий»; Челночный бег; Игра «Ястреб и утка»; Спортивный марафон. Медленный бег. Игра «Кто быстрее встанет в круг»; Закрепление, игра «К своим флажкам»; Понятие прыжок. Какие бываю прыжки; Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, с места, с разбега, в длину; Игра «кто дальше»; Игра «Попрыгунчики – воробушки»; Закрепление, игра «Прыгающие воробушки»; Спортивные почемучки; Метания мяча, броски и ловля мяча, игра «Попади в мяч»; Броски мяча на дальность, в цель, игра «Кто дальше бросит»; Игра «Охотники и утки»; Эстафета с мячами; Игра «Бросай – поймай»; Закрепление, игры «кто дальше бросит», «метко в цель»; Спортивный калейдоскоп.
Раздел 4: Гимнастика ( 21 час)
Что такое гимнастика? Для чего она нужна человеку? Можно ли обходиться без гимнастики?; Возникновение первых соревнований; Строевые команды. Построение и перестроение. Игра «Класс смирно»; Построение в колону по одному. Игра «Случайный сигнал»; Спортивны почемучки. Викторина; Правила предупреждения травматизма ; Игра «Змейка»; Игра «Петрушка на скамейки»; Викторина. «Основные способы передвижения человека. (Ходьба, бег, т.д); Стойка на носках, на одной ноге (на полу на гимнастической скамейки). Ходьба по гимнастической скамейки. Повороты; Игра. «Пройди бесшумно»; Передвижение по гимнастической стенке. Игра «Конники – спортсмены»; Соревнование. Лазание по гимнастической стенке. Игра « Отгадай чей голос»; Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами (мячами, гимнастическими палками); Упражнение со скакалкой , резинкой; Соревнование. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания. Игра « Посадка картофеля»; Упражнение с гимнастической палкой. Игра «Охотники и утки»; Эстафета «Веселые старты»; Игра «Догонялки на марше»; Основные физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие); Закрепление. Игра. «Змейка», «Салки – догонялки»;
Раздел 5: Лыжи (21 час)
Значение занятиями лыжами для укрепления здоровья; Дыхание при ходьбе. Способы самоконтроля; Понятие обморожение; Спортивные почемучки. Викторина; Наше здоровья в наших руках; Техника безопасности при занятиях лыжами; Построение в шеренгу с лыжами в руках. Переноска и надевание лыж; Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками; Передвижение скользящим шагом. Повороты переступанием на месте; Исторические путешествия. «Зарождения зимних игр»; Передвижение скользящим шагом. Игра « Салки на марше»; Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. Игра « на буксире»; Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. Игра «Финские санки»; Попеременно двушажный ход. Игра «Два дома»; Попеременно двушажный ход. Игра «По местам»; Игра «День и ночь»; Катания на лыжах. Игра «Найди себе пару»; Лыжная эстафета «За мной»; Катания на лыжах «Трамвай»; Загадки доктора «Неболита»;
Раздел 6: Легкая атлетика( 25 часов)
Историческое путешествие «Зарождение физической культуры на территории Древней Руси»; Игра «Иди за мной»; ;Прыжки в длину с разбега; Бег. Метание на дальность; Прыжки со скакалкой. Игра «Кот и мыши»; Игра «Невод»; Прыжок в высоту. Челночный бег; Эстафета с мячами. Игра «Бросай - поймай»; Игра « Третий лишний»; Смейся на здоровье. Улыбка хорошее настроение; Игра « Воробьи и вороны»; Эстафета. Игра «Пятнашки»;Игра « Воробьи и вороны»; Игра «Лисы и куры». Игра «Точный расчет»; Эстафета; Веселые старты с мячом; Игры «Вызов номеров», «Что случилось»; Эстафета; Всего по не многу; Движение – это жизнь.
Раздел 7: Экологическая культура (19 часов)
Игры «Все в кружок», «Игровая»; Что такое экология? Культура? Природа?; Взаимосвязь природы с человеком; Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля; Кто в лесу живет, что в лесу растет?; Заповеди леса; Пернатые друзья; Птичья столовая; Экологическая игра. «Голос птиц»; Зеленая красавица; Аптека в лесу; Игра. «Экологическая тропа»; Тематическая линейка «День птиц»; Что такое растение? Какими были самые первые растения на земле?; Тематическая линейка «День воды»; Экскурсия. «Школьный двор»; Экологическая викторина «Знатоки природы»; Игра. «Прогулки в Природоград ;Тематическая линейка «День Земли».
Раздел 8: БЖД Безопасность жизнедеятельности (6 чаов)
Ситуации ловушки в которые обычно попадают дети; Вызов экстренной помощи; Экстремальные факторы, связанные с незнакомым человеком. Наши верные друзья на улицах и дорогах; Практическое занятие «Ты стал заложником».
Литература для педагога
- Абросимов Н.Б. Безопасность для каждого/ Н.Б. Абросимов, И.С. Андреев – М.: Самара. Изд-во НТЦ, 2005. – 80с.
- Васильков Г.А. От игры - к спорту/ Г.А. Васильков, В.Г . Васильков-М.: АРКТИ, 1985. – 278с.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов - М.: Просвещение, 2010. -100с.
- Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе/ Л.Б. Дыхан. – М.: Феникс, 2009. – 160с.
- Коган В.В. Человек в потоке информации/ В.В. Коган.- М.: Новосибирск. Наука, 1981. – 90с.
- Литвинова М.Ф. Русские народные игры/ М.Ф. Литвинова. – М.: Просвещение, 1986. – 68с.
- Малых Т. А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника/ Т.А. Малых.- М.: Волгоград: Учитель, 2009.- 200с.
- Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии/ Е.В. Советова. – М.: Феникс, 2007.- 150с.
- Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии/ И.В. Чупаха, Е.З.Пужаева – М.: «Илекса», 2003.- 452с.
Литература для обучающихся
- Амосов Н.М. Раздумье о здоровье/ Н.М. Амосов.- М.: Эксмо, 1999.- 202 с.
- Былеева Л.В. Подвижные игры/ Л.В. Былеева.- М.: Физкультура и спорт, 1995. - 87с.
- Зимин Е.В. Мастерство в твоих руках/ Е.В. Зимин.- М.: Физкультура и спорт, 1995.- 123с.
- Никифоров Ю.Б. Учитесь наслаждаться движением/ Ю.Б. Никифоров.- М.: АСТ, 2002. -150с.
- Я по знаю мир: Дет. Энцикл.: Растения / Сост. Л.А. Багрова.-М.: Издательство АСТ ,2002. – 542с.
- Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Птицы/ Сост. В.В. Иваницкий.- М.: Издательство АСТ, 2001. – 400с.
- Я по знаю мир: Дет. Энцикл.: Животные/Сост. П.Р. Ляхов.- М.: Издательство АСТ, 2002. – 542с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тематика вопросов на родительских собраниях
1. Психологические особенности обучающихся разного возраста.
2. Режим дня и гигиенические нормы.
3. Как уберечь вашего ребёнка от вредных привычек.
4. Семейные конфликты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ,
ОТРАЖАЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБАЗ ЖИЗНИ
• В здоровом теле – здоровый дух.
• Голову держи в холоде, а ноги в тепле.
• Гнев человеку сушит кости, крушит сердце.
• Головная боль сном проходит.
• Дай боли воли – уморит.
• Еда – пища тела, сон – пища бодрости.
• Зубную боль и медведи не терпят.
• Землю сушит зной, а человека – болезнь.
• Здоров будешь – всё добудешь.
• Здоровье всему голова, всего дороже.
• Здоровье потерял – всё потерял.
• К слабому и болезнь пристаёт.
• Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
• Кто спортом занимается, силы набирается.
• Непригоже есть лёжа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Экологическая викторина «Знатоки природы»
Цель: способствовать формированию знаний о природе (животных, птицах, растениях, правилах поведения в природе), развитию, экологического мышления и творческого воображения, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности и на совместный опыт детей и взрослых.
Задачи:
• Уточнять, расширять и закреплять знания детей о животных, растениях, правилах поведения в природе.
• Развивать память, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать
• Воспитывать познавательный интерес, чувство творчества, уважение к партнёрам и соперникам по игре, любовь к родной природе, интерес к жизни животных и природным явлениям.
Ход викторины.
I Ребята, нам пришло письмо, послушайте его и скажите, как вы думаете от кого это письмо?
Письмо:
Домик мой в глуши лесной.
Лес стоит глухой степной,
И деревья и цветы,
Льётся солнце с высоты.
Стукнул дятел по сосне,
Я кричу: «Лети ко мне»
Побеседуем вдвоём
В светлом домике моём
Заяц прыгнул на лужок,
Говорю: «Привет, дружок!»
Заяц вздрогнул, вбок скакнул
И в кусты улепетнул
Ой, трусишка! Ой, чудак,
У меня же нет собак!
Белки, лисы, дикий гусь –
Я со всеми подружусь,
Я гуляю без ружья,
Сторожу покой друзья.
- Ребята, какой сказочный персонаж написал это письмо?
- Правильно письмо от Старичка – Лесовичка.
Старичок – Лесовичок прислал книгу Природы – в ней собрано много интересных игр и заданий.
Чтобы играть было веселей, нужно разделиться на две команды.
Команды будут играть, выполнять весёлые задания из Книги Природы и получать за это разноцветные фишки.
Чья команда наберёт больше фишек та и выиграет!
С нами сегодня отправится в путешествие ещё одна команда - команда «Жюри». Они будут наблюдать за нашими играми и раздавать фишки.
II 1 Задание. «Собери картинку»
Узнать название вашей команды, можно собрав разрезанные картинки из Книги Природы.
Приветствуем команды:
Первая команда:
«Белочки»
По деревьям акробатки
Прыгаем не для зарядки
Шишки спелые найдём
В кладовые отнесём
Быстрые как стрелочки
Так ведь мы же … (Белочки) (Машут руками)
Вторая команда: «Зайчата»
Длинные ушки, быстрые лапки.
Бываю серый, но не мышка,
Я лесной … (Зайчишка0 (Машут руками)
Детям вручают медальоны с изображение животных.
- Сейчас мы отправляемся в лес.
Сосны, ели, берёзы, клёны
Это лес наш друг – зелёный
Добрый друг, он шумит, поёт
И в прохладную тень зовёт.
А в нашем лесу с ветки
Падают золотые монетки.
- Что за монетки падают в лесу?
Правильно листья.
2 Задание «С какого дерева листок»
Дети находят листья и называют с какого дерева листок.
3 Задание. «Голоса каких птиц слышали в лесу»
Звучит запись голосов птиц, дети говорят, голоса каких птиц слышат.
4 Задание. Знакомство с лесными друзьями. Загадки из Книги Природы.
А теперь пришло время познакомиться с лесными друзьями из Книги Природы. Я загадаю о них загадки, а вы отгадайте о каком животном идёт речь.
( После каждого ответа ведущий интересуется, почему дети так считают)
• Быстрый, маленький зверёк, по деревьям скок, скок, скок (Белка).
• Травы копытами касаясь
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
• Великан в лесу живёт
Он – сладкоежка, любит мёд,
Когда испортится погода,
Он спать ложиться на пол года. (Медведь)
• Посмотрите ка какая!
Вся горит, как золотая!
Ходит в шубке дорогой.
Хвост пушистый и большой,
На увёртки мастерица
Как зовут её? (Лисица)
• На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
• Словно елка, весь в иголках.
Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь, а зовется это ... (Ёж)
- Ребята, я предлагаю пойти на лесную поляну, там веселятся звери.
Физминутка.
5 Задание «Угадай чей хвост»
-Ребята, пока животные были на поляне, они растеряли свои хвосты. Давайте поможем животным отыскать хвосты. (Ведущий по очереди каждой команде показывает картинку с хвостом, а дети называют чей это хвост)
7 Задание. «Кто где живёт»
(Ведущий раздаёт каждой команде карточки – модели разных жилищ и картинки с изображением животных. Дети распределяют животных по их жилищам.
«Дупло» - белка
«нора» - лиса
«Берлога»- медведь
«Пень»- ёжик.
8 Задание. «Кто в какой сказке живёт» Ребята, назовите какие животные встречаются в этих сказках.
•«Три медведя»
• «Заюшкина избушка»
• «Колобок»
• «Теремок»
9 Задание. Правила поведения в природе.
Сколько удивительного можно увидеть в природе, сколько жителей там живёт. Природа всех встречает с радостью, но нам надо знать, как вести себя в гостях у Природы, чтобы не нарушать её красоту и не беспокоить жителей. Давайте вспомним правила поведения в природе. (Дети вспоминают правила поведения в природе и подбирают соответствующие знаки)
Ребята, давайте нарисуем свои знаки, как вести себя в природе. (Творческая работа родителей с детьми «Знаки как вести себя в природе».)
Ребята, какие вы молодцы, как много вы знаете. Старичок- Лесовичок оставил нам в Книге Природы наказ:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей
В увеселительных походах.
Не растопчи её полей,
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую,
Нас много, а она одна.
Ведущий: Ребята, мы с вами весело играли, но пришло время подвести итоги. Жюри подводит итоги конкурса.
Приложение 4
Эстафета с мячом
Игроки в командах построены в колонны по одному, дистанция между игроками 1—2 шага (в зависимости от способа передачи мяча). Мяч в руках у направляющего. По сигналу мяч передается из рук в руки обусловленным способом и так же возвращается назад. Эстафета выполняется несколько раз подряд. Выигрывает команда первой закончившая передачи.
Игра «Верёвочка»
- Для конкурса: лента или верёвочка.
- По сигналу ведущего первый участник берет в руку веревочку и один пробегает всю дистанцию до финиша. Возвращается на старт. Далее за веревочку хватается второй игрок команды. Теперь пробегают всю дистанцию уже двое, затем трое и т.д., пока за веревочку не будет держаться вся команда.
- Какая группа прибежит к финишу первой, та и победила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская письма "Жизнь - радуга"
Из опыта работы. Подготовлена презентация. Учимся писать сочинения - рассуждения в 4 классе на вечные темы: жизнь, семья, доброта. Психологический настрой мастерской письма помогает учащимся быть откр...
Классный час на тему:"Жизнь-радуга".
Внеклассные занятия для учащихся начальной школы. Это цикл занятий (6) позволяющих коснуться глубинных слоев духовной жизни личности, установить отношения с миром и людьми....
Презентация к классному часу "Жизнь-радуга"
Презентация...
«Содержание, формы и методы деятельности учителя начальной школы по формированию у младших школьников умений, навыков ведения здорового образа жизни»
Здоровье –бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так к...
Проектно-исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни
Проектно- исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни Обучению грамоте, языку и математике в учебном п...
Формирование экологической культуры воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через воспитательную работу с элементами проектной деятельности
Все уже давно осознали, что школа должна не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько уметь научить пользоваться этими знаниями для решения различных жизненных задач. Научить приоб...
Роль внеклассной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений, понятий. И...