Урок в 1 классе "Гласный звук [о], буквы О, о"
план-конспект урока по зож (1 класс) на тему

Лилия Рафиковна Юсупова

Урок в 1 классе "Гласный звук [о], буквы О, о" со здоровьесберегающими технологиями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

Гласный звук [о], буквы О, о

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [o], буквами О, о, развития речи с использованием здоровьесберегающих  технологи: развивать психомоторную систему,

зрительную координацию, которая несет в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма, правильную ориентацию дыхания.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Знают особенности произнесения звука [о], его характеристику; буквы О, о как знаки звука [о]; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений

Личностные результаты

Воспринимают важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.

Познавательные: общеучебные – используют сюжетные картинки, материал собственных наблюдений для решения учебной задачи; логические – соотносят рисунок и схему, осуществляют классификацию предметов, слого-звуковой анализ слов, характеризуют звук [о].

Коммуникативные: оказывают взаимопомощь в учебном труде

Основное содержание темы, понятия и термины

Звук [о]. Заглавная и строчная, печатная и письменная буквы О, о

Образовательные ресурсы

Картинки с изображением ослика, зонта, торта, лимона, бочки, яйца; кусочки проволоки, музыкальное сопровождение


Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса
и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

проведение экспресс диагностики состояния детей

Приветствие учащихся.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой

Все, что надо под рукой!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Речевая разминка

Фронтальная.

Словесный. Звуковая игра, беседа

-Как жужжит пчела, шмель?

– Как звенит комарик?

– Как пыхтит тесто?

– «Надуйте» воздушный шарик.

– Как шарик выпускает воздух?

– Как шипит змея?

– Проговорим скороговорку:

У Аг-ра-фе-ны и А-ри-ны

Растут ге-ор-ги-ны?

Произносят звуки.

Отвечают на вопросы.

– Звуки– Ж-ж-ж…

– З-з-з…

– Пых-пых-пых!

– Ф-ф-ф…

– С-с-с...

– Ш-ш-ш…

Проговаривают скороговорку 3 раза с изменением силы голоса: шепотом, громче, совсем громко

Воспроизводят по памяти звуки, наблюдаемые в природе. Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Фронтальный. Устные ответы

III. Актуализация опорных знаний

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какие бывают звуки?

– Как вы их различаете?

– Какой гласный звук и какую букву вы уже знаете?

– Гласные и согласные.

Объясняют.

[а], А

Привлекают ранее полученные знания

Фронтальный. Устные ответы

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

– Сегодня мы познакомимся с новым звуком [о] и буквой О, обозначающей его на письме

Слушают учителя

Принимают учебную задачу

Фронтальный. Наблюдение учителя

 

V. Усвоение новых знаний и способов деятельности

1. Слого-звуковой анализ слова окуни (учебник с. 36

Фронтальная. Словесный, наглядный,

практический. Беседа, работа с картинкой и схемой, объяснение учителя

Учитель показывает картинку
с изображением ослика

– Кто это?

– Как вы узнали, что это ослик?

– Слово ослик делится на слоги, определим ударный слог. Звук, обозначенный квадратом, и будет изучаться на этом уроке. Хором произнесем первый слог.

– Вслушаемся, как произносится этот звук: о-о-о. Какой он, гласный или согласный?

– Почему?

– Звук произносится с голосом. Какова особенность звука [o]?

Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук 

[ О]

– Определите ударный слог в слове ослик.

– Звук [о] на письме обозначается буквой О. Давайте найдем ее
на «ленте букв». На что похожа буква
О?

Посмотри на колесо,

А увидишь букву О.

Рассматривают картинку.

– Ослик

– У него длинные уши.

Рассматривают схему слова, выполняют задания учителя, отвечают на вопросы.

– Гласный.

– При произнесении звука выдыхаемый воздух в полости рта не встречает преград.

– При его произнесении губы слегка вытягиваются вперед и округляются.

 Проговаривают звук [о]  

- Ослик.

Высказывают свои предположения

По внешним признакам определяют объект.

Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком. Выделяют звук [о] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдают за особенностями произнесения звука [о]. Характеризуют выделенный звук. Доказывают, что звук [о] гласный.

Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки

 Находят букву О на «ленте букв». Высказывают свои ассоциации (на что похожа буква О). Узнают, сравнивают и различают заглавную и строчную, печатные и письменные буквы О, о, моделируют букву О из проволоки

Фронтальный. Устные ответы.

Осуществление

слого-звукового анализа слова

 

О – легка, проста, овальна,

О запомним моментально!

О – окно, огонь, обман,

Озеро и океан,

Остров, осень, одеяло…

Слов на О совсем не мало!

Из кусочков проволоки сделайте букву О 

Теперь глазами нарисуем букву О

Из проволоки делают букву О

Делают вращение глазами

развивают психомоторную систему 

Зарядка для глаз для зрительной координации, которая несет в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма

Физкультминут-ка

Коллективная. Словесный, практический

Для правильной ориентации дыхания проводятся двигательные упражнения
«Поймать комара»: Разведите руки в стороны. Представьте, что ловите комара. Медленно сводите
 руки, чтоб его не испугать. При этот беспрерывно произносите звук [з]. Прихлопните комара и быстро разведите руки - получится автоматический вздох.

Выполнение упражнения

Активно участвует в физкультминутке

Для правильной ориентации дыхания

Коллективный.

Правильное выполнение движений

2. Отгадывание загадок про овощи

Фронтальная. Словесный, наглядный. Отгадывание загадок, беседа

1. Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает

2. Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь, правда, вкусная … .

3. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я … .

4. Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

5. Хоть я и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я … .

– Как одним словом назвать эти растения?

Отгадывают загадки, отгаданные овощи показывают на картинках.

1. Лук

2. Картошка

3. Капуста

4. Морковь

5. Свекла

– Овощи

Осуществляют классификацию предметов по определенному признаку. При отгадывании загадок используют материал собственных наблюдений. Распознают овощи на картинках

Фронтальный. Устные ответы

 3. Слого-звуковой анализ слова овощи

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический.

Беседа, работа со схемой

Проводится слого-звуковой анализ слова овощи аналогично работе со словом ослик

Работают по схеме

Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком

Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы

Физкульт

минутка

 подвижная

Коллективная. Словесный, практический

– В какое время года собирают овощи в огороде и на полях?

– Осенью с деревьев опадают листья.

– Покажите, как падают листья.

– Как красиво вы кружитесь, –
сказал кленовый листок.

Его подхватил ветерок, и он закружился вместе с другими листьями. Но вот ветер стих, и кленовый лист стал плавно опускаться и попал к кроту на огород

– Осенью.

Под музыку дети кружатся, бегают, плавно поднимая и опуская руки

Умеют слушать музыку и выполнять движения в такт. Активно участвует в физкультминутке.

Режим движения активизирующие детей.

Коллективный.

Правильное выполнение движений

4. Игра «Кто больше найдет слов со звуком
[o] (учебник,
с. 37)?

Парная. Словесный, наглядный, практический.

– Что вы видите на картинке?

– Найдите на картинке слова
со звуком [o].

- Какое имя у девочки?

Рассматривают картинку.

– зонт, бочка, торт, лимон, яйцо, ослик

Находят слова со звуком [o] на картинке. Работают в паре, называют слова по очереди, не перебивая друг друга, оценивают результаты совместной работы

Парный, индивидуальный

 5. Развитие связной речи учащихся. Составление рассказа по картинке.

Беседа, составление рассказа, предложения

– Чем занимается Оля?

– Составьте рассказ по картинке.

– Составьте предложение по схеме

Отвечают на вопросы учителя и товарища, составляют рассказ. По схеме составляют предложение

Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют рассказ по сюжетной картинке, используют схему для составления предложения

Устные ответы, рассказ по картинке

6. Работа с пословицами

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа, рассказ

– Как вы понимаете смысл пословицы «Кто скоро помог, тот дважды помог»?

– Вспомните ситуации из своей жизни, когда вы оказали помощь людям, нуждающимся в ней.

– Как вы понимаете слово «взаимопомощь»?

– Почему так говорят: «При солнце тепло, при матери добро?», «Нет больше позора, чем не выполнить уговора?»

Слушают пословицу, отвечают на вопросы, приводят примеры жизненных ситуаций

Объясняют смысл пословиц и поговорок, высказывают свое мнение. Рассуждают о взаимопомощи. Приводят примеры ситуаций, когда людям требуется помощь. Строят высказывания о своей готовности помогать людям. Объясняют значение слова «взаимопомощь»

Фронтальный, индивидуальный.

Устные ответы, рассказ

7. Нахождение буквы О в словах (учебник, с.37-38)

Парная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, чтение

– Найдите буквы О в стихотворении, посчитайте их.

– Прочитайте стихотворение Шибаева. Найдите слова с буквой О

Работают в паре. Находят буквы О, считают их.

Читают стихотворения, проверяют друг друга

Находят буквы О и слова с буквой О в текстах на страницах «Букваря». Осуществляют взаимопроверку

Парный,

индивидуальный.

Устные ответы.

8. Слого-звуковой анализ слова Оля

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Произнесите слово Оля. Что вы можете сказать о звуке [о]?

– Что можно сказать о букве О?

-Звук О обозначает слог.

Различают  звук [о]
и букву
О. Определяют особенность буквы О

Фронтальный. Устные ответы

Физкультминут-ка

Коллектив-ный. Практический

Учитель катит обруч.

О – как обруч, захочу –

По дороге покачу.

– Назовите слово на букву О

Называют слово, которое начинается с буквы О и пробегают в обруч

Осуществляют профилактику утомления. Приводят примеры слов с буквой О в начале слова

Коллективный.

Правильное выполнение задания

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный.

– Рассмотрите звуки: а – я, о – а – я

Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь и произносим поочередно звуки [о], [и].

Произносят звуки.

Приводят примеры

Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.

Фронтальный, индивидуальный.

VII. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Какому звуку, какой букве был посвящен урок? Найдите букву на «ленте букв». Почему буква О расположена на красном фоне, рядом с буквой А?

– Чему учились на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогли на уроке?

– Спасибо за урок. Молодцы! Все очень хорошо поработали!

– Гласному звуку [o], буквам О, о.

Находят букву на «ленте букв».

– На красном фоне располагаются гласные

буквы. Обе буквы (А и О) показывают твердость предшествующих согласных.

Отвечают на вопросы учителя

Определяют место изученной буквы на «ленте букв».

Отвечают на итоговые вопросы урока.

Оценивают свою работу на уроке. Устанавливают причинно-следственные связи

заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем

Фронтальный. Устные ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...

Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв» (УМК "Школа России"1 класс)

Цели: формирование знаний о существенных признаках звуков и букв; обучение сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов....

Урок по теме: «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»

Открытый урок по русскому языку в 1 классе. Учитель: Лукьянова Татьяна ВладимировнаТема: «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»Цели деятельности учителя: фор...

Урок обучения грамоте. Тема урока: Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш

Данный урок знакомит со звуком [Ж] и буквами Жж, по программе "Школа России". Этот материал можно использовать на уроках обучения грамоте 1 класс....

Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и буквах в слове, знаний об изобразительных возможностях языка, о смыслоразличительной роли звуков и букв в словеПланируемые результатыПред...

Русский язык. Урок по теме "Звук [ц], буквы Ц,ц. Строчная буква ц. 1 класс.

Тема урока: Звук [ц], буквы Ц,ц. Задачи: знакомство со звуком [ц ], с буквами Ц,ц; учить характеризовать звук по алгоритму; учить читать слоги и слова с буквой ц; учить анализировать образец изуч...