Выступление на научно-практической конференции "Здоровьесбережение школьников в рамках внеурочной деятельности"
материал по зож по теме
Выступление на научно-практической конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_npk.docx | 361.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Ташёлка муниципального
района Ставропольский Самарской области
«Здоровьесбережение школьников в рамках внеурочной деятельности»
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Ташелка
Дуняшина Татьяна Геннадьевна
2016 - 2017 учебный год
Содержание:
- Введение: проблема, ее актуальность, цели, задачи................... стр. 3 - 5
- Основная часть: изложение материала, используемые приемы и методы
2.1 Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности
2.2 Школа здоровья
2.3 Подвижные игры
2.4 Хореография
....................................................................................................... стр. 6-16
- Заключение: выводы, практическая значимость.........................стр.17-18
- Литература………………………………………………………..стр. 19
- Приложения
Введение
Чтобы сделать ребёнка
умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым
Ж.-Ж. Руссо
Современная школа готовит детей к жизни, а значит должна обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружить его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать у него культуру здоровья. В связи с этим возникает проблема разработки и проведения мероприятий по здоровье сбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Мы, педагоги, должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. На здоровье школьника влияют две группы факторов: не поддающиеся нашему управлению (экология, традиции ЗОЖ в семье, качественная и своевременная медицинская помощь и т. д.) и управляемые факторы (организация оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление физического, психического и социального здоровья детей).
Школа — это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет.
3
Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый
мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь им осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства.
Актуальность.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Образование несет ответственность не только за духовное, но и физическое развитие детей, за укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. В последние годы возникла устойчивая тенденция к ухудшению здоровья учащихся на всех ступенях образования. По оценкам специалистов до 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35% учащихся, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна.
Причиной резкого снижения уровня здоровья детей младшего школьного возраста являются:
- социальные потрясения;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- малоподвижный образ жизни;
- перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин;
- неполноценное питание;
4
- отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;
- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Для того чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.
Формирование здоровой личности с высоким уровнем физического, психического, нравственного и социального здоровья является целью нашей внеурочной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
- содействовать всестороннему развитию ребёнка средствами танцевальной хореографии и приобщение детей к танцам через участие в различных конкурсах и танцевальных мероприятиях.
5
Основная часть
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”)
Задача педагогов - обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научную и полезную информацию.
Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, что находится в соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об образовании".
Основными целями общеобразовательной школы является обеспечение системного подхода к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников, способствующих познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению
6
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Одним из приоритетных направлений школы является сохранение и укрепление здоровья школьников. В наше время учителю недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, необходимо побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации.
В своей работе хочу остановиться на здоровьесберегающих технологиях, используемых во внеурочной деятельности в нашей школе.
Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников.
Систематически в процессе обучения в начальных классах проходят:
- Утренняя зарядка. В начале каждого учебного дня перед занятиями разучиваем комплекс утренней гимнастики. Он проводится с музыкальным оформлением, что способствует
7
созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.
- Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.
На переменах стараюсь занять детей полезными коррекционными играми: игры на внимание; игры, помогающие раскрыть личностные возможности ребенка; игры, развивающие глазомер, наблюдательность; игры, развивающие творческие способности и воздействующие на эмоции чувства детей.
Это такие игры: «Море волнуется», «Рыбалка»,
«День, ночь», «Совушка», «С кочки на кочку», «Пустое место» и др.
3. Дни здоровья. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.
4.Динамические паузы. Прогулки и игры на свежем воздухе, спортивный час.
Одно из направлений внеурочной деятельности нашей школы «Школа
8
здоровья». В программу «Школы здоровья» входит 3 направления:
- Секреты здоровья
- Попрыгать, поиграть
- Профилактика детского травматизма (Приложение 1)
Школа здоровья
Подробнее хочется остановиться на внеклассной работе с учащимися, направленной на оздоровление детей, привитие им тяги к здоровому образу жизни. Один раз в четверть в классе устраиваются спортивные праздники, на которых присутствуют и родители.
Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа – идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение подростков к своему здоровью как главной жизненной ценности и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов.
Любая культура начинается со знаний. Поэтому школьники должны быть вооружены целой системой представлений о физиологических особенностях организма, гигиены тела, режима и т.д., а также о сущности здорового образа жизни. Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности. Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа в повседневной жизни школьников, устойчивом противодействии негативных воздействий.
Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и самореализации школьников. Поэтому программа «Школа здоровья» внеурочной деятельности выбрана неслучайно. «Школа здоровья»
9
представляет собой совокупность знаний о здоровье, развитие творческих способностей школьников и воспитание стремления к здоровому образу жизни.
Расскажу о том, как на этих занятиях мы учимся сохранять и укреплять своё здоровье, о том, как идёт развитие творческих способностей детей.
- На занятии по теме «Друзья Вода и Мыло» после чтения «вредных советов» Г. Остера было предложено нарисовать портрет человека, который выполнил эти вредные советы, были заданы вопросы на размышление: это красивый человек? Выскажите своё мнение об этих советах. Затем был составлен устный рассказ о Неряхе, который стал Чистюлей.
- На занятии «Как сохранить улыбку красивой» (Приложение 2) сочиняли стихотворение.
- Мы научились правильно чистить зубы, а теперь давайте попробуем разъяснить важность этих процедур другим детям. Рассказ об этом запишем в виде небольшого стихотворения. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать на них. А ответ мы запишем на цветных листочках, вырезанных в форме зубика.
- Сколько раз мы чистим зубы в день?
- Мы чистим зубы дважды в день.
И делать это нам … (не лень).
- С помощью каких предметов мы чистим зубы?
- Три минуты щёткой с пастой.
- Какие зубы надо чистить?
- Чистим зубы все подряд.
10
- Как начинается чистка зубов?
- Чистим сверху, чистим снизу, и снаружи, и внутри.
- А зачем внутри?
- Вычищаем всех бактерий.
- А в заключение?
- И язык почистим.
- Что ещё осталось нам сделать?
- Рот осталось сполоснуть.
3) На практическом занятии по теме «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть» дети рисовали продукты, полезные для здоровья. (Можно раскрасить, вылепить). Домашнее задание дети получили такое:
- Как определить, жирная ли пища?
Взять небольшие порции разных продуктов: кусочек хлеба, яблока, колбасы и т. д. Срезанной частью положить на лист бумаги. Через 10-15 минут посмотреть. Если продукт жирный, на бумаге останется жирное пятно.
4) А на занятии «Здоровая пища для всей семьи» выполняли такое творческое задание «Продолжи сказку»: «Жил-был сказочный король. У него была дочь. Она любила сладкое. И с нею случилась беда…». Домашнее задание было такое: Придумайте пословицы о продуктах питания.
* Всякому нужен и обед и ужин.
* Голодной лисице виноград снится.
* Голодному Федоту любые щи в охоту.
11
* Если щи хороши, другой пищи не ищи.
* Хлебушко калачу дедушка.
* Больному помогает врач, голодному – калач.
5) На занятии по теме «Сон – лучшее лекарство» мы говорили о колыбельных песенках, которые детям пели их мамы, когда они были совсем маленькими.
6) На занятии по теме «Я пришёл из школы» дети рисовали приветливого и неприветливого Федота, играли в игру «Закончи рассказ», разыгрывая различные жизненные ситуации: а) Вы вышли на улицу. Навстречу бежал мальчик из соседнего дома. «Доброе утро», - крикнул он и улыбнулся. Вам захотелось… б) подошёл автобус. Вы хотите войти, но всех отталкивает подросток и грубо говорит: «Куда лезешь?» Настроение ваше… в) Друг поделился с вами радостью. Вы…
7) В октябре этого года мы с ребятами участвовали во Всероссийском конкурсе «Педагогика XXI век» в номинации «Лучшая стенгазета». Ребята представили работу «Мы за здоровый образ жизни» и заняли 2 место.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества. Использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий, учёт всех норм и правил, совместные усилия учителей, родителей и детей позволяют сохранить и укрепить здоровье младших школьников.
12
Подвижные игры
Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися в начальных школах приобретает важное значение в связи с вовлечением школьников в организованную двигательно-оздоровительную деятельность. Она может включать подвижные и спортивные игры, несложные спортивные упражнения, занятия со спортивным инвентарем, на специально оборудованных площадках, прогулки на свежем воздухе и т. д.
Мероприятия по физическому воспитанию проводятся в группах, объединенных по возрастному принципу. Подвижные и спортивные игры я провожу 1 раза в неделю. Как правило, вначале дается игра, требующая сосредоточенности, точности движения, но не связанная с большой затратой энергии. Затем предлагаются игры с общей физической направленностью. В конце занятия детям предлагаются игры на наблюдательность и ориентирование. В качестве инвентаря можно использовать мячи, обручи, скакалки, воланы, бруски др. предметы. Например, упражнения для формирования координации движения «Лесенка», «Ступенька» и «Обручи». Данные упражнения необходимы для физической подготовки к спортивным играм, таким как пионербол, волейбол, баскетбол и футбол.
В практике своей работы широко применяю игровые и групповые технологии, помогающие решать не только проблемы здоровьесбережения и социализации, но и проблемы мотивации, развития обучающихся. В игре ребенок «вырастает» на несколько лет вперед, потому, что в игре ребенок сам принимает решения, сам выбирает способ обыграть товарища. Игра помогает человеку самореализоваться, принять ответственность за выполненное действие и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.
13
В групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых спортивных соревнования, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы. Творческий потенциал ребят во время командных игр (волейбол, баскетбол, пионербол, футбол и т.д) вырастает в несколько раз по сравнению с занятиями, ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений. Групповые технологии – это выработка у учащихся острого желания действовать, причем действовать результативно.
Например, подвижные игры («Перестрелка», «Самый быстрый», «Ящерица» и т.д.) Следует предоставлять больше возможности для самостоятельной активности учащихся в школе. Игры должны быть не сложными, заранее разученными и умеренно эмоциональными. Для профилактики травматизма в игры не нужно вовлекать учеников, отличающихся по возрасту, физическому развитию и степени подготовленности.
Благодаря наличию во внеурочной деятельности системы здоровьесбережения удается:
• обеспечить высокий охват обучающихся школы регулярными занятиями физической культурой и спортом;
• увеличить объём двигательной активности детей;
• сформировать у обучающихся устойчивый интерес в сохранении и укреплении здоровья.
• обеспечить рост мотивации к ведению здорового образа жизни;
• активизировать помощь родителей, общественности.
Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья.
14
Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.
Хореография
Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир.
В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни, Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества».
Что такое современная хореография? Чем она является для ребенка, постигающего мир танца? Как она может влиять на его развитие? Именно на эти вопросы должен отвечать педагог-хореограф при подготовке к занятиям.
Все мы замечаем, как активно в последние два-три года популяризуется танцевальное искусство в России. О растущей популярности танцев в нашей стране говорят телевизионные программы и постоянно растущее количество, как танцевальных студий, так и их клиентов. Все больше и больше людей выбирают танцы в качестве хобби. Танцы становятся массовыми, и этот фактор имеет особое влияние в воспитании будущего поколения. Отсюда, во
15
внеурочной деятельности по хореографии была поставлена цель: содействие всестороннему развитию ребёнка средствами танцевальной хореографии и приобщение детей к танцам через участие в различных конкурсах и танцевальных мероприятиях.
Уже третий год в своём классе на занятиях по внеурочной деятельности я веду танцевальный кружок. Мои ученики принимают участие во всех общешкольных мероприятиях. Кроме этого, уже с первого года обучения мы начали принимать участие в районных и областных хореографических конкурсах, где занимали призовые места. В конкурсе хореографического искусства районного фестиваля детского и юношеского творчества «Ступеньки к звёздам» в 2015 году мы заняли 1 место в своей возрастной категории, а в 2016 году в этом же конкурсе заняли 3 место. Также мы принимали участие в районном конкурсе-фестивале «Маленькие звёздочки», где так же были отмечены грамотами. В январе 2016 года мы стали лауреатами VII областного фестиваля детского и юношеского творчества «Вифлеемская звезда», а в апреле приняли участие в VII областном фестивале детского и юношеского творчества «Пасхальная капель», где так же стали лауреатами и были награждены дипломом победителя. В дальнейшем мы планируем принимать участие в различных хореографических конкурсах.
16
Заключение.
Результативность работы:
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности учащихся удаётся:
- сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков, полученных во внеурочной деятельности;
- обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;
- обеспечить высокий охват обучающихся школы регулярными занятиями физической культурой и спортом;
- увеличить объём двигательной активности детей;
- активизировать помощь родителей, общественности по сохранению и укреплению здоровья детей, продолжать принимать участие в различных хореографических конкурсах
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не
17
может быть здорового.
Подводя итог выше изложенному, можно сказать следующее. Только комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровьесберегающим.
Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, открывается простор для его педагогического творчества.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное сохраняет здоровье наших детей.
Педагоги начальных классов всегда помнят, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми. Использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствет сохранению и укреплению здоровья учащихся.
18
Литература.
1.И.Г.Андреева, Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.
2.В.И. Ковалько , Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2010, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
3.Е.А.Менчинская, Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся [Текст] / Е. А. Менчинская. — М.: Вентана - Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
4. Е.П.Митина, Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, №6.
5.Е.В. Советова, Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е. Советова. – Ростов н / Дону : Феникс, 2007. – 285 с.
6. Т.Л.Ощепкова, Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, №8.
7.В.Ф.Феоктистова, Образовательные здоровьесберегающие технологии.-Волгоград.-2009.
8. Л.Л.Шевченко, От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, №8.
19
Приложение 1
Содержание программы
Секреты здоровья
Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.
Попрыгать, поиграть
Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов.
Профилактика детского травматизма
Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе.
Приложение 2
Внеклассное занятие
«Как сохранить улыбку красивой»
1. Орг.момент «Сотвори солнце в себе».
- В природе есть Солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем.
2. Беседа по теме.
- Кто мне скажет, что означает слово здоровье? (Здоровье – правильная, нормальная деятельность живого организма)
- Да, на занятиях здоровья мы учимся любить свой организм, заботиться о нём.
- А какая у нас сегодня тема? Ответ на этот вопрос спрятан в загадке. Послушайте её внимательно и постарайтесь найти ответ: «Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого?» (Улыбкой)
- Какую песню об улыбке вы знаете? Вспомните её.
- В песне есть слова: «от улыбки станет всем светлей». Как вы понимаете смысл этих слов?
- Сегодня мы проводим занятие по теме «Как сохранить улыбку красивой?» Посмотрите на рисунки, на которых люди улыбаются. Давайте и мы улыбнёмся друг другу и посмотрим, что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент? (Зубы)
- Правильно, у человека зубы вырастают два раза. Первые – временные, их ещё называют молочными зубами, их 20. Вторые постоянные, их от 28 до 32.
- Молочные зубы играют важную роль в развитии постоянных. Как вы думаете почему? (Они сохраняют пространство для них, направляют рост постоянных зубов).
- Временные зубы меняются на постоянные. Эта стадия называется смешанным зубным рядом, так как в этом возрасте большинство детей имеют как молочные, так и постоянные зубы. А что происходит, когда временный зуб выпадает?
- На его месте вырастает постоянный. Этот постоянный зуб будет служить всю жизнь. Смена зубов – естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться.
- В разных странах существуют обычаи, связанные с выпадением зубов. У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок, приглашая мышонка взять старый зуб и принести новый.
Кстати, в России, тоже зовут мышку, но зуб принято класть под печку.
Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись в зуб Они». (Они – это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы.)
У корейцев ребёнок бросает зуб на крышу и говорит: «Чёрная птица, чёрная птица, я тебе даю свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый». (Чёрная птица символизирует удачу.)
В Америке – дети кладут выпавший зуб под подушку на ночь специально для Зубной Феи, которая может забрать зуб и положить вместо него несколько монеток!
- А что вы делаете, когда у вас выпадает зуб?
3. Практическое занятие.
Возьмите зеркало и рассмотрите свои зубы. Найдите молочный и постоянный. Чем отличаются молочные зубы от постоянных?
- Постоянные больше по размеру.
- Временные бело-голубоватого цвета.
- Это отличия. А сходство спрятано внутри. Оказывается, строение молочных и постоянных зубов одинаковое. Давайте рассмотрим схему внутреннего строения зуба и назовём его части. Зуб состоит из трёх основных частей:
- коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;
- корень – часть зуба, которая располагается в челюсти;
- шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем; она прикрыта десной.
- Итак, мы знаем, как устроены наши зубы. Как вы думаете для чего нужны эти знания? О сохранении какой части зуба мы должны заботиться в первую очередь?
4. Оздоровительная минутка.
Люди с самого рождения
Жить не могут без движения.
- Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половина горы говорит: «Сила во мне» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх. «Нет, - решили они, - мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь!
5. Упражнение «Спрятанный сахар».
(Дети приносят этикетки от продуктов, которые часто едят дома.)
- Рассмотрим этикетки, найдём слова, которые обозначают сладкое (сахар, сироп, мёд, мальтоза, фруктоза).
- Разделим этикетки на 2 части: с высоким содержанием сахара и низким.
- Как вы думаете, какие продукты питания позволяют поддерживать здоровье зубов? (Доктор Здоровая Пища советует есть творог, молоко, кашу, особенно овсяную, так как в них содержатся кальций и фосфор, укрепляющие эмаль зубов.)
- Отгадайте загадки и выберете на доске рисунки к словам-отгадкам. (На рисунках изображены полезные продукты питания.)
Чай заварят ароматный Нам вместо аспирина
И целебный, и приятный. Нужна зимой… (малина)
Витаминами богат Жёлтые грозди очень колки,
Нашей розы дикий брат. Точно хвоя, что у ёлки.
(Шиповник) Только знаю я железно,
Средь болот она краснеет. Сок и масло её мне полезны. (Облепиха)
Осенью совсем поспеет. Вдоль лесочка у дорожки
Кисловата, горьковата, Собирали мы с Серёжкой
Но витаминами богата. (Клюква) И с сестрёнкой Викой
На лугу растёт, в лесочке. Лесную … (ежевику)
Не тянись к ней на носочках. Золотой его бочок
Наклонись скорей пониже, Мне попал на язычок.
Растёт она к земле поближе. Круглый год мы их едим,
(Земляника) Сад за то благодарим. (Яблоко)
Ты на лампочку похожа, Ягод много под листочком.
Но не светишь ты прохожим, Наклонилась низко дочка.
Щедро всех ты угощаешь, Ягода сочна, вкусна
В сад фруктовый приглашаешь. (Груша) И известна всем она. (Клубника)
Бусы на кусточке Кисел – не доспеет.
Для меня и дочки. Сладок, коль дозреет.
Но не для украшения, Я его люблю жевать.
А для угощения. (Смородина) Можешь ты его назвать? (Крыжовник)
Парами и тройками Осенью в саду созрели
На веточке висят. Синевою заблестели.
И ароматом чудным они нас не манят. Сладкие, полезные,
Зато красивы и сочны. Лакомкам известные. (Сливы)
Ты на варенье их нарви. (Вишня)
- Что нужно сделать, чтобы зубы не болели? (Чистить 2 раза в день зубы, есть фрукты и овощи, есть поменьше сладкого)
Как вывод можно разучить стихотворение:
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты!
6. Практикум «Чистка зубов».
- Назовите главных помощников сохранения зубов здоровыми. (Зубные пасты, щётки). Как надо ухаживать за зубами, нам сегодня расскажет доктор кролик.
Кролик: «Я прошу вас взять в руки зубную щётку и повторять все движения за мной».
- Зубная щётка располагается вдоль линии дёсен. Движения зубной щётки – сверху вниз.
- Очистить внутреннюю поверхность зуба. Движение щётки снизу вверх.
- Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щётки – вперёд-назад.
- Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
- Не забудьте почистить язык.
Молодцы!
А что делать, если зубы всё же заболели? (Дать возможность детям рассказать случаи из жизни ).
Зубные врачи – стоматологи – знают:
- как помочь при зубной боли
- как некрасивые зубы сделать красивыми!
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Отбеливание зубов дома
- Чтобы зубы стали белее, пейте больше молока – это укрепит эмаль зубов. Лимонные корки могут немного отбелить зубы. Самое популярное народное средство – обыкновенная сода. Обмакиваете зубную щетку в соду и чистите зубы. Зубы сразу станут белее
Памятка «Это полезно помнить!» (раздать детям)
1) Ешьте фрукты и овощи. Не злоупотребляйте сахаром и сладостями.
2) Чистите зубы не менее двух раз в день: после завтрака и перед сном.
3) Меняйте зубную щётку каждые три месяца. Это лучший подарок для вашей улыбки.
4) Дважды в год посещайте стоматолога, и тогда у вас будет ослепительная улыбка!
8. Итог занятия.
- Давайте подытожим: верно ли мы поступаем, правильный ли путь выбрали?
У вас на столах лежат маски. Лица у них какие-то безликие, чего-то не хватает в них? (Улыбки)
Давайте оживим эти лица. А чтобы нам работалось веселей, включим музыку (звучит песня «Улыбка»). Дети оживляют маски.
Итак, ваши маски ожили. Некоторые из них я прикреплю на доску. Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок в классе. Закончим наше занятие стихотворением:
Если только рассмеяться,
То настанут чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка, взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для педагогического сборника "Патриотическое воспитание школьников в рамках внеурочной деятельности".
Выступление на ярмарке педагогических идей...
Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"
Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"
Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...
Экологическое воспитание школьников в рамках внеурочной деятельности
Опыт работы по экологическому воспитанию...
презентация к статье "Экологическое воспитание школьников в рамках внеурочной деятельности"
Презентация...
Научно - практическая тетрадь "Юный исследователь"-пособие для внеурочной деятельности
Данная научно – практическая рабочая тетрадь построена на основе кейс – технологии. Что же такое кейс? Слово кейс в русском языке означает, как миниму...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...